ПК 4.1.
календарно-тематическое планирование по теме
Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-метод материалы (рабочие программы, учебно-темат планы) на основе образов стандарта и примерных программ с учётом вида образовательного учреждения, особенностей класса и отдельных обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_5_klass.docx | 30.82 КБ |
ktp_6_klass.doc | 94 КБ |
metodposobie.docx | 40.82 КБ |
statya.docx | 16.49 КБ |
letnie_pesenki.docx | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Основное содержание (решаемые проблемы) | Виды деятельности учащихся | |
Музыка и литература (17 ЧАСОВ) | ||||
10 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера | Синтез искусств в оперном жанре. Многообразие участников в оперном спектакле. Сюжеты, темы, образы оперных спектаклей. Либретто – литературная основа музыкально-драматического спектакля. Драматургия оперного спектакля. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль). Известные оперные исполнители | Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой как различными способами познания мира. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов; понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. Воплощать художественно- образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании. Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения. Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом. Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства. Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы. Определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя. Определять характерные признаки музыки и литературы. Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные литературные произведения к изучаемой музыке. Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов. Определять характерные черты музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и обрядах, действах и т.п. Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своей республики, края, региона и т.п. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах — элементарных и электронных). Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Делиться впечатлениями о концертах, спектакля и т.п. со сверстниками и родителями. Использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы. Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений. | |
11 | Опера-былина «Садко» | Былина о Садко. Реальные персонажи и фантастические образы, особенности их воплощения в опере Н. Римского-Корсакова «Садко». Литературный портрет и музыкальная характеристика персонажей оперы. Драматургия оперы-былины Н.А. Римского-Корсакова «Садко». Картины моря в опере «Садко» | ||
12 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет | Синтез искусств в балетном спектакле. Сюжеты, темы, образы балетного спектакля. Либретто – литературная основа балетного спектакля. Драматургия балетного спектакля. Специфика средств художественной выразительности в балете. Лучшие балетные танцоры и хореографы | ||
13 | Балет-сказка П.И. Чайковского «Щелкунчик» | Сказка Гофмана – литературная основа балета-сказки П. Чайковского «Щелкунчик». Драматургия балета. Литературный портрет и музыкальная характеристика персонажей. Образы добра и зла в балете «Щелкунчик» | ||
14 | Музыка в театре, кино, на телевидении | Роль музыки в театре, кино, на телевидении. Творчество отечественных композиторов-песенников. Музыка как неотъемлемая часть произведений киноискусства. Киномузыка – важное средство создания экранного образа. Музыкальный фильм | ||
15 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл | Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром «мюзикл». Особенности жанра, его истоки | ||
16 | Мир композитора | Взаимодействие музыки и литературы в творчестве русских и зарубежных композиторов | ||
17 | Музыка и литература (обобщение темы) |
Обобщение жизненного и музыкального опыта обучающихся, закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы. Выявление многосторонних связей музыки и литературы | ||
18 | Что роднит музыку с изобразительным искусством | Взаимодействие музыки с изобразительным искусством через образное восприятие. Язык искусства. Интонация в музыке и живописи. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи | Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира. Соотносить художественно- образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем, образов в произведениях разных форм и жанров. Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Исследовать интонационно- образную природу музыкального искусства. Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке. Определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.) Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений. Исполнять песни и темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов. Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Воплощать художественно- образное содержание музыки и произведений изобразительного искусства в драматизации, инсценировании, пластическом движении, свободном дирижировании. Импровизировать в пении, игре, пластике. Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства. Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет. Самостоятельно работать с обучающими образовательными программами. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность своих сверстников. Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов). | |
19 | Небесное и земное в звуках и красках | Прекрасное и вечное в живописи и музыке. Образы природы в музыке. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусств | ||
20 | Звать через прошлое к настоящему | Исторические события, характеры, портреты людей в различных видах искусства. Героические образы в музыке и живописи. Богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития. Тема защиты отечества в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Кантата «Александр Невский» С. Прокофьева | ||
