ПК 4.5.
методическая разработка по теме
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Алгоритм выполнения исследовательской работы в начальной школе
Актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы.
Научное исследование – это особый вид познавательной деятельности, отличающийся от стихийного познания, от диагностики и от познания в искусстве. Целью научного исследования является получение новых данных, либо моделирование известных решений.
Основная цель данной работы – помочь начинающим исследователям – школьникам освоить форму научного произведения при написании исследовательской работы.
Алгоритм составления исследовательской работы
Любая исследовательская работа состоит из следующих частей:
- Актуальность (почему выбрана данная тема, что заинтересовало).
- введение (где отражены цель и задачи, актуальность проблемы)
- основная часть (в которой раскрывается содержание работы: теоретическая и практическая часть)
- заключение (в котором содержатся итоги работы, выводы и рекомендации)
- список литературы (представляет собой перечень использованных книг и статей)
- приложение (наглядное представление опытных данных в виде таблиц, схем, диаграмм, и т.д.)
Если перечисленные части работы выстроить в определенной последовательности, то получится алгоритм составления научно-исследовательской работы.
Предварительный просмотр:
Список конкурсов исследовательских работ младших школьников
Название конкурса | Электронный адрес |
Региональному конкурсу исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников "Я - исследователь" | https://www.ctrigo.ru |
Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки» | http://pedakademy.ru |
Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся «Свет познания - весна 2018» | https://open-hands.ru |
Международной конкурс научно-исследовательских работ «Большой прогресс» | http://visioneuromedia.com |
Международный конкурс научно-исследовательских работ «Старт в науке» | https://school-science.ru |
Предварительный просмотр:
Список тем исследовательских работ в области начального образования
- Генеалогическое дерево моей семьи
- Из истории детских обязанностей
- Имя в жизни человека
- Моя родословная
- Лента времени моей семьи
- Мир растений на подоконнике
- Кто живет у нас в лесу?
- Кто как приспосабливается к окружающему миру
- Люблю тебя, мой друг мохнатый!
- Образ жизни и поведение домашних животных
- Содержание и воспитание домашних животных
- Удивительное царство грибов
- Птицы за моим окном
- Чье это гнездо?
- Аквариум и его обитатели
- Рыбы наших вод
- Насекомые моего двора
- Удивительный мир бабочек
- Охранять природу - значит охранять мир
- Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?
Предварительный просмотр:
Алгоритм выполнения проекта в начальной школе
Стадия работы над проектом | Содержание работы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1. Подготовка | Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы | Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта. | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников. |
2. Планирование | а) Определение источников необходимой информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (формы проекта). г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы. | Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности. | Предлагает идеи, высказывает предложения. Наблюдает за работой учащихся. |
3. Исследование | 1. Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.). 2. Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. 3. Выбор оптимального варианта хода проекта. 4. Поэтапное выполнение исследовательских задач. | Поэтапно выполняют задачи проекта. | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся |
4. Выводы | Анализ информации. Формулирование выводов. | Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект. | Наблюдает, советует (по просьбе учащихся). |
5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов
| Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. | Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке. | Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта. |
Предварительный просмотр:
Список конкурсов, фестивалей проектов в начальной школе
Название | Электронный адрес |
Всероссийский конкурс проектов для школьников и студентов | http://obrazshkola.ru |
Международный конкурс проектов в сфере образования Interclover-2017 | http://scipro.ru/contest/interclover.html |
VI региональный Фестиваль проектов "Планета Знаний – 2018» | http://www.openclass.ru/node/534150 |
Всероссийский конкурс социально-значимых проектов учащихся «Изменим мир к лучшему!» | |
Всероссийский фестиваль проектов «Созидание и творчество» | http://future4you.ru |
Предварительный просмотр:
Список тем проектов по направлениям
Социальные проекты:
- «Книжкин дом»;
- «Ветеран живет рядом»;
- «Дорогою добра»;
- «О дружбе и друзьях».
Творческие проекты:
- «Матрешка — игрушка или сувенир»;
- «Мы иллюстрируем произведения С.Я. Маршака»;
- «Наши имена»;
- «Сказка рядышком живет».
Информационные проекты:
- «Русский народ: обычаи, обряды»;
- «Русский народ – суеверия, предания»;
- «Влияние газированных напитков на наш организм»;
- «Самые красивые места нашей страны».
Учебные:
- «Полезные ископаемые родного края»;
- «Экономика родного края»;
- «Лес – наш друг»;
- «Моя малая Родина».
Исследовательские:
- «А прочно ли куриное яйцо?»
- «Влияет ли зубная паста на прочность зубов?»
- «Компьютерные игры – хорошо это или плохо?»
- «Математика на кухне»
Предварительный просмотр:
Список рекомендуемой литературы для учителя
- Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
- Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117
- Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996
- Бородкина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форм соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2013. - № 3. – С. 50-57
- Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2001.
- Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.