Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования.
проект на тему

Жигилиева Елена Александровна

Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования.

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.

  Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально). Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее.

В практической работе учителей целью является установление причин неуспеваемости.

Учитель мысленно обращается к тем обстоятельствам, которые непосредственно предшествовали

получению учеником неудовлетворительных оценок и могли повлиять на его успеваемость. В первую очередь обычно бросаются в глаза такие обстоятельства, как пропуски уроков, невыполнение домашних заданий, невнимательность ученика на уроке. Это, по сути дела, акты поведения ученика, его поступки. Вдумчивый учитель не останавливает анализ на этом, но старается выяснить, какие черты личности ученика и какие обстоятельства его жизни могли вызвать замеченные им поступки. Причины тут могут быть самые различные: и болезнь ученика, и его недисциплинированность, и слабохарактерность, и плохие бытовые условия, и его конфликты с учителями и товарищами. Из числа таких самых разнообразных причин учитель выбирает те, которые могли сыграть роль в жизни данного ученика. Но и эти причины являются следствием других, более общих и более глубоких, и они тоже могут быть вскрыты учителем.

Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:

  • создавать проблемные ситуации;
  • активизировать самостоятельное мышление;
  • организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
  • выстраивать позитивные отношения с группой;
  • проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.

При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавать ребенку такие вопросы: "Ты удовлетворен результатом?"; вместо оценки сказать ему: "Ты сегодня хорошо справился с работой"). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.


Формирование положительного отношения к учению у неуспевающих школьников можно распределить на этапы

Этапы формирования положительного отношения к учению

Формируемые

1-й этап

2-й этап

3-й этап

отношения

К содержанию

Наиболее легкий

Занимательный материал,

Существенный, важный, но

учебного

занимательный материал,

касающийся сущности

не привлекательный

материала

независимо от его важности,

Изучаемого

Материал

Значимости

К процессу

Действует учитель – ученик

Ведущим остается учитель,

Ведущим становится

учения (усвоения

только воспринимает

ученик участвует в

ученик, учитель участвует

знаний)

отдельных звеньях процесса

в отдельных звеньях

процесса

К себе, своим

Поощрение успехов в учебе,

Поощрение успехов в

Поощрение успехов в

силам

не требующей усилий

работе, требующей

работе, требующий

некоторых усилий

значительных усилий

К учителю

Подчеркнутая объективность,

Доброжелательность,

Использование суждения

(коллективу)

нейтралитет

внимание, личное

наряду с

расположение, помощь,

доброжелательностью,

сочувствие

помощью и др.

Оказание своевременной помощи неуспевающему ученику на определенном этапе урока

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Контроль

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

подготовленности

Предложение учащимся примерного плана ответа.

учащихся

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть

явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов,

Изложение нового

выявляющих степень понимания ими учебного материала.

материала

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и

обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых,

Самостоятельная

ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

работа учащихся на

Напоминание приема и способа выполнения задания.

уроке

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач,

упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их

оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка,

исправления

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а

Организация

не механическое увеличение их числа.

самостоятельной

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

работы вне класса

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-

консультаций, карточек с направляющим планом действий


Очень важный этап при работе с такими детьми – профилактика неуспеваемости Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся

Контроль

наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки,

подготовленности

допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные

учащихся

для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать

усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы

или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и

навыков, выявить причины отставания

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных

Изложение нового

элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся

материала

при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства

поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов

обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным,

Самостоятельная

сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом

работа учащихся на

упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта.

уроке

Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению

ошибок, допущенных при ответах

и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы.

Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в

самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно

развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в

должном темпе, и осуществлять контроль

Организация

Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя

самостоятельной

внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно

работы вне класса

наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над

типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения

домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками.

Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая

перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников

Успешность в достижения цели предполагает наличие:

1.Профессионализма членов педагогического коллектива.

  1. Знания возрастных особенностей учащихся.
  2. Заинтересованность педагогов в своем труде.

Требования к учителю, работающему с проблемными детьми

  • создавай в классе благоприятный психологический климат
  • не раздражайся, будь терпелив и настойчив
  • требуя, учитывай реальные возможности ученика
  • каждому ученику- индивидуальный подход; дозированный темп и объем работы
  • учитывай зоны ближайшего развития, постепенно увеличивай и усложняй нагрузку
  • учи посильным приемам регуляции поведения

  • диагностика по всем вопросам изучения развития личности и ее продуктивность –залог успешного обучения


Методические рекомендации для учителей по предупреждению и преодолению неуспеваемости учащихся.

I половина дня

Создаётся ли атмосфера доброжелательности в классе? Разрешается ли уч-ся перед

При опросе

ответом у доски пользоваться пособиями? Дается ли план ответа, разрешается ли

пользоваться планом, составленным дома? Концентрируется ли внимание на

главных вопросах темы? Обращается ли внимание на типичные ошибки уч-ся?

Подбадривается ли уч-ся при ответе создаётся ли ситуация успеха?

