ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
учебно-методический материал по теме

Сомова Екатерина Андреевна

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм

составления исследовательской работы младшими школьниками

Актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.

Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы.

Научное исследование – это особый вид познавательной деятельности, отличающийся от стихийного познания, от диагностики и от познания в искусстве. Целью научного исследования является получение новых данных, либо моделирование известных решений.

Основная цель данной работы – помочь начинающим исследователям – школьникам освоить форму научного произведения при написании исследовательской работы.

Модель выпускника начальной ступени обучения – творчески развитая личность, которая обладает жизненной и нравственной культурой, осознаёт ценности образования, проявляет инициативу и творчество.

Алгоритм составления исследовательской работы

  1. Актуальность (почему выбрана данная тема, что заинтересовало).
  2. Введение (где отражены цель и задачи, актуальность проблемы)
  3. Основная часть (в которой раскрывается содержание работы: теоретическая и практическая часть)
  4. Заключение (в котором содержатся итоги работы, выводы и рекомендации)
  5. Список литературы (представляет собой перечень использованных книг и статей)
  6. Приложение (наглядное представление опытных данных в виде таблиц, схем, диаграмм,  и т.д.)

Если перечисленные части работы выстроить в определенной последовательности, то получится алгоритм составления научно-исследовательской работы.

Алгоритм – это определённая программа действий.

Когда у учащегося возникает интерес к какой-либо ситуации, предмету,  то первое, что он делает  -  формулирует гипотезу, т.е. научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее подтверждения.

Тема – это предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества.

Определив тему исследования, объект и предмет изучения, формулируют гипотезу и приступают к ее проверке. Для этого необходимо поставить цель. Цель – предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить

Цель есть планируемый, ожидаемый результат.

Задачи, поставленные в научно-исследовательской работе – это план (этапы) достижения цели исследования. Формулировка задачи должна начинаться с глагола:

Решение задач связанно с использованием определенных методик. Методика – совокупность методов практического выполнения какой-либо работы. Метод – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо.

Любой метод изучения предполагает использование материально - технического обеспечения.

Заключительной частью работы являются выводы, к которым пришел автор и его рекомендации.

Вывод – умозаключение, содержит аналитическую оценку ситуации, намечает перспективы исследования.  

И в завершении необходимо указать список источников информации.

С первого класса нужно вовлекать учащихся в мини-исследования, включать этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. В первом и втором классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору.

Обычно в исследовательской работе:

1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели исследования, а также выбор или отработка его методики;
1/3 времени затрачивается на сбор материала;
не менее 1/3 времени уходит на его обработку, обобщение, написание текста.

1. Выбор темы проекта

В подготовительный период рекомендуется собрать как можно больше информации о предмете изучения путем знакомства с литературой или обсуждения темы со специалистами. Важнейшее основание для выбора темы исследования – наличие какого-либо противоречия или отсутствия объективных данных.

 2. Постановка цели и задач

Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулированы её цель и задачи. Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной,

чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ. Цель должна быть доступна для конкретного исследования. Не следует рассматривать глобальные проблемы, нужно вести работу в узком направлении.

3. Методика исследования

Выбранные методы работы (наблюдение, эксперимент, работа с литературными источниками и др.) должны быть простыми и доступными для школьников. Методически работу следует организовать таким образом, чтобы число наблюдений было достаточно велико. 

4. Сбор материала и принципы работы с ним

Основной метод получения научных выводов – сравнение результатов наблюдений, опытов и экспериментов. При обработке собранных материалов (проб, наблюдений, опытов и т.д.) необходимо как можно более полно сравнивать полученные данные. Сравнивать их можно (а иногда и необходимо) с данными, содержащимися в литературе. После того, как собранные материалы обработаны, проведено обсуждение полученных результатов, полезно вернуться к поставленным задачам и посмотреть решены ли они.

5. Презентация и защита исследовательской работы

Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от “взрослой” конференции, здесь необходимо создать “ситуацию успеха” для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Самому ребенку подготовиться к выступлению очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.

 



Предварительный просмотр:

Конкурсы исследовательских работ для начальной школы

Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ обучающихся «Открытие – 2018»

Участниками конкурса являются обучающиеся образовательных учреждений всех ступеней общего образования, образовательных учреждений дополнительного образования, выполнившие исследовательские или проектные работы под руководством педагога и (или) научного руководителя.

В конкурсе могут принять участие обучающиеся в возрастных группах: дошкольники, 1-4 кл, 5-6 кл., 7-8 кл., 9-11 кл.

Участие может быть индивидуальным или совместным. Количество авторов совместной разработки - не более трех.

