ПК 4.1
материал по теме
Выбирать УМК, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы - КТП) на основе нового образовательного стандарта и применять программы с учётом вида образовательного учреждения,особенности класса и отдельных обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_1_klass.doc | 37.5 КБ |
ktp_2_klass.doc | 23 КБ |
ktp_3_klass.doc | 23.5 КБ |
ktp_4_klass.doc | 40.5 КБ |
ktp_5_klass.doc | 38.5 КБ |
ktp_6_klass.doc | 37 КБ |
ktp_7_klass.doc | 38 КБ |
Методическое пособие "Гигиена и охрана детского голоса" | 445 КБ |
Статья "К проблеме музыкального слуха" | 19.85 КБ |
Нотный сборник "Моя семья" | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 1-4 класс.
Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева
1 класс
№ п/п | Тема урока | Цель урока | Планируемые результаты | Музыкальный репертуар | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1. | «Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.» | Познакомить детей с разнообразием музыкальных инструментов | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев) | Анализ, сравнение, синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, осознанные построение речевых высказываний | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре России. | «Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев) |
2. | «Музы не молчали» | Познакомить детей с инструментом фортепиано, динамическими оттенками («форте», «пиано») | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев). | Анализ, сравнение, синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, осознанные построение речевых высказываний | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре России. | «Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев) |
3. | «Мамин праздник» | Познакомить детей с историей праздника 8 марта | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев). | Анализ, сравнение, синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, осознанные построение речевых высказываний | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре России. | «Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев), «Колыбельная медведицы» (Е. Крылатов) |
4. | «Эта чудесная лютня» | Познакомить с разными тембрами инструментов; формировать эмоциональный отклик на прослушиваемую музыку; воспитывать духовные и нравственные принципы через любовь к музыке. | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев). | Анализ, сравнение, синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, осознанные построение речевых высказываний | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре других стран. | «Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев), «Кукушка» (Л.К. Дакен), «Менуэт» (И.Г. Конради), «Тамбурин» (Ж.Ф. Рамо) |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 1-4 класс.
Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева
2 класс
№ п/п | Тема урока | Цель урока | Планируемые результаты | Музыкальный репертуар | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1. | «Опера «Руслан и Людмила» | Познакомить детей с музыкальным миром оперы «Руслан и Людмила» | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Все мы просто дети» (А. Ермолов). | Сравнение, анализ, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре России. | «Все мы просто дети» (А. Ермолов), «Марш Черномора» (М.И. Глинка), «Первая песня Баяна» (М.И. Глинка), заключительный хор оперы «Слава великим богам!» (М.И. Глинка) |
2. | «Петя и Волк» | Продолжить знакомство с творчеством С.С. Прокофьева и его симфонической сказкой «Петя и Волк», анализ фрагментов «Тема дедушки», «Тема охотников», «Тема Волка», | Прослушать и проанализировать темы: «Дедушки», «Волка», «Охотников». Познакомить и разучить с детьми песню «Все мы просто дети». Поработать над ВХТ данной песни. | Охарактеризовать образцы творчества русского композитора С.С. Прокофьева, активно участвовать в обсуждении сущности музыкального искусства и его роли в жизни человека; выражать эмоционально - ценностное отношение к музыке как живому, образному искусству; | Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие музыкально - эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. | «Все мы просто дети» (А. Ермолов), аудиозапись произведений «Тема Дедушки», «Тема Волка», «Тема Охотников», |
3. | «Звучит нестареющий Моцарт!» | Познакомить детей с В.А. Моцартом и его творчеством. | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Все мы просто дети» (А. Ермолов). | Сравнение, анализ, обобщение, синетз. | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре других стран. | «Все мы просто дети» (А. Ермолов), «Симфония №40» (В.А. Моцарт), увертюра к опере «Свадьба Фигаро» (В.А. Моцарт) |
4. | «Картинки с выставки» | Познакомить детей с циклом фортепианных пьес «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского. | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Все мы просто дети» (А. Ермолов). | Сравнение, анализ, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре России. | «Все мы просто дети» (А. Ермолов), аудиозапись произведений «Балет невылупившихся птенцов» (М.П. Мусоргский), «Богатырские ворота» (М.П. Мусоргский) |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 1-4 класс.
Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева
3 класс
№ п/п | Тема урока | Цель урока | Планируемые результаты | Музыкальный репертуар | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1. | «Музыкальное состязание» | Познакомить детей с жанром инструментального концерта | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Все мы просто дети» (А. Ермолов). | Синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и литературы, анализ, сравнение. | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России и других стран. | «Все мы просто дети» (А. Ермолов), «Концерт №1. Часть 1» (П. И. Чайковский), «Концерт №1. Часть 3» (П.И. Чайковский) |
2. | «Музыкальные инструменты. Флейта» | Познакомить детей с музыкальным инструментом — флейтой, рассказать о ее происхождении. | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Все мы просто дети» (А. Ермолов). | Сравнение, анализ, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, решение творческих задач. | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре России и других стран. | «Все мы просто дети» (А. Ермолов), «Тема Птички» из симфонической сказки «Петя и Волк» (С.С. Прокофьев), «Шутка» (И.С. Бах) |
3. | «Музыкальные инструменты. Скрипка» | Познакомить детей с музыкальным инструментом — скрипкой, рассказать о ее происхождении | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Все мы просто дети» (А. Ермолов). | Сравнение, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ. | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре других стран. | «Все мы просто дети» (А. Ермолов), «Каприс» (Н. Паганини) |
4. | «Сюита «Пер Гюнт» | познакомить детей с симфонической сюитой «Пер Гюнт» | выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Все мы просто дети» (А. Ермолов). | сравнение, анализ, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, музыки и изобразительного искусства, решение творческих задач. | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре других стран. | «Все мы просто дети» (А. Ермолов), «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» (Э. Григ) «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» (Э. Григ) |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 1-4 класс.
Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева
4 класс
№ п/п | Тема урока | Цель урока | Планируемые результаты | Музыкальный репертуар | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1. | «Балет «Петрушка» | Познакомить детей с балетом «Петрушка» И.Ф. Стравинского, с помощью теста выявить уровень сформированности нравственных ценностей | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Если с другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский). | Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ, синтез, сравнение, решение творческих задач. | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России и других стран, формировать нравственный ценности | «Если с другом вышел в путь» (В.Шаинский, М.Танич), «1 картина из балета «Петрушка» (И.Ф. Стравинский), фрагменты оперы Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» (Тема Петушка, Тема царя Дадона) |
2. | «Театр музыкальной комедии» | Познакомить детей с понятием «оперетта», «мюзикл», через знакомство с творчеством И. Штрауса и Ф. Лоу. Продолжить работу по формированию нравственных ценностей у детей | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Если с другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский). | Сравнение, анализ, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, решение творческих задач. | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре России и других стран, продолжать формировать нравственный ценности, уметь различать добро и зло. | «Если с другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский), «Вальс» из оперетты «Летучая мышь» (И. Штраус), «Я танцевать хочу» сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди» (Ф. Лоу), ноты песни «Если с другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский), видеофрагменты из мультфильма с использованием музыки Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (Тема Ткачихи, Поварихи, сватьи бабы Бабарихи, тема Гвидона) |
3. | «Прелюдия. Исповедь души» | Познакомить детей жанром прелюдии, через знакомство с произведениями С.В. Рахманинова и Ф. Шопена, продолжить формирование нравственных ценностей через обращение к сказкам Пушкина в русской музыке. | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Если с другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский). | Проследить взаимосвязь музыки и истории, анализ, сравнение, осмысленное построение речевых высказываний. | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России и других стран. | «Если другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский), «Прелюдия до-диез минор» (С.В. Рахманинов), «Прелюдия №7», «Революционный этюд №12» (Ф. Шопен) |
4. | «Мастерство исполнителя» | Познакомить детей с разными образами, созданными музыкой разных композиторов с позиции: композитор-исполнитель-слушатель; продолжить формирование нравственных ценностей через обращение к сказкам Пушкина в русской музыке. | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Если с другом вышел в путь» (М.Танич, В. Шаинский). | Анализ, синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, решение творческих задач. | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России и других стран, формировать нравственные ценности | «Если с другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский), «Шутка» (И.С. Бах), «Симфония №40» (В.А, Моцарт), ноты песни «Если с другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский), фрагменты оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» (Ария Руслана, Марш Черномора) |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 5-7 класс.
Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева
5 класс
№ п/п | Тема урока | Цель урока | Планируемые результаты | Музыкальный репертуар | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1. | «Колокольность в музыке» | Познакомить детей с истоками русской профессиональной музыки, видами колокольного звона | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Мир похож на цветной луг». | Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ, обобщение, сравнение, решение творческих задач, осознанное построение речевых высказываний. | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России. | «Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский, М. Пляцковский), «Сюита для двух фортепиано» (фрагменты) (С. Рахманинов), Фрески Софии Киевской. «Концертная симфония для арфы с оркестром» (фрагменты) (В. Кикта) |
2. | «Портрет в музыке и изобразительном искусстве» | Познакомить детей с историей развития скрипки как инструмента через обращение к произведениям Н. Паганини. | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мир похож на цветной луг». | Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ, обобщение, сравнение, осознанное построение речевых высказываний. | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России и других стран | «Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский, М. Пляцковский), «Чакона» (И.С. Бах), «Каприс №24» (Н. Паганини), «Вариации на тему Паганини» (фрагменты) (С. Рахманинов) |
3. | «Волшебная палочка дирижера» | Познакомить детей с профессией «дирижер», со знаменитыми дирижерами мира | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мир похож на цветной луг». | Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ, обобщение, сравнение, осознанное построение речевых высказываний | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России. | «Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский, М. Танич), аудиозапись произведений «Траурный марш» из Симфонии №3 (Л.В. Бетховен) |
4. | «Образы борьбы и победы в искусстве» | Познакомить детей с одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры – Симфонией №5 Л. Бетховена и раскрыть ее образный строй | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мир похож на цветной луг». | Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ, обобщение, сравнение, решение творческих задач, осознанное построение речевых высказываний. | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре других стран. | «Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский), аудиозапись произведений «Симфония №5» фрагменты Часть 3 и Часть 1 (Л.В. Бетховен) |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 5-7 класс.
Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева
6 класс
№ п/п | Тема урока | Цель урока | Планируемые результаты | Музыкальный репертуар | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1. | «Обобщение темы 2 триместра» | Вспомнить пройденный материал прошлых уроков. | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Мир похож на цветной луг». | Синтез, анализ, проследить взаимосвязь музыки и истории | Развивать культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре других стран. | Подготовка к битве хоров «Песни памяти» |
2. | «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.Пушкина. | Познакомить детей с жанром инструментальной музыки «баллада» | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мир похож на цветной луг». | Синтез, анализ, проследить взаимосвязь музыки и истории | Развивать культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре других стран. | «Тройка». «Вальс». «Весна осень». «Романс».» |
3. | «Над вымыслом слезами обольюсь» | Познакомить детей с жанром инструментальной музыки «ноктюрн» | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мир похож на цветной луг». | Синтез, анализ, проследить взаимосвязь музыки и истории | Развивать культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре России и других стран. | «Пастораль». «Военный марш». «Венчание». |
4. | «Космический пейзаж» | Познакомить детей с оркестровой пьесой Ч. Айвза «Космический пейзаж» | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мир похож на цветной луг». | Синтез, анализ, проследить взаимосвязь музыки и истории | Развивать культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре других стран. | «Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский), аудиозапись произведений «Космический пейзаж» (Ч. Айвз) |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 5-7 класс.
Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева
7 класс
№ п/п | Тема урока | Цель урока | Планируемые результаты | Музыкальный репертуар | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1. | «Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина» | Познакомить детей с двумя направлениями музыкальной культуры: религиозной и светской музыкой. | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Маленькие и большие». | Анализ, синтез, обобщение, сравнение, осознанное построение речевых высказываний | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России и других стран. | Солдаты идут. К.Молчанов, слова В.Львовского» |
2. | «Рок-опера «Иисус Христос – супер-звезда». | Познакомить детей с новым жанром в музыке как рок-опера | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Маленькие и большие». | Анализ, синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и литературы. | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре других стран. | «(Супер-стар. Увертюра. Пролог.) Рок-опера. Э.Л.Уэббер. Баллада о солдате. В.Соловьёв-Седой, слова М.Матусовского.» |
3. | «Симфоническая музыка» | Проверить знания детей о жанре «симфония» в инструментальной музыке через обращение к произведениям В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Маленькие и большие». | Анализ, синтез, обобщение, сравнение, осознанное построение речевых высказываний | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре других стран. | Маленькие и большие» (группа Барбарики), аудиозапись произведений «Симфония №40» (В. Моцарт), «Симфония №5» (Л. Бетховен) |
4. | «Циклические формы инструментальной музыки» | Познакомить детей с циклическими формами инструментальной музыки через обращение к произведениям А. Шнитке | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Маленькие и большие». | Анализ, синтез, обобщение, сравнение, осознанное построение речевых высказываний | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре других стран. | «Маленькие и большие» (Барбарики), аудиозапись произведений «Кончерто гроссо» (А. Шнитке), «Сюита в старинном стиле» (А. Шнитке) |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Бусыгина Полина Сергеевна
Гигиена и охрана детского голоса
Методическое пособие
Челябинск , 2018
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Бусыгина Полина Сергеевна
Гигиена и охрана детского голоса
Методическое пособие
Челябинск ,2018
Бусыгина П.С. Гигиена и охрана детского голоса / методическое пособие.-18 стр,Челябинск,2018
Цель данного методического пособия -предложить рекомендации по охране и гигиене детского певческого голоса в условиях вокально-хоровой работы на уроках музыки. Практические указания и советы по поддержанию здоровья голосовых связок будут интересны не только учителям музыки, но и всем интересующимся данным вопросом.
Оглавление
Введение................................................................................................5
Глава 1. Теоретические вопросы охраны и гигиены детского голоса.
Детский голос и его возрастные особенности...................................6
Гигиена и охрана детского голоса.......................................................9
Глава 2. Рекомендации по охране и гигиене детского голоса.
Советы по восстановлению голоса…................................................12
Народные средства по восстановлению голоса............................... 14
Советы врача фониатора для восстановления голоса........................15
Заключение.........................................................................................17
Список литературы...........................................................................18
Введение
Охрана и культура развития детского голоса - один из главных путей к обеспечению богатейшего расцвета вокального искусства. Среди равных видов певческого голоса детский певческий голос занимает особое место, так как из него развиваются голоса взрослых, сохраняя его природные качества. Поэтому понятно, насколько важными являются его охрана и правильное воспитание. Между тем многие дети, в результате неправильного пения, несоблюдения гигиены голоса, успевают приобрести ряд вокально-технических навыков, с которыми уже трудно, а иногда и невозможно справиться. С другой стороны, нельзя ни на минуту забывать о том, что в природе детского голоса уже заложены зачатки тех вокальных богатств, которые полностью раскрываются в годы молодости и зрелости.
Чем шире распространяются среди школьных преподавателей пения и вокальных педагогов знания о свойствах детского голоса и методах его охраны и культуры, тем успешнее будет развиваться наше вокальное искусство.
Значение соответствующей литературы по вопросам детского пения очень велико, тем более, потому, что, при обучении пению детей, нельзя целиком переносить сюда приемы и методы вокального обучения взрослых. Особенности детского голосового аппарата, детского организма и интеллекта вызывают необходимость разработки специальной научно-обоснованной методики вокальной работы с детьми. Создание такой методики – сложная задача, решение которой обусловлено дальнейшим накоплением опыта экспериментальной и учебно-практической работы.
