ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Алгоритм
составления исследовательской работы младшими школьниками
При внедрении федерального государственного образовательного стандарта второго поколения приоритетом начального образования становится формирование у младших школьников умения учиться, создание условий, способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся и обеспечивающих их личностный рост.
Модель выпускника начальной ступени обучения – творчески развитая личность, которая обладает жизненной и нравственной культурой, осознаёт ценности образования, проявляет инициативу и творчество.
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но исследовательская практика, бесспорно, - одна из самых эффективных.
Актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы.
Научное исследование – это особый вид познавательной деятельности, отличающийся от стихийного познания, от диагностики и от познания в искусстве. Целью научного исследования является получение новых данных, либо моделирование известных решений.
Основная цель данной работы – помочь начинающим исследователям – школьникам освоить форму научного произведения при написании исследовательской работы.
Алгоритм составления исследовательской работы
Любая исследовательская работа состоит из следующих частей:
- Актуальность (почему выбрана данная тема, что заинтересовало).
- введение (где отражены цель и задачи, актуальность проблемы)
- основная часть (в которой раскрывается содержание работы: теоретическая и практическая часть)
- заключение (в котором содержатся итоги работы, выводы и рекомендации)
- список литературы (представляет собой перечень использованных книг и статей)
- приложение (наглядное представление опытных данных в виде таблиц, схем, диаграмм, и т.д.)
Если перечисленные части работы выстроить в определенной последовательности, то получится алгоритм составления научно-исследовательской работы.
Алгоритм – это определённая программа действий.
Когда у учащегося возникает интерес к какой-либо ситуации, предмету, то первое, что он делает - формулирует гипотезу, т.е. научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее подтверждения.
Тема – это предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества.
Определив тему исследования, объект и предмет изучения, формулируют гипотезу и приступают к ее проверке. Для этого необходимо поставить цель. Цель – предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить
Цель есть планируемый, ожидаемый результат.
Цель может начинаться со следующих слов:
- Выявление…
- Исследование…
- Оценка…
- Анализ…
- Разработка…
- Цель достигается через решение определенных задач.
Задачи, поставленные в научно-исследовательской работе – это план (этапы) достижения цели исследования. Формулировка задачи должна начинаться с глагола:
- Выявить…
- Разработать…
- Провести…
- Решить…
- Проанализировать…
Обобщить…
Решение задач связанно с использованием определенных методик. Методика – совокупность методов практического выполнения какой-либо работы. Метод – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо.
Любой метод изучения предполагает использование материально - технического обеспечения.
Заключительной частью работы являются выводы, к которым пришел автор и его рекомендации.
Вывод – умозаключение, содержит аналитическую оценку ситуации, намечает перспективы исследования.
И в завершении необходимо указать список источников информации.
Литература:
- Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учебное пособие для студентов сред. и высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.
- Культура научной речи: Учебное пособие к спецкурсу для начинающих исследователей-педагогов / Сост. В.Т. Садченко. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук, 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999.
- Петрова Н.Н., Сухинин С.А. Статистический метод // География в школе. – 2004. - №4. – с.51-55.
- Методические рекомендации. Алгоритм составления исследовательской работы учащегося. Гедик Александра Александровна, зав. отделом дополнительного экологического образования.
Предварительный просмотр:
Мероприятия исследовательского характера для младших школьников
- Всероссийском конкурсе исследовательских работ школьников и студентов «Талант. Наука. Интеллект.»
Цели и задачи Конкурса.
Содействие формированию и развитию универсальных учебных действий учащихся, раскрытие способности к саморазвитию в процессе исследовательской деятельности; создание условий для развития мышления учащихся, их самообразования, стимулирования самостоятельной познавательной деятельности.
Участники Конкурса.
Обучающиеся общеобразовательных учреждений всех ступеней образования, студенты колледжей: школьники в 4-х возрастных категориях: 1-4 кл, 5-6 кл., 7-8 кл., 9-11 кл.; студенты колледжей, попадающие в возрастную категорию 9-11 классы.
http://obrazshkola.ru/?page_id=839
- XIII Городской конкурс реферативно-исследовательских и проектных работ учащихся 1-х – 8-х классов «Интеллектуалы XXI века»
3.Международный конкурс исследовательских и творческих работ младших школьников «ОТКРЫТИЕ»
4 марта 2018 года Институт психологии и образования Казанского федерального университета проводит Международный конкурс исследовательских и творческих работ младших школьников «Открытие».
Цель конкурса: стимулирование познавательной, творческой, экспериментально – исследовательской, проектной, интеллектуальной деятельности младших школьников.
Задачи конкурса:
повышение уровня творческой и исследовательской активности младших школьников;
развитие у младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
ознакомление научной и педагогической общественности с результатами исследовательской и творческой деятельности учащихся младших классов;
обмен опытом работы и установление творческих контактов между обучающимися и педагогами образовательных учреждений России и зарубежных стран.
Участниками конкурса могут стать учащиеся в возрасте от 7 до 12 лет, проживающие в Российской Федерации, в странах ближнего и дальнего зарубежья.
http://kpfu.ru/psychology/mezhdunarodnyj-konkurs-issledovatelskih-i-323841.html
4. Конкурс исследовательских работ «Свет познания – весна 2018» проводится с целью развития интеллектуально-творческого потенциала школьников и совершенствования их исследовательских навыков.
https://open-hands.ru/svet-poznaniya
5. Конкурсы для школьников 2017-2018 Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки»
Цель конкурса: повышения качества образования и эффективности обучения учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности.