Для обучающихся начальной школы выделяются следующие номинации:

  1. Юный натуралист.
  2. Юный писатель.
  3. Юный краевед.
  4. Юный математик.
  5. Юный художник.
  6. Юный языковед.
  7. Юный техник.
  8. Юный эколог.

Доступ: https://eduopenru.ru/index.php/konkurs/1122-vserossijskij-konkurs-proektno-issledovatelskikh-rabot-obuchayushchikhsya-otkrytie-2018 

 

Свет познания — 2018

Всероссийский конкурс исследовательских работ для учащихся 1-11 классов

В мероприятии может принять участие каждый школьник совместно с педагогом-руководителем или в индивидуальном порядке.

На конкурс принимаются исследовательские работы и проекты по:

  • астрономии и космонавтике,
  • иностранным языкам,
  • информатике,
  • истории,
  • краеведению,
  • литературе,
  • математике,
  • музыке,
  • окружающему миру,
  • робототехнике;
  • русскому языку,
  • технологии,

Доступ: https://open-hands.ru/svet-poznaniya 

Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки»

В конкурсе могут принять участие учащиеся в четырех возрастных группах: 1-4 кл, 5-6 кл., 7-8 кл., 9-11 кл.

 

Цель конкурса: повышения качества образования и эффективности обучения учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности. 

  

Задачи конкурса:

- развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся;

- предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательного учреждения и региона;

- выявление одаренных детей через проектную и исследовательскую деятельность.

Доступ: http://pedakademy.ru/?page_id=119 

Всероссийский конкурс реферативных работ учащихся «Новый горизонт»

В конкурсе могут принять участие учащиеся в четырех возрастных группах: 1-4 кл, 5-6 кл., 7-8 кл., 9-11 кл.

 

Цель конкурса: активизация творческой деятельности учащихся. 

 

Задачи конкурса:

- развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся;

- предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательного учреждения и региона;

- выявление и поддержка мотивированных, способных и одаренных детей.

 

Предмет конкурса: 

На конкурс представляются реферативные работы учащихся. Реферат может быть как информационно-описательным, так и с элементами исследовательской деятельности.

Доступ: http://pedakademy.ru/?page_id=120 

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ КОНКУРС

«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Номинации конкурса:

• астрономия и космонавтика, физика, техническое творчество и изобретательство;
• математика и информационные технологии;
• биология, экология; окружающий мир;
• история, краеведение, география, этнография;
• лингвистика (языки: русский, английский); литературоведение; искусствоведение;
• педагогика, право; экономика; философия.

 Критерии оценки:  

I. Исследовательский характер работы.
II. Новизна исследования, эвристичность.
III. Актуальность работы. Практическая и/или теоретическая значимость.
IV. Соответствие структуры работы общепринятым требованиям для научных трудов.
V. Грамотность и логичность изложения.

 Формы оценки конкурсных работ:

• - лауреаты I, II, III степени;
• - участники: все остальные конкурсанты, не вошедшие в число лауреатов.
• Количество призовых мест не ограничено и определяется качеством работ, участвующих в конкурсе.

Доступ: http://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5027&Itemid=3185 



Предварительный просмотр:

Алгоритм работы над проектом в начальной школе

Проект - это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.

Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цель – результат.

После того как выявлена проблема и намечена цель, необходимо сделать следующее:

  1. Установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие ресурсы. (Что уже есть для выполнения предстоящей работы – информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию, научиться делать. )
  2. Поставить задачи. (Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта. )
  3. Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части)
  4. Выбрать способы решения задач на каждом этапе.
  5. Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).

Структура проекта такова: введение, основная часть, заключение.

Введение – часть, в которой необходимо указать тему, цель и задачи, гипотезу и способы проверки.

Основная часть – описание поэтапного решения задач.

Заключение – часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислив то, что удалось, а что нет, сделать выводы, сформулировать рекомендации.

 Проект может быть индивидуальным и групповым.

Этапы работы над проектом

1. Выбор темы.

 Тема – предмет рассмотрения; это то главное, о чём сообщается, что обсуждается, исследуется, изображается.

 Возможно, на помощь придут следующие вопросы:

  • Что мне интересно больше всего?
  • Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

2. Формулировка темы проекта.

Примеры тем: «Любимый портфель», «Язык и речь – это одно и то же?», «Какими были школы в древности?», «Что может компьютер?» и др.

3. Определение цели проекта.

Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить, решить; это главная задача. Но для того, чтобы была решена эта главная задача (то есть была достигнута цель), нужно много всего выполнить, нужно решить много разных задач.

