ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
учебно-методическое пособие на тему


Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения исследовательской работы

Любая исследовательская работа состоит из следующих частей:

  • Актуальность (почему выбрана данная тема, что заинтересовало).
  • введение (где отражены цель и задачи, актуальность проблемы)
  • основная часть (в которой раскрывается содержание работы: теоретическая и практическая часть)
  • заключение (в котором содержатся итоги работы, выводы и рекомендации)
  • список литературы (представляет собой перечень использованных книг и статей)
  • приложение (наглядное представление опытных данных в виде таблиц, схем, диаграмм,  и т.д.)

Если перечисленные части работы выстроить в определенной последовательности, то получится алгоритм составления научно-исследовательской работы.

Алгоритм – это определённая программа действий.

Когда у учащегося возникает интерес к какой-либо ситуации, предмету,  то первое, что он делает  -  формулирует гипотезу, т.е. научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее подтверждения.

Тема – это предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества.

Определив тему исследования, объект и предмет изучения, формулируют гипотезу и приступают к ее проверке. Для этого необходимо поставить цель. Цель – предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить

Цель есть планируемый, ожидаемый результат.

Цель может начинаться со следующих слов:

  • Выявление…
  • Исследование…
  • Оценка…
  • Анализ…
  • Разработка…
  • Цель достигается через решение определенных задач.

Задачи, поставленные в научно-исследовательской работе – это план (этапы) достижения цели исследования. Формулировка задачи должна начинаться с глагола:

  •  Выявить…
  •  Разработать…
  •  Провести…
  •  Решить…
  •  Проанализировать…

 Обобщить…

Решение задач связанно с использованием определенных методик. Методика – совокупность методов практического выполнения какой-либо работы. Метод – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо.

Любой метод изучения предполагает использование материально - технического обеспечения.

Заключительной частью работы являются выводы, к которым пришел автор и его рекомендации.

Вывод – умозаключение, содержит аналитическую оценку ситуации, намечает перспективы исследования.   

И в завершении необходимо указать список источников информации.



Предварительный просмотр:

Конкурсы исследовательских работ младших школьников

1. Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки»

http://pedakademy.ru/?page_id=119 

 

2. Всероссийский конкурс научно-практических и исследовательских работ обучающихся «Лестница наук».

https://roskonkurs.com/konkursyi-i-konferenczii/vserossijskij-konkurs-lestnicza-nauk-dlya-shkolnikov-i-studentov.html

3. «Солнечный свет»
Портал для участия в конкурсах исследовательских работ на: всероссийском, международном и межрегиональном уровнях
http://sorvin.ru/=a6f

4. Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Учусь исследовать. Учу исследовать»

        https://idfedorov.ru/contests/article=6078/

5. Всероссийский конкурс детских исследовательских работ и проектов «Мои открытия»
http://sorvin.ru/=a6g



Предварительный просмотр:

Список тем исследовательских работ в области начального образования

  1. Война и наша семья
  2. Генеалогическое дерево моей семьи
  3. Искусство создания книги
  4. Компьютерные игры – хорошо это или плохо?
  5. Влияние интернета  на детей
  6. Мир забавных животных
  7. Мир птиц
  8. Достопримечательности нашего города
  9. Семь чудес России
  10. Каким воздухом мы дышим
  11. Здоровый образ жизни
  12. Разновидности счетов в различных странах.
  13. Детские музыкальные инструменты
  14. Лента времени моей семьи
  15. Семейные традиции
  16.  Происхождение моей фамилии
  17.  Школьная форма: вчера, сегодня, завтра
  18.  Почему урок 45 минут?
  19. Геометрические фигуры в природе
  20.  Имя в жизни человека


Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения проекта в начальной школе

Этап 1. Представление темы проекта. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей.

На этом этапе выявляются знания детей, которые определяют возможность выполнения проекта, идёт ознакомление школьников с необходимыми понятиями и терминами. Осуществляется поиск идей, которые помогут решить проблему, лежащую в основе проекта.

Этап 2. Выбор проблемы. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьника в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся. На этом этапе дети отвечают на вопрос: что мы хотим узнать? Важны ли для нас такие вопросы.

Этап 3Формулировка подтем (мелких проблем). Эта работа идет в группах. Дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся консультации.

Кроме того, важно ставить вместе учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями.

Этап 4. Планирование работы. В рабочих группах обсуждается план предстоящей работы, определяются пути поиска необходимой информации. Принимается решение: в какой форме будет представлен проект.

Этап 5. Осуществление проекта. Самостоятельная работа участников проекта по группам (сбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения, оформление работ).

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуются особый такт, деликатность, чтобы не "навязать" ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. На этом этапе можно задать ученикам такие вопросы: "Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?".

Этап 6. Представление проекта (защита).  Презентация (защита) проекта.

Этап 7. Оценка проекта.  Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект "победил" в "какой-либо" номинации.



Предварительный просмотр:

Список конкурсов, фестивалей проектов в начальной школе

1. Международный конкурс проектов для  учеников 1-4 классов, дошкольников с любым уровнем знаний

«ФортУНа»

https://urokinachalki.ru

2. Всероссийский конкурс научно-технологических проектов, инициированный Фондом «Талант и Успех»

https://dm-centre.ru/sirius-konkurs-projectov

  1. Всероссийский конкурс научно-технологических проектов, инициированный Фондом «Талант и Успех»

https://dm-centre.ru/sirius-konkurs-projectov

4. Всероссийский заочный конкурс проектных работ «Созидание и Творчество»

http://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4464&Itemid=2832

5. Областной конкурс-фестиваль исследовательских работ и проектов младших школьников

 «Я познаю природу»

https://dvorecmemorial.ru



Предварительный просмотр:

Список тем проектов по направлениям

ТВОРЧЕСКИЕ:

  1. Профессия моей мечты
  2. Сказка быль, а в нём намёк.
  3. Добро и зло в русских народных сказках
  4. Птичьи фамилии в литературе

ИНФОРМАЦИОННЫЕ:

  1. Мир птиц
  2. Польза фруктов и овощей
  3. Польза древесины
  4. Что такое планета «Земля»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ

  1. Жизнь леса
  2. Почему в яблоке не прорастают семена?
  3. Что мы знаем о древесной коре
  4. Почему листья осенью меняют цвет

УЧЕБНЫЕ:

        1.Единицы измерения в Древней Руси

        2. Весёлые задачки

        3. Меры и их измерения

        4. Натуральные числа в жизни человека



Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя

1. Мухина В. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. Мухина // Народное образование. - 2006. - № 7. - С. 123-127.

  1. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
  2. Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. - 326с.

4. Глазкова К.Р. Уроки-исследования: формирование творческой, критически мыслящей личности / К. Р. Глазкова, С. А. Живодробова // Физика: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 24. - С. 29-31.

5. Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни. – 2014. - № 1. – С. 36-41

6. Бельфер М. Несколько слов об исследовательских работах школьников / М. Бельфер // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2006. - N 17. - С. 13-15.

7. Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А. А. Богомолова // Биология в школе. - 2006. - N 5. - С. 35-38.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....