ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
методическая разработка по теме
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Алгоритм выполнения исследовательской деятельности в начальной школе | 13.43 КБ |
Список конкурсов исследовательских работ школьников | 18.32 КБ |
Темы исследовательских работ | 14.42 КБ |
Алгоритм выполнения проекта в начальной школе | 15.27 КБ |
Актуальные мероприятия исследовательского характера | 18.31 КБ |
Темы проектных работ | 13.94 КБ |
Список рекомендуемой литературы | 13.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм выполнения исследовательской работы в начальной школе
І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)
1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.
ІІ этап. Планирование исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.
ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.
ІV этап. Выводы
1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).
V этап. Отчет и защита работы
1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;
2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопроссы.
VІ этап. Оценка процесса и результатов работы
1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.
Предварительный просмотр:
Конкурсы исследовательских работ для младших школьников
- МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ДЕТСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ «СТУПЕНИ ЗНАНИЙ»
«Главной задачей конкурса является организация открытого пространства для публикации работ всех желающих. Мы не ставим перед собой цель отобрать лучших из лучших, мы даем возможность познакомить детей, родителей и педагогов с разнообразными, интересными и трудоемкими исследовательскими работами наших талантливых участников»
Номинации Конкурса:
- «Первые шаги в науку»;
- «100 тысяч «Почему?»;
- «Удивительный мир природы»;
- «Мир моих открытий».
Электронный адрес: https://www.art-talant.org/polozhenija-konkursov/769-vserossijskij-tvorcheskij-konkurs-detskih-issledovatelskih-proektov-lstupeni-znanijr.html - Академия развития творчества.
- ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ 1-11 КЛАССОВ И ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ ГРУПП «СВЕТ ПОЗНАНИЯ - ВЕСНА 2018»
Общие сведения и цели проведения конкурса
Цели проведения Конкурса исследовательских работ среди учащихся 1-11 классов и воспитанников старших групп ДОУ следующие:
- способствовать реализации положений п.22 ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изм. от 29 декабря 2017 года.
- пробудить интерес школьников к научным дисциплинам, сформировать устойчивую познавательную потребность;
- способствовать формированию аналитического, критического, исследовательского мышления, углублению теоретических и практических знаний по школьным предметам в процессе выполнения исследований у учащихся;
- обеспечить возможность представления и публикации школьных исследовательских работ на всероссийском уровне вне зависимости от географического положения участников;
- повысить уровень культуры исследовательской деятельности путем создания конкурентной среды с сохранением дружественной атмосферы для всех участников;
- поощрение творчески активных учителей и учащихся.
Перечень номинаций:
- Исследовательская работа: астрономия и космонавтика
- Исследовательская работа: иностранные языки
- Исследовательская работа: краеведение
- Исследовательская работа: литература
- Исследовательская работа: математика и криптография
- Исследовательская работа: окружающий мир
- Исследовательская работа: робототехника
- Исследовательская работа: русский язык
- Исследовательская работа: технология
Электронный адрес: https://open-hands.ru/svet-poznaniya
- ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ПЕДАГОГОВ, СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ДОШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ «ТВОРЧЕСКИЙ ПЕДАГОГ – ТВОРЧЕСКИЙ РЕБЕНОК»
Направления: русский язык; литературное чтение; математика; история; социология; окружающий мир; экология; валеология; краеведение; техника и технология.
Электронный адрес: http://www.imc-eduekb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3267:2018-01-30-06-04-35&catid=1:2010-02-17-12-12-09 -Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина
- ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ «НОВЫЙ ГОРИЗОНТ»
Цель конкурса: активизация творческой деятельности учащихся.
Задачи конкурса:
- развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся;
- предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательного учреждения и региона;
- выявление и поддержка мотивированных, способных и одаренных детей.
В конкурсе могут принять участие учащиеся в четырех возрастных группах: 1-4 кл, 5-6 кл., 7-8 кл., 9-11 кл.
Электронный адрес: http://pedakademy.ru/?page_id=120 – Академия педагогики. Центр дистанционной поддержки учителей.
- ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Номинации конкурса:
• астрономия и космонавтика, физика, техническое творчество и изобретательство;
• математика и информационные технологии;
• биология, экология; окружающий мир;
• история, краеведение, география, этнография;
• лингвистика (языки: русский, английский); литературоведение; искусствоведение;
• педагогика, право; экономика; философия.
Электронный адрес: http://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5027&Itemid=3185 (г. Обнинск, МАН "Интеллект будущего")
Предварительный просмотр:
Темы исследовательских работ начальной школы.
Темы исследовательских работ начальной школы общего характера:
- Матрешка и ее история;
- Изображения чисел в древние времена;
- История фотоаппаратов;
- История чая;
- Почему я люблю книги;
- Детство моих родителей;
- Почему собака – это друг человека?
