Методический семинар
методическая разработка на тему
Представлена презентация на тему "Критериальное оценивание", а так же пояснительная записка с методической разработкой на тему "Критериальное оценивание в начальной школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методический семинар | 422.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Шишинская средняя общеобразовательная школа»
Олещенко Надежда Евгеньевна, учитель начальных классов
Представляю Вашему вниманию методическую разработку на тему «Критериальное оценивание в начальной школе».
Оценивание учащихся является одной самой обсуждаемой и актуальной темой на сегодняшний день. Очень часто трудно оценить ученика, когда он балансирует между двумя оценками. Уровень знаний одинаковый, а отношение к учебной деятельности разное. Возникают проблемы с оцениванием.
Время показывает, что традиционная система оценивания, традиционные формы и методы организации учебного процесса не оправдывают себя в динамичном, быстро меняющемся мире. В век научно-технического прогресса необходимы люди, мыслящие не стандартно, умеющие находить новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации, объективно оценивающие свои возможности, стремящиеся к самосовершенствованию. Становится очевидным, что одной из приоритетных задач школы является создание условий, способствующих стремлению к самообразованию и самопознанию личности, а также развитию мотивации достижения успеха.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Часть I , статья 4. Стандарт обращает внимание на: «…формирование содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения программы...»
В условиях внедрения стандартов начального образования нового поколения, в образовательном процессе происходит принципиальное изменение системы оценивания результатов обучения младших школьников.
Что такое система оценивания? Под системой оценивания понимается механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса. Появляется так называемое критериальное оценивание, позволяющее фиксировать динамику индивидуального развития каждого ученика, пути достижения цели образования и коррекционную работу по устранению пробелов.
При критериальном оценивании успеваемость ученика оценивается в соответствии с набором заранее определенных критериев оценивания. Такое оценивание отличается от нормативного оценивания, при котором успеваемость ученика устанавливается относительно оцениваемой группы.
Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает деятельностный подход в обучении. Поэтому, на мой взгляд, очень важно организовать плодотворную деятельность учащихся на уроке по добыванию знаний. При систематической работе учителя в данном направлении ученики «не только прибавляют в весе, вырастают, взрослеют, но изменяют своё отношение к деятельности, развивают познавательные интересы, становятся готовыми к самообучению». Поэтому возрастает важность и значимость самостоятельной работы учащихся, как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умений планировать, анализировать, делать обобщения.
В последние годы одним из направлений моей педагогической деятельности является внедрение критериального оценивания в учебный процесс. Именно критериальное оценивание, на мой взгляд, позволит формировать у учащихся действий самоконтроля и самооценки.
Что же такое критериальное оценивание? Это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного
процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующим формированию ключевых компетентностей учащихся.
Критериальное оценивание заключается не в отказе от отметки, а позволяет ученику планировать свою учебную деятельность, определять цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда. Оценивание по определенному набору критериев – это универсальный способ оценивания любого вида работ, который позволяет выделить элементы работы и оценивать ее не всю целиком, а «пошагово». Именно такое оценивание позволяет увидеть как сильные, так и слабые стороны работы, понять ее «точки роста». Критериальное оценивание дает такую возможность. Чтобы понять, как это происходит, познакомимся с некоторыми терминами.
Рубрика – это перечень критериев оценивания знаний учащихся по изученной теме. Она определяется целями изучения какой-либо темы и содержательно наполняется критериями, раскрывающими данную рубрику.
Критерии определяются задачами обучения и представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате работы.
Дескрипторы описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию и оцениваются определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл.
Все работы по пройденным темам срезовые или контрольные оцениваются по соответствующим рубрикам. Рубрики ученик получает перед началом изучения каждой темы. Это дает ему возможность понять, как будет оцениваться итоговая работа по данной теме. А, если посмотреть на это шире, то рубрика показывает ученику, чему он научится в результате изучения данной темы и на что следует обратить особое внимание в процессе изучения этой темы, т. е. ученик становится субъектом, активной стороной своей учебы.