21 | Музыкальная живопись и живописная музыка | Изобразительность в музыке. Выразительные средства. Мелодия, линия, ритм, композиция, динамика, колорит. Настроение в музыке и живописи. Палитра чувств | ||
22 | Музыкальная живопись и живописная музыка | Картины природы в музыке и живописи. Родство средств выразительности при передаче художниками и композиторами одного и того же образа | ||
23 | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве | Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. «Колокольность» в творчестве С.В Рахманинова | ||
24 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве | Выразительные средства в музыке и изобразительном искусстве. Характеры, портреты людей и персонажей в различных видах искусства | ||
25 | Волшебная палочка дирижера | Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Интерпретация. Выдающиеся дирижеры. Группы инструментов симфонического оркестра. Тембр и его роль в воплощении музыкального образа. Колорит в изобразительном искусстве | ||
26 | Музыкальная живопись М. Мусорского | Богатство музыкальных образов и особенности их развития в камерно-инструментальной музыке. «Картинки с выставки» М. Мусоргского: разнообразие образов, значение средств музыкальной выразительности в создании того или иного художественного образа | ||
27 | Образы борьбы и победы в искусстве | Образы борьбы и победы в различных видах искусства. Выразительные средства. Героические образы музыки Л. Бетховена | ||
28 | Архитектура – застывшая музыка | Выразительные средства в архитектуре и музыке, их взаимосвязь. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Храмы и духовная музыка | ||
29 | Полифония в музыке и живописи. И.С. Бах | Полифония. Строение полифонической музыки. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Фуга. Выразительные возможности полифонии. Общность языка художественных произведений в музыке и живописи | ||
30 | Музыка на мольберте | Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства на примере творчества литовского художника-композитора М. Чюрлёниса. Иносказание. Символизм. Звуковая палитра. Цветовая гамма. Композиция. Форма. Пространство картины и партитура музыкального произведения | ||
31 | Импрессионизм в музыке и живописи | Особенности импрессионизма как художественного стиля. Творчество художников-импрессионистов. Средства выразительности в музыке и живописи. Творчество К. Дебюсси | ||
32 | Импрессионизм в музыке и живописи | Более подробное ознакомление с творчеством художников-импрессионистов, особенностями их стиля. Творчество Дебюсси: черты импрессионизма в музыке. Творчество поэта Верлена | ||
33 | О подвигах, о доблести, о славе | Тема защиты отечества в музыке и изобразительном искусстве. Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальные и художественные произведения о Великой Отечественной войне. Песни о войне | ||
34 | Обобщение материала. Музыка и литература. Музыка и изобразительное искусство | Обобщение представлений детей о взаимодействии изобразительного искусства, музыки и литературы |
Предварительный просмотр:
№ | Дата | Тема урока Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню достижений ЗУН | Контрольно-оценочная деятельность | ИКТ средство обучения | |
вид | форма | ||||||
ГАРМОНИЯ (4 ч) | |||||||
20 | Что такое гармония в музыке (1 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Многозначность понятия гармония. Что такое гармония в музыке. Покой и равновесие музыкальной гармонии в Прелюдии до мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха. Музыкальный материал: И. С. Бах. Прелюдия до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира» (слушание); Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка (пение) | 1. Понимать значение средств художественной выразительности (гармонии) в создании музыкального произведения (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. 3. Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты. 4. Находить ассоциативные связи между образами музыки и изобразительного искусства. 5. Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Презинтация «Гармония» | |
21 | Два начала гармонии (1 ч) комбинированный | Гармония как единство противоположных начал. Миф о Гармонии. Двойственная природа музыкальной гармони (взаимодействия мажора и минора, устойчивых и неустойчивых аккордов). Игра «света» и «тени» в Симфонии № 40 В. А. Моцарта. Музыкальный материал: В. А.Моцарт. Симфония № 40. I часть.Фрагмент (слушание); Ю. Тугаринов, стихи В. Пальчинскайте. Веселая история (пение) | 1. Воспринимать и осознавать гармонические особенности музыкального произведения (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Сравнивать разнообразные мелодико-гармонические интонации в музыке. 3. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных композиторов прошлого (В. А. Моцарта). 4. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | ||
22 | Как могут проявляться выразительные возможности гармонии (1 ч) комбинированный | Гармония как важнейший фактор музыкальной драматургии в опере Ж. Бизе «Кармен». Применение композитором метода «забегания вперед» в увертюре произведения; роль темы роковой страсти в дальнейшем развитии оперы. Ладовый контраст между темами увертюры и темой роковой страсти. (Содержание данной темы следует рассматривать одновременно и как первое введение в тему 7 класса «Музыкальная драматургия».) Художественный материал: П о э з и я А. Блок. Поэтический цикл «Кармен». Фрагмент. М у з ы к а Ж. Бизе Увертюра к опере «Кармен» (слушание). Песенный репертуар: Праздничный вечер. Голландская народная песня, русский текст К. Алемасовой, обработка В. Попова (пение) | 1. Воспринимать гармонические особенности музыкального произведения. 2. Анализировать приемы взаимодействия нескольких образов в музыкальном произведении. 3. Сравнивать особенности музыкального языка (гармонии) в произведениях, включающих образы разного смыслового содержания | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | ||
