ПК 4.5.
методическая разработка на тему

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину, традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской одарённости.

Этапы выполнения исследовательской работы

І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)
1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.

ІІ этап. Планирование исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперемента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.

ІV этап. Выводы
1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

V этап. Отчет и защита работы
1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;
2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопроссы.

VІ этап. Оценка процесса и результатов работы
1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.

Обоснование актуальности исследования

При обосновании актуальности исследования в разделе Введение исследовательской работы необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать.
Актуальность исследования – это степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса.
Актуальность проблемы исследования — это востребованность изучения и решения данной проблемы в обществе.

Обоснование актуальности исследования — это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследования в процессе общего познания.
Обоснование актуальности темы исследования является основным требованием к исследовательской работе.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:

  • восполнение каких-либо пробелов в науке;
  • дальнейшеё развитие проблемы в современных условиях;
  • своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;
  • обобщение накопленного опыта;
  • суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;
  • постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.

Актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п.
Часто в исследовательском проекте вместе со словом «актуальность» используют слово «новизна» исследования.

Цель исследовательской работы

Грамотная формулировка цели в проекте очень важна.
Цель исследовательской работы — это желаемый конечный результат, который планирует достичь учащийся в итоге своей работы.

Цель описывается учащимся во Введении исследовательской работы простыми словами и одним-двумя предложениями!

Простая схема составления цели исследовательской работы (проекта):

  1. Выберите одно из слов типа:
    изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.
  2. Добавьте название объекта исследования

Примеры полученных формулировок цели исследовательской работы:

  • Исследовать названия улиц нашего города и продемонстрировать уличные достопримечательности.
  • Исследование содержания железа и меди в продуктах питания, употребляемых нами ежедневно.
  • Исследование истории и роли города в истории страны.
  • Исследовать значение пластиковых бутылок в жизни человека и природы.
  • Изучить процесс выращивания кристаллов из соли и медного купороса
  • Изучить поведение детенышей серых балтийских тюленей в условиях вольерного содержания в зоопарке.
  • Изучить пищевой рацион школьников.
  • Изучить жизнь пчёл, их поведение, взаимоотношения и деятельность.
  • Изучить особенности соли, её свойства, качества и применение.
  • Изучить силу трения и ее влияние на жизнь человека.
  • Изучить виды грибов и их значение в окружающей среде.
  • Изучить использование чисел в пословицах и поговорках.
  • Изучение рациона питания школьника.
  • Изучение пищевых добавок в продуктах питания и их влияние на здоровье человека.
  • Выявить влияние СМС-мании на психику человека.
  • Выявить влияние веса рюкзака школьника на состояние его здоровья.
  • Выявить условия, необходимые для произрастания спор плесневого гриба.
  • Выявить закономерности явления …
  • Определение продуктов, не содержащих вредных пищевых добавок и продуктов, содержащих вредные пищевые добавки.
  • Определение качества продуктов быстрого приготовления.
  • Определить роль птиц в жизни людей.
  • Определение причин нарушения осанки у детей.
  • Определить зависимость от СМС среди учащихся и учителей школы.
  • Узнать, что такое Солнце и показать его значение в жизни человека.
  • Узнать, почему именно орёл изображён на гербе России.
  • Узнать, почему хамелеон считается необычным животным.
  • Узнать тайну невидимок и почувствовать себя волшебницей.
  • Выяснить секреты создания мультипликационных фильмов.
  • Выяснить, какими свойствами обладают магниты и как их используют люди.
  • Показать содержание нитратов и нитритов в продуктах питания.
  • Показать отражение исторических событий страны в творчестве моего прадедушки.
  • Привлечь к проблеме бездомных животных нашего города.
  • Привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения здоровья глаз и хорошего зрения.
  • Доказать, что среди растений встречаются хищники.
  • Познакомиться с историей развития города, её жителями, традициями.
  • Проверить: мороженое — это польза или вред?
  • Прогнозирование вероятности заболевания при неправильном питании.
  • Обоснование оправданного употребления компьютерного сленга и выявление его распространения в речи современной молодёжи.
  • Обобщить материал по истории марок

Задачи исследовательской работы

После формулировки цели проекта укажем конкретные задачи, которые предстоит решать в процессе исследования.