Рубрики показывают, зачем ребенок учится, критерии показывают, чему он должен научиться, а дескрипторы показывают, как он это может сделать. Если рубрику можно себе представить в виде некоторой вершины, то критерии – это лестничные марши, а дескрипторы – это отдельные ступеньки для достижения цели. Рубрика - перечень критериев с дескрипторами, фактически является для ученика подробной инструкций по работе любого вида. Пользуясь критериями и дескрипторами к ним, ученик ясно видит, какой должна быть идеальная работа, какие шаги нужно предпринять ему, чтобы добиться этого результата.
Разработка критериев вносит ясность для педагогов относительно стратегических целей и тактических задач обучения, а детям помогает понять, как учиться, чему учиться, а главное, зачем учиться.
Очень важно и то обстоятельство, что критерии предлагаются ученику перед началом работы. Более того, учащиеся активно обсуждают с учителем критерии, вносят поправки и по формулировкам и по стоимости критериев в баллах. Такая ситуация «общественного договора» - одна из самых ценных в критериальном оценивании, она значительно снижает стрессовую ситуацию оценивания.
Критериальное оценивание удобно и для учителя. Видя по каким критериям большинство учащихся получает максимальные или минимальные баллы, учитель может оценить эффективность применяемой педагогической технологии, и, соответственно, увидеть, чего ему удалось достичь в обучении детей, и над чем еще предстоит работать.
При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по другому. Такие ярлыки, как «отличник», «троечник», «хорошист», отпадают сами собой, зато появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию. Важно только, чтобы каждый балл был содержательно наполнен и им обозначался конкретный уровень достижений Но критериальное оценивание не предполагает отказа от цифровой отметки, от балльной системы, поэтому вы можете использовать его и при традиционном «пятибалльном» оценивании.
Механизм оценивания предельно прост:
- каждое задание несёт в себе определённое количество баллов;
- % высчитывается от количества набранных баллов за всю работу.
Предположим контрольная работа по математике имела 4 задания разного уровня сложности: решение задачи — 4 балла, решения уравнения — 2 балла, сложение многозначных чисел — 3 балла, вычитание многозначных чисел — 3 балла. Таким образом выполнив всю работу без ошибок, можно получить 12 баллов. Это является 100% условием выполнения работы. На этапе безотметочного обучения определяется уровень выполнения проверочных работ. Это может быть высокий уровень, выше среднего, средний и низкий уровень освоения программного материала. Для определения результата работы каждого ученика, подсчитывается количество баллов и они переводятся в проценты. Таблица определения уровней и перевод их в оценку разработана на одном из методических объединений в нашей школе. Во всех классах данная технология оценивания стала актуальной. Учителя начальных классов на уроках разрабатывают критерии по разным видам деятельности, таким как: выразительное чтение, пересказ, словарный диктант, тест, контрольная работа. Ученики начальных классов научились разрабатывать и оценивать продукты учебной деятельности на уроках изобразительного искусства, технологии и внеурочной деятельности.
Итак, уважаемые коллеги! Проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед учителями в практике преподавания, и перед учениками для оценивания успешности своего обучения. Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика к продвижениям по отношении к самому себе. Оценка должна стать инструментом в руках учителя, который будет направлять, открывать новые возможности ученику на пути познания. Особенно это важно на современном этапе, когда мы через изменение образовательной парадигмы переходим от модели, где учитель находится в центре учебного процессе к модели, где ученики созидают, а учитель лишь направляет деятельность учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический семинар на конкурсе "Учитель года - 2012" Балашовского района
…Вы знаете, мне по-прежнему верится,Что если останется жить Земля,Высшим достоинством человечестваСтанут когда-нибудь учителя. С именем учителя связаны самые дорогие, самые радостн...
Методический семинар "Развитие творческих способностей учащихся"
Виды игровых заданий, способствующие творческому развитию учащихся на разных уроках...
Тезисы выступления на методическом семинаре: Современный урок в системе 2100
Текст выступления на школьном методическом совете о проблемах современного урока....
Методический семинар "Психологическия комфорт на уроках"
Семинар содержит теоретический и практисеский материал по созданию психологического комфорта на уроках"...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»
АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...
Методический семинар из опыта работы.
Материал из опыта работы учителя начальных классов по методической теме "Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников"...
Пояснительная записка к методическому семинару "Методические рекомендации по конструированию специальных заданий для подготовки к итоговой комплексной работе в начальных классах по ФГОС"
Пояснительная записка(выступление) к методическому семинару....