В методическом пособии раскрывается охрана голоса и первая помощь ему при заболеваниях - вопросы, которые волнуют огромное количество вокалистов. Сама по себе эта тема очень обширна, ведь даже медицина делит ее на множество мелких, специализированных, и даже врачебные специальности -тому свидетельство.
Глава 1. Теоретические вопросы охраны и гигиены детского голоса.
Детский голос и его возрастные особенности.
Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Педагог не должен забывать о том, что детский певческий аппарат требует бережного отношения к себе, так как анатомически и функционально он только начинает складываться. Обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естественного звучания. И чтобы избежать ошибок, необходимо с ответственностью подходить к учебному процессу, с учетом физиологии детского голоса. В противном случае неправильная методика может нанести вред детскому организму. При нарушении гигиенических норм появляется напряжение гортани, а это приводит к серьезным заболеваниям голосового аппарата, к усталости голоса, который будет звучать неестественно - тяжело и некрасиво. [9]
Охрана детского певческого голоса является одной из главных здоровьесберегающих задач музыкального воспитания. Детский голос обладает особыми качествами, отличными от качеств голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых, небо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное. Отсюда особое звучание детских голосов, прежде всего в младших группах. Гортань с голосовыми связками в 2-3,5 раза меньше, чем у взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. Заботясь о формировании певческого голоса ребенка, необходимо оберегать его от громкого, форсированного звучания. Громкое пение («пение-крик») ставит под угрозу здоровье певческого аппарата. Необходимо следить за тем, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения. Очень громкое исполнение притупляет слух, негативно влияет на голосовой аппарат и на нервную систему в целом. Следует ограничить пение детей на улице в холодную и сырую погоду. [1]
Способность петь проявляется у детей с двух лет. До семи лет пение сохраняет чисто фальцетный характер. Голосовой аппарат детей младшего возраста очень хрупок. Голосовые связки очень тонкие и короткие, поэтому звук детского голоса - высокий. У детей преобладает головной резонатор, грудной развит слабо, поэтому детский голос очень легкий, не сильный, но звонкий.
За школьный период голос проходит несколько стадий развития. Они связаны с половым созреванием, физическим и психическим ростом ребенка. Различают четыре основных периодов развития голоса детей: [8]
Первый период «детский голос».7-8 лет – 10-11 лет.
Голос имеет чисто детское звучание звук нежный, очень небольшой по силе и высоко звучащий. Рост ребенка этого возраста идет плавно, и в его голосе нет еще существенных изменений. Перенапряжение в этот период особенно вредно, т.к. приводит к стойкой хрипоте. При нормальном воспитании голос развивается хорошо и у мальчиков, и у девочек.
Диапазон звучания – ре1 -до2.
Внутри детского периода развития голоса существует так называемый период «расцвета голоса» 9-11 лет.
Голос детей начинает звучать особенно хорошо. У мальчиков голос приобретает особую звонкость, «серебристость», в голосах девочек уже может наблюдаться индивидуальная тембровая окраска. Рост ребенка, как и в первом периоде, идет плавно.
Диапазон звучания – до1-ми2(фа2).
Предмутационный период, 11-12лет, В этот период развитие организма идет неравномерно. Общий рост организма опережает рост гортани,диспропорция влияет на звучание голоса, который теряет яркость, немного сипит.Уменьшается диапазон: верхние звуки дети поют крикливо, с напряжением, либо избегают их.
Диапазон звучания: 1-ый голос – до1-ми2, 2-ой голос - сим-до2.
Мутационный период, 13-14 лет — 16-17 лет.
Мутация – это переход детского голоса в голос взрослого. У девочек мутация проходит плавно, а порой и вовсе незаметно, что связано с постепенным и равномерным развитием и ростом гортани. У мальчиков наблюдаются резкие скачкообразные изменения в голосе. Голоса мальчиков во время мутации понижаются на октаву, чего не происходит с голосами девочек. В период полового созревания отмечается рост гортани. Резко падает сила звука. Появляется быстрая утомляемость. Интонация становится неустойчивой. Голоса мальчиков «ломаются». Они могут петь двумя голосами: детским и более низким, близким по звучанию к мужскому голосу, делая резкие переходы от одного к другому (голос срывается, «петушит»). Занятия пением в этот период должны проводиться в определенном «щадящем режиме».
Если мутация проходит в острой форме, то занятия надо временно прекратить. Диапазон звучания: 1-ый голос – до1-ми2, 2-ой голос – сим-до2.
Послемутационный период, 17-18 лет. Постепенно увеличивается
диапазон, сила певческого голоса, его тембровое обогащение. Болезненные
ощущения при пении исчезают, идут на убыль сипота и хрипота. В это время у
поющих еще нет взрослого голоса, он только начинает приближаться к нему по
силе и тембру. Окончательное формирование голоса заканчивается к 20-ти
годам, а иногда и позже.
Диапазон голоса школьников. Зона, наиболее пригодная для
слухового восприятия и воспроизведения, называется рабочим диапазоном
голоса. Знание особенностей рабочего диапазона поможет учителю правильно
распределить ребят по голосам в хоре. В начальных классах поющие делятся на
первые и вторые голоса условно и могут легко меняться партиями. В средних и
старших классах этого делать уже нельзя. В альтовую партию учитель
помещает учащихся с естественными низкими голосами, легко берущих звуки
до1-ре2. В сопрановую партию помещаются школьники с хорошо звучащими
верхними нотами ми1-фа2.
