ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
методическая разработка по теме

Хушова Лола Мирзомахмадовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Расписание для 1 класса Подготовила: Хушова Лола, студентка 42 группы

Слайд 2

Расписание Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Математика Окружающий мир Русский язык Окружающий мир Литературное чтение Русский язык Русский язык Литературное чтение Математика Русский язык Литературное чтение Математика Математика Русский язык Физическая культура Физическая культура Музыка Физическая культура Литературное чтение Изобразительное искусство Технология

Слайд 3

Понедельник = 8+7+5+1=21 Вторник = 6+7+8+3+2=26 Среда = 7+5+8+1=21 Четверг = 6+8+7+5=26 Пятница = 5+7+1+3=16

Слайд 5

Расписание: Соответствует БУП –базисный учебный план (недельная нагрузка – 21 час, каждый предмет соответствует количеству часов в неделю); Максимальная нагрузка падает на вторник и четверг; На 2-3 уроках проводятся основные предметы (русский язык, математика); Каждый день 1 класса по 4 урока, за исключение вторника-5 уроков.

Слайд 6

Вывод: Гигиенические требования к расписанию уроков учтены; Образуется дуга с двумя подъёмами (вторник и четверг) при наименьшей сумме баллов в пятницу. Уровень нагрузки к концу недели снижается; Уровень нагрузки к концу недели снижается. Пятница - облегчённый день.



Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения исследовательской работы с младшими школьниками

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества образовательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идее развития, основанной на личностно-ориентированной модели образования.

Ведущую роль в разрешении этого вопроса играют творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность учащихся.

Исследовательская деятельность учащихся — образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач, учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством педагога - руководителя исследовательской работы.

Учебное исследование — образовательный процесс, реализуемый па основе технологии исследовательской деятельности. Основные характеристики:

  • проблемная подача материала;
  •  развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез (взгляда на объект, развития процесса и др.) в избранной проблеме, их адекватное формулирование;
  •  развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников — (методики сбора материала, сравнения);
  •  работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий.

Запомни! Исследование — бескорыстный поиск истины. Исследователь, начиная работу, не знает к чему придет, какие сведения получит, будут ли они для него или других людей полезны и приятны. Его задача -искать истину, какой бы она не была. Юные исследователи могут изучать самые разные объекты и предметы, например: «поведение одноклассников на переменах», «тепловую карту класса», «прозвища и клички сверстников», «тайны шаровой молнии», «процесс возникновения цифр и их написание», «природу и свойства поваренной соли» и многое другое. Результат этих работ либо не прогнозируем, либо прогнозируем лишь частично. Ровно настолько, насколько это позволяют сделать выработанные авторами гипотезы.

Под проектированием, напротив, понимается решение определенной четко сформулированной задачи. Неслучайно иноязычное слово «проект» прямо переводится на русский язык как - «брошенный вперед». В отличие от исследователя человек, работающий по проекту, твердо знает что делает, ясно понимает, к чему должен прийти, предполагает, какой результат должен получить. Нередко реализация проекта требует проведения исследований.  Работающие по проектам, как правило, решают замечательные, но все же более жизненные практические задачи: «изучить проблему бездомных животных в городе и провести акцию в помощь бездомным животным», «изучить значение хлеба в жизни людей, научиться выпекать хлеб по старинным рецептам», «разрешить проблему мусора в городе», «изучить историю своей школы и написать статью в газету» и т.д.

 

Тематическая классификация детских исследовательских работ и проектов.

  • математика, физика, техника;
  • естествознание;
  • гуманитарные знания;
  • обществоведение;
  • искусство.

 

Алгоритм исследовательской деятельности младших школьников:

1.Актуализация проблемы.

Цель этапа: выявить проблему и определить направление будущего исследования.

2.Выбор темы исследования.

         Цель этапа: обозначить границы исследования.

  1. Определение сферы исследования (задачи).

          Цель этапа: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.

  1. Выработка гипотезы.

