ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
методическая разработка на тему
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Этапы выполнения исследовательской деятельности в начальной школе | 14.91 КБ |
Конкурсы исследовательских работ | 21.24 КБ |
Алгоритм выполнения проектов | 14.81 КБ |
С чего начинается проектная деятельность | 14.57 КБ |
Литература по организации проектной детят | 13.16 КБ |
Темы проектов | 14.2 КБ |
Конкурсы проектов для младших школьников | 15.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы выполнения исследовательской работы
І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)
1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.
ІІ этап. Планирование исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперемента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.
ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.
ІV этап. Выводы
1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).
V этап. Отчет и защита работы
1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;
2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопроссы.
VІ этап. Оценка процесса и результатов работы
1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.
Предварительный просмотр:
Конкурсы исследовательских работ младших школьников
1. Конкурс исследовательских работ «Свет познания – весна 2018»
Проводится с целью развития интеллектуально-творческого потенциала школьников и совершенствования их исследовательских навыков.
Номинации:
Исследовательская работа: астрономия и космонавтика | Исследовательская работа: литература |
Исследовательская работа: биология | Исследовательская работа: математика и криптография |
Исследовательская работа: география | Исследовательская работа: музыка |
Исследовательская работа: искусствоведение и МХК | Исследовательская работа: окружающий мир |
Исследовательская работа: иностранные языки | Исследовательская работа: политология |
Исследовательская работа: информационные технологии | Исследовательская работа: психология |
Исследовательская работа: история | Исследовательская работа: робототехника |
Исследовательская работа: краеведение | Исследовательская работа: русский язык |
Исследовательская работа: социология | Исследовательская работа: химия |
Исследовательская работа: технология | Исследовательская работа: экология |
Исследовательская работа: физика | Исследовательская работа: экономика |
Исследовательская работа: физическая культура |
Как проходит конкурс?
Шаг 1
Знакомство с Положением о конкурсе.
Заполнение заявки на участие.
В течение суток мы ее обработаем и отправляем подтверждение.
Шаг 2
После подтверждения заявки вы вносите оргвзнос онлайн прямо на нашем сайте при помощи сервисов Яндекс Касса или Робокасса или через любой российский банк.
Шаг 3
Вы готовите вашу конкурсную работу и присылаете ее нам на адрес оргкомитета open-hands@open-hands.ru.
У вас достаточно времени на подготовку. Вы все успеете сделать. Но лучше не тянуть до последнего дня.
Шаг 4
Наше жюри во главе с председателем самым внимательным образом отнесется к каждой конкурсной работе и оценит ваш труд по достоинству. Итоги подводятся 5-го числа каждого месяца (кроме января).
2. «Грани науки»
Цель конкурса: повышения качества образования и эффективности обучения учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности.
3. «Учусь исследовать. Учу исследовать»
Основными целями и задачами конкурса являются:
поддержка интеллектуального, исследовательского и проектного творчества детей и педагогов;
содействие обмену опытом учителей;
формирование у учащихся и педагогов представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
содействие развитию творческой исследовательской активности;
содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с младшими школьниками;
пропаганда лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников и младших школьников.
4. «Открытие»
Цель конкурса: стимулирование познавательной, творческой, экспериментально – исследовательской, проектной, интеллектуальной деятельности младших школьников.
Задачи конкурса:
повышение уровня творческой и исследовательской активности младших школьников;
развитие у младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
ознакомление научной и педагогической общественности с результатами исследовательской и творческой деятельности учащихся младших классов;
обмен опытом работы и установление творческих контактов между обучающимися и педагогами образовательных учреждений России и зарубежных стран.
Номинации:
юный натуралист;
юный психолог;
юный писатель;
юный краевед;
юный математик;
юный художник;
юный языковед.
5. «Моя исследовательская работа»
На всероссийский конкурс «Моя исследовательская работа» принимаются работы, которые являются авторским материалом. В текстах не должно содержаться ошибок, все тексты печатаются только на русском языке. На первом слайде или титульном листе указывается название работы, фамилия, имя, отчество автора, место работы, учебы. Далее указываются цели, задачи, пути поиска решений проблемы
Предварительный просмотр:
Алгоритм проектной деятельности.
Этап 1. Представление темы проекта. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей.
На этом этапе выявляются знания детей, которые определяют возможность выполнения проекта, идёт ознакомление школьников с необходимыми понятиями и терминами. Осуществляется поиск идей, которые помогут решить проблему, лежащую в основе проекта.
Этап 2. Выбор проблемы. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьника в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся. На этом этапе дети отвечают на вопрос: что мы хотим узнать? Важны ли для нас такие вопросы.
Этап 3. Формулировка подтем (мелких проблем). Эта работа идет в группах. Дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся консультации.
Кроме того, важно ставить вместе учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями.
Этап 4. Планирование работы. В рабочих группах обсуждается план предстоящей работы, определяются пути поиска необходимой информации. Принимается решение: в какой форме будет представлен проект.
Этап 5. Осуществление проекта. Самостоятельная работа участников проекта по группам (сбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения, оформление работ).
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуются особый такт, деликатность, чтобы не "навязать" ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. На этом этапе можно задать ученикам такие вопросы: "Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?".
Этап 6. Представление проекта (защита). Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта.
Этап 7. Оценка проекта. Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер.
Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект "победил" в "какой-либо" номинации.
Предварительный просмотр:
С чего начинается проектная деятельность?
Выбор темы проектной работы.
