ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
рабочая программа (3 класс) по теме

Важенина Ирина Сергеевна

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения исследовательской работы в начальной школе

Любая исследовательская работа состоит из следующих частей:

  • Актуальность (почему выбрана данная тема, что заинтересовало).
  • введение (где отражены цель и задачи, актуальность проблемы)
  • основная часть (в которой раскрывается содержание работы: теоретическая и практическая часть)
  • заключение (в котором содержатся итоги работы, выводы и рекомендации)
  • список литературы (представляет собой перечень использованных книг и статей)
  • приложение (наглядное представление опытных данных в виде таблиц, схем, диаграмм,  и т.д.)

Если перечисленные части работы выстроить в определенной последовательности, то получится алгоритм составления научно-исследовательской работы.

Алгоритм – это определённая программа действий.

Когда у учащегося возникает интерес к какой-либо ситуации, предмету,  то первое, что он делает  -  формулирует гипотезу, т.е. научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее подтверждения.

Тема – это предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества.

Определив тему исследования, объект и предмет изучения, формулируют гипотезу и приступают к ее проверке. Для этого необходимо поставить цель. Цель – предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить

Цель есть планируемый, ожидаемый результат.

Цель может начинаться со следующих слов:

  • Выявление…
  • Исследование…
  • Оценка…
  • Анализ…
  • Разработка…
  • Цель достигается через решение определенных задач.

Задачи, поставленные в научно-исследовательской работе – это план (этапы) достижения цели исследования. Формулировка задачи должна начинаться с глагола:

  •  Выявить…
  •  Разработать…
  •  Провести…
  •  Решить…
  •  Проанализировать…
  • Обобщить…

Решение задач связанно с использованием определенных методик. Методика – совокупность методов практического выполнения какой-либо работы. Метод – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо.

Любой метод изучения предполагает использование материально - технического обеспечения.

Заключительной частью работы являются выводы, к которым пришел автор и его рекомендации.

Вывод – умозаключение, содержит аналитическую оценку ситуации, намечает перспективы исследования.  

И в завершении необходимо указать список источников информации.



Предварительный просмотр:

1.Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Учусь исследовать. Учу исследовать» 

https://idfedorov.ru/contests/article=6078/   

2.«Солнечный свет»

http://sorvin.ru/=a6f

3.Всероссийский конкурс детских исследовательских работ и проектов «Мои открытия»

http://sorvin.ru/=a6g 

4.Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки»

C:\Users\User\Desktop\1379_1.jpg

5.Всероссийский конкурс «Рассударики»

http://rassudariki.ru/?yclid=2185259149066772630

6.«Исследовательские работы и проекты»
http://dk-talant.ru/?p=101

7.«Дорогами ДОБРА…»

http://creation.miroznai.ru/contest/94



Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения проекта с младшими школьниками

Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

  1. Определение проблемы. Здесь важно определить актуальную проблему для исследования, которая соответствовала бы возрасту, способностям и знаниям младших школьников, была интересна для детей.
  2. Определение цели и задач. Учитель помогает детям определить цели исследования, направить их на достижение результата.
  3. Подготовка и планирование. Здесь важно помочь ученику подобрать форму выполнения проекта в соответствии с тематикой, а также определить средства и методы организации деятельности. Важным является и определение, в течение какого времени будет выполняться проект. Если это проект групповой, то учитель должен составить инициативные (рабочие) группы учеников, которые будут совместно работать над проектом. Важно сориентировать учеников в поиске нужных материалов, помочь в обработке информации.
  4. Реализация проекта. Работа над проектом всегда начинается со сбора информации, анализа (обсуждения), выдвижения идей. Как только нужная информация будет собрана и проведены все экспериментальные работы, осуществляется оформление проекта. На этом этапе педагог должен оказывать консультационную помощь ученикам, учить их анализировать и обобщать факты, учить оформлению и презентации, при необходимости находить способы стимулирования их интереса к творческому процессу, развивать умственные способности. Необходимо также проверять промежуточные результаты проектной работы.
  5. Подведение итогов. Итогом проекта является презентация. Она может проходить в виде оформления стенгазет или стендов, выступления с докладом, подготовки отчёта или защиты проекта. Желательно — обсуждение, что вышло, а что нет, какие проблемы возникли при работе над проектом.



