ПК. 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
учебно-методический материал на тему
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Алгоритм выполнения исследовательской работы в начальной школе
І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)
1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.
ІІ этап. Планирование исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.
ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.
ІV этап. Выводы
1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).
V этап. Отчет и защита работы.
1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы: защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;
2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопросы.
VІ этап. Оценка процесса и результатов работы
1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.
Предварительный просмотр:
Список конкурсов исследовательских работ младших школьников:
- Конкурс исследовательских работ младших школьников «Будь экспериментатором!»
Цель конкурса — развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка младшего школьного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Задачи конкурса:
- Формирование у учащихся и педагогов представления об исследовательском обучении, как ведущем способе учебной деятельности;
- Содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с младшими школьниками;
- Содействие развитию творческой исследовательской активности детей;
- Стимулирование у младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
- Содействие формированию у детей научной картины мира.
Участники конкурса.
Участниками конкурса могут стать юные исследователи в возрасте до 10 лет
Электронный адрес: http://pandia.ru/text/80/090/32616.php
- КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И НАУЧНЫХ РАБОТ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «НАЧАЛО»
Цель конкурса: узнать историю моей семьи, ее традиции, причину возникновении традиций .
Задачи:
1 .Что такое традиции.
2. Какие традиции ест в моей семье.
3.Как традиции влияют на взаимоотношения в семье.
Методы исследования: наблюдения, опрос , работа со словарями, поиск информации в сети Интернет.
Электронный адрес: https://multiurok.ru/blog/konkurs-issliedovatiel-skikh-i-nauchnykh-rabot-mladshikh-shkol-nikov-nachalo.html
- Конкурс исследовательских работ учащихся младших классов «Грани науки»
Цель: повышения качества образования и эффективности обучения учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности.
Задачи:
- развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся;
- предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательного учреждения и региона;
- выявление одаренных детей через проектную и исследовательскую деятельность.
Электронный адрес: http://pedakademy.ru/?page_id=119
- «Моя исследовательская работа»
Цель конкурса: Способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей школьников и дошкольников.
Задачи конкурса: «Моя исследовательская работа»:
- формирование у детей исследовательских умений и навыков;
- развитие критического и аналитического мышления при исследовании теоретического вопроса, при поиске путей решения конкретной проблемы;
- поддержка творческой активности детей;
- предоставление возможности всем участникам конкурса проявить творчество, стимулировать творческую активность.
Электронный адрес: http://www.klassnye-chasy.ru/konkursy/deiskih-proektov-moya-issledovatelskaya-rabota
- Всероссийский заочный конкурс исследовательских работ
"Шаги в науку"
Цели конкурса: развитие творческих и интеллектуальных способностей детей дошкольного и школьного возрастов; формирование исследовательских и коммуникативных умений и навыков; формирование аналитического и критического мышления в процессе творческого поиска; формирование способности самоутверждения и самоанализа через достижение поставленных целей и полученных результатов; воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности.
Электронный адрес: http://ya-uchitel.ru/publ/konkursy_dlja_uchitelej_vospitatelej_detej/konkursy_partnerov/iii_vserossijskij_konkurs_detskikh_issledovatelskikh_proektov_pervye_shagi_v_nauku/3-1-0-5329
Предварительный просмотр:
Темы исследовательских работ в области начального образования
- Были о пыли.
- Бездомные животные – проблема каждого из нас.
- Живи, родник!
- Как спасти нашу реку?
- Какую воду мы пьём?
- Каким воздухом мы дышим?
- Как мультфильмы влияют на психику ребенка?
- Охранять природу - значит охранять мир?
- Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?
- Экология моего поселка?
- Экология нашего водоёма.
- Экопродукты моего огорода.
- Что значит «здоровый человек»
- Мой режим питания
- Шоколад – вред или польза.
- Матрешка и ее история
- Телевидение и дети;
- Как в разных странах учат в школе;
- Откуда в хлебе столько дырочек
- Откуда хлеб на стол пришёл?
Предварительный просмотр:
Алгоритм выполнения проекта в начальной школе.
Этап 1. Представление темы проекта.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей.
На этом этапе выявляются знания детей, которые определяют возможность выполнения проекта, идёт ознакомление школьников с необходимыми понятиями и терминами. Осуществляется поиск идей, которые помогут решить проблему, лежащую в основе проекта.
Этап 2. Выбор проблемы.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьника в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся. На этом этапе дети отвечают на вопрос: что мы хотим узнать? Важны ли для нас такие вопросы.
Этап 3. Формулировка подтем (мелких проблем).
Эта работа идет в группах. Дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся консультации.
Кроме того, важно ставить вместе учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями.
Этап 4. Планирование работы.
В рабочих группах обсуждается план предстоящей работы, определяются пути поиска необходимой информации. Принимается решение: в какой форме будет представлен проект.
Этап 5. Осуществление проекта.