23 | Красочность музыкальной гармонии (1 ч) комбинированный | Усиление красочности музыкальной гармонии в произведениях, написанных на сказочно-фантастические сюжеты. Мозаика красок и звуков в «Шествии чуд морских» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова. Всегда ли гармонична музыкальная гармония. Что такое дисгармония? Причины ее возникновения. Музыкальный материал: Шествие чуд морских. Из оперы «Садко» (слушание) образами музыки и визуальных искусств. | 1. Узнавать по характерным признакам (гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов(Н. Римского-Корсакова). 2. Устанавливать ассоциативные связи между художественными 3. Наблюдать за развитием одного образа в музыке. 4. Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | ||
ПОЛИФОНИЯ (2 ч) | |||||||
24 | Мир образов полифонической музыки (1 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Смысл понятия полифония. Выдающиеся композиторы-полифонисты. Эмоциональный строй полифонической музыки. Полифоническая музыка в храме. Жанр канона; его отличительные особенности. Полифонический прием «имитация» (на примере канона В. А. Моцарта «Да будет Мир»). Музыкальный материал: И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи». BWV 639 (слушание); В. А. Моцарт. Dona nobis pacem (Да будет мир) (пение); Камертон. Норвежская народная песня, обработка Г. Струве (пение) | 1. Осознавать значение искусства в жизни современного человека. 2. Анализировать аспекты воплощения жизненных проблем в музыкальном искусстве (с учетом критериев, представленных в учебнике). 3. Воспринимать характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (И. С. Баха, В. А.Моцарта). 4. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, полифоническим приемам) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (И. С. Баха, В. А.Моцарта) | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | ||
25 | Философия фуги (1 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Фуга как высшая форма полифонических произведений. Интеллектуальный смысл жанра фуги. Круг образов, получивший воплощение в жанре фуги. И. С. Бах. Органная токката и фуга ре минор. Художественный материал: Ж и в о п и с ь М. Чюрленис. Фуга. М у з ы к а И. С. Бах. Токката и фуга ре минор для органа (слушание). Песенный репертуар: Во поле береза стояла. Русская народная песня, обработка Г.Струве (пение); В сыром бору тропина. Русская народная песня (пение) | 1. Воспринимать характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (И. С. Баха). 2. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодико-гармонической организации, использованию полифонических приемов и форм) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (И. С. Баха). 3. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. 4. Творчески интерпретировать содержание и форму музыкальных произведений в изобразительной деятельности | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | ||
ФАКТУРА (2 ч) | |||||||
26 | Какой бывает музыкальная фактура (1 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Фактура как способ изложения музыки. Различные варианты фактурного воплощения (на примере фрагментов нотной записи в учебнике, с. 99 — 100). Одноголосная, фактура (на примере Первой песни Леля из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова). Мелодия с сопровождением (на примере романса С. Рахманинова «Сирень»). «Фактурный узор»: зрительное сходство фактурного рисунка в аккомпанементе с формой цветка сирени. Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Первая песня Леля из оперы «Снегурочка» (в исполнении учителя) (слушание; С. Рахманинов, стихи Е. Бекетовой. Сирень (слушание); Г. Струве, стихи С.Маршака. Пожелание друзьям (пение); Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. До чего дошел прогресс! (пение) | 1. Исследовать разнообразие и специфику фактурных воплощений в музыкальных произведениях. 2. Сравнивать музыкальные произведения с точки зрения их фактурного воплощения. 3. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Презинтация «Фактура» | |
4 четверть | |||||||
27 | Пространство фактуры (1 ч) комбинированный | Стремительное движение фигурационой фактуры в романсе С. Рахманинова «Весенние воды». Пространство фактуры во фрагменте «Утро в горах» из оперы «Кармен» Ж. Бизе. Музыкальный материал: С. Рахманинов, стихи Ф. Тютчева. Весенние воды (слушание); Ж. Бизе. Утро в горах. Антракт к III действию. Из оперы «Кармен» (слушание) | 1. Понимать значение средств художественной выразительности (фактуры) в создании музыкального произведения (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Рассуждать о яркости образов в музыке. 3. Творчески интерпретировать содержание и форму музыкальных произведений в изобразительной деятельности | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Модуль Фактура | |
ТЕМБРЫ (3 ч) | |||||||
28 | Тембры музы- кальные краски (1 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Выражение настроений окружающего мира в музыке через тембры. Характерность тембров скрипки (на примере темы Шехеразады из симфонический сюиты «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова и Полета шмеля из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова); виолончели (на примере Вокализа С. Рахманинова в переложении для виолончели и фортепиано); флейты (на примере «Шутки» из сюиты №2 для оркестра И. С. Баха). Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Тема Шехеразады. Из симфонической сюиты «Шехеразада» (слушание); Н. Римский-Корсаков. Полет шмеля. Из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание); Вокализ (в переложении для виолончели и фортепиано) (слушание); И. С. Бах. Шутка. Из сюиты № 2 для оркестра (слушание); М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. Скрипка (пeние) | 1. Исследовать разнообразие и специфику тембровых воплощений в музыкальных произведениях. 2. Определять тембры при прослушивании инструментальной музыки (с учетом критериев, представленных в учебнике). 3. Устанавливать внешние связи между звуками природы и звучаниями музыкальных тембров | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Презинтация «Тембры. Музыкальные инструменты» | |