Формулировка цели - это одно предложение, являющееся ответом на вопрос: зачем нам нужен этот проект?

Обычно формулировка цели начинаться с таких слов: «узнать», «выяснить», «обобщить», «разработать» (например, разработать алгоритм …), «расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить».

4. Постановка задач проекта.

 Задача – это то, что необходимо решить, выполнить. В задачах определяется, как достичь цели.

В формулировках задач выражается то, что надо сделать по порядку, чтобы достичь цели.

Обычно формулировка задач начинаться с таких слов: «изучить», «собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить», «придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод».

5. Высказать одну или несколько гипотез.

Гипотеза (греч. ) – это предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом.

Обычно гипотезы начинаются такими словами: «предположим, что …», «допустим, что…», «возможно, что…», «что, если …».

Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную поставит на первое место, менее важную - на второе и т. д.

Варианты гипотез к проекту «Как возник язык».

  1. Предположим, что прилетели инопланетяне и научили людей разговаривать.
  2. Допустим, что люди нашли волшебный говорящий камень.
  3. Возможно, что в джунглях люди встретили говорящего попугая.
  4. Люди договорились друг с другом дать названия разным предметам.

Образец

Тема проекта: «Мир слов».

Цель: Выяснить, как толковый словарь помогает в жизни.

Задачи:

  1. Изучить строение словаря.
  2. Определить, когда и где можно использовать словарь.
  3. Придумать рекламу для толкового словаря.

Гипотеза: В наше время невозможно обойтись без толкового словаря



Предварительный просмотр:

Темы проектных работ в начальной школе

 Социальные:

1. Как вести себя в общественных местах?

2. Очищаем улицы нашего города

3. Что нужно делать, чтобы помочь пожилым людям?

Творческие:

1.Создаем кормушки.

2. Создание сборник рассказов о животных Урала.

3.Создание игрушек «Голубков» для празднования Дня Победы.

Учебные:

1. Учеба и игра: две различные области или две стороны одной медали.

2. Как нужно выполнять домашнее задание.

3. Творчество – отличный подход к учёбе.

4.  Режим дня школьника.

Исследовательские:

1. Профессии, о которых мечтает каждый школьник.

2. Выращивание растения в домашних условиях.

3. Агрегатные состояния вещества.

4. Памятники Челябинска, посвященные Великой Отечественной войне

Информационные:

1. Роботы будущего.

2. Как возникли правила дорожного движения?

 3. Как правильно сервировать стол.

4. Как выглядел первый телефон.



Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя теоретического и методического характера по организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

  1. Статья "ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ " https://multiurok.ru/files/stat-ia-organizatsiia-issliedovatiel-skoi-dieiatie.html 

  1. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.

  1. Статья «Как написать проект в начальной школе» https://www.kakprosto.ru/kak-123210-kak-napisat-proekt-v-nachalnoy-shkole 

  1. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования;

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников

  1. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004.



Предварительный просмотр:

Список тем для исследовательских работ в начальной школе

  1. Почему происходит извержение вулкана
  2. Как создать свой сад
  3. Происхождение моей семьи
  4. Эти интересные насекомые
  5. Бездомные животные – как им помочь?
  6. Мир доисторического человека
  7. Что происходит с природой осенью
  8. Птицы Урала
  9. Охрана природы человеком
  10.  Одомашнивание животных
  11.  Памятники науке в моем городе
  12.  Польза и негативные стороны использования компьютера
  13.  Чем полезен одуванчик для человека
  14.  Плесень – это тоже гриб?
  15.  Кто такие змеи
  16.  Полезные ископаемые и их влияние на жизнь человека
  17.  Аквариум и его обитатели
  18.  Кто обитает в пустыне?
  19.  Зачем ежу иголки
  20.  Как появляются цыплята



Предварительный просмотр:

Список конкурсов, фестивалей проектов в начальной школе

Конкурс “Исследовательские работы и проекты”

Доступ: http://dk-talant.ru/?p=101

Всероссийский конкурс проектов для школьников и студентов
«Проекториум»

Доступ: http://obrazshkola.ru/?page_id=840 

Всероссийский конкурс для школьников и студентов
«Экология — забота каждого»

Доступ: http://obrazshkola.ru/?page_id=845 

VI региональный Фестиваль проектов "Планета Знаний - 2018"

Доступ:http://www.openclass.ru/node/534150 

Всероссийский конкурс проектных и исследовательских работ учащихся «ГОРИЗОНТЫ ОТКРЫТИЙ 2018». 

Доступ: http://school-projects.ru/portal/competitions/14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....