Выступление на МО: "Причины снижения мотивации у обучающихся"
методическая разработка на тему
Выступление на МО: "Причины снижения учебной мотивации у обучающихся"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Причины снижения мотивации учащихся в процессе обучения.
Мотивация – это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная творческая работа, с воодушевлением, энтузиазмом, а может быть уклонение от неё «в знак протеста». Мотивировать учащихся – значит затронуть их важнейшие интересы, дать им шанс реализоваться в процессе деятельности.
Учителям следует учитывать, что существует много различных причин снижения мотивации учении.
Причины снижения мотивации, зависящие от учителя:
- неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающею перегрузку учащихся;
- не владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием,
- неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом;
- особенности личности учителя.
Учителя далеко не всегда уделяю должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях.
Причинами снижения мотивации, зависящими от ученика, являются:
- низкий уровень знаний;
- несформированность учебной деятельности;
- несформированность приёмов самостоятельного приобретения знаний;
- плохие отношения с классом;
- задержки развития;
- индивидуальные особенности.
Причины снижения мотивации учения также являются неэффективные мотивационные стили поведения у ученика.
Четыре самых неэффективных мотивационных стиля у ученика.
1. Отрицательный мотиватор. Некоторые ученики могут мотивировать себя или других, думая только о катастрофах, которые произойдут, если они чего-то не сделают. «Не сдам экзамен - скандал дома, второй год обучения, не поступлю в институт». Однако о неприятностях думать неприятно.
В работе с такими учениками следует обращать их внимание на то, что он хочет получить, усиливать положительный акцент. Тогда мысли о катастрофах, которых необходимо избежать, уйдут на задний план.
2. Мотивационный стиль «диктатор». Диктатор мотивирует себя и других строгими приказами. Ученик, применяющий этот подход, часто использует слова типа «необходимо», «должен» или «обязан». Большинство людей реагируют нежеланием делать это. Более эффективно мотивировать себя и других, перейдя на приглашения вместо приказаний. Поэтому сдвиг к приятной, завлекающей интонации производит большое изменение - как и смена формулировок на «было бы здорово», «было бы полезно», «мы хотим».
3. Мотивационный стиль «Вообрази выполнение». Многие ученики застревают на мысли о том, какого это - выполнять задачу (решить пример, найти ответ, вспомнить материал), вместо того чтобы увидеть эту проблему выполненной. Таких учеников легче всего вывести из состояния переживания выполнения на понимание того, чем ценно для него выполнение задания, и тогда вступит в силу положительная мотивация. Это одна из самых трудных категорий неэффективных мотивов, поэтому иногда полезно бывает дать совет ученику отложить выполнение данного задания, вызывающее затруднение.
4. Мотивационный стиль перегрузки. Некоторые ученики склонны представлять всю задачу или весь ответ как одну огромную, угрожающую, недифференцированную массу работы и, естественно, чувствуют себя перегруженными. Ощущая себя перегруженным, человек обычно чувствует себя не в состоянии даже приступить к работе, и поэтому склонен откладывать ее. Таким ученикам следует помочь разбить задачу на серию меньших шагов, которые приведут к выполненной задаче.
Совокупность негативных процессов получила в психологии название «внутреннего отхода от школы». Они убедительно показывают, насколько важной является задача оптимального сочетания внешних и внутренних мотивов в деятельности учащихся, а, следовательно, задача активизации, стимулирования внутренних стимулов учебы.
Какие же пути решения этой проблемы?
Создание условий развития учебной мотивации современного школьника:
1. Предоставление свободы выбора. Ученик, а также его родители должны иметь возможность выбора школы, учителя, программы обучения, видов занятий, форм контроля. Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает большую ответственность за его результаты.
2. Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю мотивацию.
3. Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него.
4. Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения.
5. Значимым условием развития учебной мотивации современного школьника является личность учителя и характер его отношения к ученику.
6. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является проблемное обучение.
7. Формирование обобщенных методов (способов) работы с базовыми знаниями.
8. Процесс обучения построен так, что ребенок усваивает знания и умел их применять.
Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Между мотивами и целями существуют весьма сложные отношения. Наилучший путь движения - от мотива к цели, т.е. когда ученик уже имеет мотив, побуждающий его стремиться к заданной учителем цели.
Общие рекомендации родителям по повышению уровня школьной мотивации.
* Провести с ребенком беседу о школе. Примерные вопросы беседы: Ты хочешь идти/ходить в школу? Почему ты хочешь/не хочешь ходить в школу? Как ты готовишься к школе? Нравится тебе в школе? Что тебе нравится в школе? Если бы тебе не нужно было ходить в школу и детсад, чем бы ты занимался дома, как проводил бы свой день
* Расспрашивать его о том, как прошел учебный день, что нового и интересного узнал ваш ребенок
* Поддерживать своего ребенка независимо от его социального статуса в группе
* Организовывать совместную деятельность, которая дает возможность ребенку побывать в разных социальных ролях
* Использовать во взаимодействии ребенком положительный опыт
* Создавать условия для возможности показать себя в выгодном свете, показать свою полезность для других
Закончить выступление словами известного педагога Алексея Николаевича Леонтьева:
«Для того, чтобы возбудить интерес, не надо указывать цель, а затем пытаться мотивационно оправдать действие в направлении данной цели. Нужно, наоборот, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели. Интересный учебный предмет – это и есть учебный предмет, ставший «сферой целей» учащегося в связи с тем или иным побуждающим его мотивом».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мотивация это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Поведение человека всегда мотивировано.
Мотивировать учащихся – значит затронуть их важнейшие интересы, дать им шанс реализоваться в процессе деятельности.
Причины снижения мотивации: неправильный отбор учебного материала; не владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием; неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом; особенности личности учителя.
Причины снижения мотивации: низкий уровень знаний; несформированность учебной деятельности; несформированность приёмов самостоятельного приобретения знаний; плохие отношения с классом; задержки развития; индивидуальные особенности.
4 неэффективных мотивационных стиля: Отрицательный мотиватор. Мотивационный стиль «диктатор». Мотивационный стиль «Вообрази выполнение». Мотивационный стиль перегрузки.
Отрицательный мотиватор
Мотивационный стиль «диктатор»
Мотивационный стиль «вообрази выполнение»
Мотивационный стиль перегрузки
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мотивация учения. Причины снижения мотивации учащихся.
Мотивация- это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная творческая работа, с воодушевлением, энтузиазмом,...
Причины снижения мотивации и пути ее решения.
Выступление на заседании методического совета учителей начальных классов на тему "Мотивация учащихся на уроках в условиях реализаии ФГОС"...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Тема "Причины снижения мотивации учащихся в процессе обучения и пути их повышения"
В данной работе рассмотрены причины снижения мотивации учащихся и предложены пути повышения, которые продуктивны на современном этапе развития образования....
"Причины снижения мотивации учащихся в процессе обучения"
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО...
Причины снижения мотивации
Мотивация - это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная творческая работа, с воодушевлением, энтузиазмом...
Причины снижения мотивации к учению и пути решения этой проблемы.
Мотивация - это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная творческая работа, с воодушевлением, энтузиазмом...