2930 | Соло и тутти (2 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Сочетания тембров музыкальных инструментов. Симфонический оркестр, его инструментальные группы. Выразительные и изобразительные возможности отдельных тембров и тембровых сочетаний (на примере фрагмента «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова). Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание); Музыканты. Немецкая народная песня (пение) | 1. Исследовать разнообразие и специфику тембровых воплощений в музыкальных произведениях. 2. Понимать значение средств художественной выразительности (тембров) в создании музыкального произ- ведения (с учетом критериев, представленных в учебнике). 3. Выявлять круг музыкальных образов в музыкальных произведениях | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Видеофрагмент Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане» | |
ДИНАМИКА (2 ч) | |||||||
31 | Громкость и тишина в музыке (1 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Выражение композиторами звуков природы в музыкальной динамике. Динамические нарастания и спады в Шестой «Пасторальной» симфонии Л. Бетховена (на примере IV части «Гроза». Буря»). Музыкальный материал: Л. Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная». lV часть. «Гроза. Буря» (слушание); Ночной костер. Хоровая обработка «Венгерского танца» № 1 И. Брамса, выполненная Ю. Алиевым. Стихи Э. Александровой (пение) | 1. Устанавливать внешние связи между звуками природы и их музыкально-динамическими воплощениями. 2. Исследовать разнообразие и специфику динамических воплощений в музыкальных произведениях. 3. Анализировать приемы развития художественного образа в музыкальном произведении (с учетом критериев, представленных в учебнике). 4. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и поэзии (с учетом критериев, представленных в Дневнике музыкальных размышлений) | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Презинтация «Динамика» | |
32 | Тонкая палитра оттенков (1 ч) комбинированный | Выразительные возможности динамики в литературе и музыке. Роль динамических нюансов в создании образа лунной ночи (на примере пьесы К. Дебюсси «Лунный свет»). Изобразительная роль динамики при характеристике музыкальных персонажей (на примере фрагмента произведения «Пробуждение птиц» О. Мессиана). Музыкальный материал: К. Дебюсси. Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты» (слушание); О.Мессиан. Пробуждение птиц. Фрагмент (слушание); М. Минков, стихи Ю. Энтина. Дорога добра (пение) | 1. Воспринимать и выявлять внешние связи между звуками природы и их музыкально-динамическими воплощениями. 2. Исследовать разнообразие и специфику динамических воплощений в музыкальных произведениях. 3. Наблюдать за развитием одного или нескольких музыкальных образов (тем) в произведении | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | ||
33 | Чудесная тайна музыки По законам красоты (1ч) комбинированный | Преобразующее значение музыки. Необходимость сохранения и укрепления духовных запросов человека. Выражение в музыке правды, красоты и гармонии (на примере пьесы «Лебедь» из фортепианного цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса). Различный смысл выражений «слушать музыку» и «слышать музыку». Драматургическая роль музыки в театральных спектаклях, кинофильмах, телевизионных передачах. Выражение глубины и благородства художественного образа в Адажио Т. Альбинони. Созидание по законам красоты. Музыкальный материал: К. Сен-Санс. Лебедь. Из фортепианного цикла «Карнавал животных» (слушание); Т. Альбиони. Адажио (слушание) | 1. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. 2. Рассуждать о преобразующем влиянии музыки. 3. Воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений (правдивое — ложное, глубинное — поверхностное). 4. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. 5. Понимать характерные особенности музыкального языка (с учетом критериев, представленных в учебнике). 6. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. 7. Устанавливать внешние связи между звуками окружающего мира и звуками музыки (с учетом критериев, представленных в Дневнике музыкальных размышлений). 8. Творчески интерпретировать содержание изученного материала в слове, изобразительной деятельности (с учетом критериев, представленных в Дневнике музыкальных размышлений) | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Просмотр фильма на музыку Альбинони | |
34 | Подводим итоги (1 ч) | Коллективное обсуждение вопросов, обобщающих главную тему года: «В чем сила музыки?»; «Музыка воспитывает в человеке доброе и светлое»; «В чем причина долговечности искусства?». | 1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. 2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере). 3. Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты. 4. Приводить примеры преобразующего влияния музыки. 5. Понимать выразительные особенности музыкального языка в произведениях разного эмоционального и смыслового содержания (с учетом критериев, представленных в учебнике для 6 класса) | итоговый | Тест, викторина |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Кафедра музыкального образования
Гайсина Милана Махмутовна
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО ВОКАЛИСТА
Методическое пособие
Челябинск 2018 г
Гайсина М.М. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО ВОКАЛИСТА– Челябинск: Педагогический колледж №1, 2017. – 18 с.
Методическое пособие предназначено для использования студентами педагогических колледжей и учителями музыки. В нем рассмотрены упражнения, которые помогут улучшить развитие голоса, артикуляции, дыхания и произношения. Регулярно выполняя эти упражнения, вы поможете голосовому аппарату привыкнуть к правильной постановке и сформируете умение правильно петь.
