ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
статья по теме
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Алгоритм
составления исследовательской работы c младшими школьниками
Научное исследование – это особый вид познавательной деятельности, отличающийся от стихийного познания, от диагностики и от познания в искусстве.
Целью научного исследования является получение новых данных, либо моделирование известных решений.
Алгоритм составления исследовательской работы
Исследовательская работа состоит из следующих частей:
- Актуальность (почему выбрана данная тема, что заинтересовало)
- Введение (где отражены цель и задачи, актуальность проблемы)
- Основная часть (в которой раскрывается содержание работы: теоретическая и практическая часть)
- Заключение (в котором содержатся итоги работы, выводы и рекомендации)
- Список литературы (представляет собой перечень использованных книг и статей)
- Приложение (наглядное представление опытных данных в виде таблиц, схем, диаграмм, и т.д.)
Если перечисленные части работы выстроить в определенной последовательности, то получится алгоритм составления научно-исследовательской работы.
Когда у учащегося возникает интерес к какой-либо ситуации, предмету, то первое, что он делает - формулирует гипотезу, т.е. научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее подтверждения.
Тема – это предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества.
Определив тему исследования, объект и предмет изучения, формулируют гипотезу и приступают к ее проверке. Для этого необходимо поставить цель.
Цель – предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить
Цель есть планируемый, ожидаемый результат.
Цель может начинаться со следующих слов:
- Выявление…
- Исследование…
- Оценка…
- Анализ…
- Разработка…
Цель достигается через решение определенных задач.
Задачи, поставленные в научно-исследовательской работе – это план (этапы) достижения цели исследования. Формулировка задачи должна начинаться с глагола:
- Выявить…
- Разработать…
- Провести…
- Решить…
- Проанализировать…
- Обобщить…
Решение задач связанно с использованием определенных методик. Методика – совокупность методов практического выполнения какой-либо работы. Метод – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо.
Любой метод изучения предполагает использование материально - технического обеспечения.
Заключительной частью работы являются выводы, к которым пришел автор и его рекомендации.
Вывод – умозаключение, содержит аналитическую оценку ситуации, намечает перспективы исследования.
И в завершении необходимо указать список источников информации.
Фрагмент исследовательской работы
Ученицы 3 класса.
Актуальность:
Каждый день на уроке мы пользуемся учебниками, словарями, художественной литературой. И чем больше страниц пройдено, тем труднее найти нужную информацию. А поэтому, мы теряем много времени. Как же ребятам, не листая книгу быстро открыть нужную страницу?
Цель моего исследования:
-Найти быстрый способ нахождения нужной страницы.
Задачи исследования:
- Познакомиться с историей появления закладки.
- Исследовать, какое значение имеет закладка в информационной жизни человека.
- Экспериментальным путем доказать необходимость систематического использования закладки.
- Проанализировать затраты времени на поиск нужной страницы.
- Провести анкетирование учащихся среди 1-4 классов.
- Воспитывать бережное отношение к книге.
Гипотеза: Скорее всего, в современном мире существует альтернатива такому предмету как закладка. Если это так, то мы её найдём.
Я использовала следующие методы исследования:
1.Анализ литературы.
2.Поиск информации в Интернете.
3.Анкетирование учащихся.
4.Практическая работа.
Предварительный просмотр:
Cписок примерных тем исследовательских работ для младших школьников
- Арифметика — наука о числе.
- История одного инструмента.
- История происхождения балалайки.
- Ложки как музыкальный инструмент.
- Любимые песни моей бабушки.
- Бабушкина аптека
- Крапива. Что я знаю о ней?
- Лекарства- сорняки
- Лечат ли комнатные растения простуду?
- Путешествие по царству цветов. Одуванчик
- Путешествие по царству цветов. Подснежник
- Почему корабли не тонут
- Почему море солёное
- Почему мы плачем? Откуда берутся слезы?
- Почему подушка мягкая, а пол твёрдый?
- Почему скисает молоко?
- Влияние компьютера на детей
- Волшебство красок
- Война и наша семья
- Генеалогическое дерево моей семьи
Предварительный просмотр:
Ссылки на актуальные мероприятия исследовательского характера для младших школьников
- Фестиваль работ исследовательского характера детей дошкольного возраста и младших школьников «Я – исследователь»
www.kushelg-yaltch.edu21.cap.ru
- Исследовательские проекты учащихся начальных классов
http://creation.miroznai.ru/contest/148
- «Вот оно какое, наше лето!»
http://creation.miroznai.ru/contest/168
- «Праздник со слезами на глазах-2018»
http://creation.miroznai.ru/contest/161
- «ЗОЖ- это здорово!»
http://creation.miroznai.ru/contest/133
Предварительный просмотр:
Алгоритм выполнения проекта с младшими школьниками.
- Определение проблемы. Здесь важно определить актуальную проблему для исследования, которая соответствовала бы возрасту, способностям и знаниям младших школьников, была интересна для детей.
- Определение цели и задач. Учитель помогает детям определить цели исследования, направить их на достижение результата.
- Подготовка и планирование. Здесь важно помочь ученику подобрать форму выполнения проекта в соответствии с тематикой, а также определить средства и методы организации деятельности. Важным является и определение, в течение какого времени будет выполняться проект. Если это проект групповой, то учитель должен составить инициативные (рабочие) группы учеников, которые будут совместно работать над проектом. Важно сориентировать учеников в поиске нужных материалов, помочь в обработке информации.
- Реализация проекта. Работа над проектом всегда начинается со сбора информации, анализа (обсуждения), выдвижения идей. Как только нужная информация будет собрана и проведены все экспериментальные работы, осуществляется оформление проекта. На этом этапе педагог должен оказывать консультационную помощь ученикам, учить их анализировать и обобщать факты, учить оформлению и презентации, при необходимости находить способы стимулирования их интереса к творческому процессу, развивать умственные способности. Необходимо также проверять промежуточные результаты проектной работы.