Работа над проектом начинается с выбора темы. Здесь возможны варианты: либо учитель предлагает тему и находит детей, которым это интересно, либо ученик, интересующийся каким-то вопросом, начинает консультироваться с педагогом и фактически избирает его руководителем своего проекта. В обоих случаях возникает ситуация сотрудничества, обусловленная высоким уровнем мотивации учащихся. В этот период очень важным моментом является бережное отношение куратора к ведомому. Формулировка концепций, выдвижение гипотез - это должно быть прерогативой разработчика проекта. Неосторожное навязывание идей педагогом может остудить желание учащегося самому разобраться в интересном для него вопросе.
Составление плана действий.
Далее составляется план действий по реализации идей проекта. На этом этапе важно направить ученика на собственный поиск необходимой ему информации. Количество подсказок учителя должно быть адекватно возрастным и психологическим особенностям каждого ребенка. Дополнительное образование, в рамках которого осуществляется работа над проектом, позволяет учителю лучше узнать индивидуальные особенности его подопечного и обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса.
Одна из важнейших задач, которые решает проектная технология обучения, - формирование умений и навыков отбора необходимой информации.
Творческое переосмысление собранных материалов, выстраивание их в систему в зависимости от принятых гипотез, оформление, наглядность иллюстративного материала - все это в итоге приводит к созданию оригинального "конечного продукта".
Презентация проекта.
Презентация проектов может проходить в рамках классно-урочной системы, внеклассной работы, научно-практической конференции. Подготовка к презентации - процесс творческий. Ребята должны уметь коротко и лаконично объяснить суть своей работы, продемонстрировать ее достоинства, проанализировать возникшие в ходе работы затруднения, наметить возможные направления совершенствования "конечного продукта". Немаловажную роль играет эмоциональная окраска выступления учащегося на конференции, а также иллюстративный материал, представленный в виде слайдов, таблиц, плакатов, видеосюжетов и пр.
Предварительный просмотр:
1. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000.
2. Проказова О.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся в системе работы школы / О.Г. Проказова // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. : Педагогические науки. — 2010.
3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.
4. Брдовская З.В. «Организация проектной деятельности в системе работы учителя
начальных классов. Сборник. Как организовать проектную деятельность
младших школьников».
Предварительный просмотр:
Автомобиль – наш друг | Зоопарки мира |
Аквариум и его обитатели | Из чего сделаны ракушки? |
Бывают ли растения-хищники? | Искусство оригами |
Влияние газированных напитков на организм человека | Исландия – сказочная страна |
Во что играли наши предки? | Использованная бумага — мусор или добро? |
Вся правда о Египетских пирамидах. | История возникновения шоколада |
Выращивание кристалла | История косы. |
Генеалогическое дерево моей семьи. | История олимпийских игр. |
Глиняные игрушки. | История русской игрушки. |
Действующие вулканы нашей планеты. | История шахмат. |
Детские фантазии | Как выглядит звук? |
Для чего человеку нос? | Как вырастить цветок? |
Жизнь пчел | Как доктор слышит, что мы дышим? |
Жизнь растений в воде. | Как мне выбирали имя. |
Загадки воды | Как муравьи строят свои дома? |
Загадки Греции | Как пишет ручка? |
Загадки соли. | Как помочь птицам перезимовать? |
Загадки. Где живут отгадки? | Как появились часы? |
Загадочные звуки. | Как приготовить краски? |
Зачем нужны фонтаны? | Как приготовить травяные шампуни? |
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс проектов для школьников и студентов
«Проекториум»
Цель конкурса проектов учащихся
Содействие системе проектного обучения согласно ФГОС и решению задач индивидуально-ориентированного обучения, развитие творческих способностей детей и формирование активной позиции учащихся в процессе проектной деятельности.
Всероссийский интернет-конкурс детских проектов «Моя исследовательская работа»
Всероссийский интернет-конкурс детских проектов «Моя исследовательская работа» проводится порталом Классные-часы.ру. От участников принимаются рефераты, доклады, проекты, научно-исследовательские работы, в которых исследуется какая-либо проблема или проверяется научная гипотеза.
Цель конкурса:
Способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей школьников и дошкольников.
Задачи конкурса «Моя исследовательская работа»:
формирование у детей исследовательских умений и навыков;
развитие критического и аналитического мышления при исследовании теоретического вопроса, при поиске путей решения конкретной проблемы;
поддержка творческой активности детей;
предоставление возможности всем участникам конкурса проявить творчество, стимулировать творческую активность.
Всероссийский конкурс социально-значимых проектов учащихся «Изменим мир к лучшему!»
Цель конкурса: формирования гражданского сознания и социальных инициатив учащихся.
Задачи конкурса:
- развитие социально-творческой активности учащихся, потребности в самосовершенствовании и саморазвитии;
- активизация общественной деятельности школьников, создание условий для самореализации и самоутверждения в активной социальной роли;
- выявление и развитие духовных, творческих и организаторских потенциалов личности школьников;
- стимулирование общественно-значимых инициатив школьника, развитие интереса к общественной работе.
Конкурс “Исследовательские работы и проекты”
Цель конкурса – стимулирование развития интеллектуально-творческого потенциала личности и формирование интереса к исследовательской, проектной и творческой деятельности.
Основными задачами конкурса являются:
-Способствование развития творческой исследовательской активности.
-Стимулирование развития интереса к фундаментальным и прикладным наукам.
-Стимулирование научно-методической и инновационной деятельности
преподавателей, поиск новых форм и методов образования.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ПРОЕКТОВ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ (в рамках конкурса Interclover)
Номинации
При подготовке и отправке работы необходимо определиться с номинацией:
исследовательский проект (статья, реферат, доклад, презентация)
практический проект (статья, реферат, доклад, презентация, рисунок, фотография, бизнес-план, макет)
информационный проект (презентация, видеофильм, Web-сайт, блог/видеоблог, сообщество в социальных сетях)
творческий проект (фотография, эссе, эскиз, музыкальное произведение, рисунок, блог/видеоблог, сообщество в социальных сетях)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...
ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...
ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....