ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
презентация к уроку на тему

Галимова Юлия Рустамовна

Предварительный просмотр:

Алгоритм составления исследовательской работы c младшими школьниками

Научное исследование – это особый вид познавательной деятельности, отличающийся от стихийного познания, от диагностики и от познания в искусстве.

Целью научного исследования является получение новых данных, либо моделирование известных решений.

Алгоритм составления исследовательской работы

Исследовательская работа состоит из следующих частей:

  • Актуальность (почему выбрана данная тема, что заинтересовало)
  • Введение (где отражены цель и задачи, актуальность проблемы)
  • Основная часть (в которой раскрывается содержание работы: теоретическая и практическая часть)
  • Заключение (в котором содержатся итоги работы, выводы и рекомендации)
  • Список литературы (представляет собой перечень использованных книг и статей)
  • Приложение (наглядное представление опытных данных в виде таблиц, схем, диаграмм,  и т.д.)

Если перечисленные части работы выстроить в определенной последовательности, то получится алгоритм составления научно-исследовательской работы.

Когда у учащегося возникает интерес к какой-либо ситуации, предмету,  то первое, что он делает  -  формулирует гипотезу, т.е. научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее подтверждения.

Тема – это предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества.

Определив тему исследования, объект и предмет изучения, формулируют гипотезу и приступают к ее проверке. Для этого необходимо поставить цель.

Цель – предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить

Цель есть планируемый, ожидаемый результат.

Цель может начинаться со следующих слов:

  • Выявление…
  • Исследование…
  • Оценка…
  • Анализ…
  • Разработка…

Цель достигается через решение определенных задач.

Задачи, поставленные в научно-исследовательской работе – это план (этапы) достижения цели исследования. Формулировка задачи должна начинаться с глагола:

  •  Выявить…
  •  Разработать…
  •  Провести…
  •  Решить…
  •  Проанализировать…
  • Обобщить…

Решение задач связанно с использованием определенных методик. Методика – совокупность методов практического выполнения какой-либо работы. Метод – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо.

Любой метод изучения предполагает использование материально - технического обеспечения.

Заключительной частью работы являются выводы, к которым пришел автор и его рекомендации.

Вывод – умозаключение, содержит аналитическую оценку ситуации, намечает перспективы исследования.  

И в завершении необходимо указать список источников информации.

   



Предварительный просмотр:

Темы исследовательских работ начальной школы рассчитаны для ребят с 1 по 4 класс, выбираются и выполняются с консультациями учителя и помощью родителей. Главное, чтобы ребенок выбрал тему по своим интересам и увлечениям.

Cписок примерных тем исследовательских работ для младших школьников

  • Искусство создания книги.
  • Польза бумаги.
  • Откуда в хлебе столько дырочек.
  • Моя родословная.
  • Награда в нашем доме.
  • Семейные традиции.
  • Спортивная жизнь моей семьи.
  • Арифметика — наука о числе.
  • История одного инструмента.
  • История происхождения балалайки.
  • Ложки как музыкальный инструмент.
  • Любимые песни моей бабушки.
  • Бабушкина аптека
  • Крапива. Что я знаю о ней?
  • Лекарства- сорняки
  • Лечат ли комнатные растения простуду?
  • Путешествие по царству цветов. Одуванчик
  • Путешествие по царству цветов. Подснежник
  • Почему корабли не тонут
  • Почему море солёное
  • Почему мы плачем? Откуда берутся слезы?
  • Почему подушка мягкая, а пол твёрдый?
  • Почему скисает молоко?
  • Влияние компьютера на детей
  • Волшебство красок
  • Война и наша семья
  • Генеалогическое дерево моей семьи.


Предварительный просмотр:

Ссылки на актуальные мероприятия исследовательского характера для младших школьников

  1. Фестиваль работ исследовательского характера детей дошкольного возраста и младших школьников «Я –

исследователь» 

www.kushelg-yaltch.edu21.cap.ru

  1. Исследовательские проекты учащихся начальных классов

http://creation.miroznai.ru/contest/148 

  1.  «Вот оно какое, наше лето!»

http://creation.miroznai.ru/contest/168

  1. «Праздник со слезами на глазах-2018»

http://creation.miroznai.ru/contest/161

  1. «ЗОЖ- это здорово!»

http://creation.miroznai.ru/contest/133



Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения проекта с младшими школьниками.

  1. Определение проблемы. Здесь важно определить актуальную проблему для исследования, которая соответствовала бы возрасту, способностям и знаниям младших школьников, была интересна для детей.
  2. Определение цели и задач. Учитель помогает детям определить цели исследования, направить их на достижение результата.
  3. Подготовка и планирование. Здесь важно помочь ученику подобрать форму выполнения проекта в соответствии с тематикой, а также определить средства и методы организации деятельности. Важным является и определение, в течение какого времени будет выполняться проект. Если это проект групповой, то учитель должен составить инициативные (рабочие) группы учеников, которые будут совместно работать над проектом. Важно сориентировать учеников в поиске нужных материалов, помочь в обработке информации.
  4. Реализация проекта. Работа над проектом всегда начинается со сбора информации, анализа (обсуждения), выдвижения идей. Как только нужная информация будет собрана и проведены все экспериментальные работы, осуществляется оформление проекта. На этом этапе педагог должен оказывать консультационную помощь ученикам, учить их анализировать и обобщать факты, учить оформлению и презентации, при необходимости находить способы стимулирования их интереса к творческому процессу, развивать умственные способности. Необходимо также проверять промежуточные результаты проектной работы.
  5. Подведение итогов. Итогом проекта является презентация. Она может проходить в виде оформления стенгазет или стендов, выступления с докладом, подготовки отчёта или защиты проекта. После защиты проекта проводим рефлексию проектной деятельности, в которой учащиеся отвечают на следующие вопросы:

1.Была ли достигнута цель проекта?