Доступен ли темп изложения для слабоуспевающих уч-ся? Акцентируется ли

При объяснении

внимание на главных моментах новой темы? Выясняет ли учитель степень

нового

понимания материала слабоуспевающими уч-ся, стимулирует ли внимание уч-ся

материала

вопросами? Используются ли средства возбуждающие интерес к теме, ТСО,

наглядность, сравнении.  Вовлекаются ли уч-ся в беседу?

Удачно ли подбираются упражнения для самостоятельной работы? Оказывается ли

В ходе

оперативная помощь слабоуспевающим уч-ся в ходе самостоятельной работы?

упражнений

Учитывается ли темп работы уч-ся? Приучаются ли ученики осуществлять

самоконтроль в ходе самостоятельной работы?

Насколько оптимален объём д/з? Скоординировано ли домашнее задание с другими

При выдаче д/з

учителями (уроками)? Включает ли д/з работу над ошибками? Осуществляет ли

учитель инструктаж о заполнении д/з, предупреждает ли о возможных

затруднениях? Подбираются ли индивидуальные задания для слабоуспевающих

учеников?

  1. половина дня

  • Индивидуально-групповые занятия,
  • Индивидуальные консультации уч-ся, родителей

Диагностика уровня знаний является необходимым этапом в работе для преодоления неуспеваемости. Учителю необходимо подготовить материалы, учебные пособия, которые позволят выявить уровень знаний учащихся. Этому может способствовать проведение обобщающего теста или проверочная работа по всему материалу.

Основными способами обнаружения отставаний служат: наблюдение за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи; вопросы учителя или его требования сформулировать то или иное положение; обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает. Проверка работы должна проводиться после того, как все учащиеся в классе закончат работу, с тем, чтобы каждый ученик получил возможность самостоятельно преодолеть трудности, возникшие в процессе выполнения задания. Наряду с обычной организацией самостоятельных работ, при которой ученик выполняет назначенный ему вариант, необходима и особая их организация, создающая ситуации выбора заданий учащимися.  

Ученик, не достигший в школе успеха, становится неудачником. Поэтому жизнь ученика в школе: уроки, внеклассные мероприятия должны быть такими интересными, чтобы каждому ребенку захотелось принять участие в них, чтобы работа ученика была самостоятельной, творческой.

Памятка по оказанию дифференцированной помощи учащимся со слабым развитием мыслительной деятельности

Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д. Главное в работе с такими детьми – учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу – ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед. Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:

  • создавать проблемные ситуации;
  • активизировать самостоятельное мышление;
  • организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
  • выстраивать позитивные отношения с группой;
  • проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.

При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавать ребенку такие вопросы: "Ты удовлетворен результатом?"; вместо оценки сказать ему: "Ты сегодня хорошо справился с работой"). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.

Этой группе неуспевающих детей рекомендуют упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.

        

Памятка

по оказанию дифференцированной помощи учащимся не желающим учиться Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция –

нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация – будет продуктивность учения.

Существует        прямая        зависимость        интеллектуальных        процессов        от        мотивации        деятельности.        Как

увлечь ребят познанием нового?

Задача педагога в этом случае:

  • помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;
  • развивать ответственность;

  • поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.

Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.

Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:

  • решение проблемных ситуаций;
  • использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;
  • связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;

  • организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.

Помеха развитию мотивации – тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредоточивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал.

                                 Программа деятельности классного руководителя

со слабоуспевающими учащимися

С целью предупреждения снижения успеваемости и повышения уровня и качества обученности школьников усилить работу со слабоуспевающими учащимися, используя эффективные формы контроля.

Взять под систематический контроль посещаемость  учениками уроков, дополнительных занятий ШК.

Наметить пути создания успешности для этих учащихся, работать в контакте: классный руководитель – учащийся  – родители – преподаватели. 

В работе с родителями: поддерживать связь, привлекая их к занятиям с ребёнком дома,  проводить беседы, давать советы и рекомендации  по улучшению успеваемости.

 Работать над выработкой сознательной учебной дисциплины учащихся, развивать положительную мотивацию в обучении.

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения.  

Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.

Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию.

Виды работы  со слабоуспевающими учениками

  • карточки для индивидуальной работы;
  • задания с выбором ответа;
  • деформированные задания;
  • перфокарты;
  • карточки – тренажеры;
  • творческие задания;
  • “карточки-информаторы”;
  • “карточки-с образцами решения”;
  • “карточки-конспекты”.

Учитель должен:

  1.   знать психическое развитие ребёнка:                                                                                                                            - восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный);
    - внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное);
    - память (вербальная, невербальная);
  2. стремиться понять и принять каждого ребёнка;
  3. создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке;
  4. проявлять  разумную требовательность, неиссякаемое терпение, справедливую строгость,   веру в возможности ученика;
  5. уметь встать на позиции ученика;
  6. уметь вести непринуждённый диалог;
  7. стремиться к внешней занимательности;
  8. использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план);
  9. учить работать со словарями и другим справочным материалом;
  10. в обучении применять опережающее обучение, различные формы групповой работы, взаимоопрос, самоконтроль, конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения;
  11. при формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию метапредметных способов деятельности, развитию психических процессов);
  12. рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!);
  13. применять частую смену видов деятельности на уроке;
  14. многократно проговаривать и закреплять материал урока;
  15. стремиться к алгоритмизации деятельности.

