Организация групповой работы с детьми с ОВЗ
статья на тему
Организация групповой работы с детьми с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_gruppovoy_raboty_s_detmi_s_ovz.docx | 17.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Алексеева И.А., учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №382 Красносельского района
Санкт-Петербурга
Организация групповой работы с детьми с ОВЗ
Групповое обучение – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижения общих целей. Целью такого обучения является не только овладение знаниями, умениями и навыками учеников на уровне его индивидуальных особенностей развития, но и формирования коммуникативных умений.
Дети учатся вместе работать, творить, быть готовыми прийти друг другу на помощь. Главная идея в сотрудничестве – это учиться вместе, а не просто что–то выполнять вместе.
Девиз сотрудничества: «Помогая другим – учимся сами».
Основные принципы обучения в сотрудничестве:
1.Взаимозависимость членов группы.
Она создается на основе:
-единой цели, которую можно достичь только сообща;
-распределение внутригрупповых ролей, функций;
-единого учебного материала;
-одного поощрения на всех.
2. Личностная ответственность каждого.
Каждый участник группы отвечает как за свои успехи, так и за успехи товарищей.
3. Равная доля участия каждого члена группы.
Учебно-познавательная, творческая и другая совместная деятельность учащихся в группе, как правило, достигается, либо делением внутригрупповых ролей, либо делением общего задания на фрагменты.
4.Рефлексия-обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.
Таким образом, при обучении в сотрудничестве особое внимание уделяется групповым целям и успеху всего коллектива, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами. Вся группа должна быть заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом.
В ходе обучения в сотрудничестве учитель контролирует не только успешность выполнения задания группами, но и характер общения между собой учащихся и способ оказания друг другу необходимой помощи. Варианты организации обучения в сотрудничестве на основе малых групп.
Обучение в малых группах на основе тестирования. Можно использовать на любой учебном предмете, на любой ступени обучения. Группа, как правило, состоит из 4 человек разного уровня подготовленности.
Структура такого урока заключается в следующем:
- Объяснение учителя.
- Каждый ученик отрабатывает полученные знания индивидуально.
- Работа в группах. Дается одинаковое задание для всех групп. В группе оно может, выполняется по частям, «по цепочке» или «по вертушке» с комментированием вслух.
- Раздаются индивидуальные тесты для проверки приобретенных знаний.
- Выставляется единая оценка для всех членов группы.
Обучение в команде на основе турнира отличается от предыдущего варианта формой организации проверки знаний.
Проверка знаний – турнир столов. За столом собираются по одному ученику от каждой группы. За каждым столом сидят равносильные ученики. Они получают свои тесты различного уровня сложности. Но количество баллов, которое получает школьник, справившегося с заданием не зависит от «планки» стола.
Индивидуальная работа в команде.
Суть заключается в том, что контроль знаний и умений учеников каждой группы, выполнение домашней работы и классных заданий ведут ассистенты, которые отражают свою работу в специальных журналах. Учитель, в это время работает индивидуально с отдельной какой, либо группой или учеником. «Пила» применяется тогда, когда учебный материал можно разбить на фрагменты.
Каждый член группы ответственен за свой фрагмент учебного материала. Он находит свои ответы на вопросы. А потом делится со своими знаниями с членами своей группы.
Проверка знаний заключается в следующем - это может быть индивидуальная тестирование по карточкам, устный ответ на вопрос учителя, адресованный любому члену группы по выбору педагога, исследовательская работа, обсуждение, дискуссии в группах.
Включение ребёнка с особыми образовательными потребностями в групповую работу носит постепенный и последовательный характер. Основными критериями эффективности групповой работы на уроке в классе будет не ориентация на успех: «кто больше и лучше», а ориентация на согласованность, взаимовыручку, поддержку, совместное принятие решений, выработку компромиссных решений по выходу из ситуаций.
На первых порах при организации работы в группах можно использовать работу с распределением функций – когда каждый ребёнок вносит свой вклад в общий результат, выполняя своё задание. При этом ребёнку особыми образовательными потребностями в обучении можно предложить вспомогательные материалы (заготовленные заранее слова-карточки, которые следует расположить в нужной последовательности, готовая краткая запись условия при решении задачи).
Организация работы в группе с распределением ролей также предполагает полную включенность ребёнка на основе понимания его возможностей (он может проверять расчеты с использованием калькулятора, подбирать необходимый наглядный материал – картинки, схемы, иллюстрирующие содержание задания). При организации групповой работы на уроке очень важна позиция самого учителя.
Во время выполнения детьми групповых заданий на уроке учителю необходимо включаться в работу детей с особыми образовательными потребностями, проверять, всё ли идет как надо, предотвращать конфликтные ситуации. При подготовке к уроку учитель продумывает тактику организации взаимодействия между детьми, подготавливает необходимый раздаточный и вспомогательный материал [Перед тем как дети приступают к работе по группам, учитель может обсудить в классе правила взаимодействия детей друг с другом. Например, «говорить по очереди», «слушать друг друга», «задавать вопросы, если что-то не понятно».
Очень важно научить детей договариваться о правилах, если возникает конфликтная ситуация – как вести себя каждому ребенку, что принять за основу. Многие правила можно вводить при помощи символических знаков. Например, чтобы добиться тишины в классе, можно ввести «Знак тишины».
Это может быть рисунок кленового листа. После этого учитель говорит: «А теперь давайте договоримся. Если я показываю на этот листочек, в классе должно быть так тихо, чтобы было слышно, как он падает». И с этого момента учитель начинает пользоваться этим правилом: когда нужно добиться тишины в классе, он молча показывает на «Знак тишины» .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация групповой работы на уроке
один вид работы , направленный на повышение эффективности современного урока - это групповая работа. один вид работы , направленный на повышение эффективности современного урока - это групп...
Из опыта организации групповой работы
В статье рассказано об опыте организации групповой работы, предложены различные виды заданий для групповой работы, а также вы найдёте "Критерии оценки групповой работы"....
Организация групповой работы на уроках чтения в 1 классе.
В статье раскрывается методика организации групповой работы в 1 классе с помощью оценочных листов по чтению....
Технология организации групповой работы.
Технология организации групповой работы в начальной школе. Презентация....
"Обмен опытом работы по организации групповой работы на уроках в условиях внедрения ФГОС"
Выступление на городском методическом объединение и презентация по теме:"Обмен опытом работы по организации групповой работы на уроках в условиях внедрения ФГОС"....
Применение инновационных технологий в индивидуальной и групповой работе с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения речи.
Применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с недоразвитием речи, позволит повысить эффективн...
Организация групповой работы на уроках английского языка (из опыта работы)
Семинар-практикум "Современный урок: новые образовательные форматы и и технологии....