ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования.
материал на тему

Виктория Романовна Иванушкина

Предварительный просмотр:

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Основные этапы исследовательской работы (по Савенкову А.И.):  

  1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
  2. Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).
  3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования).
  4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи).
  5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
  6. Определить последовательность проведения исследования.
  7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
  8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).

9.    Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).

10. Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).



Предварительный просмотр:

СПИСОК КОНКУРСОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


1. Всероссийский заочный конкурс проектных работ "Созидание и Творчество", ссылка: http://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4464&Itemid=2832

2. Международный конкурс исследовательских и творческих работ младших школьников "ОТКРЫТИЕ", ссылка: https://kpfu.ru/psychology/mezhdunarodnyj-konkurs-issledovatelskih-i-323841.html

3. Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки», ссылка: http://pedakademy.ru/?page_id=119

4. Всероссийский конкурс реферативных работ учащихся «Новый горизонт», ссылка: http://pedakademy.ru/?page_id=120

5. Всероссийский конкурс социально-значимых проектов учащихся «Изменим мир к лучшему!», ссылка: http://pedakademy.ru/?page_id=122



Предварительный просмотр:

Список примерных тем исследовательских работ для младших школьников.

  1. Можно ли использовать растение одуванчик в пищу?
  2. Почему подсолнух называют цветком солнца?
  3. Почему растёт растение
  4. Роль растения в жизни человека
  5. Что за ягода малина?
  6. Что мы знаем о подсолнухе?
  7. Кактус – колючий друг
  8. Кто строит дом на реке?
  9. Кто такие ежи и что мы знаем об их жизни?
  10. А прочно ли куриное яйцо?
  11. Влияет ли зубная паста на прочность зубов?
  12. Компьютерные игры – хорошо это или плохо?
  13. Краски в нашей жизни
  14. Маленькая история о моей большой семье
  15. Образ дракона в детской литературе
  16. О некоторых способах выжить в природе
  17. О чем рассказывают следы на снегу
  18. Оригами и математика
  19. Откуда в хлебе столько дырочек
  20. Откуда хлеб на стол пришёл?
  21. Польза бумаги
  22. Кто ты, кислый лимон?
  23. Жизнь и гибель динозавров на планете Земля
  24. Зачем ежу яблоко?
  25. Кто живет у нас в лесу?
  26. Кто ты, собака?



Предварительный просмотр:

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ 

Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

Стадии работы над проектом:
1. Подготовка;
2. Планирование;
3. Исследование;
4. Выводы;
5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов.

Ниже приведена таблица, в которой подробно рассмотрены стадии работы над проектом:

Стадия

работы над проектом

 

Содержание работы

 

Деятельность

 учащихся

 

Деятельность

учителя

 

Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

Планирование

а) Определение источников необходимой информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта)

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.

Исследование

1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)

2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3.Выбор оптимального варианта хода проекта.

4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

Поэтапно выполняют задачи проекта.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

Выводы

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект.

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта

 



Предварительный просмотр:

СПИСОК ПРИМЕРНЫХ ТЕМ ПРОЕКТОВ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Исследовательские:

  1. Путешествие водяной капельки
  2. Почему скисает молоко?
  3. Почему стреляет попкорн?
  4. Почему хлеб бывает чёрный и белый?
  5. Почему чай заваривают в горячей воде?


Информационные:

  1. Почему Луна не падает на Землю?
  2. Почему масло в воде не тонет?
  3. Греет ли снег?
  4. Греет ли шуба?
  5. Куда исчезают лужи после дождя?

Социальные:

1. «Ветеран живёт рядом».

2. «Азбука безопасности. Правила дорожного движения».

3. «Как попросить о помощи?»

4. «Быть добрым – просто!».

5. Что значит «помочь»?

Учебные:

  1. Как найти решение задачи
  2. Как разрезать пирог?
  3. Как велик миллион?
  4. Как измерить время?
  5. Как измерить расстояние между родственниками.

Творческие:

  1. Во что играли наши предки?
  2. Генеалогическое дерево моей семьи.
  3. Для чего человеку нос?
  4. Бывают ли растения-хищники?
  5. Влияние газированных напитков на организм человека





Предварительный просмотр:

СПИСОК КОНКУРСОВ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1. Всероссийский дистанционный Конкурс Проектов 2018 для учащихся 1-11-х классов. Направление: все направления. Ссылка: https://www.cdti43.ru/olimpiady-i-konkursy-dlya-detej-i-molodezhi/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2

2. Всероссийский конкурс научно-технических и творческих проектов «Луна: город первых». Направление: творческое. Ссылка: http://luna2018.festivalnauki.ru/

3. VII Всероссийский конкурс детских анималистических проектов имени В.М. Смирина. Направление: творческое, исследовательское. Ссылка: http://www.biodiversity.ru/programs/wildlife_art/projects/smirin-konkurs.html

4. Всероссийский конкурс социально-значимых проектов учащихся «Изменим мир к лучшему!». Направление: социальное. Ссылка: http://pedakademy.ru/?page_id=122

5. Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки». Направление: исследовательское. Ссылка: http://pedakademy.ru/?page_id=119



Предварительный просмотр:

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1. Семенова, Н. А. Организация исследовательской деятельности младших школьников: методическое пособие.

2. Журнал «Начальная школа» №9.

3. Брыкова, О. В. Проектная деятельность в учебном процессе.

4. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.

5. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....