Предварительный просмотр:

Темы исследовательских работ и проектов младших школьников

«Мир ребёнка: взгляд сквозь время»
«Образ дракона в детской литературе»
«О некоторых способах выжить в природе»

«Загадки про овощи и фрукты»
«Кто его раздевает, тот слезы проливает»
«Любимая картошка в жизни нашей семьи»
«Лук от семи недуг»
«Наблюдение за развитием лука»
«Влияет ли зубная паста на прочность зубов?»
«Детские фантазии»
«Загадка клавиатуры»
«Искусство создания книги»
«Компьютерные игры – хорошо это или плохо?»
«Кто такие змеи?»
«Почему батарейки нельзя выбрасывать?»
«Почему тигр полосатый?»
«О вершках и корешках, или почему ветви тянутся к солнцу, а корни в землю?»
«Маленькая история о моей большой семье»

          «Можно ли использовать растение одуванчик в пищу?»
         «
Старинные денежные единицы»
         «
Умеют ли животные считать?»
         «
Каким воздухом мы дышим?»
         «
Птицы двора нашей школым»
         «
Мои четвероногие друзьям»
         «
Спать или не спать? Вот в чем вопрос!»

          «Краски в нашей жизни»
          «Маленькая история о моей большой семье»
          «Математика на кухне»
          «Метеоцентр «Народные приметы» сообщает...»
          «Мультфильмы: что это?»
          «Мир ребёнка: взгляд сквозь время»



Предварительный просмотр:

Список конкурсов, фестивалей проектов в начальной школе

1. Всероссийский конкурс проектов для школьников и студентов

«Проекториум»

http://obrazshkola.ru/?page_id=840

2. Международный конкурс проектов для  учеников 1-4 классов, дошкольников с любым уровнем знаний

«ФортУНа»

https://urokinachalki.ru

3. Областной фестиваль детского технического творчества "ТЕХНОFEST"         

https://dm-centre.ru/tehnika/technofest

4. Всероссийский конкурс детских исследовательских проектов «Первые шаги в науку»

http://integraciya.org/konkursy/pervye-shagi-v-nauke/

5. Областной фестиваль детских и юношеских театров моды «Булавка»

https://dm-centre.ru/bulavka

6. Всероссийский конкурс научно-технологических проектов, инициированный Фондом «Талант и Успех»

https://dm-centre.ru/sirius-konkurs-projectov

7. Областной конкурс-фестиваль исследовательских работ и проектов младших школьников

 «Я познаю природу»

https://dvorecmemorial.ru



Предварительный просмотр:

Список примерных тем проектов для младших школьников

Социальные проекты

«Помоги птицам»

«Ёлочные игрушки»

«Ветеран живёт рядом»

«Телефонная зависимость – проблема XXI века»

«Экологические проблемы моего города»

Информационные проекты 

«Планета Земля»

«Профессии моих родителей»

«Польза бумаги»

«Мир собак»

«Мои пернатые друзья»

«Солнечное затмение»

Творческие проекты

«Весёлая азбука»

«Скотч – материал на все случаи жизни»

«Тайна маленькой батарейки»

«О чем говорит почерк?»

«Оценки в школах разных стран»

«Театр, театр, театр.»

«Волшебное тесто»

Учебный проект

«Я и моя семья!»

«Круговорот воды в природе»

«Мир пословиц и поговорок»

«Симметрия в нашей жизни»

«Удивительные животные России»

«Времена года в творчестве русских поэтов»

Исследовательские проекты 

«Моя родословная»

«Край мой»

«Профессия мечты»

«Как двигаются насекомые»

«Влияние мультфильмов на психику ребенка»



Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя теоретического и методического характера по организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

1)Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.

2) Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).

3)Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.

4)Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.

5)Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.

6)Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.

7) Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. - с.-Петербург, 1996.

8) Савенков А.И. Я - исследователь. Учебник-тетрадь для младших школьников. – М., Изд. Федоров, 2005.

9) Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2006.

10) Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....