Методический семинар
статья на тему
« Использование кейс технологии на уроках окружающего мира для формирования УУД младшего школьника»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar_mihaylovoy_eleny_nikolaevny.docx | 37.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги.
Слайд №1
Хочу представить педагогический опыт по теме: « Использование кейс технологии на уроках окружающего мира для формирования УУД младшего школьника»
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование у учащихся совокупности универсальных учебных действий (УУД), слайд №2 обеспечивающих не только усвоение конкретных знаний, но и создающих условия для выработки умений и навыков мыслительной деятельности, раскрытие и развитие их способностей.
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций.
Как правильно спроектировать урок, который формировал бы у учащихся не только предметные результаты, но и универсальные учебные действия? Для решения этой задачи используются различные технологии обучения.
Одной из новых эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Слайд №3. Поэтому целью моей концепции является: разработка и апробация кейсов на уроках окружающего мира для формирования УУД младшего школьника.
Исходя из основной цели, поставлены задачи:
(Слайд№4) Исходя из основной цели, поставлены задачи:
- раскрыть структуру обучения кейс методом;
- познакомить с технологией организации урока по кейс методу;
- определить эффективность кейс технологии на учебном занятии для формирования УУД.
Кейс технология - это технология активного проблемно – ситуационного анализа, основанная на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием
Слайд №5
Основные цели кейс–технологии в начальной школе заключаются в:
- активизации познавательной деятельности обучающихся;
- отработке умений работы с информацией;
- приобретении навыков изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме и ее аргументированного отстаивания;
- выработке навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки;
- формированию навыков работы в группе, навыков взаимодействия и сотрудничества.
Слайд №6
Обучение методом кейсов имеет свою структуру.
Структура обучения кейс методом представлена на слайде
Действия преподавателя (до занятия) | Действия школьника (до занятия) |
1. Подбирает кейс. (Пакет учебных карт, правил, рекомендаций по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания) 2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки школьника. 3. Разрабатывает сценарий занятия. | 1. Получает кейс и список рекомендаций. 2. Индивидуально готовится к занятию. |
Во время занятия: 1. Организует предварительное обсуждение кейса. 2. Делит класс на группы. 3. Руководит обсуждением кейса в группах, обеспечивая их дополнительными сведениями. | Во время занятия: 1. Задаёт вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы. 2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие. 3. Принимает решение или участвует в принятии решения. |
После занятия: 1. Оценивает работу школьников. 2. Оценивает принятые решения или поставленные вопросы. | Возможно и само оценивание. |
Действия учителя в кейс - технологии.
Класс делится на такое количество групп, чтобы они состояли из 4-6 человек. Каждая команда выбирает руководителя (модератора). На нём лежит ответственность за организацию работы групп, распределении вопросов между участниками и окончательные решения. После завершения работы модератор делает доклад или сообщение о результатах выполненной работы своей группы. Подведение итогов работы над темой остается за учителем. На своих уроках я часто практикую кейс обучение в групповой форме. Работая в малых группах, ребята чувствуют себя более уверенными, происходит развитие таких личностных качеств младшего школьника как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы. Повышается интерес к предмету, ребята сами включаются в процесс исследования, сами получают знания, добиваются поставленной цели, находят ответы на поставленные вопросы.
Слайд№ 7
Для составления кейса учитель может использовать такие виды заданий:
- Работа с научно-познавательным текстом, текстом художественного произведения, фрагментом из мультфильма, видеофильма.
- Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
- Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
- Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание стихотворения, видеоролика.
- Оценка – обоснование определенной точки зрения.
- Разные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн источников (опыты, наблюдения)
Изучая материал, обучающийся может запрашивать помощь у учителя.
Слайд№8 Для активизации учебной деятельности применяю следующие кейс-методы:
а) Ситуационно - ролевая игра (Игры « Туристы», «Доктора»,
«Космонавты», «Санитары природы», «День и ночь»)
Цель – в виде инсценировки создать в классе правдивую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.