2. Что нового ты узнал для себя?

  1. Научился ли ты распределять время, когда работаешь?
  2. Что ты сделал бы по-другому?
  3. Что получилось у тебя лучше всего?
  4. Что для тебя было трудным в процессе работы над заданием?
  5. Что для тебя было лёгким в процессе работы над заданием?

Алгоритм выполнения проекта

1. Сбор информации

2. Эксперимент

3. Систематизация и структуризация информации

4. Исследование

5. Оформление работы

6.Фото и видео зарисовки

7. Интервьюирование

8. Наблюдения

9. Презентация

10.Практическое применение новых знаний

11. Публичное выступление



Предварительный просмотр:

Список тем проектов для младших школьников

Творческие проекты:

«Здоровый образ жизни»

«Загадки воды»

«Жизнь пчел»

 «Семейные праздники и традиции»

«Кукла - оберег»

«Что можно сделать из теста»

«Сад моей мечты»

Информационные проекты:

 «Города - герои»

«Пять самых редких птиц на планете»

«Чудеса света»

«Самые большие аквариумы мира»

Учебный проект:

«Писатели Южного Урала»

«Пословицы и поговорки в произведениях»

«Удивительные животные России»

«Занимательная математика»

Исследовательские проекты :

«Зачем растениям нужна вода»

«Почему листья зеленые?»

«Как двигаются насекомые»

«Камни Южного Урала»

Социальный проект:

«Поможем нищим и бездомным»  

«Помоги птицам»

«Экология и чистота в окружающем мире»

«Школьная библиотека»



Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя

  1. Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников»

Предлагаемые методические пояснения ориентированы на решение практических задач исследовательского обучения в образовательной практике современной начальной школы. Описаны доступные методические приемы и эффективные формы организации исследовательского обучения младших школьников.

Пособие адресовано учителям и школьным психологам, но может быть полезно студентам педагогических университетов и колледжей, а также родителям.

В состав учебно-методического комплекта кроме методического пособия входят рабочая тетрадь для младших школьников "Я - исследователь" и тетради для развития исследовательских способностей, логического и творческого мышления.

  1. Лободина Н.В. «Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся как основное требование ФГОС НОО»

В книге представлены этапы и модели проектно-исследовательской деятельности, упражнения, направленные на формирование исследовательских умений младших школьников, приведены примеры исследовательских работ обучающихся с мультимедийными материалами, позволяющие сформировать у младших школьников мотивацию к учению, способствующие повышению их познавательной активности на уроках и во внеурочной деятельности, развитию умения работать в качественно новой образовательной среде, формированию исследовательских умений и построению индивидуальной траектории развития обучающегося и обеспечивающие высокую эффективность, ИКТ-компетентность образовательного процесса.

Комплект предназначен учителям начальных классов, руководителям методических объединений, заместителям директора по НМР общеобразовательных организаций; рекомендован студентам педагогических учебных заведений, родителям.

  1. Пахомова Н.Ю. «Учебные проекты: методология поиска»

В пособии рассматривается метод учебных проектов как системный компонент учебно-воспитательного процесса, позволяющий построить его на принципах проблемного и деятельностного подходов, личностно ориентированного обучения, педагогики сотрудничества. В пособии представлены дидактические возможности учебного проекта и особенности методики его осуществления, которые позволят учителю глубже понять и эффективно использовать психолого-педагогические факторы этого метода в практической работе. В Приложении приведены разработанные учителями-новаторами проекты, даны их методические описания и примеры работ учащихся.

  1. Феоктистова В.Ф. «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации. Проекты»

Пособие знакомит с опытом развития познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление в процессе исследовательской и проектной деятельности. Представленные детские проекты интегрируют содержание различных предметов, изучаемых в начальной школе, для поиска обозначенной проблемы.

Предназначено учителям начальных классов, руководителям методических объединений, студентам педагогических вузов.

  1. Иванова Н., Марунина Г. «Как организовать проектную деятельность в начальной школе. Методическое пособие»

В предлагаемом пособии представлены: современная трактовка сущности проектной деятельности вообще и в младших классах в частности; классификация школьных проектов; подготовка, организация и презентация проектов, выполненных участниками — учениками начальной школы; организация оценки и самооценки результатов. Приведены примеры реализации проектной деятельности на основе опыта авторов пособия и рекомендована диагностика ее результатов. В Приложении даны примеры тематики проектов, варианты результатов проектной деятельности, письменной самооценки учащихся, рекомендации для родителей и др. Пособие адресовано учителям начальной школы, руководителям методических объединений, слушателям системы повышения квалификации, студентам педагогических вузов, родителям.



Предварительный просмотр:

Актуальные мероприятия проектного характера для младших школьников

  1. Ежегодный Всероссийский робототехнический фестиваль МЧС России «RoboEMERCOM» 

http://roboemercom.ru/

  1. Всероссийский конкурс социально-значимых проектов учащихся «Изменим мир к лучшему!»

http://pedakademy.ru/?page_id=122

  1. Всероссийский конкурс молодежных проектов «Если бы я был Президентом»

http://kirovipk.ru/infonavigator/24-01-2018/vserossiyskiy-konkurs-molodezhnyh-proektov-esli-ya-byl-prezidentom

  1. ХV Всероссийский конкурс детских исследовательских работ и проектов «Ступени науки»

http://sorvin.ru/=a6j

  1. Международный конкурс проектов для учащихся в рамках конкурса «Interclover-2018»

http://school.interclover.ru/all/project.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....