Задачи исследовательской работы — это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы учащегося с начало до конца.

Чтобы определить задачи исследовательской работы, нужно последовательно отвечать себе на вопрос: «Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?»

Задачи записываются во Введении исследовательской работы сразу после цели.

Обычно задачи творческого проекта перечисляются и начинаются словами: выяснить, изучить, провести, узнать, проанализировать, исследовать, определить, рассмотреть, найти, предложить, выявить, измерить, сравнить, показать, собрать, сделать, составить, обобщить, описать, установить, разработать, познакомиться и т.п.

Примеры задач исследовательской работы:

Выяснить историю создания и применения пластиковых бутылок
Выяснить значение исторических памятников, связанных с жизнью города
Выяснить историческую значимость людей города, которые оставили след в истории области
Выяснить, что такое магнит и магнитная сила
Выяснить, каким образом люди используют магниты в жизни.

Изучить химические свойства пластиковых бутылок
Изучить историю родного города
Изучить историю создания мультипликации
Изучить процесс создания мультфильма
Изучить исторические сведения о соли
Изучить состав мороженого
Изучить заболеваемость по медицинским карточкам
Изучить способы поедания корма
Изучить молодёжный сленг как лингвистическое явление
Изучить требования к школьному рюкзаку
Изучить упражнения для сохранения и улучшения зрения
Изучить биографию моего прадедушки
Изучить литературу о жизни пчёл
Изучить условия Центра социальной помощи семье и детям города
Изучить научно-методическую и справочную литературу по вопросу создания программ в среде программирования BorlandDelphi.

Провести анкетирование учащихся класса
Провести опыты с солью
Провести эксперимент «Шпионская записка»
Провести качественный анализ продуктов быстрого приготовления

Узнать какие пчёлы бывают и чем они занимаются
Узнать значение соли в жизни человека
Узнать сколько лет фантику и кто его придумал
Узнать где фантик можно использовать, когда конфета уже съедена
Узнать историю мороженого
Узнать виды мороженого
Узнать какими свойствами обладают магниты.

Проанализировать полученные результаты
Проанализировать творческое наследие А.С. Пушкина
Проанализировать экологическое состояние смешанного леса в зеленой зоне поселка
Проанализировать проблему экологической индикации почв

Исследовать вес рюкзаков школьников
Исследовать экологическое состояние почвы на пришкольной территории
Исследовать плотность заселения леса муравьями
Исследовать распространение применения компьютерного сленга среди различных социальных групп

Определить калорийность исследуемых продуктов питания
Определить вес рюкзаков школьников
Определить художественную цель, которой руководствовался писатель

Рассмотреть значение грибов в окружающей среде
Рассмотреть возможные дефекты зрения

Найти информацию о соли
Найти информацию о пользе и вреде минеральной воды
Найти полезное применение исследуемому предмету
Найти информацию о невидимках в научной, художественной литературе и интернете.

Предложить свои способы по улучшению состояния почвы
Предложить возможную замену продуктам быстрого приготовления

Выявить учащихся с нарушениями осанки
Выявить процент учащихся в моей школе, имеющих различные заболевания глаз.

Показать роль деятелей, живших в нашем городе

Собрать материал о различных видах грибов
Собрать легенды и мифы о …
Собрать материал о плесневом грибе мукоре, изучив литературные источники.

Сделать сравнительный анализ …
Сделать вывод по результатам работы.

Составить краткий словарь наиболее часто употребляемых слов молодежного компьютерного сленга
Обобщить полученные результаты

Описать практический эксперимент

Установить основные причины ухудшения зрения.

Методы исследования

Методы исследования — это способы достижения цели исследовательской работы.

Обоснование методов исследования описывается в разделе Введение в исследовательскую работу учащихся. Часто в этом разделе проводится простое перечисление методов исследовательской работы.

В обосновании методов проведения исследования нужно указать:
— методы исследования, которые использовались в исследовательской работе;
— желательно пояснить Ваш 
выбор методов исследования, т.е. почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.

На каждом уровне работы исследователь определяет используемые методы исследования.