          Цель этапа: разработать возможные подходы к решению проблемы. Могут быть высказаны как реалистичные, так и нереальные — фантастические идеи.

  1. Выявление и систематизация подходов к решению.

          Цель этапа: выбрать адекватные методы исследования.

  1. Определение последовательности проведения исследования.
  1. Сбор и обработка информации.

Цель этапа: зафиксировать полученные знания.

  1. Анализ и обобщение полученных материалов.

Цель этапа: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.

  1. Подготовка отчета.

Цель этапа: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.

  1. Презентация.

Цель этапа: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.

11.Обсуждение итогов завершенной работы.

Алгоритм  выбора темы исследовательской  работы

младшего школьника.

Структура исследовательской работы.

  1. Темы детских работ выбираются исходя из интересов ребенка, из содержания учебных предметов или близких к ним предметных областей.

Темы исследований предлагаются детьми или обсуждаются с детьми.

  1. Проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития
  1. Длительность выполнения проекта или исследования в начальной школе целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.
  1. Целесообразно в процессе работы над темой исследования включать экскурсии, прогулки-наблюдения, опыты и эксперименты, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку  практически  значимых       продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением одноклассников, старших ребят, родителей,  педагогов и руководителей)
  1. Во - первых, необходимо выделить то, что надо изучить — проблему.

Проблема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

6. Тема должна отражать суть исследования, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

7. Необходимо обсудить с ребёнком, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать - это актуальность.

8. В исследовательской работе педагог должен помочь исследователю сформулировать цель какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат.

9. В исследовании важно выделить гипотезу. Гипотеза — это предвидение событий, что вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не ложь — она просто не доказана. Гипотеза должна быть обоснованной, т.е. подкрепляться литературными данными, экспериментом или логическими соображениями.

10. После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования.

11. В работе должен присутствовать литературный обзорт.е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.

12. Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

13. Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности.

Можно отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые (если таковые есть).

14. Завершается работа выводамив которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы - это краткие ответы на вопрос — как решены поставленные исследовательские задачи. Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной.



Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения проекта с младшими школьниками

В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности.

Мотивационный этап: учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи.

Планирующий или проектировочный - подготовительный этап: (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником).

Информационно-операционный этап (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником).

Практический или моделирующий.

Контрольно-коррекционный (самооценка и координация готовности к защите проекта).

Защита проекта или презентация (ученики представляют проекты).

Рефлексивно-оценочный этап (дети участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Стадии работы над проектом - это - это «пять П»: Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация. Шестое «П» проекта - его Портфолио - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.

Этапы выполнения проекта младшими школьниками:

I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

II этап: Сбор и обработка информации

III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:

 актуальность и важность данной проблемы;

 анализ разнообразной информации;

 программа действий;

 разработка варианта реализации своей программы.

IV этап: Реализация плана действий (проекта)

V этап: Подготовка к защите проекта (учащиеся делятся на группы)

 представляют проект на конференции

 оформляют портфолио

 готовят стендовую защиту

 разрабатывают электронную презентацию и т.д.

VI этап: Презентация проекта (для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)

VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Советы докладчикам, как отвечать на вопросы оппонентов и других участников защиты проектов:

1. Помните о возможности попросить о повторении вопроса.

2. Не обязательно торопиться с ответом, можно подумать, посоветоваться с соисполнителями проекта, посмотреть свои материалы.

3. На поставленный вопрос следует отвечать кратко.

4. Будьте правдивы. Хуже лукавить, чем прямо ответить на вопрос «Не знаю» или «Это находилось вне поля нашего исследования».

5. Ответ на вопрос удобно начинать так: «Как было сказано в докладе»

После выступления оппонентов авторы проекта в своем ответном слове благодарят за оценку работы, за высказанные замечания. Выделяют наиболее существенные из них и дают по ним аргументированные ответы, соглашаются с тем, что в проекте действительно не отработано. Лучше открыто признать упущения в проекте, и, по возможности, показать, что они не слишком повлияли на основное содержание работы.