Гигиена и охрана детского голоса
Созревание голоса охватывает длительный период жизни человека: с рождения до периода его зрелости. За это время голос претерпевает влияние самых разнообразных вредностей. При многократном и длительном влиянии они могут приводить к более или менее стойким нарушениям голоса.
Родители, музыкальные работники детских садов, учителя музыки , пионервожатые и даже детские врачи очень мало знают о необходимости охраны детского голоса и часто бывают виновниками возникновения его нарушений. [7]
Первое, необходимо бороться с криком. Резкий, напряженный крик портит голосовой аппарат.
Чтобы воспитать детский голос правильно, нужно, прежде всего, не допускать у детей крика. Некоторые из них слишком резко и много кричат дома, на переменах в школе, на улице.
В результате такие дети обычно начинают сипеть, кашлять, а иногда и теряют на время голос, потому, что от напряжения у них воспаляется гортань, а часто и самые голосовые связки, которые перестают нормально смыкаться.
С охрипшими, больными голосами эти дети приходят на урок пения. Привыкнув кричать, они и петь начинают крикливо, грубо, хриплыми голосами, что приносит им только вред.
Но иногда случается наблюдать, что сам учитель требует от детей на уроках пения в школе резкого звука, большой силы, которой у них еще не может быть.
В результате постоянного напряжения во время пения можно также повредить голосовой аппарат и потерять естественное звучание голоса (а иногда и вообще возможность петь).
Резкое, напряженное,крикливое пение точно так же портит голоса учащихся, как и крик в быту.
Кроме того, такое пение некрасиво, нехудожественно, приносит вред самим учащимся и является дурным примером для товарищей, которые их слушают.
Конечно, громкая речь и даже крик во время игр – явление в значительной мере естественное для детей. Поэтому, если подходить к голосовому режиму детей вне школьного пения с точки зрения охраны их голоса, надо иметь в виду не насильственное ограничение детей или сковывание их надуманным регламентом, а главным образом доведение до их сознания представления о вреде чрезвычайного злоупотребления голосом и о возможных последствиях. Так же можно провести "беседу с родителями о важности наблюдения над голосовым поведением в быту (в особенности детей, обладающих хорошим голосовым материалом)".
Еще одно из основных правил гигиены и охраны голоса детей и подростков – систематические занятия пением, способствующие более интенсивному и планомерному развитию голосового аппарата. При этом укрепляются голосовые складки, формируются их функциональные особенности, тренируется музыкальная память и, таким образом, вырабатываются певческие навыки, необходимые при профессиональном использовании голоса.
Исследования доказали, что пение оказывает благоприятное влияние на организм ребенка и его интеллект. При соблюдении правил охраны голоса пение является своеобразной гимнастикой, которая способствует правильному развитию грудной клетки, регулирует функцию сердечно-сосудистой системы и прививает ребенку художественно-эстетические навыки.
Но нужно помнить, что продолжительное пение утомляет голос, поэтому "педагог должен следить за тем, чтобы непрерывное пение в младших классах продолжалось не более 20 мин, а в старших – не более 30 мин." Перерывы являются такой же важной частью воспитательного процесса, как соблюдение основных положений гигиены – педагогического процесса. Для воспитания вокально-музыкальных способностей ребенка при отборе песен следует учитывать необходимость развития мелодического слуха и певческого голоса. Необходимо выбирать песни, удобные по тесситуре, ограниченного диапазона соответственно возрастным показателям и состоящие из небольших музыкальных фраз. Текст песен должен быть доступен пониманию детей и опираться на имеющиеся у них представления и образы. Понимание текста песни заставляет детей прислушиваться к звучанию и таким образом приучаться различать музыкальную выразительность. В результате этого вырабатывается активное слуховое внимание, т.е. слуховая чувствительность, которая имеет большое значение для развития голоса. Слуховая чувствительность позволяет воспринимать и точно воспроизводить звуковысотные соотношения мелодий. Как уже отмечалось, слуховые ощущения связаны с мышечными ощущениями, таким образом, в процессе тренировки одновременно развивается слуховая и мышечная чувствительность, т.е. вокально-слуховая координация, которая необходима для качественного развития голоса.
При обучении детей пению педагогу необходимо:
♦ занятия с детьми нужно проводить в хорошо проветренных помещениях;
♦ при выборе репертуара обращать внимание на звуковой диапазон песен, который должен соответствовать объему голоса детей той или иной возрастной группы;
♦ удерживать детей от громкого пения (прежде всего во время разучивания); не громкое пение - одно из важнейших условий, обеспечивающих нормальное звучание детских голосов, а, следовательно, их нормальное развитие;
♦ недопустимо исполнение детьми сложных вокальных композиций из репертуара взрослых;
♦ количество песен на музыкальном занятии должно соответствовать для
каждой возрастной группы, не предлагать детям много песен для исполнения на занятиях (не более 2-3), на праздниках (не более 4-5)
♦ не петь на улице при температуре воздуха ниже +18° С и влажности выше 40-60 %.