Виды методов исследования:

  • наблюдение
  • интервью
  • анкетирование
  • опрос
  • собеседование
  • тестирование
  • фотографирование
  • счет
  • измерение
  • сравнение

С помощью этих методов исследования изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

  • эксперимент
  • лабораторный опыт
  • анализ
  • моделирование
  • исторический
  • логический
  • синтез
  • индукция
  • дедукция
  • гипотетический

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня:

  • изучение и обобщение
  • абстрагирование
  • идеализация
  • формализация
  • анализ и синтез
  • индукция и дедукция
  • аксиоматика

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Темы исследовательских работ младших школьников выбираются и выполняются с консультациями учителя и помощью родителей.



Предварительный просмотр:

Список конкурсов исследовательских работ младших школьников

  1. Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся 1-11 классов и дошкольников старших групп «Свет познания - весна 2018»

В конкурсе может принять участие каждый ученик с 1-го по 11-й класс совместно с педагогом - научным руководителем

Конкурс исследовательских работ «Свет познания – весна 2018» проводится с целью развития интеллектуально-творческого потенциала школьников и совершенствования их исследовательских навыков.

https://open-hands.ru/svet-poznaniya#5

  1. Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Учусь исследовать. Учу исследовать»

Цели и задачи конкурса:

- поддержка интеллектуального, исследовательского и проектного творчества детей и педагогов;

- содействие обмену опытом учителей;

- формирование у учащихся и педагогов представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

- содействие развитию творческой исследовательской активности;

- содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с младшими школьниками;

- пропаганда лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников и младших школьников.

https://idfedorov.ru/contests/article=6078/

  1. Дистанционный конкурс научно-исследовательских работ для школьников, студентов и педагогов «Блестящая идея»

Конкурс «Блестящая идея» проводится среди школьников в возрастных категориях:  1-4 классы,  5-8 классы,  9-11 классы; • Среди студентов колледжей, техникумов, ВУЗов; среди педагогов младшего, среднего и старшего звена школы;

http://konkursgrad.ru/выберите-конкурсы/конкурс-блестящая-идея

  1. Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки»  

В конкурсе могут принять участие учащиеся в четырех возрастных группах: 1-4 кл, 5-6 кл., 7-8 кл., 9-11 кл.

Цель конкурса: повышение качества образования и эффективности обучения учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности.  

Задачи конкурса

- развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся;

- предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательного учреждения и региона

- выявление одаренных детей через проектную и исследовательскую деятельность.
http://pedakademy.ru/?page_id=124

5. Всероссийский интернет-конкурс детских проектов «Моя исследовательская работа»

Для участия во всероссийском интернет-конкурсе «Моя исследовательская работа» приглашаются дошкольники, школьники и студенты, обучающиеся в любых учреждениях образования Российской Федерации.

Участие в конкурсе может быть индивидуальным или групповым.

Возраст участников значения не имеют.

Работы участников будут оцениваться отдельно по возрастам.



Предварительный просмотр:

Список тем исследовательских работ в начальной школе:

  • А прочно ли куриное яйцо?

  Влияет ли зубная паста на прочность зубов?

  Детские фантазии

  Загадка клавиатуры

  Искусство создания книги

  Компьютерные игры – хорошо это или плохо?

  Краски в нашей жизни

  Маленькая история о моей большой семье

  Математика на кухне

  Метеоцентр «Народные приметы» сообщает...

  Мультфильмы: что это?

  Мир ребёнка: взгляд сквозь время

  Молодежный жаргон в речи современных школьников

  Образ дракона в детской литературе

  О некоторых способах выжить в природе

  О чем рассказывают следы на снегу

  Оригами и математика

  Откуда в хлебе столько дырочек

  Откуда хлеб на стол пришёл?

  Польза бумаги

  Почему вода в небольших водоемах зеленая?

  Почему высохла лужа

  Почему корабли не тонут

  Почему море солёное

  Почему мы плачем? Откуда берутся слезы?

  Почему подушка мягкая, а пол твёрдый?

  Почему скисает молоко?

  Почему стреляет попкорн?

  Почему сугроб полосатый?

  Почему хлеб бывает чёрный и белый?

  Почему чай заваривают в горячей воде?

  Путешествие водяной капельки



Предварительный просмотр:

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Проект – это «Пять П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация. 

Этап 1. Представление темы проекта. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей.