б) Игровое проектирование
Цель - процесс создания или совершенствования проектов.
в) Метод кейс - стади
Метод основан на разборе конкретных ситуаций. ( Правила поведения в природных сообществах)
Слайд№9
В классификации кейсов выделяют такие виды:
- практические кейсы, которые отражают реальные жизненные ситуации;
- обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;
- научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Учителя начальных классов в своей работе могут использовать практические кейсы, отражающие типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности. Приведу пример практического кейса. На уроке по теме «Собака в нашем доме» я предложила ребятам рассмотреть ситуацию, с которой сталкивались почти все дети. Девочка захотела завести собаку, а мама была не согласна. В начале урока познакомила детей с некоторыми породами собак, (используя презентацию) затем класс поделила на группы и продолжили работу по заданиям кейса.
Кейс №1 Источник «Атлас определитель» стр.45
Задание: найдите информацию о служебных собаках. По атласу определителю найдите название породы собаки и определите, какие породы относятся к служебным.
Кейс №2 Источник «Атлас определитель» стр.45-46
Задание: найдите информацию об охотничьих собаках. По атласу определителю найдите название породы собаки и выберите, какие породы относятся к охотничьим.
Кейс №3 Источник «Атлас определитель» стр.45-46
Задание: найдите информацию о декоративных собаках. По атласу определителю найдите название породы собаки и выберите, какие породы относятся к декоративным.
Кейс №4 задание: прочитать текст и подчеркнуть основные правила ухода за собаками.
Каждая группа читает тексты, выделяет маркерами необходимую информацию, обсуждает прочитанное, выбирает представителя от своей группы с рассказом. В процессе работы над кейсом ребята без помощи учителя добывали информацию (с помощью атласов определителей, дополнительных текстов, собственных знаний) и делились, обменивались полученными знаниями, как в группе, так и выступая по одному от группы. Пользуясь полученными знаниями о породах собак, об особенностях ухода и проживания каждой породы, ребята пришли к выводу, что завести четвероногого друга - дело ответственное.
Кейс – исследование.
Сегодня на уроке вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты, узнать о свойствах воды и получить ответы на некоторые свои вопросы. Так какая у нас задача? А где учёные проводят опыты?
Верно, изучать свойства воды мы будем в наших лабораториях. В каждой лаборатории своё задание. После проведенного исследования подготовьте вывод.
Посмотрите на слайд. На нем представлены кейсы.
Слайд №10
Кейс №1 Источник: учебник стр. 52 Опыт №1,2.
Задание: выяснить, имеет ли вода цвет и запах?
Сравнивают при помощи органов чувств воду и молоко и делают вывод.
Кейс №2 Источник учебник стр.52-53 Опыт №3,4
Имеет ли вода вкус и прозрачна ли она? Сравнивают при помощи органов чувств воду и молоко и делают вывод, опускают ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком. Делают вывод.
Кейс №3 Источник учебник стр. 53 опыт №5
Имеет ли вода форму? Наливают воду из стакана в блюдце. Сравнивают форму воды в стакане и в блюдце. Делают вывод.
Все опыты провели. Сейчас каждая группа будет зачитывать свои результаты, и мы будем фиксировать в таблице “да” – вода обладает данным свойством, “нет”– вода не обладает данным свойством. Откройте тетради. Все ответы будем фиксировать в таблице. Учащиеся самостоятельно делают выводы (на доске каждая группа указывает, результат опыта и учащиеся его фиксируют в таблицу). Каждая лаборатория отвечает и делает выводы. Таким образом, на данном уроке мы формируем у детей познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД.
Слайд №11
- познавательные УУД: способность и умение производить простые логические действия (анализ, сравнение), извлекать необходимую информацию из увиденного, осознанно и самостоятельно строить речевое высказывание.
- регулятивные УУД: выполнять учебное задание в соответствии с планом, осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь
- коммуникативные УУД: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную
деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию.