Содержание
Введение……………………………………………………………………...……4
Глава 1. Гимнастика
1.1. Артикуляционная гимнастика……………………………………………...5
1.2. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой…………………………...7
Глава 2. Упражнения
2.1. Распевания – важная часть в постановке голоса……………………...……9
2.2. Упражнения вокализации…………………………………………….…….11
2.3. Упражнения в распеве речи………………………………………….....…..14
Список литературы……………………………………………………………....15
Введение
Постановка голоса – это выработка правильных голосовых, речевых, певческих навыков, развитие и тренинг голоса.
При постановке голоса работа мышц становится расчлененной и упорядоченной. Вырабатываются нужные связи, рефлексы; ненужные – тормозятся, лишние движения и напряжения исчезают; формируются стойкие речевые и вокальные навыки, в результате которых голос должен звучать энергично, чисто, свободно.
"Человек, умеющий петь, знает наперед, т.е. ранее момента образования звука, как ему поставить все мышцы, управляющие голосом, чтобы произвести определенный и заранее назначенный музыкальный тон", - писал И. М. Сеченов.
Методы постановки голоса могут быть разные, но все они опираются на общие принципы и этапы в работе: развитие и совершенствование дыхания; приобретение навыков в использовании резонаторов, позиции (зевка), атаки звука; овладение техническими вокальными приемами; работа с артикуляционным аппаратом.
Когда каждый орган работает в свойственной ему области, не мешая работе других органов, то голос как бы питает все части исполнения и соединяет различные детали речи или мелодии в один полный и непрерывный ансамбль. Если же наоборот, один из механизмов выполняет свои функции плохо, то голос прерывается и слабеет после каждого слога. Поэтому так важно научиться быть внимательным. Надо слушать себя и ухом, и всем телом.
Глава 1. Гимнастика
1.1. Артикуляционная гимнастика
Артикуляционные проблемы всегда возникают при скованной, малоподвижной нижней челюсти, которая тормозит движение, в то время как музыка и словесный ряд, слитый с нею, требуют непрерывного движения мысли и чувства заключенных в звуке, поэтому и пение есть непрерывное движение звука. Но здесь требуется виртуозная подвижность нижней челюсти, которая, в большей мере, должна брать на себя работу языка. В разговоре язык постоянно находится в движении. Во время пения он должен лежать в ложе нижней челюсти, фиксируя музыкальную длительность гласных звуков и производить минимум движений вверх и вниз, мешающих прохождению звукового потока.
В таких случаях, нижняя челюсть, вынося вместе с языком гласные звуки вперед, сразу возвращается назад, подводя язык для произнесения следующих звуков и так непрерывно: назад —вперед, назад —вперед.
В результате достаточной тренировки язык и нижняя челюсть приобретут необходимую энергию, подвижность и пластичность. Разумеется, эти действия, как и остальные в пении, должны быть целесообразны, экономны и естественны, в соответствии с фонетикой и логикой речи. Подготовительные упражнения нужны не только плохо подготовленным, но и опытным певцам, как для преодоления препятствий и неудобств, связанных с неточной артикуляцией так и для более глубокого понимания, освоения и совершенствования «разговорного» принципа пения, поскольку это не только техника, но и образ мышления.
Однако и здесь нужен индивидуальный подход: у каждого поющего есть свои«плохие» или «неудобные буквы», следовательно именно они требуют большей тренировки. При естественном, отчетливом и энергичном формировании гласных, все буквы становятся «хорошими». Исправляя дефекты речи — природные или наработанные, следует тренироваться длительно и систематически, с интересом и увлечением придумывая, или извлекая из практики, самые сложные словосочетания.
При тренировке следует наслаждаться звуковой игрой, полюбить слово, таящее в себе беспредельные возможности самовыражения. Упражнения рекомендуется выполнять в спокойном темпе, равномерном ритме концентрируя все внимание на скоординированный звук.
Упражнения:
1. «Хомяк» — язык поочередно упирается в правую и левую щеки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд
2. «Кружок — рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека - под верхней губой - левая щека - под нижней губой)
3. «Лошадка» — улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка «лошадка цокает копытами»
4. «Самовар» — сжать губы, надуть щеки, удержать воздух 2-3 секуны и выпустить через губы, произнося: «Пых!»
5. «Толстячки-худышки» — поочередно надувать и втягивать щеки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд
6. «Пароход» — слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»
7. «Покусаем язык» — улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык от кончика к корню и наоборот.
1.2. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой
Из четырех функций органов дыхания: дышать, говорить, кричать и петь — пение самая сложная. Следовательно, гимнастика, которая восстанавливает даже певческий голос, то есть, самую сложную функцию, по дороге к цели неизбежно восстанавливает функции более простые, и прежде всего дыхание.
Гимнастика Александры Николаевны Стрельниковой — единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку.
Тренируя шумный, короткий, активный вдох носом, она в кратчайшие сроки восстанавливает утраченное носовое дыхание.