- Наблюдаем за погодой;
- Что говорит почерк о человеке;
- История открыток;
- Телевидение и дети;
- Как в разных странах учат в школе;
- История велосипеда;
- Редкие породы птиц;
- Как вести себя на перемене;
- Почему батарейки нельзя выбрасывать;
- Почему не нужно использовать шпаргалки.
Темы исследовательских работ начальной школы по математике:
- Авторские задачи по математике для учащихся 1-го класса.
- Арифметика — наука о числе.
- Веселые задачки
- Веселый математический поезд
- Весёлые задачи "Лесная математика".
- Весёлые задачки для юных рыбаков.
- Древние единицы длины
- Единицы измерения в Древней Руси
- Задачи в рисунках
- Задачи для внимательных и сообразительных.
- Задачи на свежем воздухе
- Задачи-сказки
- Искусство отгадывать числа
- Как быстро выучить таблицу умножения
- Как хорошо уметь считать!
Темы исследовательских работ начальной школы по русскому языку и литературе:
- Маршрут доктора Айболита в сказке К.И. Чуковского «Айболит».
- По тропинкам Басни
- Поиск слов-глаголов, которые с не пишутся слитно.
- Как в русских пословицах предсказывали погоду;
- Восклицательные предложения;
- Как говорить красиво;
- Сказка о приставках;
- Русский язык и его место среди других школьных предметов;
- Мягкий и твердый знак;
- Слова-символы в русском языке;
- Слова-паразиты;
- Какие буквы в русском алфавите в наше время потерялись и почему.
Предварительный просмотр:
Алгоритм выполнения проекта в начальной школе
Проект – это «Пять П»:
проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация.
Этап 1. Представление темы проекта.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей.
На этом этапе выявляются знания детей, которые определяют возможность выполнения проекта, идёт ознакомление школьников с необходимыми понятиями и терминами. Осуществляется поиск идей, которые помогут решить проблему, лежащую в основе проекта.
Этап 2. Выбор проблемы.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьника в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся. На этом этапе дети отвечают на вопрос: что мы хотим узнать? Важны ли для нас такие вопросы.
Этап 3. Формулировка подтем (мелких проблем).
Эта работа идет в группах. Дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся консультации.
Кроме того, важно ставить вместе учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями.
Этап 4. Планирование работы.
В рабочих группах обсуждается план предстоящей работы, определяются пути поиска необходимой информации. Принимается решение: в какой форме будет представлен проект.
Этап 5. Осуществление проекта.
Самостоятельная работа участников проекта по группам (сбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения, оформление работ).
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуются особый такт, деликатность, чтобы не "навязать" ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. На этом этапе можно задать ученикам такие вопросы: "Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?".
Этап 6. Представление проекта (защита).
Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта.
Этап 7. Оценка проекта.
Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер.
Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект "победил" в "какой-либо" номинации.
Виды проектов
Практический проект - нацелен на решение реальных задач, отражающих интересы участников проекта. Эти проекты имеют четкую цель, которая обязательно должна быть достигнута. Например, можно выполнить практический проект "Помоги птицам", где целью будет изготовление скворечников или кормушек. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике.
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы , обсуждение и анализ полученных результатов. Так, например, учащиеся могут выполнить исследовательский проект под названием "Зачем растениям нужна вода". В ходе проекта можно провести мини-исследование: попытаться прорастить семена фасоли с использованием воды и без воды, а затем оценить результат.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении. Например, можно собрать информацию о самых больших аквариумах мира и представить её ребятам на уроке.
Творческий проект предполагает изготовление различных поделок, плакатов, рисунков и других изделий. В нашем классе мы уже успели поучаствовать в творческом проекте "Семейные праздники и традиции". В ходе проекта каждый ребенок не только провел мини-исследование семейных праздников и традиций. Ребята изготовили фото-коллажи, плакаты и листовки с изображением семейных праздников и традиций.
Как выбрать тему проекта?
Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку.
Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.
Правило 3. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.
Правило 4. Тема должна быть доступной для ребенка, ребенок должен понимать тему проекта.
Предварительный просмотр:
Конкурсы проектов в начальной школе
- МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ПРОЕКТОВ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Конкурс проектов для учащихся (в рамках конкурса Interclover) проводится по ступеням обучения, направлениям и номинациям.
Ступени обучения
1. начальное общее образование (1-4 классы)
2. основное общее образование (5-9 классы)
3. среднее (полное) общее образование (10-11 классы)
Номинации
При подготовке и отправке работы необходимо определиться с номинацией:
- исследовательский проект (статья, реферат, доклад, презентация)
- практический проект (статья, реферат, доклад, презентация, рисунок, фотография, бизнес-план, макет)
- информационный проект (презентация, видеофильм, Web-сайт, блог/видеоблог, сообщество в социальных сетях)
- творческий проект (фотография, эссе, эскиз, музыкальное произведение, рисунок, блог/видеоблог, сообщество в социальных сетях)
ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС: HTTP://SCHOOL.INTERCLOVER.RU/ALL/PROJECT.HTML
- ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС ДЕТСКИХ ПРОЕКТОВ «МОЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА 2018» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, СТУДЕНТОВ И ДОШКОЛЬНИКОВ
Всероссийский интернет-конкурс детских проектов «Моя исследовательская работа 2018» проводится порталом Классные-часы.ру. От участников принимаются рефераты, доклады, проекты, научно-исследовательские работы, в которых исследуется какая-либо проблема или проверяется научная гипотеза.
