ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Орехова Карина Вячеславовна

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм

составления исследовательской работы младшими школьниками

 При внедрении федерального государственного образовательного стандарта второго поколения приоритетом начального образования становится формирование у младших школьников умения учиться, создание условий, способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся и обеспечивающих их личностный рост.

Модель выпускника начальной ступени обучения – творчески развитая личность, которая обладает жизненной и нравственной культурой, осознаёт ценности образования, проявляет инициативу и творчество.

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но исследовательская практика, бесспорно, - одна  из самых эффективных.

 Актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.

Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы.

Научное исследование – это особый вид познавательной деятельности, отличающийся от стихийного познания, от диагностики и от познания в искусстве. Целью научного исследования является получение новых данных, либо моделирование известных решений.

Основная цель данной работы – помочь начинающим исследователям – школьникам освоить форму научного произведения при написании исследовательской работы.

Алгоритм составления исследовательской работы

Любая исследовательская работа состоит из следующих частей:

  • Актуальность (почему выбрана данная тема, что заинтересовало).
  • введение (где отражены цель и задачи, актуальность проблемы)
  • основная часть (в которой раскрывается содержание работы: теоретическая и практическая часть)
  • заключение (в котором содержатся итоги работы, выводы и рекомендации)
  • список литературы (представляет собой перечень использованных книг и статей)
  • приложение (наглядное представление опытных данных в виде таблиц, схем, диаграмм,  и т.д.)

Если перечисленные части работы выстроить в определенной последовательности, то получится алгоритм составления научно-исследовательской работы.

Алгоритм – это определённая программа действий.

Когда у учащегося возникает интерес к какой-либо ситуации, предмету,  то первое, что он делает  -  формулирует гипотезу, т.е. научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее подтверждения.

Тема – это предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества.

Определив тему исследования, объект и предмет изучения, формулируют гипотезу и приступают к ее проверке. Для этого необходимо поставить цель. Цель – предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить

Цель есть планируемый, ожидаемый результат.

Цель может начинаться со следующих слов:

  • Выявление…
  • Исследование…
  • Оценка…
  • Анализ…
  • Разработка…
  • Цель достигается через решение определенных задач.

Задачи, поставленные в научно-исследовательской работе – это план (этапы) достижения цели исследования. Формулировка задачи должна начинаться с глагола:

  •  Выявить…
  •  Разработать…
  •  Провести…
  •  Решить…
  •  Проанализировать…

 Обобщить…

Решение задач связанно с использованием определенных методик. Методика – совокупность методов практического выполнения какой-либо работы. Метод – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо.

Любой метод изучения предполагает использование материально - технического обеспечения.

Заключительной частью работы являются выводы, к которым пришел автор и его рекомендации.

Вывод – умозаключение, содержит аналитическую оценку ситуации, намечает перспективы исследования.  

И в завершении необходимо указать список источников информации.

   

Литература:

  1. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учебное пособие для студентов сред. и высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.
  2. Культура научной речи: Учебное пособие к спецкурсу для начинающих исследователей-педагогов / Сост. В.Т. Садченко. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005.
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук, 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999.
  4. Петрова Н.Н., Сухинин С.А. Статистический метод // География в школе. – 2004. - №4. – с.51-55.

  1. Методические рекомендации. Алгоритм составления  исследовательской работы учащегося. Гедик Александра Александровна, зав. отделом дополнительного  экологического образования.


Предварительный просмотр:

Мероприятия исследовательского характера для младших школьников

  1. Всероссийском конкурсе исследовательских работ школьников и студентов «Талант. Наука. Интеллект.»

Цели и задачи Конкурса.

Содействие формированию и развитию универсальных учебных действий учащихся, раскрытие способности к саморазвитию в процессе исследовательской деятельности; создание условий для развития мышления учащихся, их самообразования, стимулирования самостоятельной познавательной деятельности.

 Участники Конкурса.

Обучающиеся общеобразовательных учреждений всех ступеней образования, студенты колледжей: школьники в 4-х возрастных категориях: 1-4 кл, 5-6 кл., 7-8 кл., 9-11 кл.; студенты колледжей, попадающие в возрастную категорию 9-11 классы.

http://obrazshkola.ru/?page_id=839

  1. XIII Городской конкурс реферативно-исследовательских и проектных работ учащихся 1-х – 8-х классов «Интеллектуалы XXI века»

https://chel-nou.ru/2018/02/     

3.Международный конкурс исследовательских и творческих работ младших школьников «ОТКРЫТИЕ»

4 марта 2018 года Институт психологии и образования Казанского федерального университета проводит Международный конкурс исследовательских и творческих работ младших школьников «Открытие».

Цель конкурса: стимулирование познавательной, творческой, экспериментально – исследовательской, проектной, интеллектуальной деятельности младших школьников.  

Задачи конкурса:  

повышение уровня творческой и исследовательской активности младших школьников;  

развитие у младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;  

ознакомление научной и педагогической общественности с результатами исследовательской и творческой деятельности учащихся младших классов;

обмен опытом работы и установление творческих контактов между обучающимися и педагогами образовательных учреждений России и зарубежных стран.  

Участниками конкурса могут стать учащиеся в возрасте от 7 до 12 лет, проживающие в Российской Федерации, в странах ближнего и дальнего зарубежья.  

http://kpfu.ru/psychology/mezhdunarodnyj-konkurs-issledovatelskih-i-323841.html 

4. Конкурс исследовательских работ «Свет познания – весна 2018» проводится с целью развития интеллектуально-творческого потенциала школьников и совершенствования их исследовательских навыков.

https://open-hands.ru/svet-poznaniya

5. Конкурсы для школьников 2017-2018 Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки»

Цель конкурса: повышения качества образования и эффективности обучения учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности.