♦ в случае заболевания органов голосового аппарата необходимо своевременно обращаться к фониатру. [6]
Учителя, вокальные педагоги, хормейстеры, воспитатели дошкольных учреждений, руководители детских хоров всегда должны помнить о чрезвычайной хрупкости и малой выносливости детских и юношеских голосов. Профилактика стойких нарушений голоса у детей и подростков должна предусматривать соблюдение ими гигиены голоса, санацию патологических очагов верхних дыхательных путей, своевременную диагностику изменений в голосовом аппарате на ранних стадиях, когда они обратимы.
Глава 2. Рекомендации по охране и гигиене детского голоса.
- Советы по восстановлению голоса
В начале обучения пению необходимость делать упражнения, как правило, не ставится под сомнение. Действительно, на упражнениях можно спокойно освоить базовые приемы пения. Они обычно подобраны так, чтобы, вызывая наименьшие трудности при исполнении, вырабатывать правильные певческие навыки. Упражнения постепенно ведут нас от простого к сложному, служа ступеньками на вершину мастерства. Когда же появляются первые успехи, начинающий певец, зачастую, перестает уделять упражнениям достаточно внимания. Вскоре его ожидают неприятные открытия – не выходят не только новые, более сложные песни, но и разваливается старый, накатанный репертуар. Певец сильнее устает, голос плохо подчиняется. Певец злится, начинает форсировать и в результате оказывается отброшенным назад на несколько месяцев, а иногда и лет. Неокрепший еще вокальный аппарат быстро расстается с верными певческими навыками, как только певец теряет бдительность. [1]
Если, осознав проблему слишком поздно, певец неправильно себя ведет: действует с позиции силы вместо того, чтобы вернуться к выполнению простых и привычных для него упражнений. Скорее всего, правильная координация вернулась бы к нему, если бы он был в состоянии «посидеть на вокальной диете» – не петь некоторое время ничего, кроме упражнений. Затем медленно, но верно, добавлять к упражнениям выученный старый репертуар и только потом, аккуратно, начать снова подъем к заветной вершине. К сожалению, слишком часто приходится вытаскивать певцов с вокального «того света», куда они угодили в результате ложного пафоса и самоуспокоенности.
Кроме того следует придерживаться следующих рекомендаций:
- Много пить. Гортань увлажняется, выздоровление идет быстрее. Температура питья — средняя, оно должно быть не слишком холодным и не слишком горячим;
- Пить настойки и чаи из трав. Помогают убрать воспаление в горле. Эффективны ромашка, чабрец, имбирь;
- Есть мед. Его надо добавлять в теплую воду или чай. Еще лучше, если добавить в этот раствор лимонный сок;
- Увлажнять воздух. Часто проветривать помещение, использовать аппараты-увлажнители, на ночь класть на батарею большое влажное полотенце;
- Делать паровые щелочно-масляные ингаляции. Пар помогает связкам и горлу восстановиться. Дышать надо над кастрюлей с горячей водой, накрывшись покрывалом. Такие ингаляции делают утром и вечером, их продолжительность — не более пяти минут. Раствор делают из смеси воды, соды и растительного масла;
- Полоскать горло. Полоскание соленой водой смягчает горло, дезинфицирует слизистую, помогает вывести слизь. Проводить эту процедуру надо трижды в день;
- Сосать леденцы для горла. Они уменьшают воспаление, увлажняют голосовые связки, усиливают выделение слюны;
- Принимать антигистаминные препараты. Они снимают отек слизистой, гортань восстановится быстрее;
- Согревать шею с помощью шарфа или повязки с согревающим компрессом.
Чего делать не надо:
- Пить напитки, содержащие кофеин — они обезвоживают организм (кока-кола, кофе, крепкий черный чай);
- Бывать в местах, где пыльно, дымно, холодный воздух — все это раздражает горло;
- Есть продукты с высоким содержанием кислот (раздражает слизистую горла), а также очень острые и соленые.
Народные средства для восстановления голоса
Для любого вокалиста первостепенное значение имеет голос. Красота голоса возможна только лишь в его здоровом состоянии, которое нужно уметь поддерживать, иначе через несколько лет вокальной карьеры придется менять профессию. Для поддержания здоровья голоса большой популярностью (и вполне заслуженно) пользуются народные средства позволяющие быстро и надежно восстановить пропавший голос. Вот сисок наиболее популярных средств.
- Горячее молоко с щелочной минеральной водой в пропорции пятьдесят на пятьдесят. Пить небольшими глотками в течение дня.
- Молоко с куриным яйцом, медом и сливочным маслом. Пол-литра молока подогреть, разбить в него яйцо, затем добавить по одной чайной ложке масла и меда. Хорошенько размешать и пить по утрам и вечерам.
- Согревающие компрессы на ночь. Используют мед или теплое растительное масло.
- Теплое молоко с куриным желтком. В стакан теплого молока влить свежий желток, пить маленькими глотками или полоскать этим составом горло.
- Лечебный чай из цветков алтея с медом. Столовую ложку цветков алтея заварить стаканом кипятка, добавить 0,5-1 ст. ложку меда. Пить маленькими глотками каждый час в течение дня.
- Полоскание горла йодно-содовым раствором. Пропорции раствора: полстакана теплой воды, 2-3 капли 5%-го йода, пол чайной ложки соды. Полоскать горло этим составом можно не более двух-трех раз в день. Дело в том, что полоскание, хоть и уменьшает ощущение сухости в горле, может причинить больше вреда, чем пользы, — слишком велика нагрузка на голосовые связки.