Слайд №12
Экскурсии – традиционная форма познания окружающего мира, но и здесь можно использовать кейс технологию:
- предварительный сбор информации группой учащихся (4-6 человек) по теме экскурсии (до экскурсии);
- ролевая игра (спикеры от каждой группы исполняют роль экскурсовода и делают небольшие по времени сообщения об интересных фактах, о культуре, истории, искусстве, промышленности той местности, где проходит экскурсия (во время поездки на экскурсию);
- конкурс на самый интересный вопрос экскурсоводу (во время экскурсии);
- конкурс на лучший устный рассказ по теме «Самый интересный экспонат музея» (после экскурсии) и т.д.
Различные экскурсии, проводимые в течение 3-х лет обучения, (в природу, музеи города, предприятия посёлка) создают необходимую базу для дальнейшей работы в классе по формированию УУД.
На мой взгляд, наиболее эффективной формой развития умения работать в малых группах являются специально подобранные тексты (в своей работе использую тексты Чудиновой Е.В. Плешакова А.А. Атлас определитель «От земли до неба»), позволяющие дополнить и обогатить представления ребят об окружающем мире, закрепить полученные знания о живой и неживой природе. Тексты учат воспринимать и понимать материал, участвовать в обсуждении¸ высказывать свое отношение к прочитанному, слушать и слышать мнение других, сотрудничать с ними в поиске ответов на поставленные вопросы.
В первом классе на отдельных уроках делаются первые шаги на пути формирования УУД, а во втором, третьем и четвертом классах создаются условия для дальнейшего совершенствования этой деятельности. Тем более, что формирование УУД - дело не одного урока, а длительный планомерный систематический процесс.
Поэтому со второго класса работа с текстами проводится чаще.
Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.
Слайд № 13
Согласно проведенным наблюдениям, младшие школьники на кейс-уроках работают более активно, целеустремленно, у них повышается стимул к получению прогнозируемого результата, отрабатывается мобильность и оперативность в групповой работе.
Таким образом, данная технология организации учебного процесса направлена не столько на освоение конкретных знаний, сколько на формирование у него метапредметной деятельности. По мере формирования УУД, меняется роль ученика. Из пассивного, созерцающего ребёнка, он превращается в самостоятельную, критически мыслящую личность,
приобретает умение учиться, что отражается на качестве знаний.
Слайд № 14
За 2015-2018 учебный год - успеваемость обучающихся составила 100%, качество обученности – 67 - 72%. По итогам диагностических контрольных работ по ФГОС, разработанных авторами УМК «Школа России», с базовым уровнем справились - 100%, с повышенным % - 65% обучающихся.
Слайд № 15
Мои обучающиеся являются постоянными участниками и победителями Международных конкурсов по окружающему миру и другим предметам: «Олимпис – Весенняя сессия», «Я- энциклопедия», «Лисенок», «Гелиантус», на портале Учи.ру. «Дино-олимпиада», «Заврики» и других олимпиадах различных уровней.
Мои достижения в области образования представлены на слайде.
слайд № 16
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический семинар на конкурсе "Учитель года - 2012" Балашовского района
…Вы знаете, мне по-прежнему верится,Что если останется жить Земля,Высшим достоинством человечестваСтанут когда-нибудь учителя. С именем учителя связаны самые дорогие, самые радостн...
Методический семинар "Развитие творческих способностей учащихся"
Виды игровых заданий, способствующие творческому развитию учащихся на разных уроках...
Тезисы выступления на методическом семинаре: Современный урок в системе 2100
Текст выступления на школьном методическом совете о проблемах современного урока....
Методический семинар "Психологическия комфорт на уроках"
Семинар содержит теоретический и практисеский материал по созданию психологического комфорта на уроках"...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»
АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...
Методический семинар из опыта работы.
Материал из опыта работы учителя начальных классов по методической теме "Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников"...
Пояснительная записка к методическому семинару "Методические рекомендации по конструированию специальных заданий для подготовки к итоговой комплексной работе в начальных классах по ФГОС"
Пояснительная записка(выступление) к методическому семинару....