Внутрикорпоративное обучение как формы повышения квалификации педагогических работников в условиях удаленности
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Представлен опыт работы педагогов Вынгапуровской школы по работе с одаренными детьми, психолого-педагогическому сопровождению детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внутрикорпоративное обучение как формы повышения квалификации педагогических работников в условиях удаленности
Жукова Любовь Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский
Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» определены требования к современной школе и педагогическим кадрам:
– ключевым преобразованием новой школы должна стать личность учителя, его профессионализм и педагогическое мастерство;
– ключевой характеристикой современного образования становится не только передача знаний, но и формирование творческих компетенций, готовности к переобучению и инновациям.
По мнению профессора О.Е.Лебедева «под повышением квалификации понимается не обучение на курсах или участие в различных методических семинарах, а развитие способности решать …новые задачи, в освоении более эффективных способов решения известных задач в новых условиях…
«Учитель – тот, кто учит, или тот, у кого учатся?
Безусловно, учитель - профессионал в своём предмете. Он понимает, что учиться у него можно не только самому предмету, но и умению размышлять, вести дискуссию, справедливо оценивать возможности учащихся и их достижения».
В городе Ноябрьске хорошо развита методическая сеть, которая полностью отвечает вышеобозначенным требованиям. Педагоги Вынгапуровской школы стараются принимать участие во всех мероприятиях методической сети города, быть в курсе всех образовательных событий. Так, в рамках работы городской методической сети участие наших педагогов за последние три года представлено мастер-классами:
- Использование виртуальных лабораторий на уроках предметов естественного цикла
- Развитие исследовательских умений учащихся на уроках окружающего мира
- Формирование читательской грамотности средствами и приемами технологии развития критического мышления
- От вопросов к пониманию: формирование умений задавать вопросы
- Технология проектной деятельности в условиях ФГОС: метод проектирования «Зеркало прогрессивных «инновационных» преобразований»
- Откуда берутся идеи?
Кроме того, представлен опыт работы педагогов по предметам естественнонаучного цикла, математики, русского языка, общественных наук, по работе с одаренными детьми, по психолого-педагогическому сопровождению детей различных категорий, по развитию инновационных направлений; педагоги участвуют в предметных олимпиадах учителей, где имеют качественные результаты, как на муниципальном, так и региональном уровнях; в конкурсах профессионального мастерства.
Но в условиях территориальной удаленности количественная продуктивность недостаточно высокая. Поэтому для нас очень важно формировать активную внутрикорпоративную кадровую политику, которая направлена на профессиональное развитие педагогов Администрацией школы разработана Программа внутрикорпоративного обучения сроком на 3 года. Понятно, что ежегодно в программу вносятся коррективы.
Программа учитывает социальный заказ в условиях формирования нового поколения учащихся, формируются иные стратегические подходы к управлению кадрами.
Коллектив Вынгапуровской школы стабильный, творческий и слаженный. Общее число ПР составляет 59 педагогов, средний возраст 48 лет. Более 70% педагогов имеют педагогический стаж более 20 лет, а 48 (более 80%) педагогов имеют первую и высшую категории. Конечно, в основе любого образования лежит самообразование и саморазвитие. Но педагоги, как и дети, очень разные, поэтому здесь также требуется индивидуальный подход, т.к. один видит уровень своего знания и, главное, незнания а другому необходимо показать и доказать.
Поэтому, посещенные уроки, наблюдения, анализ результатов обучения школьников, анкетирование педагогов позволили формально разделить коллектив на три группы:
- 1-ая группа (ресурсные педагоги-профессионалы) - учителя, которые работают на самоконтроле, которым не нужно мешать в работе, они дают качественные результаты. Эта категория педагогов испытывает потребность в уважении и признании своего труда, самовыражении. Опыт группы «профессионалы» используется в качестве экспертов, членов конкурсных жюри, тьюторов при подготовке мастер-классов по заказу администрации, принимают активное участие в конкурсах, являются руководителями творческих групп, модераторами семинаров и круглых столов. Они – методисты, проектанты, исследователи. Да, и, конечно, мы очень внимательны в материальном стимулировании этих педагогов.