Во время защиты проекта могут быть приняты во внимание следующие критерии оценки доклада.

1. Значимость и актуальность проблемы, по которой выполнен проект.

2. Полнота и глубина изложения материала, аргументированность основных положений и выводов.

3. Последовательность изложения.

4. Корректность используемых методов исследования и методов обработки полученных результатов.

5.Мультимедиа или визуальная поддержка доклада.

6. Умение отвечать на вопросы оппонентов

В зависимости от предметной области и типа проекта могут учитываться дополнительные критерии:

1. Музыкальное оформление.

2. Наглядность и убедительность демонстрируемых опытов.

3. Наличие и качество раздаточных материалов.

4. Эмоциональность речи и др.

Важно, чтобы совокупность критериев была учащимся известна заранее.

Роль родителей на каждом этапе выполнения проекта

На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей:

 помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;

 записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.

Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.

Следующий этап: выбор и формулировка темы проектной работы.

Возможные действия родителей: помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.

Затем идёт формулировка задачи проекта. Возможные действия родителей: может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта.

При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учётом занятости детей. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы.

На следующем этапе идёт обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами. Здесь возможные действия родителей таковы: прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой.

Затем исполнители проекта составляют программу и календарный план выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учётом личной занятости детей и помочь создать условия для выполнения этого плана.

Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы- изучение необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет.

При распределении конкретных заданий и заданий между участниками проектной группы тоже может понадобиться вмешательство взрослых (ситуация несправедливого распределения обязанностей, объяснение обязанностей).

На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.

По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением.

И, наконец, работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Родители дают советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что уже можно было сделать самим, без помощи родителей.

Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:

 консультируют;

 отслеживают выполнение плана;

 решают оперативные вопросы;

 помогают в предварительной оценке проекта;

 участвуют в подготовке презентации;

 обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.

 Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.

· Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.

В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями у них формируется навыки проектной деятельности уважение и взаимопонимание.



Предварительный просмотр:

Список примерных тем исследовательских работ для младших школьников

-Как человек укрощал природные стихии: ветряные и водяные мельницы.
-История шариковой ручки.
-История фотоаппарата.
-История часов
-Телескоп и микроскоп.
-История телевизора, радио, видео.
-История парового двигателя.
-Традиции мастерства (местные ремёсла).
-Бабушкин сундучок (история семейных реликвий).
-История нашего Кремля.
-Исторические здания моего города.
-Выращивание кристалла из медного купороса.
-Выращивание кристаллов в домашних условиях.
-Почему планеты не сходят со своей орбиты.
-Как считали наши предки
-Детские музыкальные инструменты.
-Профессии наших родителей
-Спать или не спать? Вот в чём вопрос
-Влияние напитка «Кока-кола» на организм.
-Молоко? Это здорово!
-Влияние экологии на жизнь человека.
-Зачем беречь зрение.
-Удивительная поваренная соль.
-Может ли вода течь вверх
-Жевательная резинка – друг или враг нашему здоровью.
-Влияние физических упражнений на биологический возраст человека.
-Картофель – второй хлеб.
-Далеко ли от нас солнце?
-Как влияет вес рюкзака на осанку?
-Влияет ли зубная паста на прочность зубов?
-Почему кровь красная?
-Есть ли у человека хвост?
-Вредное влияние микроволновой печи на здоровье человека.
-Чупа-чупс – любимое лакомство
-Любят ли зубы жвачку?
-Где лето круглый год босиком ходит? (на полюсах нет тепла?)
Изучение путей распространения микробов в классе.
-Почему попугаи разговаривают?
-Почему осенью деревья разного цвета?
-Существуют ли в наше время родственники динозавров?
-Все ли йогурты полезны?
-Русское ткачество.

-Веселая грядка
-Вкусная азбука.
-Где зимуют птицы?
-Жители нашего зоопарка.
-Загадочный мир животных.
-Исторические места моего города.
-Каникулы у бабушки
-Мой дедушка – герой!