При опросе слабоуспевающих учащихся:

  1. больше времени давать для подготовки, предлагать краткий план ответа, разрешать иметь свой план ответа
  2. выдать схемы, плакаты, помогающие систематизировать ответ
  3. чаще задавать вопросы при фронтальных беседах
  4. опрос слабоуспевающих полезно сочетать с самостоятельной работой  остальных учащихся, чтобы можно было провести индивидуальную работу, помочь наводящими вопросами показать свои знания, предупредить новое отставание.

Объяснение нового материала:

  1. применять специальные приемы для поддержания внимания
  2. четко формулировать цели и задачи предстоящих занятий, добиваться понимания материала каждым слабоуспевающим
  3. выделять объекты, на которых должно быть сосредоточено внимание учащихся, устранять все посторонние раздражители
  4. разнообразить методы обучения и виды учебной деятельности, создавать проблемные ситуации
  5. повышать интерес учащихся к теме
  6. предупреждать утомление учащихся.

  Организация самостоятельной работы:

  1. задания разбивать на этапы, дозы с применением конкретных инструкций
  2. поощрять первые самостоятельные шаги, чтоб ученик почувствовал радость учения, удовольствие, а не трудность и огорчение.

При сообщении домашнего задания:

  1. найти конкретный параграф учебника
  2. ознакомиться с текстом задачи, с описанием опыта, с заданием к упражнению
  3. предложить задать вопросы
  4. дать карточки консультативного характера с планом выполнения работы, с указанием, где прочитать в учебнике разъяснения при затруднении
  5. учитывать дозировку домашнего задания  /уровень репродуктивный/.
  6. Применение разноуровневых контрольных работ.
  7. Отражение работы со слабоуспевающими в поурочных планах.
  8. Наличие тематического учета знаний. Выявление причин неуспеваемости.
  9. Ведение тетрадей систематического учета знаний.

                                               План работы учителя  

 со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися

Мероприятия

Срок

Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

 Цель: определение фактического уровня знаний детей;

выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

 Составить список слабоуспевающих учащихся по преподаваемым предметам.

Сентябрь

Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: психологом, врачом, логопедом, с самим ребенком.

Сентябрь

Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. Дальнейшая его корректировка.

Сентябрь (далее корректировать по мере необходимости)

Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий.

В течение учебного года.

Участие в обсуждение  вопросов работы  со слабыми учащимися  и обмен  опытом с коллегами (на педсовете,   совещаниях, ШМО)

В течение учебного года.

Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса.

В течение учебного года.

Организация индивидуальной работы со слабым учеником.

В течение учебного года.

 Встречи с отдельными родителями и  беседы с самими учащимися

В течение учебного года.

  Работа администрации   по проверке организации работы со слабоуспевающими учащимися.

Мероприятия

Срок

 

   Проверка организации индивидуальной работы со слабым учеником

В течение учебного года

учителями-предметниками

 Работа с родителями неуспевающих учащихся: индивидуальная

В течение учебного года ,

беседа, проведение родительского собрания с приглашением всех

по необходимости

учителей- предметников.

Цель: Определение уровня взаимодействия

учителя предметника с классным руководителем, родителями учащихся

в решении задач по успешности обучения детей.

.Контроль за посещаемостью слабоуспевающих учащихся

В соответствии с

индивидуально-групповых, консультативных занятий.

планом ВШК.

Цель: Изучить систему работы учителя предметника с неуспевающими

на уроке.

Контроль за ведением слабоуспевающими учащимися тетрадей,

В течение каждой

дневников. Работа с тетрадями и дневниками данных учащихся

Четверти

учителей, классного руководителя

Наблюдение за работой учителя на дополнительных занятиях.

Цель:

В течение года. По мере

Как привлекаются неуспевающие к внеурочной деятельности,

Необходимости

отношение отстающих ребят к занятиям по предмету.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности на уроках математики как средство повышения качества образования

В связи с задачей повышения качества знаний в последнее время повысилось внимание к развитию познавательной деятельности учащихся. Установлено, что уровень развития мыслительных операций, степен...

Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования. Внешние и внутренние причины неуспеваемости, пути их устранения

Выступление на заседании педагогического совета школы . Тема  "Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования.  Внешние и...

«Система профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования»

Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, обучающиеся не справляются с возраста...

Создание системы профилактики школьной неуспеваемости как средство повышения качества образования ( с применением технологии «Кейс-стади»)

Одной из главных проблем современной школы является школьная неуспеваемость. Многие учителя делают попытки её устранения и профилактики. Но не у всех получается. Не разобравшись в причинах, учителя бр...

Создание системы профилактики школьной неуспеваемости

  Материал рассказывает о приёмах, которые помогут учителям более качественно подойти к обучению отстающих ребят....