Цель конкурса:
- Способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей школьников и дошкольников.
Задачи конкурса «Моя исследовательская работа 2018»:
- формирование у детей исследовательских умений и навыков;
- развитие критического и аналитического мышления при исследовании теоретического вопроса, при поиске путей решения конкретной проблемы;
- поддержка творческой активности детей;
- предоставление возможности всем участникам конкурса проявить творчество, стимулировать творческую активность.
ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС: HTTP://WWW.KLASSNYE-CHASY.RU/KONKURSY/DEISKIH-PROEKTOV-MOYA-ISSLEDOVATELSKAYA-RABOTA-2018
- КОНКУРС ПРОЕКТОВ «ЛУНА: ГОРОД ПЕРВЫХ»
Целью конкурса является популяризация знаний о космосе, поиск новых идей и технологий для разработки и создания элементов перспективной космической программы.
Принимаются конкурсные работы по следующим темам:
- Тема I. Проект лунной базы Российской Федерации.
- Тема II. Проект штурмового лагеря на лунной поверхности.
- Тема III. Проект транспортного космического средства.
- Тема IV. Проект средств обеспечения исследовательских работ в космосе.
- Тема V. Проект автоматизированной системы жизнеобеспечения людей в космосе.
- Тема VI. Проект медицинского модуля лунной базы.
Конкурсные работы принимаются в следующих номинациях:
- Рисунок (формат рисунка – А4/А3, рисунок может быть выполнен с применением любой технологии)
- Дизайн-проект (дизайн-проект должен быть выполнен в виде чертежа общего вида не менее чем в 3-х проекциях с указанием размеров и масштаба либо в виде 3-D модели)
- Концепт-проект (в виде технического предложения, эскизного или технического проекта)
ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС: http://luna2018.festivalnauki.ru/
- ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ КОНКУРС ПРОЕКТНЫХ РАБОТ «СОЗИДАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО»
Направление: творческое
Номинации:
- научные проекты;
- учебные проекты;
- образовательные проекты;
- благотворительные проекты;
- социально-значимые проекты;
- экологические проекты;
- культурно-просветительские проекты;
- интернет-проекты, сайты;
- здоровый образ жизни;
- образовательный туризм;
- проекты о своём крае (мультимедийные экскурсии по своему краю);
- межнациональное сотрудничество;
- обряды, костюмы, традиции моего народа;
- традиции моей семьи;
- праздники дворов, улиц, сёл;
- традиционные ремёсла и народные промыслы моего края.
ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС: http://www.future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3848&Itemid=992
- IV ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ОТКРЫТИЕ – 2017»
Направления: по любому предмету на выбор ученика.
ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС: https://eduopenru.ru/index.php/konkurs/710-iv-vserossijskij-konkurs-proektno-issledovatelskikh-rabot-obuchayushchikhsya-otkrytie-2017
Предварительный просмотр:
Темы проектных работ для учащихся начальных классов
Темы социальных проектов:
- «Театр здоровья»
- «Книжкин дом»
- «Ветеран живёт рядом»
- «Доброта спасет мир»
- «Свой мир мы строим сами»
- «Сохраним красоту для потомков»
- «Живи, Земля»
Темы творческих проектов:
- «Приключение Компьютошки»
- «Сад моей мечты»
- «Профессии нашей мечты»
- «Веселая азбука»
- «Мой город»
Темы учебных проектов:
- «Наша речь»
- «Правильное питание»
- «Задачи в стихах»
- «Мой любимый литературный герой»
- «Планеты Солнечной системы»
Темы исследовательских проектов:
- «Звезды галактики»
- «История изобретения денег»
- «История русской игрушки»
- «Жизнь и гибель динозавров на планете Земля»
- «Легко ли стать отличником?»
Темы информационных проектов:
- «Самые большие зоопарки мира»
- создание газеты «Классный вестник»
- «Скотч – материал на все случаи жизни»
- «Заповедники России»
- «Что такое витамины?»
Предварительный просмотр:
Список рекомендуемой литературы для учителя
- Братанова Т.А. «Методика организации игр – исследований с младшими школьниками. Начальная школа».
- Брдовская З.В. «Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников».
- Васильев В. «Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации».
- Землянская Е.Н. «Учебные проекты младших школьников. Журнал «Начальная школа».
- Полат Е.С., Бухаркина М. Ю. «Современные педагогические и информационные технологии в системе образования».
- Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников».
- Семёнова Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся. Журнал «Начальная школа».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...
ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...
ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....