- Ложка меда каждые три часа. Это средство особенно эффективно, если голос потерян из-за любого рода травмы или вдыхания дыма и гари.
- Ингаляции с эвкалиптовым маслом. Если голос пропал в результате простуды, подышите над миской с горячей водой, добавив в нее несколько капель эвкалиптового масла.
- Стакан горячего молока с щепоткой порошка куркумы — средство восстановить голос, причиной потери которого стала вирусная инфекция.
Советы врача фониатра для восстановления голоса
При первых признаках потери голоса очень важно не напрягать голосовые связки, разговаривать тихим ровным голосом, ни в коем случае не петь и не кричать.
- В помещении, где вы находитесь, воздух не должен быть сухим, поэтому важно поддерживать норму влажности.
- О вредных привычках надо забыть, алкоголь и курение пагубно влияют на голосовые связки.
- Во время лечения голосовых связок нужно принимать витаминные комплексы, для скорейшего восстановления всего организма.
- Вылечить голосовые связки помогут ежедневные дыхательные упражнения.
- Чтобы ваш голос доставлял вам и окружающим приятное общение - пойте, укрепляйте свои голосовые связки.
Восстановление голосовой функции достигается фонопедическими упражнениями. В результате этих занятий тренируется голосовой аппарат, а так же воспитываются навыки правильного голосоведения при минимальной его нагрузке.
Для постановки диагноза врач проведет аппаратное обследование гортани и голосовых связок, в случае необходимости - микробиологическое обследование, и назначит лечение, соответствующее именно вашим проблемам.
Методы лечения всецело зависят от диагноза пациента:
- противовоспалительная терапия (местная и общая),
- внутригортанные вливания противоотечных и противовирусных средств, иммуностимулирующая и гипоаллергенная терапия,
- высокоэффективная голосовая гимнастика — фонопедия, задача которой восстановить либо разработать необходимые голосоречевые навыки,
- психогенная реабилитация,
- общий и местный массаж,
- дыхательная гимнастика.
Заключение
Учителя, вокальные педагоги, хормейстеры, воспитатели дошкольных учреждений, руководители детских хоров всегда должны помнить о чрезвычайной хрупкости и малой выносливости детских и юношеских голосов. Профилактика стойких нарушений голоса у детей и подростков должна предусматривать соблюдение ими гигиены голоса, санацию патологических очагов верхних дыхательных путей, своевременную диагностику изменений в голосовом аппарате на ранних стадиях, когда они обратимы.
Таким образом, мы пришли к следующим выводам:
Гигиена и охрана голоса детей способствует нормальному развитию и функционированию голосового аппарата ;
Необходимо осуществлять следующие мероприятия по гигиене и охране голоса ребенка:
– не допускать злоупотребления высокими нотами, криком во время игры;
– не допускать большие речевые нагрузки, пение во время болезни;
– необходимо избегать резкой смены температуры, а также жары, холода, духоты, пыли и т.п.;
– с разгоряченным голосовым аппаратом нельзя выходить на улицу в холодное время года, необходимо несколько остыть;
– рекомендуется избегать пищи и напитков, раздражающих слизистую оболочку горла, – острого, излишне соленого, чрезмерно горячего или холодного;
– в случае болезни органов голосового аппарата необходимо своевременно обращаться к врачу фониатру.
Список литературы
1.Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей [Текст] / Д.К Вильсон - Пер. с англ. – М.: Медицина, 1990. – 448 с
2. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л.Б. Дмитриев. – М.: Музыка, 2007. – 368 с.
3 Емельянов В.В . Развитие голоса:координация и тренинг [Текст] / В. В.Емельянов. - СПб. : Лань, 2000. - 192 с
4. Жинкин Н.И. Механизмы речи [Текст] / Н.И Жинкин – М.: АПН РСФСР, 1958. – 378 с.
5.Лаврова Е.В.Логопедия:основы фонопедии [Текст] / Е.В Лврова, -. М.:Академия, 2007. — 144 с
6.Лаврова Е.В. Нарушения голоса [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ Е.В.Лаврова, О.Д. Коптева, Д.В. Уклонская . –– М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 128 с.
7. Стулова Г.П .Развитие детского голоса в процессе обучения пению [Текст]: учебное пособие / Г.П Стулова -Москва, издательство «Прометей» МПГУ им. В.И. Ленина, 1992 — 270 с.
8.Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом [Текст] / Л.И Уколова - М.: «Академия», 1999, 222с
9.Шатская В.Н «Детский голос» [Текст] / В.Н Шатская — М:- «Педагогика», Москва, 1970 -190.
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Музыкальный слух: мифы и реальность. К проблеме музыкального слуха»
Музыкальный слух — совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки.
Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма, мелодический, гармонический и др. виды слуха).
Среди различных видов музыкального слуха, выделяемых по разным признакам, важнейшими являются:
Существует распространенное мнение, что музыкальный слух - это что-то почти уникальное - дар божий, и человеку, имеющему музыкальный слух, крупно повезло. Ведь ему можно петь, заниматься музыкой, и вообще, он, в некотором смысле, избранный.
Сколько людей испытывает чувство неполноценности, когда заходит речь о музыке, заявляя: "мне медведь на ухо наступил".
Действительно ли это такая редкость - музыкальный слух? Почему одни люди его имеют, а другие - нет? И вообще, откуда он взялся у человека? Зачем вообще появился? Может быть, это что-то вроде экстрасенсорных способностей?
