ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
проект на тему

Бездушная Дария Вадимовна

 Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения исследовательской работы в начальной школе

Для правильного выполнения исследовательской работы необходимо соблюдать этапы исследовательской работы учащихся, их порядок при выполнения исследования и написания проекта. Необходимо "разбить" ход выполнения работы на определенные части и временные интервалы.

Предложенные в данном разделе основные этапы выполнения исследовательской работы и проекта школьников подразумевают проведение подготовки к проектной работе, этап планирования самого исследования, проведение непосредственно самого исследования.

Рекомендуемые этапы проведения исследовательской работы и проекта школьника содержат формулировку выводов исследования, отчет и защиту проекта, а также оценку процесса и результатов выполненной проектной работы.

В качестве этапов выполнения исследовательского проекта рассмотрим подготовку школьника к исследовательской работе, создание плана, проведение самого исследования, формулировка выводов, защита и оценка результатов учебного проекта.

І этап. Подготовка к исследовательской работе 
1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.

ІІ этап. Планирование исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.

ІV этап. Выводы
1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

V этап. Отчет и защита работы
1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, 
письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;
2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопросы.

VІ этап. Оценка процесса и результатов работы
1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.



Предварительный просмотр:

Темы исследовательских работ для школьников 1 – 4 классов

Темы исследовательских работ начальной школы рассчитаны для ребят с 1 по 4 класс, выбираются и выполняются с консультациями учителя и помощью родителей. Главное, чтобы ребенок выбрал тему по своим интересам и увлечениям.

Темы исследовательских работ о птицах:

  • Как зимует воробей
  • Кто же в гнёздышке живёт?
  • Кто такие птицы?
  • Кто такие амадины?
  • Курица - птица не простая!

Темы исследовательских работ о насекомых:

  • Комар: казнить нельзя, помиловать…
  • Кто живет в компьютере?
  • Кто как приспосабливается к окружающему миру
  • Кто такая медведка
  • Кто такие пауки?

Темы исследовательских работ по географии:

  • Достопримечательности нашего города
  • Есть ли будущее у нашей деревни?
  • Есть ли в воздухе вода?
  • Как рождается снежинка
  • Кто в Африке живет?

Темы исследовательских работ по физкультуре:

  • Полезно ли мороженое
  • Здоровый образ жизни
  • История лыж
  • Мой режим питания
  • Молоко полезно детям



Предварительный просмотр:

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ 

Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

Стадии работы над проектом:
1. Подготовка;
2. Планирование;
3. Исследование;
4. Выводы;
5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов.

Ниже приведена таблица, в которой подробно рассмотрены стадии работы над проектом:

Стадия

работы над проектом

 

Содержание работы

 

Деятельность

 учащихся

 

Деятельность

учителя

 

Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

Планирование

а) Определение источников необходимой информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта)

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.

Исследование

1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)

2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3.Выбор оптимального варианта хода проекта.

4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

Поэтапно выполняют задачи проекта.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

Выводы

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект.

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта

 



Предварительный просмотр:

СПИСОК ПРИМЕРНЫХ ТЕМ ПРОЕКТОВ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Социальные:

1. «Быть добрым – просто!».

2. «Азбука безопасности. Правила дорожного движения».

3. «Ветеран живёт рядом».

4. «Одна страна – одна команда».

5. «Дети – взрослым».


Творческие:

1. «Сборник осенних стихов».

2. «Паровоз – транспорт прошлого. Модульное оригами».

3. «Уют. Создание домика для птиц из природных материалов».

4. «Цветные, маленькие и такие разные. Панно из пуговиц».

5. «Макет: «Парк аттракционов нашего города».


Учебные:

1. «Праздник, посвященный творчеству Лермонтова М.Ю.».

2. «Сборник логических задач по математике».

3.«Физкультминутки на переменах»

4. «Буквы, исчезнувшие из алфавита».

5. «Альбом: «Часовые пояса».


Исследовательские:

1. «Влияние зубной пасты на прочность зубов».

2. «Польза бумаги».

3. «Экологичный класс – это про нас?»

