ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
учебно-методическое пособие на тему
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Алгоритм выполнения исследовательской работы
Любая исследовательская работа состоит из следующих частей:
- Актуальность (почему выбрана данная тема, что заинтересовало).
- введение (где отражены цель и задачи, актуальность проблемы)
- основная часть (в которой раскрывается содержание работы: теоретическая и практическая часть)
- заключение (в котором содержатся итоги работы, выводы и рекомендации)
- список литературы (представляет собой перечень использованных книг и статей)
- приложение (наглядное представление опытных данных в виде таблиц, схем, диаграмм, и т.д.)
Если перечисленные части работы выстроить в определенной последовательности, то получится алгоритм составления научно-исследовательской работы.
Алгоритм – это определённая программа действий.
Когда у учащегося возникает интерес к какой-либо ситуации, предмету, то первое, что он делает - формулирует гипотезу, т.е. научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее подтверждения.
Тема – это предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества.
Определив тему исследования, объект и предмет изучения, формулируют гипотезу и приступают к ее проверке. Для этого необходимо поставить цель. Цель – предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить
Цель есть планируемый, ожидаемый результат.
Цель может начинаться со следующих слов:
- Выявление…
- Исследование…
- Оценка…
- Анализ…
- Разработка…
- Цель достигается через решение определенных задач.
Задачи, поставленные в научно-исследовательской работе – это план (этапы) достижения цели исследования. Формулировка задачи должна начинаться с глагола:
- Выявить…
- Разработать…
- Провести…
- Решить…
- Проанализировать…
Обобщить…
Решение задач связанно с использованием определенных методик. Методика – совокупность методов практического выполнения какой-либо работы. Метод – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо.
Любой метод изучения предполагает использование материально - технического обеспечения.
Заключительной частью работы являются выводы, к которым пришел автор и его рекомендации.
Вывод – умозаключение, содержит аналитическую оценку ситуации, намечает перспективы исследования.
И в завершении необходимо указать список источников информации.
Предварительный просмотр:
Конкурсы исследовательских работ младших школьников
1. Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки»
http://pedakademy.ru/?page_id=119
2. Всероссийский конкурс научно-практических и исследовательских работ обучающихся «Лестница наук».
3. «Солнечный свет»
Портал для участия в конкурсах исследовательских работ на: всероссийском, международном и межрегиональном уровнях
http://sorvin.ru/=a6f
4. Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Учусь исследовать. Учу исследовать»
https://idfedorov.ru/contests/article=6078/
5. Всероссийский конкурс детских исследовательских работ и проектов «Мои открытия»
http://sorvin.ru/=a6g
Предварительный просмотр:
Список тем исследовательских работ в области начального образования
- Война и наша семья
- Генеалогическое дерево моей семьи
- Искусство создания книги
- Компьютерные игры – хорошо это или плохо?
- Влияние интернета на детей
- Мир забавных животных
- Мир птиц
- Достопримечательности нашего города
- Семь чудес России
- Каким воздухом мы дышим
- Здоровый образ жизни
- Разновидности счетов в различных странах.
- Детские музыкальные инструменты
- Лента времени моей семьи
- Семейные традиции
- Происхождение моей фамилии
- Школьная форма: вчера, сегодня, завтра
- Почему урок 45 минут?
- Геометрические фигуры в природе
- Имя в жизни человека
Предварительный просмотр:
Алгоритм выполнения проекта в начальной школе
Этап 1. Представление темы проекта. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей.
На этом этапе выявляются знания детей, которые определяют возможность выполнения проекта, идёт ознакомление школьников с необходимыми понятиями и терминами. Осуществляется поиск идей, которые помогут решить проблему, лежащую в основе проекта.
Этап 2. Выбор проблемы. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьника в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся. На этом этапе дети отвечают на вопрос: что мы хотим узнать? Важны ли для нас такие вопросы.
Этап 3. Формулировка подтем (мелких проблем). Эта работа идет в группах. Дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся консультации.
Кроме того, важно ставить вместе учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями.
Этап 4. Планирование работы. В рабочих группах обсуждается план предстоящей работы, определяются пути поиска необходимой информации. Принимается решение: в какой форме будет представлен проект.
Этап 5. Осуществление проекта. Самостоятельная работа участников проекта по группам (сбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения, оформление работ).
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуются особый такт, деликатность, чтобы не "навязать" ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. На этом этапе можно задать ученикам такие вопросы: "Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?".
Этап 6. Представление проекта (защита). Презентация (защита) проекта.
Этап 7. Оценка проекта. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект "победил" в "какой-либо" номинации.
Предварительный просмотр:
Список конкурсов, фестивалей проектов в начальной школе
1. Международный конкурс проектов для учеников 1-4 классов, дошкольников с любым уровнем знаний
«ФортУНа»
2. Всероссийский конкурс научно-технологических проектов, инициированный Фондом «Талант и Успех»
https://dm-centre.ru/sirius-konkurs-projectov
- Всероссийский конкурс научно-технологических проектов, инициированный Фондом «Талант и Успех»
https://dm-centre.ru/sirius-konkurs-projectov
4. Всероссийский заочный конкурс проектных работ «Созидание и Творчество»
http://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4464&Itemid=2832
5. Областной конкурс-фестиваль исследовательских работ и проектов младших школьников
«Я познаю природу»
Предварительный просмотр:
Список тем проектов по направлениям
ТВОРЧЕСКИЕ:
- Профессия моей мечты
- Сказка быль, а в нём намёк.
- Добро и зло в русских народных сказках
- Птичьи фамилии в литературе
ИНФОРМАЦИОННЫЕ:
- Мир птиц
- Польза фруктов и овощей
- Польза древесины
- Что такое планета «Земля»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ
- Жизнь леса
- Почему в яблоке не прорастают семена?
- Что мы знаем о древесной коре
- Почему листья осенью меняют цвет
УЧЕБНЫЕ:
1.Единицы измерения в Древней Руси
2. Весёлые задачки
3. Меры и их измерения
4. Натуральные числа в жизни человека
Предварительный просмотр:
Список рекомендуемой литературы для учителя
1. Мухина В. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. Мухина // Народное образование. - 2006. - № 7. - С. 123-127.
- Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
- Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. - 326с.
4. Глазкова К.Р. Уроки-исследования: формирование творческой, критически мыслящей личности / К. Р. Глазкова, С. А. Живодробова // Физика: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 24. - С. 29-31.
5. Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни. – 2014. - № 1. – С. 36-41
6. Бельфер М. Несколько слов об исследовательских работах школьников / М. Бельфер // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2006. - N 17. - С. 13-15.
7. Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А. А. Богомолова // Биология в школе. - 2006. - N 5. - С. 35-38.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...
ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...
ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....