-Веселый ребус.
-Загадочное число «12».
-Иллюстрации цифр
-Математика вокруг нас.
-Секреты сложения чисел.
-Сказочное число «три»

-Рычащие слова.
-Секреты слов с большой буквы.
-Сказочная страничка.
-Скороговорки
-Сладкая грамота.
-Словарные слова.
-Шипящие буквы.

-Аппликация «Мой питомец».
-Веселая матрешка
-Игрушка на елку
-Изделие «Кораблик из бумаги».
-Изделие «Плот»
-Изделие «Сахарница».
-Изделие «Чайник».
-Изделие «Чашка»
-Карнавальная маска.

-Бабочки и их роль в жизни человека.
-Вечнозелёная красавица леса.
-Жизнь леса
-Знак Зодиака и учебная деятельность.
-История лампочки
-История пуговицы.
-Кто красит листья в зеленый цвет?
-Кто такие кошки?
-Лес - наш друг.

-Цветок, поставленный в шкаф, листок на окне, прикрытый на половину.
-Шоколад – вред или польза
-О чем может рассказать школьная библиотека.
-Символика нашего класса.
-Спортивная жизнь семьи.

-Здоровый образ жизни.
-История лыж
-Мой режим питания.
-Молоко полезно детям.
-Профилактика кариеса у ребят младшего возраста.
-Полезно ли мороженое
-Полезны или вредны дрожжи?
-Полезные свойства кефира
-Польза и применение витаминов.
-Спортивная жизнь семьи
-Что такое витамины?
-Художественная гимнастика.
-Шоколад – вред или польза.
-Я – велосипедист.

-Научись решать уравнения
-Наше творчество в математике
-Нестандартные задачи
-О дюймах, вершках и сантиметрах.
-От сложения до деления
-Приемы быстрого счета.
-Приемы устного счета.
-Приёмы быстрого счета.
-Приёмы устного счёта
-Про число ноль
-"Раз, два, три, четыре, пять начинаем измерять"
-Развивающие задания по математике
-Разговор о нуле
-Различные способы умножения.
-Раскрытие скобок
-Решаю задачи с радостью.
-Римская нумерация.
-Русская система мер.
-Секреты таблицы умножения.
-Система мер длины.
-Сколько стоит килограмм картофеля с моего огорода?
-Способы умножения
-Способы устных умножений и делений
-Старинные денежные единицы
-Старинные меры длины и веса
-Старинные меры длины, объёма и веса в русских пословицах и поговорках.
-Страна доброй математики
-Таблица умножения
-Таблица умножения на пальцах
-Таинственное число 12
-Таинственное число 7
-Текстовые задачи на движение.
-Увлекательная математика
-Увлекательные взвешивания
-Умеют ли животные считать?
-Нетрадиционные способы запоминания таблицы умножения на 9.
-Умножение с увлечением
-Устный счет — гимнастика ума
-Цифры-лидеры в номерах телефонов моего класса.
-Часы и время
-Числовые великаны
-Чудо – задачник
-Выращивание кристалла из соли.



Предварительный просмотр:

Список примерных тем проектов для младших школьников

1.Азбуки бывают разными.

2.Алфавит из мультипликационных персонажей.

3.Веселые стихи на букву Аа (Уу).

4.Алфавит из сказочных персонажей.

 5.Все о букве Ёё в русском алфавите.

 6. Простейшие приспособления для счёта.

7.Книжка-малышка "Любимое число" (рисунки, загадки, ребусы, стихи с любимым числом).

 8.Ах, эта многоликая буква Оо!

9.Путешествие в страну Светофорию.

10.Школьный портфель будущего.

Юным биологам

1. Ай, да ягодка! (о любой ягоде)

 2.Удивительные животные нашего зоопарка.

3. С пчелой за нектаром.

 4. В гостях у гусеницы.

5. Хитрости маскировки насекомых( животных).

6. Цветы(насекомые) –инопланетяне.

7. Лесная аптечка.

 8. История простого колокольчика.