4. «Из семечка в дерево».

5. «Осень. Изменение цвета листьев».


Информационные:

1. «Янтарь — волшебные слезы деревьев».

2.«Традиции Японии».
3. «Бумага древних людей. Береста, папирус».

4. «Кивано, рамбутан, атемойя. Чудо-фрукты».

5. «Древнерусские былины».



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для

учителей по организации проектной деятельности школьников

Автор-составитель:

Ширинкина Е.Н., учитель русского языка и литературы, руководитель курса «Основы исследовательской и проектной деятельности» МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Чайковский, Пермский край

Методические рекомендации для учителей по организации проектной деятельности школьников/ Е.Н. Ширинкина. – Чайковский, 2015. – 22 с.

Залог успешности учителя состоит в непрерывности поиска новых форм и методов обучения.

        Настоящее пособие содержит описание системы работы учителя по организации проектной деятельности школьников. Представленные материалы помогут учителю грамотно организовать проектную деятельность учеников и подготовить качественную проектную работу.

        Предназначено учителям школ, полезно ученикам, родителям. Желающим овладеть проектной технологией.

Издание, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………4

Методическая помощь учителю в подготовке и проведении проектов...6

Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных

работ…………………………………………………………………………….11

Типология проектов…………………………………………………………..15

Этапы проведения проекта…………………………………………………...16

Правила оформления проектной работы…………………………………...18

Критерии оценивания проекта……………………………………………….20

Банк тем проектных работ……………………………………………………21

Дневник проектной и исследовательской деятельности………………….

Приложения………………………………………………………………………

Литература………………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

        Глобальные изменения в информационной, коммуникативной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов. Целевых установок и педагогических средств.

        Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений. Навыков молодому пополнению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, а также тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. К тому же, нужно быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

        Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Школе в современных условиях потребовались такие методы обучения, которые:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;
  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся.

Одной из форм в образовательной деятельности является «метод проектов», которым, согласно федеральному государственному стандарту, должен в совершенстве владеть каждый учитель. В данной работе вы можете познакомиться с методическими рекомендациями по организации проектной деятельности учащихся и учителей в школе.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ В ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ПРОЕКТОВ

        Самое главное в проекте после определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов.

        Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Всему  этому необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее, в процессе обучения предмету. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки-исследования и уроки-проекты, поскольку они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда учащихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов.

1 этап – формирование культуры умственного труда учащихся в ходе полготовки и презентации проекта – урока исследования.

Подготовка этого типа урока предполагает организацию исследовательской деятельности учащихся и педагогическую деятельность учителя.

Модель исследовательской деятельности учащихся:

  • постановка проблемы
  • прояснение вопросов
  • формирование гипотезы исследования
  • планирование учебных действий
  • сбор данных
  • анализ и синтез данных
  • подготовка сообщений
  • выступление с сообщениями
  • ответы на вопросы, корректировка
  • обобщение, выводы
  • самооценка

Педагогическая деятельность учителя:

1. Целеполагание.

2. Выбор содержательной модели (модели, которая соответствует предметным целям).

  • Осмысление способов, приемов, средств мотивации;
  • Планирование учебной деятельности как процесса поэтапного освоения знаний, овладения системой умений;
  • Организация процесса рефлексии.

3. Анализ процесса учителем.

2 этап – урок-проект.

Педагогическая деятельность учителя такая же, как на уроке-исследовании.

Учебный проект как технология

Основная ценность проекта – общий конечный результат

Цель: формирование и развитие умений и навыков решения практических задач.

Мотивация:

  • Определение цели проекта и этапов достижении цели;
  • Распределение ролей и планирование работы

Этапы работы:

1. Сбор информации

2. Обсуждение данных, систематизация

3. Выдвижение гипотезы

4. Изготовление моделей (макеты, сценарии и др.)

5. Выбор способов представления результатов

6. Распределение ролей для защиты

7. Защита (презентация)

8. Коллективное обсуждение защиты, оценка

        Таким образом, проводя эти два вида уроков, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.

        Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения.

Что же такое проект?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....