Задачи конкурса:
- развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся;
- предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательного учреждения и региона;
- выявление одаренных детей через проектную и исследовательскую деятельность.
http://pedakademy.ru/?page_id=119
Предварительный просмотр:
Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Стадии работы над проектом - это - это «пять П»:
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация.
Шестое «П» проекта - его Портфолио - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.
Этапы работы младших школьников над проектом.
Мотивационный этап: учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи.
Планирующий или проектировочный - подготовительный этап: (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником).
Информационно-операционный этап (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником).
Практический или моделирующий (Синтез полученного материала в единый взаимосвязанный продукт)
Контрольно-коррекционный (самооценка и координация готовности к защите проекта).
Защита проекта или презентация (ученики представляют проекты).
Рефлексивно-оценочный этап (дети участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Предварительный просмотр:
Список тем исследовательских работ в области начального образования
Исследовательские работы по русскому языку
Русский язык и его место среди других школьных предметов;
Лингвистический анализ названий улиц города;
Лексический этикет среди людей разных профессий;
Взаимосвязь славянских языков;
Слова-паразиты;
Исследовательские работы по окружающему миру.
Почему не из каждого семени зарождается новая жизнь?
Роль растения в жизни человека
О комнатных растениях
Кто как приспосабливается к окружающему миру
"Существа, любящие нас больше, чем самих себя"
Исследовательские работы по математике
Задачи для внимательных и сообразительных
Математические сказки
Натуральные числа в жизни человека
Наше творчество в математике
Решаю задачи с радостью
Исследовательские работы по физкультуре
Мой режим питания
Здоровый образ жизни
Спортивная жизнь семьи
Что такое витамины?
Художественная гимнастика
Предварительный просмотр:
- Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ, учащихся «Грани науки»
1. Участниками конкурса являются обучающиеся общеобразовательных учреждений всех ступеней образования.
2. В конкурсе могут принять участие учащиеся в четырех возрастных группах: 1-4 кл, 5-6 кл., 7-8 кл., 9-11 кл., студенты колледжей, попадающие в возрастную категорию 9-11 классы.
3. Участие может быть индивидуальным или совместным. Количество авторов совместной разработки — не более пяти.
http://pedakademy.ru/?page_id=2701
- Всероссийский конкурс социально-значимых проектов, учащихся «Изменим мир к лучшему!»
1. Цель: формирования гражданского сознания и социальных инициатив учащихся.
2. Задачи: развитие социально-творческой активности учащихся, потребности в самосовершенствовании и саморазвитии; активизация общественной деятельности школьников, создание условий для самореализации и самоутверждения в активной социальной роли; стимулирование общественно-значимых инициатив школьника, развитие интереса к общественной работе.
Участники Конкурса
1. Участниками конкурса являются обучающиеся общеобразовательных учреждений всех ступеней образования.
2. В конкурсе могут принять участие учащиеся в четырех возрастных группах: 1-4 кл, 5-6 кл., 7-8 кл., 9-11 кл., студенты колледжей, попадающие в возрастную категорию 9-11 классы.
Участие может быть индивидуальным или совместным. Количество авторов совместной разработки — не более пяти.
- Проект «Познание» Проект "Познание" проводит конкурс среди школьников "Герои-земляки."
http://zhurnalpoznanie.ru/servisy/meropriyatiya/prevu?razdel=dlya_shkolnikov
4.VII областной фестиваль-конкурс детских проектов дошкольников и младших школьников «Я познаю мир»
http://center-dt.ru/wp-content/uploads/2018/02/Informacionnoe-pismo-1.pdf
Цель фестиваля-конкурса – развитие интеллектуально-творческого потенциала личности детей дошкольного и младшего школьного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Для детей младшего школьного возраста работы классифицируются по следующим секциям: ∙ Красота своими руками; ∙ Я и мой компьютер; ∙ Зеленая планета; ∙ Азбука здоровья;∙ Мой родной край; ∙ Живое слово; ∙ Удивительное рядом; ∙ Сделаем мир лучше!
5. Международный проект «SMART PLANET» - http://www.future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3855&Itemid=2452
Проект «SMART PLANET»:
– это конкурсы-олимпиады тестового типа для учащихся с 1 по 11 класс;
– это увлекательные задания, доступные каждому ребёнку;
– это удобный современный проект, который не требует особых усилий со стороны педагогов и родителей: задания выполняются в течение 45 минут;
– это быстрый результат: итоги конкурса подводятся через сутки после его проведения;
– это недорогой конкурс: стоимость конкурса для одного учащегося – 50-100 рублей;
Предварительный просмотр:
Темы проектов:
Я и моя семья.
Генеалогическое дерево моей семьи
Из истории детских обязанностей
Имя в жизни человека
Моя родословная
Лента времени моей семьи
Награда в нашем доме
Окружающий мир.
Разноцветные моря
Снежные исследования
Семь чудес света
Семь чудес России
Экология.
Какую воду мы пьём
Каким воздухом мы дышим
Охранять природу - значит охранять мир
Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?
Музыка.
Детские музыкальные инструменты
Детские ударные инструменты
Сергей Прокофьев. Музыка для детей.
Музыкальные краски
Сказка в музыке
Физкультура.
Я - велосипедист
Предварительный просмотр:
Список рекомендуемой литературы для учителя теоретического и методического характера по организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.
- Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
- Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117
- Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. -80с.
- Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...
ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...
ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....