Математические диктанты и их роль в учебном процессе
статья на тему

Помогаева Анна Юрьевна

Математические диктанты и их роль в учебном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_metodicheskom_obedinenii_23.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении

Тема: «Математические диктанты и их роль в учебном процессе»

Математический диктант – хорошо известное средство обратной связи между учителем и учащимися. Проведение математического диктанта на этапе устного счёта способствует не только развитию  навыков вычисления, но и повышению математической культуры. Польза устных вычислений огромна. Выполняя устно арифметические действия, дети не только повторяют правила арифметики, закрепляют их, но и, что самое главное, усваивают не механически, а осмысленно. При устных вычислениях развиваются такие ценные качества, как внимание, сосредоточенность, выдержка, смекалка, самостоятельность.

Эффективность математического диктанта зависит не только от правильного определения объема и содержания этих занятий, но и от их организации: правильной постановки заданий и опроса, рационального проведения учета знаний и навыков учащихся, правильного чередования устных и письменных вычислений. Чаще всего задания предлагаются устно. Такая форма организации занятий является наиболее ценной, так как развиваются внимание и память учащихся, а главное, они подготавливаются к «жизненному» счету, где часто приходится выполнять действия над числами, воспринимаемыми на слух. Однако эта форма требует большого умственного напряжения, а поэтому сравнительно быстро утомляет детей, особенно тех, у кого преобладает зрительная память.

В Математических диктантах, обычно, участвуют не все дети. Особенно много бывает пассивных учащихся, когда диктуемые упражнения содержат большие числа или когда подряд дается много заданий на слух.  Во избежание этого необходимо слуховые упражнения чередовать с упражнениями на зрительное восприятие.

Основное назначение математических диктантов – помочь учителю эффективно тренировать устойчивость внимания детей, оперативную память, умение сосредоточиваться.

 Исходя из этих целей в диктантах даны следующие группы заданий:

· операционные, в которых нужно вычислять, решать задачи, выполнять преобразования и т.п., получив информацию на слух;

· логические, в которых требуется оценить истинность высказывания, для чего необходимо быть внимательным и сосредоточенным, уметь слушать, слышать и анализировать данные;

· направленные на усвоение математической терминологии.

Математические диктанты обеспечивают содержательным учебным материалом этап устной работы в начале урока математики, а также этап подведения итогов в конце урока.

Учителю читать диктант детям достаточно один раз. Это заставляет учеников быть предельно внимательными и собранными. Все вычисления и преобразования ученики выполняют только устно.

Формы проведения математических диктантов:

  1. «Снайпер» (традиционный МД)

а) Учитель читает вслух задания диктанта. Учащиеся на листочках или в тетрадях записывают ответы. Сразу же следует показать верные ответы, обсудить решения отдельных заданий. При правильной записи – ответ обводится в кружок (попадание в цель)

1. 10 – это 7 и еще сколько?

2. От какого числа надо отнять 5, чтобы получилось 7?

3. Найдите значение разности чисел 15 и 9.

4. Увеличьте 7 на 5.

5. Уменьшаемое 12, вычитаемое 8. Найдите разность.

6. У брата 5 тетрадей, у сестры столько же. Сколько тетрадей у брата и сестры вместе?

7. Гребенчатый тритон линяет каждые 7 дней. Сколько раз пройдет линька у тритона за 14 дней?

б) Учитель читает вслух задания диктанта. Учащиеся (на узких листочках, расположенных на столе по вертикали) записывают ответ и заворачивают край листочка. следующий ответ пишется ниже завернутого фрагмента и т.д. Проверка работы осуществляется с последнего ответа.

  1. «Молчанка» 

Полезно время от времени в классе давать всем ученикам тексты диктантов для самостоятельной работы с ними (записав текст диктанта на доске, слайде). Это важно для запоминания правописания математических терминов.

  1.  «Графический диктант».

  1. «Ложь - Истина»

Ответы записываются буквами И (если высказывание истинное) или Л (если ложное)

1. Если число 14 увеличить на 7, то получится 21.

2. Разность чисел 87 и 3 равна 90.

3. Число 34 больше числа 40 на 6.

4. Пример на сложение всегда можно заменить примером на умножение.

5. Если число 97 уменьшить на 8, то получится 89.

6. Сумма чисел 56 и 2 равна 76.

7. Число 68 меньше числа 100 на 32.

8. Все двузначные числа меньше числа 100.

9. Если уменьшаемое равно 24, а вычитаемое — 4, то разность равна 28.

10. В числе 37 содержится 7 десятков и 3 единицы

  1. «Парный»

Сначала диктуется задание для 1 варианта. Ученик второго, на основе ответа соседа, записывает свой. Ответы у вариантов получаются разные.

I – в.

 Запишите число, которое предшествует числу 12

II – в.

Увеличьте это число на 5

II – в.

Запишите наибольшее однозначное число

I – в.

Запишите последующее этого число

I – в.

Запишите число, в котором 2 ед. 1 дес.

II – в

Уменьшите это число на 4

Оценки за работу выставляются с учетом числа верно решенных заданий. Если в диктанте 6 (или 8) заданий, оценки могут быть такими:

Число менее верных ответов

6 (8)

5 (7)

4 (5–6)       3 (4)

4 (5)

Оценка

5

4

3                    2

2

Введение в математический диктант элементов игры, нестандартных форм проведения помогает детям, интересующимся математикой, поддерживать и развивать интерес к ней, а ребятам, у которых математика вызывает затруднения, – понять и заинтересоваться ею.

  Обязательное требованием к математическим диктантам является  их систематическое проведение, а не от случая к случаю, в чём между прочим и состоит результативность.

И хотелось бы закончить выступление словами критика Писарева Дмитрия Ивановича, который  применительно к  значению математических диктантов писал:

 «Смышлёность учеников растёт постоянно во время математических занятий, что так же верно и неизбежно, как то, что мускулы человека и ловкость  его увеличиваются, когда он занимается гимнастическими упражнениям».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитательного аспекта в учебном процессе

Конспект выступления на педагогическом совете....

Роль учебника в учебном процессе

В данной работе рассматриваются два основыных направления:Роль учебника в подготовке учителя к проведению урока.Роль учебника в освоении изучаемого материала, уяснении его учениками, умение пользовать...

Роль тимбилдинга в учебном процессе

Роль тимбилдинга в учебном процессе...

Родительское собрание Тема: Роль проектной деятельности в учебном процессе и во внеурочной деятельности.

Цель: знакомство родителей с проектной деятельностьюЗадачи собрания:Познакомить с видами проектов, структурой проектов;Активизировать родителей для участия и сотрудничества в проектной деятельности;Ра...

Роль домашних заданий в учебном процессе начальной школы

Эта  тема являлась ведущей над одном  из наших методических объединений.Обсуждались основные   требования к организации домашней работы. Главным из них мы выделили тесную связь классной...

Учебно-методическое пособие "Математические диктанты" для начальной школы

Сборник заданий для устного счёта в начальных классах...

Математические диктанты в первом классе. Обзор и примерные математические диктанты.

Статья. Математические диктанты в первом классе. Обзор и примерные математические диктанты....