ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования.
методическая разработка на тему
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанной с получением научных знаний.
1 этап. Подготовка к исследовательской работе
- Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
- Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
- Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
- Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
- Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
- Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.
2 этап. Планирование исследовательской работы
- Определись, где планируешь искать и найти информацию;
- Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
- Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата);
- Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
- Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.
3 этап. Исследование
- Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
- Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.
4 этап. Выводы
- Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
- Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
- Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).
5 этап. Отчет и защита работы
- Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
- защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;
- Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопросы.
6 этап. Оценка процесса и результатов работы
- Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.
Предварительный просмотр:
Список конкурсов исследовательских работ младших школьников
- Всероссийский конкурс для детей «Рассударики»
http://rassudariki.ru/?yclid=2615467909906178080
Всероссийский творческий конкурс «Рассударики» направлен на то, чтобы мотивировать детей открывать в себе новый творческий потенциал. Конкурс проходит на постоянной основе, Материалы могут быть любыми — начиная от рисунка, заканчивая кроссвордами. Также на сайте представлено огромное количество номинаций на выбор участников. В общем, каждый здесь сможет найти то, что ему по душе!
- Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки».
http://pedakademy.ru/?page_id=119
Направлен на поддержку творческого потенциала педагогических работников.
Цель: повышения качества образования и эффективности обучения учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности.
Задачи: развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся; предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательного учреждения и региона; выявление одаренных детей через проектную и исследовательскую деятельность.
- Международный дистанционный конкурс научно-исследовательских работ для школьников «Блестящая идея»
Конкурс «Блестящая идея» проводится:
• Среди школьников в возрастных категориях:
1-4 классы,
5-8 классы,
9-11 классы
Принимаются как индивидуальные работы, так и коллективные.
ВНИМАНИЕ! Научно-исследовательские работы, представленные на конкурс могут выполняться совместно: Ребенок + Ребенок, Ребенок + Родитель, Ребенок + Педагог.
Конкурс «Блестящая идея» проводится ежемесячно.
Прием научно-исследовательских работ ведется:
с 1го числа по 30 (31) ое число текущего месяца.
Подведение итогов 10-го числа последующего месяца.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
а) Актуальность работы: Новизна и эвристичность, теоретическая и практическая значимость, исследовательский характер работы, собственный поисково-исследовательский опыт автора. 10-20 баллов
б) Содержание работы: Соответствие содержания работы заявленной теме исследования, логичность и грамотность изложения, корректное раскрытие темы в соответствии с поставленными целями и задачами, описание результатов эксперимента, прозрачность выводов, наличие самостоятельных размышлений.
30-60 баллов
в) Оформление работы: Наличие Содержания (Плана), Основной части, Списка литературы, наглядных материалов (Приложений).
Оценка оформления работы с эстетической точки зрения. 5-10 баллов
г) Общее впечатление от работы: Мнение всех членов жюри. 5-10 баллов
Максимальное количество 100 баллов.
- Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ обучающихся «Открытие – 2018»
Задачи конкурса:
- повышение мотивации к познавательной активности обучающихся;
- развитие творческих способностей обучающихся;
- предоставление обучающимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательного учреждения и региона;
- выявление одаренных детей через проектную и исследовательскую деятельность;
- выявление наиболее эффективно действующих моделей педагогической работы на всех уровнях общего образования.
Для обучающихся начальной школы выделяются следующие номинации:
- Юный натуралист.
- Юный писатель.
- Юный краевед.
- Юный математик.
- Юный художник.
- Юный языковед.
- Юный техник.
- Юный эколог.
Предметом Конкурса являются проектные и исследовательские работы обучающихся. Конкурсные разработки должны быть авторскими, т.е. разработанными непосредственно участником Конкурса.
Конкурс проводится в заочной форме.
Реферативные работы не могут участвовать в Конкурсе.
- Городской конкурс исследовательских и проектных работ учащихся 1-х – 8-х классов «Интеллектуалы XXI века» (г. Челябинск.)
Основные задачи Конкурса:
создание условий для предъявления результатов исследовательской и проектной деятельности учащихся;
формирование и развитие интеллектуальной деятельности учащихся;
формирование исследовательской культуры учащихся;
развитие коммуникативных компетенций учащихся;
привлечение научного сообщества города Челябинска к работе с младшими школьниками и подростками.
Организаторами конкурса являются:
Комитет по делам образования города Челябинска;
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской г. Челябинска» (далее – МАУДО
вузы города Челябинска.
В городском туре Конкурса принимают участие учащиеся, которые вляются победителями районного этапа Конкурса. Для участия в Конкурсе принимается не более одной работ на каждое направление по каждой возрастной группе от образовательных организаций города и не более двух работ на каждое направление по каждой возрастной группе от школ - филиалов НОУ по итогам Конкурсов районного этапа.
Конкурсная работа может быть индивидуальной или коллективной,
коллектив авторов не должен превышать двух учащихся.
https://www.chel-dpsh.ru/index.php/meropriyatiya-munitsipalnogo-urovnya
Предварительный просмотр:
СПИСОК ТЕМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ В ОБЛАСТИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Семь чудес света;
- Семь чудес России;
- Вечнозелёная красавица леса;
- Жизнь леса;
- Маленькая история о моей большой семье
- Мои четвероногие друзья;
- Почему вода на Земле не иссякает?;
- Роль растения в жизни человека;
- «Маленькая история о моей большой семье»;
- Мир растений на подоконнике;
- О комнатных растениях;
- Каким воздухом мы дышим?
- Мир забавных животных;
- Нора – это дом. Жилища животных;
- Потерянный мир динозавров;
- Удивительное царство грибов;
- Аквариум и его обитатели;
- Достопримечательности нашего города;
- Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?»;
- Бездомные животные – проблема каждого из нас.