- 2-ая группа (педагоги с мотивацией к развитию и совершенствованию)- 38 чел. Эта группа педагогов - активные участники методических семинаров, вебинаров, педагогических совещаний, разработчики педагогических проектов и руководители детских ученических проектов. Они проводят открытые уроки с самоанализом, могут дать подробный анализ посещенных мероприятий коллег. Педагоги этой группы находятся в постоянном поиске новых форм профессионального совершенствования. Задача администрации – постоянно поддерживать, предлагать направления деятельности, значимые как для школы, так и для самого педагога.
- 3-ья группа (педагоги с низким ресурсным потенциалом и мотивацией к саморазвитию). Это небольшая часть коллектива, которая требует постоянного ВШК. Контроль администрации выражается, в том числе, и в принуждении к разработке индивидуальной программы профессионального развития Отчеты по выполнению программы представляются на совещаниях при директоре, планерках, педсоветах и т.д. Обязательным условием реализации программы является взаимодействие с коллегами, сотрудничество. При этом изменяется способ организации деятельности учителя, а как результат - совершенствуется качество владения предметным содержанием и способами деятельности.
На слайде представлены формы внутрикорпоративного обучения. Уверена, что представленные формы используются в каждой школе в меньшей или большей степени. Подробно останавливаться не буду на каждой, но представлю одно из направлений: организацию работы над методической темой.
Так, в 2016-2017 учебном году была организована работа по методической теме «Организация проектной деятельности учащихся как способ формирование личностных и коммуникативных компетенций».
Работа выстраивалась поэтапно.
1 этап. Организация КПК в дистанционной форме на базе Инновационного образовательного центра г. Петрозаводск.
2 этап. Организация творческих групп по разработке педагогических и управленческих образовательных проектов. Результат - презентация 8 проектов на педсовете.
3 этап. Проведение мастер-классов и открытых уроков с использованием метода проектов.
4 этап. Результат. Организация и проведение городского семинара.
Еще один результат - руководство ученическими проектами (участие в конкурсах).
В этом учебном году методическая тема школы «Формирование исследовательских компетенций у учащихся в рамках реализации ФГОС общего образования».
Этапы реализации:
1 этап. Тематический педсовет (проблемы, план, творческие группы по желанию педагогов). УП: Технология исследовательской и проектной деятельности.
2 этап. Организация работы творческих групп. Проведение серии обучающих семинаров для педагогов. Проектирование и презентация идей исследовательских работ учащихся.
3 этап. Представление образовательных продуктов на заседаниях МО, творческих групп. Презентация исследовательских продуктов учащихся на научно-практической конференции школьников, заседаниях НОУ.
В условиях удаленности актуальной является стимулирование подготовки многопрофильных специалистов. Можно принимать новых специалистов с обеспечением их минимальной нагрузкой, а можно использовать внутренние резервы. Таких педагогов у нас в коллективе 4. В этом направлении работа продолжается. Конечно, для меня кадровая политика – главное направление работы руководителя, особенно сейчас, когда идет тенденция старения кадров и самые опытные педагоги переезжают из районов Крайнего Севера, а молодые педагоги хотят жить в городе.
И в заключение приведу слова Шалвы Амонашвили, которые очень близки всем педагогам: «Воспитать «крылатого» ребенка может только «крылатый» педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного – только современный».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сетевое сообщество учителей начальной школы как форма повышения квалификации педагогов
Учитель нового поколения – это личность, которая постоянно профессионально совершенствуется и адекватно отвечает на вызов времени. В настоящее время таким вызовом являются сетевые коммуникации....
Перечень показателей и критериев для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников по должности «учитель»
Перечень показателей и критериев для установления соответствия уровня квалификации педагогических работниковпо должности «учитель»...
«Профессиональная компетентность педагогического работника в условиях государственно-общественного управления»
Переход на новые учебники в школах особенно сильно высветил одно из противоречий современного образования — противоречие между фактическим, «знаниевым» характером учебного материала, его огромным объе...
ИЗ ОПЫТА ВНЕДРЕНИЯ МОДУЛЯ «ПРЕПОДАВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ УЧЕНИКОВ» ПРОГРАММЫ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В СЕРИЮ УРОКОВ
Статья подготовлена на 6 Республиканскую конференцию «Инновационные процессы в образовании», которая проходила на базе научно-методического центра "ZIAT" (г. Астана, Республ...
Информационно-образовательная среда. Система повышения квалификации педагогических кадров.
Дистанционное обучения в настоящее время является наиболее эффективным способом повышения квалификации работников в сфере образования. Оно помогает быстрее освоить нововведения в системе образования и...