Самостоятельная работа участников проекта по группам (сбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения, оформление работ).
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуются особый такт, деликатность, чтобы не "навязать" ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. На этом этапе можно задать ученикам такие вопросы: "Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?".
Этап 6. Представление проекта (защита).
Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта.
Этап 7. Оценка проекта.
Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер.
Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект "победил" в "какой-либо" номинации.
Предварительный просмотр:
Список конкурсов, фестивалей проектов
в начальной школе:
- ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС ДЕТСКИХ ПРОЕКТОВ «МОЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА»
Положение о всероссийском интернет-конкурсе детских проектов «Моя исследовательская работа»
Всероссийский интернет-конкурс детских проектов «Моя исследовательская работа» проводится порталом Классные-часы.ру. От участников принимаются рефераты, доклады, проекты, научно-исследовательские работы, в которых исследуется какая-либо проблема или проверяется научная гипотеза.
Цель конкурса: способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей школьников и дошкольников.
Задачи конкурса «Моя исследовательская работа»:
- формирование у детей исследовательских умений и навыков;
- развитие критического и аналитического мышления при исследовании теоретического вопроса, при поиске путей решения конкретной проблемы;
- поддержка творческой активности детей;
- предоставление возможности всем участникам конкурса проявить творчество, стимулировать творческую активность.
Электронный адрес: http://makarieshkola.ucoz.ru/news/vserossijskij_internet_konkurs_detskikh_proektov_moja_issledovatelskaja_rabota_2018/2018-02-20-35
- ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОЕКТОВ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ
«ПРОЕКТОРИУМ»
Цели и задачи Конкурса: содействие формированию и развитию универсальных учебных действий учащихся, раскрытие способности к саморазвитию в процессе исследовательской деятельности; создание условий для развития мышления учащихся, их самообразования, стимулирования самостоятельной познавательной деятельности.
Участники Конкурса: обучающиеся общеобразовательных учреждений всех ступеней образования, студенты колледжей: школьники в 4-х возрастных категориях: 1-4 кл, 5-6 кл., 7-8 кл., 9-11 кл.; студенты колледжей, попадающие в возрастную категорию 9-11 классы
Электронный адрес: http://obrazshkola.ru/?page_id=840
- ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС «ДЕТСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ»
Главные задачи проведения конкурса:
- стимулирование познавательного интереса воспитанников ДОУ и учащихся начальной и средней школы, совершенствование их исследовательских способностей;
- выявление и информационная поддержка детей, проявивших способности в области создания исследовательских проектов;
- выявление, обмен и распространение педагогического опыта в области создания детских исследовательских проектов
Электронный адрес: https://www.o-detstve.ru/competition/9181.html
- ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ДЕТСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ "ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ"
Цели конкурса:
- развитие творческих и интеллектуальных способностей детей дошкольного и школьного возрастов;
- формирование исследовательских и коммуникативных умений и навыков;
- формирование аналитического и критического мышления в процессе творческого поиска;
- формирование способности самоутверждения и самоанализа через достижение поставленных целей и полученных результатов;
- воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности.
Электронный адрес: http://pochemu4ka.ru/load/konkursy/konkursy_na_quot_pochemuchke_quot/iv_vserossijskij_konkurs_detskikh_issledovatelskikh_proektov_pervye_shagi_v_nauku/529-1-0-12538
5.Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся 1-11 классов и дошкольников старших групп
«Свет познания - весна 2018»
Цель: развития интеллектуально-творческого потенциала школьников и совершенствования их исследовательских навыков.
Электронный адрес: https://open-hands.ru/svet-poznaniya
Предварительный просмотр:
Список тем проектов для младших школьников.
- Учебные:
1. Изучение связей в живой и неживой природе
2. Наша Родина
3. Как научиться считать быстро
4. Образ животных в литературных произведениях
5. Необычные свойства воды
- Социальные:
1. Дети-инвалиды
2. Книжкина больница
3. Помощь однокласснику и другим людям
4. Чистота – залог здоровья
5. Подарки для детей из приюта
- Творческие:
1. Зачем нужны фонтаны?
2. Игры-хороводы
3. Значение глины в нашей жизни
4. Животные будущего
5. Как доктор слышит, что мы дышим?
- Информационные:
1. Профессии моих родителей
2. Забытые глаголы
3. Дети Сталинграда
4. Как рождаются новые слова
- Исследовательские:
1. Школа будущего
2. Дом, в котором я мечтаю жить
3. Сказочный город
4. Необычные растения в природе
5. Твое имя
Предварительный просмотр:
Список рекомендуемой литературы для учителя
- Савенков А.И, Психологические основы исследовательского обучения школьников // Школьные технологии. – 2008. - № 1.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
- Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
- Баранова Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью. / Е. В. Баранова, М. И. Зайкин // Математика в школе. - 2004 - N 2 - С. 213
- Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. // Издательство "Учитель" Волгоград. - 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...
ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...
ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....