Предварительный просмотр:
Алгоритм выполнения проекта в начальной школе.
- Определение проблемы. Определение актуальной проблемы для исследования, которая соответствовала бы возрасту, способностям и знаниям младших школьников, была интересна для детей.
- Определение цели и задач. Учитель помогает детям определить цели исследования, направить их на достижение результата.
- Подготовка и планирование. Помощь ученику в подборе форму выполнения проекта в соответствии с тематикой, а также определение средства и методы организации деятельности. Важным является и определение, в течение какого времени будет выполняться проект. Если это проект групповой, то учитель должен составить инициативные (рабочие) группы учеников, которые будут совместно работать над проектом. Важно сориентировать учеников в поиске нужных материалов, помочь в обработке информации.
- Реализация проекта. Работа над проектом всегда начинается со сбора информации, анализа (обсуждения), выдвижения идей. Как только нужная информация будет собрана и проведены все экспериментальные работы, осуществляется оформление проекта. На этом этапе педагог должен оказывать консультационную помощь ученикам, учить их анализировать и обобщать факты, учить оформлению и презентации, при необходимости находить способы стимулирования их интереса к творческому процессу, развивать умственные способности. Необходимо также проверять промежуточные результаты проектной работы.
- Подведение итогов. Итогом проекта является презентация. Она может проходить в виде оформления стенгазет или стендов, выступления с докладом, подготовки отчёта или защиты проекта. Желательно — обсуждение, что вышло, а что нет, какие проблемы возникли при работе над проектом
Предварительный просмотр:
Мероприятия проектного характера для младших школьников
- Всероссийский заочный конкурс проектных работ «Созидание и Творчество»
Направление: творческое
Номинации:
- научные проекты;
- учебные проекты;
- образовательные проекты;
- благотворительные проекты;
- социально-значимые проекты;
- экологические проекты;
- культурно-просветительские проекты;
- интернет-проекты, сайты;
- здоровый образ жизни;
- образовательный туризм;
- проекты о своём крае (мультимедийные экскурсии по своему краю);
- межнациональное сотрудничество;
- обряды, костюмы, традиции моего народа;
- традиции моей семьи;
- праздники дворов, улиц, сёл;
- традиционные ремёсла и народные промыслы моего края.
URL: http://www.future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3848&Itemid=992
- Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки»
URL: http://pedakademy.ru/?page_id=119
- Городской конкурс исследовательских и проектных работ учащихся 1-х – 8-х классов «Интеллектуалы XXI века» (г. Челябинск.)
Организаторами конкурса являются:
- Комитет по делам образования города Челябинска;
- Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской г. Челябинска» (МАУДО «ДПШ»);
- вузы города Челябинска.
URL: https://www.chel-dpsh.ru/index.php/meropriyatiya-munitsipalnogo-urovnya
- Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся 1-11 классов и дошкольников старших групп «Свет познания - весна 2018»
URL: https://open-hands.ru/svet-poznaniya
- Всероссийский конкурс детских исследовательских проектов «Первые шаги в науку»
Цели:
- развитие творческих и интеллектуальных способностей детей дошкольного и школьного возрастов;
- формирование исследовательских и коммуникативных умений и навыков;
- формирование аналитического и критического мышления в процессе творческого поиска;
- формирование способности самоутверждения и самоанализа через достижение поставленных целей и полученных результатов;
- воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности.
- Конкурс бесплатный;
- Конкурс всероссийский, в нем могут принять участие жители Российской Федерации;
- Коллективные работы на конкурс принимаются, но соавторов материала должно быть не более 2-х. В этом случае в документах указываются оба автора, отдельный документ на каждого ребёнка не оформляется.
- На конкурс принимаются только уникальные работы, уникальность не менее 65%
Предварительный просмотр:
Список тем проектов по направлениям
Социальные:
- Спасём лес от грязи!
- «Тимур и его команда»
- Создание домиков для птиц.
- Что нужно, чтобы помочь бездомным животным?
Творческие:
- «Мир моими глазами»
- «Азбука для первоклашек»
- «Книжка-малышка по мотивам сказки»
- «Детская площадка будущего»
Информационные:
- «Вода в жизни человека»
- . Роботы будущего
- . Автомобили прежних времен и современные.
- Каким был первый фотоаппарат?
Учебные:
1. «Моя родословная»
2. «Мое имя»
3. «Цифры мира»
4. «Путешествие по моему родному краю»
Исследовательские:
- «Ветераны моего района»
- «Петр I: Великий или тиран?»
- «Молоко. Молочные продукты»
- «История моей семьи»
Предварительный просмотр:
Список рекомендуемой литературы для учителя
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2006.
- Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Составитель Щербакова С.Г. - Волгоград: ИТД "Корифей".
- Макаров Ю. Метод проектов//Начальная школа. Первое сентября, 2006, №10, с.4-7
- Савенков А.И. Исследования на дому. Методические рекомендации // Исследовательская работа школьников, 2002, №1 с.34-45, №2 с.73-78.
- Филатикова С. В. Проектная деятельность в начальной школе // Школьная педагогика. — 2016. — №4. — С. 58-60
- Братанова Т.А. Методика организации игр – исследований с младшими школьниками. Начальная школа.
- Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.
- Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. Журнал «Начальная школа».
- Полат Е.С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников».
- Проказова О.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся в системе работы школы / О.Г. Проказова // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. : Педагогические науки. — 2010.
- Меренкова, О.А. научно-исследовательская работа в школе: в помощь учителю, классному руководителю. Методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...
ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...
ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....