На этом этапе выявляются знания детей, которые определяют возможность выполнения проекта, идёт ознакомление школьников с необходимыми понятиями и терминами. Осуществляется поиск идей, которые помогут решить проблему, лежащую в основе проекта.

Этап 2. Выбор проблемы. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьника в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся. На этом этапе дети отвечают на вопрос: что мы хотим узнать? Важны ли для нас такие вопросы.

Этап 3. Формулировка подтем (мелких проблем). Эта работа идет в группах. Дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся консультации.

Кроме того, важно ставить вместе учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями.

Этап 4. Планирование работы. В рабочих группах обсуждается план предстоящей работы, определяются пути поиска необходимой информации. Принимается решение: в какой форме будет представлен проект.

Этап 5. Осуществление проекта. Самостоятельная работа участников проекта по группам (сбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения, оформление работ).

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуются особый такт, деликатность, чтобы не "навязать" ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. На этом этапе можно задать ученикам такие вопросы: "Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?".

Этап 6. Представление проекта (защита). Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта.

Этап 7. Оценка проекта. Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер.

Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект "победил" в "какой-либо" номинации.



Предварительный просмотр:

Конкурсы, фестивали проектов в начальной школе

1.Всероссийский творческий конкурс «Природа родного края!»

Направление: экологическое.

Номинации:

  • Рисунок - художественные работы, выполненные в любой технике исполнения (в том числе: коллажи, графика, компьютерная графика);
  • Фотография - постановочные, сюжетные фотоснимки (сюда не относятся фотографии поделок);
  • Поделка - все виды декоративно-прикладного искусства (аппликация, вышивка, выжигание, резьба по дереву, росписи по различным материалам, изделия из дерева, глины и т.п.);
  • Презентация - презентация, коллаж из фотографий
  • Стихотворение - рассказ в стихотворной форме о природе вашего края или населенного пункта;
  • Эссе - описание природы родного края, индивидуальные впечатления и соображения автора (не более 2 страниц).  

https://оценика.рф/konkursy/priroda-rodnogo-kraya 

  1. Международный детский поэтический конкурс «Волшебная скрижаль-2018»

Направление: творческое.

Цели и задачи:

  • Активизация поэтического творчества детей
  • Выявление творчески одарённых детей среди участников Конкурса
  • Содействие развитию и обогащению литературного процесса, расширению пространства литературной жизни.
  • Привлечение внимания общественности к поэзии юных авторов.
  • Представление поэтических произведений юных авторов читающей публике, издателям, журналистам и критикам.

http://skrizal.speshu-domoy.ru/pravila-bolshogo-detskogo-poehticheskogo-konkursa-volshebnaya-skrizhal 

3. Всероссийский конкурс социально-значимых проектов учащихся «Изменим мир к лучшему!» 

Социальный проект помогает учащимся проверить себя через включение в разрешение жизненных ситуаций, способствует самоопределению, пониманию своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.

Задачи конкурса:

- развитие социально-творческой активности учащихся, потребности в самосовершенствовании и саморазвитии;

- активизация общественной деятельности школьников, создание условий для самореализации и самоутверждения в активной социальной роли;

- выявление и развитие духовных, творческих и организаторских потенциалов личности школьников;

- стимулирование общественно-значимых инициатив школьника, развитие интереса к общественной работе.


https://eduopenru.ru/index.php/konkurs/811-i-vserossijskij-konkurs-sotsialnykh-proektov-obuchayushchikhsya-izmenim-mir-k-luchshemu-2017 

4. Всероссийский конкурс проектов для школьников «Проекториум»

Направление: исследовательское, творческое.

Цель: Содействие системе проектного обучения согласно ФГОС и решению задач индивидуально-ориентированного обучения, развитие творческих способностей детей и формирование активной позиции учащихся в процессе проектной деятельности

http://obrazshkola.ru/?page_id=840 - Образцовая школа

5. Всероссийский конкурс презентаций и методический материалов для учителей и школьников «Открытые ладони - Весна 2018»

Направление: творческое

Цель: представление и обобщение передового педагогического опыта, внедрение новых образовательных технологий (ИКТ).

https://open-hands.ru/open-hands 



Предварительный просмотр:

СПИСОК ПРИМЕРНЫХ ТЕМ ПРОЕКТОВ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1) Социальные:

1. «Как попросить о помощи?»