Стоит вспомнить, что способности человека возникают не просто так. Всякая наша способность идет от жизненной необходимости. На двух ногах человек научился ходить потому, что ему нужно было освободить руки.
Примерно такая же ситуация и с музыкальным слухом. Эта функция появилась, когда живым существам потребовалось общаться при помощи звуков. У человека музыкальный слух развивался вместе с речью. Для того, чтобы научиться говорить, нам нужно уметь различать звуки по силе, длительности, высоте и тембру. Собственно, именно это умение люди и называют музыкальным слухом.
Виды музыкального слуха
Абсолютный слух
Способность узнавать по слуху любую ноту (до, ре, ми и т. д.) и воспроизводить ее голосом без предварительной настройки. Это относится и к звукам, исполняемым не только на музыкальных инструментах (сирена, телефонный звонок, стук по металлической трубе и т.д.).
Относительный слух
Отличается от абсолютного тем, что для определения или пропевания нот на слух необходима настройка - звук или аккорд, относительно которого мысленно будет выстроен звукоряд.
Развивается в процессе обучения музыке.
Мелодический слух
Способность слышать и понимать строение мелодии (звуковысотность, направление движения и ритмическую организацию), а также воспроизводить ее голосом. На более высоком уровне развития - записывать нотами.
Развивается в процессе обучения музыке.
Гармонический слух
Способность слышать гармонические созвучия - аккордовые сочетания звуков и их последовательности и воспроизводить их голосом в разложенном виде или на музыкальном инструменте.
На практике это может выражаться, например, в подборе на слух аккомпанемента к мелодии, даже без знания нот или пении в многоголосном хоре.
Возможно его развитие даже при начальном отсутствии такой способности.
Внутренний слух
Внутреннее представление правильного звуковысотного интонирования, без воспроизведения голосом.
Внутренний слух, некоординированный с голосом. Начальный уровень.
На практике выражается в подборе мелодии, возможно с аккомпанементом, по слуху на инструменте или понимании ошибок на слух в изучаемом произведении.
Внутренний слух, координированный с голосом. Профессиональный уровень. Результат серьезных занятий сольфеджио. Предполагает слышание и предслышание нотного текста и возможность работы с ним без музыкального инструмента.
Развивается в процессе обучения музыке.
Предслышание
Мысленное планирование внутренним слухом будущего чистого звука, ритмической фигуры, музыкальной фразы. Используется, как профессиональный прием в вокале и для игры на всех музыкальных инструментах.
Можно ли развить музыкальный слух?
Мы пользуемся музыкальным слухом, причем, очень точным, постоянно. Без него мы не узнавали бы людей по голосу. А ведь по голосу мы можем сказать о своем собеседнике еще очень многое. Он дает нам возможность определять, какое настроение у человека, с которым мы разговариваем, можно ли ему доверять и многое другое. Невербальные, то есть несловесные, характеристики речи дают нам порой гораздо больше информации, чем сказанные слова.
Можно ли в таком случае говорить, что у кого-то нет музыкального слуха? Да конечно, нет! У каждого человека, который самостоятельно научился говорить, есть музыкальный слух.
Отсутствие музыкального слуха - такая же редкость, как, например, врожденная слепота!
Конечно, у кого-то он может быть развит очень хорошо, а у кого-то похуже, но у подавляющего большинства людей музыкальный слух развит вполне достаточно, чтобы заниматься музыкой и достигать прекрасных результатов без специальных усиленных тренировок по развитию музыкального слуха. Проблема в том, что очень часто о музыкальных способностях судят по умению человека петь. Не умеешь петь - значит "медведь на ухо наступил", "нет музыкального слуха".
Но ведь чтобы петь, мало хорошо слышать. Нужно еще уметь хорошо владеть своим голосом. А управлению голосом нужно учится так же, как рисовать, танцевать или плавать.
А, кроме того, если Вы слышите, что поете плохо, то уж со слухом-то у Вас точно все в полном порядке!
И, наконец, если Вы любите музыку, слушаете ее, значит у Вас нормальный музыкальный слух, можете, на этот счет, не беспокоится.
Музыкальный слух, как любая функция нашего организма (например, умение плавать), развивается только тогда, когда мы им активно пользуемся. Если Вы будете играть на музыкальном инструменте или петь, это поможет Вам быстро развить музыкальный слух. Кстати, Дмитрий Кабалевский посвятил свою жизнь развенчиванию мифа об уникальности музыкального слуха. Он разработал целую систему, доказывавшую, что обучать музыке можно и нужно каждого человека. И результаты его деятельности показали, что успешно заниматься музыкой может практически любой человек.
Развитием музыкального слуха занимается спец. дисциплина — сольфеджио, однако активно музыкальный слух развивается прежде всего в процессе музыкальной деятельности.
Один из методов развития интонационного слуха - через движение, дыхательные практики и танец. Различные проявления музыкального слуха изучаются в музыкальной психологии, музыкальной акустике, психофизиологии слуха. Слух диалектично связан с общей музыкальностью, выражающейся в высокой степени эмоциональной восприимчивости музыкальных явлений, в силе и яркости вызванных ими образных представлений и переживаний.
Если у вас есть желание заниматься музыкой в том или ином виде, отбросьте всякие сомнения в своих способностях, действуйте, учитесь, и успех обязательно придет к вам!