Основной комплекс:
1. «Ладошки»
Исходное положение : встаньте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и покажите ладони. Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом. Затем руки опустите и отдохните 3- 4 секунды. Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха.
2. «Погончики»
Исходное положение: встаньте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в исходное положение на уровень пояса. Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд 8 вдохов—движений. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов—движений.
3. «Насос»
Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно — шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий, шумный вдох. Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.
4. «Кошка»
Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении на должны отрываться от пола). Сделайте приседание и одновременно поворот туловища вправо — резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Вдох справа — вдох слева. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Коленки слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот — только в талии.
5. «Обними плечи»
Исходное положение: встаньте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко вдыхайте носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу (а не крест на крест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху — правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать.
6. «Большой маятник»
Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Наклон вперед, руки тянутся к полу — вдох. И сразу без остановки (слегка прогнувшись в пояснице) наклон назад — руки обнимают плечи. И тоже вдох. Кланяйтесь вперед — откидывайтесь назад, вдох с «пола» — вдох с «потолка». Выдох происходит в промежутке между вдохами сам, не задерживайте и не выталкивайте выдох!
Глава 2. Упражнения
2.1. Распевания – важная часть в постановке голоса
Распевания являются необходимой составной частью обучения пению. Система распеваний дает возможность целенаправленного, избирательного и последовательного развития вокальной техники, музыкальности и артистизма. Распевание – наилучшая форма прочного закрепления основных певческих навыков. Это относится к долгосрочным задачам. Помимо этого, распевание имеет и разовое назначение: создание творческого тонуса и приведение голосового аппарата в рабочее состояние.
Распевания позволяют избирательно останавливаться на отдельных элементах вокальной техники, тренировать их до автоматической привычки, постепенно расширяя диапазон технических навыков. Это дает возможность певцу более свободно преодолевать вокально-технические трудности репертуара, уделяя главное внимание артистизму и раскрытию идейно-художественного содержания исполняемого произведения.
Следует подбирать и систематизировать упражнения по степени трудности, учитывая при этом уровень подготовки и индивидуальные особенности певца. Каждое вокальное упражнение, за отдельным исключением, должно содержать выраженную в словах мысль, или подтекст, развивающий воображение певца.
С физиологической точки зрения распевание это разогрев голосового аппарата, приведение его в состояние движения и способности к целенаправленной и длительной вокальной работе.
Распевания повышают общий тонус организма певца, вызывают состояние творческого возбуждения и стимулируют творческую активность. При постоянной тренировке голоса, на систематически чередующихся вокальных упражнениях, развивается условный рефлекс готовности к длительной, систематической, полноценной работе, что является необходимой предпосылкой профессионализма.
В распеваниях следует, прежде всего добиваться координации слова и звука, позволяющей певцу осуществлять синтез разговорной и музыкальной речи, который отличает искусство пения от всех других музыкальных искусств. Это чудо природы дано человеку для высочайшего духовного общения, но за этим стоит упорный, систематический, неустанный труд в овладении прекрасным целым, состоящим из множества деталей. Каждая из них является звеном непрерывной цепи одухотворенного творческого процесса пения. Поэтому при исполнении не только вокального произведения, но даже простейшей попевки, необходимо развивать видение цельного образа.
Процесс познания состоит из анализа и синтеза. Во время обучения пению, необходимо анализировать и осмысливать значение каждой детали для того, чтобы научиться пользоваться ей. Однако никогда не следует терять чувство целого – синтеза, которое подсказывает поющему место и роль детали в нем.
Освоение приоритета речевого начала необходимо не только с точки зрения вокальной техники, но главным образом для более глубокого осмысления самого искусства пения, как искусства духовного, емкого и многогранного. Оно зарождается в глубинах человеческого мозга и управляется посылами, идущими из коры головного мозга и его подкорки. Подкорка, как бы кладовая творческих запасов человека, в которой таится «огромная мощь неосознанного». Кора головного мозга – источник логического действия. Как мудрый наставник, она воспитывает и направляет интуицию, а в нужный момент, автоматически выдает импульсы необходимых действий. В пении это выражается соотношением сознания и эмоции. Сознание закодировано в буквенных и нотных знаках, сюжете и форме произведения, оно же освещает путь эмоции, раскрывающей глубины содержания произведения, его внутренний смысл – подтекст. В этом содружестве кроются неограниченные возможности интуитивных озарений и творческих всплесков.
Усвоение идеи и содержания произведения – первый и главный момент обучения. Благодаря правильной пластичной артикуляции, во время пения, звук голоса певца беспрепятственно летит навстречу слушателям, а сам певец приобретает свободу и легкость владения голосом.
2.2. Упражнения вокализации
Объективно, одним из лучших свойств певческого голоса является, как известно, его «полетность», которая возникает при близком, свободном и высокопозиционном посыле звука вперед, к слушателю. Однако самому певцу полетный звук слышится «сзади», поэтому и голос кажется ему более глухим и слабым. При помощи педагога и аудиозаписи, он приучается слушать себя объективно (со стороны) и привыкает к новым слуховым и мышечным ощущениям.