2. «Азбука безопасности. Правила дорожного движения».

3. «Ветеран живёт рядом».

4. «Быть добрым – просто!».

5. Что значит «помочь»?

2) Творческие:

  1. Бывают ли растения-хищники?
  2. Влияние газированных напитков на организм человека
  3. Во что играли наши предки?
  4. Генеалогическое дерево моей семьи.
  5. Для чего человеку нос?


3) Учебные:

  1. Как велик миллион?
  2. Как измерить время?
  3. Как измерить расстояние между родственниками.
  4. Как найти решение задачи
  5. Как разрезать пирог?


4) Исследовательские
:

  1. Почему скисает молоко?
  2. Почему стреляет попкорн?
  3. Почему хлеб бывает чёрный и белый?
  4. Почему чай заваривают в горячей воде?
  5. Путешествие водяной капельки


5) Информационные
:

  1. Греет ли снег?
  2. Греет ли шуба?
  3. Куда исчезают лужи после дождя?
  4. Почему Луна не падает на Землю?
  5. Почему масло в воде не тонет?



Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя

  1. Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников»

Предлагаемые методические пояснения ориентированы на решение практических задач исследовательского обучения в образовательной практике современной начальной школы. Описаны доступные методические приемы и эффективные формы организации исследовательского обучения младших школьников.

Пособие адресовано учителям и школьным психологам, но может быть полезно студентам педагогических университетов и колледжей, а также родителям.

В состав учебно-методического комплекта кроме методического пособия входят рабочая тетрадь для младших школьников "Я - исследователь" и тетради для развития исследовательских способностей, логического и творческого мышления.

  1. Иванова Н., Марунина Г. «Как организовать проектную деятельность в начальной школе. Методическое пособие»

В предлагаемом пособии представлены: современная трактовка сущности проектной деятельности вообще и в младших классах в частности; классификация школьных проектов; подготовка, организация и презентация проектов, выполненных участниками — учениками начальной школы; организация оценки и самооценки результатов. Приведены примеры реализации проектной деятельности на основе опыта авторов пособия и рекомендована диагностика ее результатов. В Приложении даны примеры тематики проектов, варианты результатов проектной деятельности, письменной самооценки учащихся, рекомендации для родителей и др. Пособие адресовано учителям начальной школы, руководителям методических объединений, слушателям системы повышения квалификации, студентам педагогических вузов, родителям.

  1. Феоктистова В.Ф. «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации. Проекты»

Пособие знакомит с опытом развития познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление в процессе исследовательской и проектной деятельности. Представленные детские проекты интегрируют содержание различных предметов, изучаемых в начальной школе, для поиска обозначенной проблемы.

Предназначено учителям начальных классов, руководителям методических объединений, студентам педагогических вузов.

  1. Пахомова Н.Ю. «Учебные проекты: методология поиска»

В пособии рассматривается метод учебных проектов как системный компонент учебно-воспитательного процесса, позволяющий построить его на принципах проблемного и деятельностного подходов, личностно ориентированного обучения, педагогики сотрудничества. В пособии представлены дидактические возможности учебного проекта и особенности методики его осуществления, которые позволят учителю глубже понять и эффективно использовать психолого-педагогические факторы этого метода в практической работе. В Приложении приведены разработанные учителями-новаторами проекты, даны их методические описания и примеры работ учащихся.

  1. Лободина Н.В. «Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся как основное требование ФГОС НОО»

В книге представлены этапы и модели проектно-исследовательской деятельности, упражнения, направленные на формирование исследовательских умений младших школьников, приведены примеры исследовательских работ обучающихся с мультимедийными материалами, позволяющие сформировать у младших школьников мотивацию к учению, способствующие повышению их познавательной активности на уроках и во внеурочной деятельности, развитию умения работать в качественно новой образовательной среде, формированию исследовательских умений и построению индивидуальной траектории развития обучающегося и обеспечивающие высокую эффективность, ИКТ-компетентность образовательного процесса.

Комплект предназначен учителям начальных классов, руководителям методических объединений, заместителям директора по НМР общеобразовательных организаций; рекомендован студентам педагогических учебных заведений, родителям.