9. Листья моего двора.

 10. Детеныши животных.

Любознательным почемучкам

1. Молния. Бояться или понять?

 2. Красное солнышко.

3. Воздух нашего города.

4. Мы – друзья природы.

 5. Радуга.

6. Такие разные дожди.

7. Чудеса праздника Ивана Купалы.

8. Энергия солнца - экологическая энергия.

 9. Путешествие капельки воды.

10. Секреты рыболова.

Юным путешественникам

1. Памятники моего города.

2. Исторические и любимые места родного города

3. Необычные памятники на Земле.

 4. Любимые уголки моего города.

5. Фонтаны моего города.

6. Путешествие к моей бабушке.

7.Зеленые уголки нашего города.

8. По следам великого писателя.

9. Развитие музейного дела в России.

10. Здания нашего города.

Мое хобби

1. Мир моих увлечений

2. Мы играем.

 3. Чудеса моего вязания.

4. Наше семейное блюдо из шоколада.

5. Волшебный пластилин

 6. Сувениры из природного материала.

7. Кулинарный сюрприз маме.

8. Мое недельное меню домашнего завтрака.

 9. Что можно сделать из бумажной салфетки?

 10. Древнее искусство чаепития.

Увлеченным читателям

1. Мой любимый литературный герой.

2. Мой любимый детский журнал.

 3. Моя любимая детская книга.

4. Мои любимые детские комиксы -" ".

5. Роль растений в сказках русского народа.

6. Роль яблока в русских народных сказках.

7. Компьютер или книга – что лучше?

 8. Кто такой Кощей Бессмертный?

9. Детство глазами писателей.

10. Комиксы – забава или искусство?



Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя по организации исследовательской и проектной деятельности.

1. Алейникова И. Интеллект будущего / И. Алейникова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2007. - № 1. - С. 25-27.

2. Баранова Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью / Е. В. Баранова, М. И. Зайкин // Математика в школе. - 2004. - N 2. - С. 7-10.

3. Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы / В. С. Безрукова. - М.: Сентябрь, 2002. - 160 с. - ISBN 5-88753-051-0.

4. Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода / В. П. Белогрудова // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 8. - С. 6-11.

5. Бельфер М. Несколько слов об исследовательских работах школьников / М. Бельфер // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2006. - N 17. - С. 13-15.

6. Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А. А. Богомолова // Биология в школе. - 2006. - N 5. - С. 35-38.

7. Борисенко Н.А. Как мы работали над проектом, или Технология исследовательской деятельности учащихся : метод проектов / Н. А. Борисенко // Литература в школе. – 2002. - №7. - С. 39.- N7.

8. Брыкова О. Сотворчество учителя и ученика / О. Брыкова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 20. - С. 33-36.

9. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе / О. В. Брыкова, Т. В. Громова. - М. : Чистые пруды, 2006. - 32 с. - (Б-чка "Первого сентября"). - ISBN 5-9667-0230-6.

10. Вечтомова Е.Г. Норма жизни лицея - исследование / Е. Г. Вечтомова, Н. А. Макаркина // Директор школы. - 2006. - № 8. - С. 102-103.

11. Волков С. Чтобы не было скучно / С. Волков // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2006. - N 13. - С. 17-19.

12. Гайфитулин М.С. Проект "Исследователь" / М. С. Гайфитулин // Школьные технологии. - 2005. - № 3. - С. 102-104.

13. Гильмеева Р.Х. Роль исследовательской деятельности учителя начальных классов в реализации идей развивающего обучения / Р. Х. Гильмеева // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 4. - С. 58-60.

14. Глазкова К.Р. Уроки-исследования: формирование творческой, критически мыслящей личности / К. Р. Глазкова, С. А. Живодробова // Физика: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 24. - С. 29-31.

15. Гликман И.З. Подготовка к творчеству: учебное исследование / И. З. Гликман // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С. 91-95.

16. Громова Т. Научить ставить вопросы и искать решения / Т. Громова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 1. - С. 14-16.

17. Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности / Т. В. Громова // Практика административной работы в школе. - 2006. - № 7. - С. 49-53.

18. Закурдаева С.Ю. Формирование исследовательских умений / С. Ю. Закурдаева // Физика: изд. дом Первое сентября. – 2005. №11. С. 11.

19. Зарипов Р.С. Исследовательская работа в системе ДО / Р. С. Зарипов // Дополнительное образование. - 2005. - № 3. - С. 61-63.

20. Зачесова Е.В. Представление результатов исследований школьников / Е. В. Зачесова // Школьные технологии. - 2006. - № 4. - С. 115-122.

21. Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников / Л. Я. Зорина. - М. : Педагогика, 1978. - 128 с.

22. Иванов Г.А. Интегративные основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся / Г. А. Иванов // Педагогические технологии. - 2006. - № 1. - С. 22-28.

23. Кленова И. Наука становится ближе: опыт организации исследовательской деятельности учеников / И. Кленова // Учитель. - 2006. - № 5. - С. 23-24.

24. Копанева Г.А. Организация исследовательской деятельности учащихся в многопрофильной гимназии / Г. А. Копанева, Н. П. Ломакина, О. И. Чуб // Завуч. - 2006. - № 6. - С. 47-52.

25. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: методическое пособие / В. В. Копылова. - М. : Дрофа, 2003. - 96 с. - (Библиотека учителя. Иностранные языки). - ISBN 5-7107-7116-3.

26. Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся: вопросы теории и практики / Е. В. Коротаева. - М.: Екатеринбург, 1995. - 84 с. - ISBN 5-7186-0100-3.

27. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е. В. Коротаева ; ред. М.А. Ушакова. - М.: Сентябрь, 2006. - 176 с. - ISBN 5-88753-062-6.

28. Леонтович А. Комплексная исследовательская экспедиция / А. Леонтович // Народное образование. - 2006. - № 3. - С. 207-214.

29. Леонтович А.В. Современные трактовки одаренности и организация исследовательской работы с детьми в сфере дополнительного образования / А. В. Леонтович // Дополнительное образование. - 2002. - № 9. - С. 13-17.


30. Лернер Г.И. Курс "Педагогическая теория - современному учителю": лекция N 3. Методы обучения, их специфика / Г. И. Лернер // Биология: изд.дом Первое сентября. – 2004. - №37. - С. 22.

31. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Графф, 2002. - 112 с.: ил. - (Библиотека учителя). - ISBN 5-9252-0214-7.

32. Меняева И.Н. Организация поисковой, исследовательской, экспериментальной работы в школе / И. Н. Меняева // Педагогическая мастерская. - 2005. - № 3. - С. 12-15.

33. Мутик М.А. Организация опытной и исследовательской работы учащихся / М. А. Мутик // Биология: изд.дом Первое сентября. - 2002.- N40. - С. 7.

34. Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. С. Мухина // Школьные технологии. - 2006. - № 2. - С. 19-31.

35. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: новые формы работы с детьми (по материалам проекта "Инновационная сеть "Мыследеятельностная педагогика") / Федеральное агентство по образованию; Российский образовательный форум; АПКиПРО. - М. : АПКиПРО, 2004. - 28 с. - (Методическая библиотека "Проекты - победители Российского образовательного форума в 2004 году").

36. Новожилова Н.В. Интернет-ресурсы в исследовательской деятельности учителей и учащихся / Н.В. Новожилова // Школьные технологии. – 2004. - №4. - С. 148.

37. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е.С. Полат. - М. : Издательский центр АКАДЕМИЯ, 2003. - 272 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0811-6.

38. Обуховская А.С. Ода учебному проекту: компетентностный подход / А.С. Обуховская // Биология в школе. – 2004. №8. С. 27.

39. Пентин А. Учебные исследования и проекты - понятия близкие, но не тождественные / А. Пентин // Директор школы. - 2006. - № 2. - С. 47-52.