В речевых упражнениях, прежде всего, следует стремиться к достижению пластики речи, приобретению навыка естественного распевного произношения, наблюдаемого у хороших актеров старой школы. Напомним, что впечатление живой разговорной речи во время пения должно создаваться путем переучивания привычной, разговорной речи в певческую.
Певческая речь должна «укладываться» в метроритм мелодии. Здесь возникает непривычная для бытовой слитной скороговорки протяженность гласных (особенно неударных) и необходимость в переносе согласных (вместо меч —та ме —чта и т.д.). До наработки автоматического навыка разговорная привычка срабатывает быстрее, чем певец успеет сообразить, как надо. Выход только один: нарабатывать новые координации до автоматизма ежедневной, упорной тренировкой.
Пианист, например, осознает необходимость тренировки пальцев для развития в них должной гибкости и виртуозности, т.к. без этого он не сможет хорошо играть. Аналогично и певец обязан тренировать свой артикуляционный аппарат, в первую очередь — язык, до виртуозности, поскольку вялый, малоподвижный («ленивый») язык является причиной косноязычия и главным препятствием при пении.
В обычной разговорной речи люди не думают о возможностях своего языка — его гибкости, энергии, пластичности. Благодаря этим свойствам, он способен принимать любую форму, для отчетливого произношения различных звукосочетаний. Певцу же совершенно необходимо почувствовать и понять свойства своего языка. С этой целью рекомендуются следующие упражнения:
1. Вытянуть язык вперед и попытаться достать его кончиком свой подбородок. Вернуться в исходное положение и повторить несколько раз.
2. Провести кончиком языка по твердому небу от верхних зубов к мягкому небу, затем втянуть язык в глотку. Соединить оба упражнения и проделать несколько раз.
3. Играть «в прятки»: быстро высовывать язык и «прятать» его внутрь рта.
4. Упираться языком в нижние зубы и с силой выталкивать их вместе с нижней челюстью вперед, Закончить упражнение зеванием, ощущая при этом, как открывается глотка. Позевать несколько раз и убедиться, что при позыве к зеванию начинается энергичное движение языка и нижней челюсти вперед и вниз, в результате чего полностью раскрывается зев. То же самое происходит при подготовке к пению.
5. Последовательно выполнить:
а) Показать язык, вытянув его как можно дальше вперед;
б) В этом положении собрать его переднюю часть в «ложечку»;
в) «Спрятать ложечку» в рот, упираясь ею в основание нижних зубов. Проделать несколько раз.
6. Приложить язык к твердому небу и вибрировать, подражая мурлыканью кошки на букву «р», затем сказать скороговорку: «роза, роза, роза лен».
7. Кончиком языка упруго и поочередно прикасаться к основанию верхних зубов передней части, середине и задней части твердого неба, после каждого касания возвращая язык к основанию нижних зубов.
8. Энергично произносить согласные звуки, постоянно возвращаясь к гласному «а» и упираться при этом языком в основание нижних зубов. Начиная с задненебных произносить в следующем порядке: X—А, К—А, Г—А, Н—А, А—А, Ж—А, 3—А, Б—А, В—А,М—А. Те же согласные произносить возвращаясь на букву «ы», «е», «и», «о», «у». Стараться озвучивать согласные, пропевать каждый слог (ха, ка и т.д.) слитно, не поднимая языка, при помощи нижней челюсти.
9. Произносить, не поднимая языка, следующий ряд гласных: И—ЙЕ—Я—ЙО—Ю. Постепенно ускорять темп, подражая стуку колес поезда и акцентируя звук «я».
10. Произносить гласные «а», «о», «у», с различными интонациями: удивления, изумления, испуга, радости, утверждения, вопроса, и т.д. Убедиться, что интонация содержит в себе не ограниченные выразительные возможности.
11. Положить язык, упираясь его кончиком в основание нижних зубов. Произносить быстро, легко, с малой амплитудой различные звукосочетания типа: КА-КА-КА, МА-МА-МА, ГА-ГА-ГА, ЛА-ЛА-ЛА.
2.3. Упражнения в распеве речи
1. Распев речи на произвольной звуковысотности.
Основные требования: плавное, естественное и непрерывно льющееся произношение, с выявлением смысловой интонационной окраски. С этой целью выполняется задание: придумывать и многократно проговаривать на распев различные фразы и предложения, соответствующие какой либо жизненной ситуации, например: «Погулять бы сейчас в лесочке», «Ну и где ж ты, подружка гуляла?», «Сто лет не была в театре!», «Неужели ты не знаешь, что Маша вышла замуж?», «Лена, Лена! Где твоя улыбка?».