Задачи конкурса:

- развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся;

- предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательного учреждения и региона;

- выявление одаренных детей через проектную и исследовательскую деятельность.

http://pedakademy.ru/?page_id=119



Предварительный просмотр:

Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Стадии работы над проектом - это - это «пять П»:

Проблема

Проектирование (планирование)

Поиск информации

Продукт

Презентация.

Шестое «П» проекта - его Портфолио - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.

Этапы работы младших школьников над проектом.

Мотивационный этап: учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи.

Планирующий или проектировочный - подготовительный этап: (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником).

Информационно-операционный этап (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником).

Практический или моделирующий (Синтез полученного материала в единый взаимосвязанный продукт) 

Контрольно-коррекционный (самооценка и координация готовности к защите проекта).

Защита проекта или презентация (ученики представляют проекты).

Рефлексивно-оценочный этап (дети участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).



Предварительный просмотр:

Список тем исследовательских работ в области начального образования

Исследовательские работы по русскому языку

Русский язык и его место среди других школьных предметов;

Лингвистический анализ названий улиц города;

Лексический этикет среди людей разных профессий;

Взаимосвязь славянских языков;

Слова-паразиты;

Исследовательские работы по окружающему миру.

Почему не из каждого семени зарождается новая жизнь?

Роль растения в жизни человека

О комнатных растениях

Кто как приспосабливается к окружающему миру

"Существа, любящие нас больше, чем самих себя"

Исследовательские работы по математике

Задачи для внимательных и сообразительных

Математические сказки

Натуральные числа в жизни человека

Наше творчество в математике

Решаю задачи с радостью

Исследовательские работы   по физкультуре

Мой режим питания

Здоровый образ жизни

Спортивная жизнь семьи

Что такое витамины?

Художественная гимнастика



Предварительный просмотр:

  1. Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ, учащихся «Грани науки»

1. Участниками конкурса являются обучающиеся общеобразовательных учреждений всех ступеней образования.

2. В конкурсе могут принять участие учащиеся в четырех возрастных группах: 1-4 кл, 5-6 кл., 7-8 кл., 9-11 кл., студенты колледжей, попадающие в возрастную категорию 9-11 классы.

3. Участие может быть индивидуальным или совместным. Количество авторов совместной разработки — не более пяти.

http://pedakademy.ru/?page_id=2701

  1. Всероссийский конкурс социально-значимых проектов, учащихся «Изменим мир к лучшему!»

1. Цель: формирования гражданского сознания и социальных инициатив учащихся.

2. Задачи: развитие социально-творческой активности учащихся, потребности в самосовершенствовании и саморазвитии; активизация общественной деятельности школьников, создание условий для самореализации и самоутверждения в активной социальной роли; стимулирование общественно-значимых инициатив школьника, развитие интереса к общественной работе.

Участники Конкурса

1. Участниками конкурса являются обучающиеся общеобразовательных учреждений всех ступеней образования.

2. В конкурсе могут принять участие учащиеся в четырех возрастных группах: 1-4 кл, 5-6 кл., 7-8 кл., 9-11 кл., студенты колледжей, попадающие в возрастную категорию 9-11 классы.

Участие может быть индивидуальным или совместным. Количество авторов совместной разработки — не более пяти.

  1. Проект «Познание» Проект "Познание" проводит конкурс среди школьников "Герои-земляки."

http://zhurnalpoznanie.ru/servisy/meropriyatiya/prevu?razdel=dlya_shkolnikov

4.VII областной фестиваль-конкурс детских проектов дошкольников и младших школьников «Я познаю мир» 

 http://center-dt.ru/wp-content/uploads/2018/02/Informacionnoe-pismo-1.pdf

Цель фестиваля-конкурса – развитие интеллектуально-творческого потенциала личности детей дошкольного и младшего школьного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Для детей младшего школьного возраста работы классифицируются по следующим секциям: ∙ Красота своими руками; ∙ Я и мой компьютер; ∙ Зеленая планета; ∙ Азбука здоровья;∙ Мой родной край; ∙ Живое слово; ∙ Удивительное рядом; ∙ Сделаем мир лучше!

5. Международный проект «SMART PLANET» - http://www.future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3855&Itemid=2452 

   Проект «SMART PLANET»:

–  это конкурсы-олимпиады тестового типа для учащихся с 1 по 11 класс;

– это увлекательные задания, доступные каждому ребёнку;

      – это удобный современный проект, который не требует особых усилий со стороны педагогов и родителей: задания выполняются в течение 45 минут;

–  это быстрый результат: итоги конкурса подводятся через сутки после его проведения;

–  это недорогой конкурс: стоимость конкурса для одного учащегося – 50-100 рублей;



Предварительный просмотр:

Темы проектов:

Я и моя семья.

Генеалогическое дерево моей семьи

Из истории детских обязанностей

Имя в жизни человека

Моя родословная

Лента времени моей семьи

Награда в нашем доме

Окружающий мир.

Разноцветные моря

Снежные исследования

Семь чудес света

Семь чудес России

Экология.

Какую воду мы пьём

Каким воздухом мы дышим

Охранять природу - значит охранять мир

Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?

Музыка.

Детские музыкальные инструменты

Детские ударные инструменты

Сергей Прокофьев. Музыка для детей.

Музыкальные краски

Сказка в музыке

Физкультура.

Я - велосипедист



Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя теоретического и методического характера по организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.

  1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
  2. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117
  3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
  4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. -80с.
  5. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....