40. Пидкасистый П.Н. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении : теоретико-экспериментальное исследование / П. Н. Пидкасистый. - М. : Педагогика, 1980. - 240 с.

41. Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности / А. Н. Поддьяков // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С. 85-90.

42. Поздняк С.Н. Исследовательская деятельность школьников и метод проектов / С. Н. Поздняк // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 3. - С. 52-56.

43. Положение о Всероссийском конкурсе исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений, посвященном 175-летию со дня рождения Д.И. Менделеева на 2006-2007 гг. // Администратор образования. - 2006. - N 22. - С. 97.

44. Прокофьев Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников / Л. Б. Прокофьев // Школьные технологии. - 2006. - № 4. - С. 108-114.

45. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании / А.И. Савенков // Школьные технологии. – 2004. №4. С. 82.

46. Санина С.П. Компьютерное моделирование в исследовательской деятельности учащихся / С. П. Санина // Педагогические технологии. - 2005. - № 4. - С.36-45.

47. Сахарова Г. Исследовательская деятельность учащихся по краеведению / Г. Сахарова // Учитель. – 2003. №5. С. 38.

48. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н. А. Семенова // Начальная школа. - 2006. - № 2. - С. 45-49.

49. Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход в обучении / И. С. Сергеев // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. - №3. - С. 29-39.

50. Слободчиков В.И. Антропологический смысл исследовательской работы школьников / В. И. Слободчиков // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С. 14-18.

51. Смирнова Т.Г. Формирование и развитие основ исследовательского творчества учащихся / Т. Г. Смирнова // Биология в школе. - 2006. - N 1. - С. 6-8.

52. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / под ред. Е.С. Полат. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 168 с. - (Педагогическая мастерская). - ISBN 5-691-00491-3.

53. Справочное пособие по организации поисково-исследовательской деятельности учащихся образовательных учреждений / сост.: Н.В. Карпова, С.В. Кускова, Л.Е. Толкачева. - Псков : ПГПИ, 2001. - 46 с. - ISBN 5-87854-175-0.


54. Степанов В.Г. Основы исследовательской деятельности школьника / В. Г. Степанов. - Псков : ПОИПКРО, 2004. - 96 с. - ПОИПКРО. - ISBN 5-75-22-0221-3.

55. Сыров Е.М. Научная работа в школе: опыт организации / Е. М. Сыров // Педагогическая мастерская. - 2006. - № 3. - С.13 - 8.

56. Учебное проектирование и исследовательская деятельность учащихся в условиях профильного обучения // Профильная школа. - 2006. - № 4, 5.

57. Федоровская Е.О. Мотивы и ценностные ориентации подростков, увлеченных исследовательской деятельностью / Е. О. Федоровская, Л. Ю. Ляшко // Дополнительное образование. - 2005. - № 9. - С. 49-53.

58. Харитонов Н.П. Организация исследовательской деятельности учащихся / Н. П. Харитонов // Биология в школе. – 2004. - №6. - С. 59.

59. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума: учебное пособие для студентов вузов / М. А. Холодная ; М.А. Холодная. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2004. - 384 с.: ил. - ISBN 5-469-00128-8.

60. Худин А.Н. Организация профильного обучения в школе: лекция 4. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении / А. Н. Худин, С. Н. Белова // Завуч. - 2006. - № 4. - С. 105-110.

61. Чудов В. Проектно-исследовательская деятельность школьников / В. Чудов, Н. Кашкарова, О. Лаврушко // Народное образование. – 2005. - №1. - С. 133.

62. Шалавина А.Н. Уроки опытов и исследований: 11-й класс: базовый курс / А. Н. Шалавина // Физика: изд. дом Первое сентября. – 2004. - №47. - С. 3.

63. Шаталова Н.В. Опыт краеведческой исследовательской работы школьников / Н. В. Шаталова // Исследовательская работа школьников. - 2005. - № 1-2. - С. 46-54.

64. Шеленкова Н.Ю. Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе / Н. Ю. Шеленкова // Завуч. – 2005. - №5. - С. 82-87.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....