ПК 4.5. Участие в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования
материал по теме

Участие в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы выполнения исследовательской работы

1 этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)


1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать;

2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;

3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;

4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;

5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;

6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.

2 этап. Планирование исследовательской работы

1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;

2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;

3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперемента и конечного результата);

4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);

5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

3 этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)


1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и оборудование для эксперимента, опыта, наблюдения и т.д.

2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую исследовательскую работу, поисковую работу, научно-исследовательскую работу.

3. При использовании лабораторного оборудования, инструментов, при выходе на природу и т.д. соблюдай правила техники безопасности, пожарной безопасности, будь внимателен и осторожен.

4 этап. Выводы

1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;

2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);

3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

5 этап. Отчет и защита исследовательской работы (проекта)

1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;

2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопросы.

6 этап. Оценка процесса и результатов проекта

1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.



Предварительный просмотр:

Список конкурсов исследовательских работ младших школьников

Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки»

http://pedakademy.ru/?page_id=119 

Всероссийский конкурс реферативных работ учащихся «Новый горизонт»

http://pedakademy.ru/?page_id=120

Конкурс исследовательских проектов дошкольников и младших школьников «Человек и Природа. Первые шаги»

http://teacher.msu.ru/node/12599

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ КОНКУРС

«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

https://www.new.future4you.ru/

Всероссийский интернет-конкурс детских проектов Моя исследовательская работа

http://www.klassnye-chasy.ru/konkursy/deiskih-proektov-moya-issledovatelskaya-rabota



Предварительный просмотр:

Проект - это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.

Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цель – результат.

После того как выявлена проблема и намечена цель, необходимо сделать следующее:

  1. Установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие ресурсы. (Что уже есть для выполнения предстоящей работы – информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию, научиться делать. )
  2. Поставить задачи. (Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта. )
  3. Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части)
  4. Выбрать способы решения задач на каждом этапе.
  5. Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).

Структура проекта такова: введение, основная часть, заключение.

Введение – часть, в которой необходимо указать тему, цель и задачи, гипотезу и способы проверки.

Основная часть – описание поэтапного решения задач.

Можно использовать фразы – клише:

Я начал свою работу с того, что …

Потом я приступил к …

Я завершил работу тем, что …

В ходе работы я столкнулся с такими проблемами …

Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен план) …

План моей работы был нарушен, потому что …

Мне удалось достичь цели проекта, потому что …

Заключение – часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислив то, что удалось, а что нет, сделать выводы, сформулировать рекомендации.

 Проект может быть индивидуальным и групповым.

Этапы работы над проектом

1. Выбор темы.

 Тема – предмет рассмотрения; это то главное, о чём сообщается, что обсуждается, исследуется, изображается.

 Возможно, на помощь придут следующие вопросы:

  • Что мне интересно больше всего?
  • Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

2. Формулировка темы проекта.

Примеры тем: «Любимый портфель», «Язык и речь – это одно и то же?», «Какими были школы в древности?», «Что может компьютер?» и др.

3. Определение цели проекта.

Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить, решить; это главная задача. Но для того, чтобы была решена эта главная задача (то есть была достигнута цель), нужно много всего выполнить, нужно решить много разных задач.

Формулировка цели - это одно предложение, являющееся ответом на вопрос: зачем нам нужен этот проект?

Обычно формулировка цели начинаться с таких слов: «узнать», «выяснить», «обобщить», «разработать» (например, разработать алгоритм …), «расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить».

4. Постановка задач проекта.

 Задача – это то, что необходимо решить, выполнить. В задачах определяется, как достичь цели.

В формулировках задач выражается то, что надо сделать по порядку, чтобы достичь цели.

Обычно формулировка задач начинаться с таких слов: «изучить», «собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить», «придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод».

5. Высказать одну или несколько гипотез.

Гипотеза (греч. ) – это предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом.

Обычно гипотезы начинаются такими словами: «предположим, что …», «допустим, что…», «возможно, что…», «что, если …».

Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную поставит на первое место, менее важную - на второе и т. д.

Варианты гипотез к проекту «Как возник язык».

  1. Предположим, что прилетели инопланетяне и научили людей разговаривать.
  2. Допустим, что люди нашли волшебный говорящий камень.
  3. Возможно, что в джунглях люди встретили говорящего попугая.
  4. Люди договорились друг с другом дать названия разным предметам.

Образец

Тема проекта: «Мир слов».

Цель: Выяснить, как толковый словарь помогает в жизни.

Задачи:

  1. Изучить строение словаря.
  2. Определить, когда и где можно использовать словарь.
  3. Придумать рекламу для толкового словаря.

Гипотеза: В наше время невозможно обойтись без толкового словаря



Предварительный просмотр:

Список тем исследовательских работ в области начального образования

Темы исследовательских работ по русскому языку и литературе:

  • Маршрут доктора Айболита в сказке К.И. Чуковского «Айболит».
  • Несказочные размышления о сказке (анализ основных черт характера героев сказок о животных).
  • По тропинкам Басни
  • Поиск слов-глаголов, которые с не пишутся слитно.
  • Сказка о царе Салтане.

Темы исследовательских работ по математике:

  • Арифметика — наука о числе.
  • Веселые задачки
  • Веселый математический поезд
  • Весёлые задачи "Лесная математика".

Темы исследовательских работ по окружающему миру:

  • Охранять природу - значит охранять мир
  • Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?
  •  Нежность ромашки — для души и тела
  •  Как мультфильмы влияют на психику ребенка

Темы исследовательских работ по физкультуре: 

  • Здоровый образ жизни
  • История лыж
  • Мой режим питания
  •  Если хочешь быть здоров

Темы исследовательских работ по музыке: 

  • Ложки как музыкальный инструмент.
  • Любимые песни моей бабушки.
  • Музыкальные краски
  •  История происхождения балалайки.



Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя

  1. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).

  1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. 

  1. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.

  1. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

  1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003.

  1. Хуторской, А.В. Метод проектов и другие зарубежные системы обучения // Школьные технологии. – 2013. - № 3. – С. 95 – 100



Предварительный просмотр:

Темы исследовательских работ и проектов младших школьников общей тематики


  1. Почему вода в небольших водоемах зеленая?

  2. Почему подушка мягкая, а пол твёрдый?

  3. Мой райский сад

  4. Новогодняя красавица

  5. Отчего осенью листья меняют цвет?

  6. О вершках и корешках, или Почему ветви тянутся к солнцу, а корни в землю

  7. Путешествие косточки

  8. Русская берёзка

  9. Что мы знаем о древесной коре?

  10. Этот мексиканский незнакомец – авокадо

  11. Янтарь — волшебные слезы деревьев.

  1. Почему хлеб бывает чёрный и белый?

  2. Почему чай заваривают в горячей воде?

  3. Русский богатырь: воплощение моей мечты

  4. Сказка – ложь, да в ней намёк...

  5. Спать или не спать? Вот в чем вопрос!

  6. Цвет и дети

  7. Что такое эксперимент?

  8. Что у нас в солонке и в сахарнице?

  9. Чудесные превращения, или Что такое сыр?



Предварительный просмотр:

Список конкурсов, фестивалей проектов в начальной школе

Всероссийский конкурс проектов для школьников и студентов
«Проекториум»

http://obrazshkola.ru/?page_id=840

Всероссийский конкурс для школьников и студентов
«Экология — забота каждого»

http://obrazshkola.ru/?page_id=842

Всероссийский конкурс сочинений учащихся «Мастер слова»

http://obrazshkola.ru/?page_id=841

Всероссийский литературный конкурс чтецов «Живое слово»

http://obrazshkola.ru/?page_id=844

Всероссийский детско-юношеский творческий конкурс «Жар-птица»

http://obrazshkola.ru/?page_id=843


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....