- Подведение итогов. Итогом проекта является презентация. Она может проходить в виде оформления стенгазет или стендов, выступления с докладом, подготовки отчёта или защиты проекта. После защиты проекта проводим рефлексию проектной деятельности, в которой учащиеся отвечают на следующие вопросы:
1.Была ли достигнута цель проекта?
2. Что нового ты узнал для себя?
- Научился ли ты распределять время, когда работаешь?
- Что ты сделал бы по-другому?
- Что получилось у тебя лучше всего?
- Что для тебя было трудным в процессе работы над заданием?
- Что для тебя было лёгким в процессе работы над заданием?
Алгоритм выполнения проекта
1. Сбор информации
2. Эксперимент
3. Систематизация и структуризация информации
4. Исследование
5. Оформление работы
6.Фото и видео зарисовки
7. Интервьюирование
8. Наблюдения
9. Презентация
10.Практическое применение новых знаний
11. Публичное выступление
Предварительный просмотр:
Список тем проектов для младших школьников
Творческие проекты:
«Семейные праздники и традиции»
«Кукла - оберег»
«Что можно сделать из теста»
«Сад моей мечты»
Информационные проекты:
«Города - герои»
«Пять самых редких птиц на планете»
«Чудеса света»
«Самые большие аквариумы мира»
Учебный проект:
«Писатели Южного Урала»
«Пословицы и поговорки в произведениях»
«Удивительные животные России»
«Занимательная математика»
Исследовательские проекты :
«Зачем растениям нужна вода»
«Почему листья зеленые?»
«Как двигаются насекомые»
«Камни Южного Урала»
Социальный проект:
«Поможем нищим и бездомным»
«Помоги птицам»
«Экология и чистота в окружающем мире»
«Школьная библиотека»
Предварительный просмотр:
Список рекомендуемой литературы для учителя
- Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников»
Предлагаемые методические пояснения ориентированы на решение практических задач исследовательского обучения в образовательной практике современной начальной школы. Описаны доступные методические приемы и эффективные формы организации исследовательского обучения младших школьников.
Пособие адресовано учителям и школьным психологам, но может быть полезно студентам педагогических университетов и колледжей, а также родителям.
В состав учебно-методического комплекта кроме методического пособия входят рабочая тетрадь для младших школьников "Я - исследователь" и тетради для развития исследовательских способностей, логического и творческого мышления.
- Лободина Н.В. «Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся как основное требование ФГОС НОО»
В книге представлены этапы и модели проектно-исследовательской деятельности, упражнения, направленные на формирование исследовательских умений младших школьников, приведены примеры исследовательских работ обучающихся с мультимедийными материалами, позволяющие сформировать у младших школьников мотивацию к учению, способствующие повышению их познавательной активности на уроках и во внеурочной деятельности, развитию умения работать в качественно новой образовательной среде, формированию исследовательских умений и построению индивидуальной траектории развития обучающегося и обеспечивающие высокую эффективность, ИКТ-компетентность образовательного процесса.
Комплект предназначен учителям начальных классов, руководителям методических объединений, заместителям директора по НМР общеобразовательных организаций; рекомендован студентам педагогических учебных заведений, родителям.
- Пахомова Н.Ю. «Учебные проекты: методология поиска»
В пособии рассматривается метод учебных проектов как системный компонент учебно-воспитательного процесса, позволяющий построить его на принципах проблемного и деятельностного подходов, личностно ориентированного обучения, педагогики сотрудничества. В пособии представлены дидактические возможности учебного проекта и особенности методики его осуществления, которые позволят учителю глубже понять и эффективно использовать психолого-педагогические факторы этого метода в практической работе. В Приложении приведены разработанные учителями-новаторами проекты, даны их методические описания и примеры работ учащихся.
- Феоктистова В.Ф. «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации. Проекты»
Пособие знакомит с опытом развития познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление в процессе исследовательской и проектной деятельности. Представленные детские проекты интегрируют содержание различных предметов, изучаемых в начальной школе, для поиска обозначенной проблемы.
Предназначено учителям начальных классов, руководителям методических объединений, студентам педагогических вузов.
- Иванова Н., Марунина Г. «Как организовать проектную деятельность в начальной школе. Методическое пособие»
В предлагаемом пособии представлены: современная трактовка сущности проектной деятельности вообще и в младших классах в частности; классификация школьных проектов; подготовка, организация и презентация проектов, выполненных участниками — учениками начальной школы; организация оценки и самооценки результатов. Приведены примеры реализации проектной деятельности на основе опыта авторов пособия и рекомендована диагностика ее результатов. В Приложении даны примеры тематики проектов, варианты результатов проектной деятельности, письменной самооценки учащихся, рекомендации для родителей и др. Пособие адресовано учителям начальной школы, руководителям методических объединений, слушателям системы повышения квалификации, студентам педагогических вузов, родителям.
Предварительный просмотр:
Актуальные мероприятия проектного характера для младших школьников
- Ежегодный Всероссийский робототехнический фестиваль МЧС России «RoboEMERCOM»
- Всероссийский конкурс социально-значимых проектов учащихся «Изменим мир к лучшему!»
http://pedakademy.ru/?page_id=122
- Всероссийский конкурс молодежных проектов «Если бы я был Президентом»
- ХV Всероссийский конкурс детских исследовательских работ и проектов «Ступени науки»
- Международный конкурс проектов для учащихся в рамках конкурса «Interclover-2018»
http://school.interclover.ru/all/project.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...
ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...
ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....