Здесь предоставляется полная свобода фантазии и импровизации. Главная задача — найти себя, понять свое естество, выразительные возможности своей речи, тембр своего голоса и, на этой основе, овладеть координацией слова и звука. В этой работе следует проявить упорство, так как при вокализации часто теряется ощущение естественной разговорной речи и голос становится неуправляемым.
2. Распев слов на фиксированной звуковысотности.
Слова пропеваются на фиксированной звуковысотности, удобной тесситуре, равномерном метроритме.
В работе необходимо следить за соблюдением логики речи: волевым распевом смысловых (ударных) гласных, «скороговорочным» — неударных. Основная цель — понять и ощутить музыку речи, полюбить ее до такой степени, чтобы тренинг превратился в художественную потребность и наслаждение. При этом основное внимание должно быть уделено выявлению самобытной речевой интонации, которая в пении, соединяясь с интонацией музыкальной, является началом всех начал.
Список литературы
1. Гонтаренко Н. Сольное пение. Секреты вокального мастерства – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 155 с.
2. Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг – СПб.: Лань, 2003. – 194 с.
3. Плужников К. Механика пения – СПб.: Композитор, 2004. – 88 с.
4. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – М.: Метафора, 2007. – 128 с.
5. Яранцева Я.Г. Воспитание вокалиста. Учебно-методическое пособие – Вологда, 2006. – 49 с.
Предварительный просмотр:
Выполнила Гайсина Милана
Студентка 40 группы
Пути развития творческого воображения на уроках музыки
Творческое воображение - предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Неотъемлемая сторона технического, художественного и иного творчества.
Творческое воображение нередко исполняет обязанности логического мышления. Оно направлено на открытие существующих связей и отношений. Такая роль творческого воображения неодинакова в различных областях деятельности.
Таким образом, воображение - это отражение реальной действительности в новых сочетаниях и связях.
Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения, они с увлечением занимаются творческой деятельностью, придумывают новые образы и воплощают их в жизнь .
Существует три критерия эффективности развития творческого воображения детей:
- динамика успеха ребенка в выполнении самих игровых заданий;
- динамика успехов в выполнении традиционных интеллектуальных и мимических тестов;
- динамика общей успеваемости школьников и повышение их активности на уроках
Также на помощь ребёнку приходит воображение, когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать чисто мысленный материал и им требуются примеры, опоры при общем недостатке жизненного опыта.
Творческое воображение как динамически развивающаяся структура личности характеризуется своеобразием и целостной совокупностью следующих личностных особенностей.
Для предмета «музыка» общение - одно из центральных понятий. Это прежде всего взаимодействие учителя и учеников, имеющее особую эмоционально-содержательную окраску. Общение на уроке музыки можно определить и как совместную творческую деятельность учащихся и учителя, направленную на раскрытие жизненного содержания музыки, опыта нравственных отношений, заложенного в ней. Здесь весьма важен диалоговый принцип общения.
В процессе взаимодействия педагога и обучающегося прослеживается закономерная связь между творческим общением при косвенном управлении в процессе творческой деятельности и творческим отношением личности к ее направленности и эффективности протекания, а также между воспитательным, со творческим взаимодействием творческой активностью личности и ее отношением к этим процессам.
Современный опыт ведения урока музыки в школе убедительно показывает, что учитель может быть истинным творцом только тогда, когда ежеминутно связывает неразрывной нитью сыгранное, пропетое или высказанное им со своим внутренним миром, со своим отношением к звучащему, со своим жизненным опытом.
Специфической особенностью занятий по музыкальному искусству является то, что они тесно связаны с занятиями по развитию речи, ознакомлением с окружающей жизнью и окружающей природой. В данном случае мастерство педагога состоит в том, чтобы, учитывая индивидуальность детей, их склонности, учить их наблюдать окружающее, понимая его, выделяя наиболее характерное, воспитывать у них высокий эстетический вкус и благородные нравственные черты. Эмоциональное воспроизведение ребенком окружающего, всего нового, вызывает у него потребность выразить это в своем творчестве на занятиях по музыкальному искусству.
Таким образом, воображение тесно связано с личностью, ее развитием. Личность ребенка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития — это речь. Основной психической функцией, обеспечивающей речь, является именно воображение, фантазия.
Умея высказывать свое мнение ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.
Занимаясь творчеством ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм.
Творческое развитие ребенка теснейшим образом связано с искусством и, в частности, со школьными уроками музыки. Именно уроки музыки помогают развить различные творческие умения детей в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке.
В младшем школьном возрасте развитие творческого воображения тесно связано с развитием всех видов мышления (наглядно-образного, наглядно-действенного и словесно-логического). Воображение, как и мышление, возникает в проблемной ситуации, то есть в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения, так же как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. Ценность творческого воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления.
Список использованной литературы:
1. https://infourok.ru/razvitie-tvorcheskogo-voobrazheniya-shkolnikov-na-urokah-muziki-683246.html
2. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=564921
3. https://4brain.ru/tvorcheskoe-myshlenie/ustranenie-razryva.php