ПК 4.2. Предметно-развивающая среда учебного кабинета начальных классов
материал (3 класс) на тему
«Методические рекомендации по оформлению и содержанию учебного кабинета начальной школы»
А. Дистервейг подчеркивал необходимость «… принимать во внимание различные моменты или предметы, определяющие преподавательскую деятельность. А именно: 1) человека, подлежащего обучению, ученика-субъекта; 2) предмет учения и обучения – учебный предмет – объект; 3) внешние условия, в которых находится ученик, время, место и т.д.; 4) обучающего учителя».
Подробнее остановимся на третьем направлении в этой классификации – «внешние условия, в которых находится ученик», т.е. комфортная внутришкольная среда как внутреннее пространство школы или учебного класса, а также система ее (среды) условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся; способствующих их оптимальной вовлеченности в образовательную деятельность (ОД) и успешной самореализации.
Поэтому, работа по оформлению и содержанию учебного кабинета для младших школьников возможна по следующим направлениям:
Эстетическое оформление кабинета:
а) цветовое:
- 6,5 – 8 лет – предпочитают красный, пурпурный и розовый цвета;
- 9-11 лет – оранжевый и желто-зеленый цвета.
- зеленый цвет – успокаивает, клонит ко сну;
- желтый цвет – веселое и радостное настроение;
- коричневый – жесткий;
- фиолетовый и синий – неуверенность, мрачный настрой;
- голубой – легкий;
- желтый и красный цвета желательно использовать в небольших дозах;
- зеленая передняя стена при желтых боковых стенах создает благоприятные условия
для работы;
- красный – сила, активность;
б) Зеленая зона:
- многообразие декоративных цветов, желательно в отдельно отведенном месте;
- информационные карты о цветах (название цветка, семейство и т.д.).
По данным психологов и медицинских работников – Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 544 с.
Уголок здорового образа жизни:
- Здоровый образ жизни.
- ПДД.
- ОБЖ.
Содержание направлений:
- наличие соответствующих стендов, информационных уголков, видеотеки,
справочных материалов, рекомендаций, наглядных пособий, инвентаря;
- наличие тренажеров для глаз (в электронном и бумажном варианте), софитов
над доской;
- мебель в соответствии с ростом (цветовая маркировка);
- правила поведения в чрезвычайных ситуациях (плакаты, схема эвакуации из
здания и т.п.).
Документация кабинета:
Паспорт кабинета:
1) Функциональное назначение имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и т.д.
2) Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование.
3) Правила пользования учебным кабинетом для учащихся.
4) План работы на учебный год и перспективу (для учащихся, родителей, коллег).
Соблюдение санитарно-гигиенических норм:
- освещенность, состояние мебели;
- размеры проходов, расстояния между предметами: между рядами двухместных
столов – не менее 60 см, от столов до продольной стены – не менее 50-70 см, от первой парты до учебной доски – 2,4-2,7 м, наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски – 860 см, высота нижнего края учебной доски над полом–80-90 см.
Источник: СанПиН 2.4.2.1178-02, утвержденные и введенные в действие Постановлением главного санитарного врача РФ от 28.11.2002 г. № 44, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 г., рег. № 3997.
Кабинет позволяет развивать общеучебные умения и навыки:
Учебно-организационные: оптимальная организация ученических мест, места педагога, наличие ТСО (может входить и Интерактивная доска).
Учебно-интеллектуальная: схемы, модели, занимательные стенды по предметам или темам; ребусы, кроссворды, уголок «Почемучка», «Вопросы и ответы», «Занимательная математика» (и др. предметы), «А знаете ли вы?..».
Учебно-информационные:
Наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов:
- рекомендации по планированию учебной деятельности;
- по организации и выполнению домашней работы;
- по тестированию, контролю и оценке;
- доска результативности;
- Памятки для учащихся, справочники, энциклопедии.
Учебно-коммуникативные:
- памятки или стенды по формированию речевых стереотипов;
- памятки по написанию сочинений, изложений, работе с текстом и т.д.
Кабинет позволяет активизировать содержание образования на разных уровнях:
Репродуктивном: раздаточный систематизированный материал для упражнений тренировочного характера.
Редуктивном (частично-поисковом): разнообразный систематизированный дидактический и раздаточный материал.
Продуктивном (творческом): разнообразный систематизированный дидактический и раздаточный материал.
Самостоятельная работа: материалы для организации дифференцированной работы на уроках и во внеурочное время, организации самоподготовки в ГПД, дома.
Организация деятельности во внеурочное время (ГПД, кружки, факультативы):
Библиотека «Почемучки»:
- классификация по жанрам или по темам;
- рекомендации, привлекающие учеников к чтению литературы («Прочитай, это
интересно…», «Из книги … ты сможешь узнать…», «Чтение по интересам» и т.п.;
- доступное, удобное пользование библиотекой.
Зона релаксации (отдыха):
- наличие специально отведенного места в классе;
- создание условий (мягкая мебель (желательно из кожи или кожзаменителя для
удобства обработки, ковровый настил или ковер, игровые наборы, музыкальная релаксация (муз. центр и подборка кассет, дисков, пластинок по темам), питьевая вода (куллер, обработка посуды!), цветы, рыбки и т.д.).
Кабинет должен помогать реализовывать цель:
Образовательную и развивающую: наличие комплекта дидактических материалов, тестов, раздаточных материалов, таблиц, учебников.
Воспитательную: Российская атрибутика, материалы и стенд по кубановедению, информационный материал по нравственным темам;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno-razvivayushchaya_sreda.pptx | 1.29 МБ |
pasport_kabineta.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учебный кабинет – это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводиться учебная, факультативная и внеклассная работа с учащимися и методическая работа по предмету.
учебная зона; игровая зона; информационная зона; зеленая зона; бытовая зона; двигательная зона; творческая зона. Необходимые зоны в кабинете начальных классов:
В учебной зоне расположены парты, учительский стол, учебная доска, телевизор и видеомагнитофон, книжный шкаф. Пространство должно сочетать строгость и комфорт, которые обеспечиваются определенным расположением предметов и подбором цветовых предпочтений . Учебная зона
Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников. Занятия в игровой зоне благоприятно влияют на общий тонус ребёнка, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, создают положительный настрой и снимают статическое, психо-эмоциональное напряжение. Компоненты : крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, игровая атрибутика разного рода, игровые материалы, необходимые для игровой деятельности детей. Все эти игровые средства находятся обычно не в каком-то абстрактном игровом пространстве, а в игровой комнате Игровая зона
Информационная зона располагается по периметру классной комнаты и представлена стендами на стенах. Содержание стендов отражает жизнь России, края, класса, воспитывая патриотические чувства у младших школьников. Стенды оформляются в таком цветовом варианте, что притягивает взор детей, вызывая желание познакомиться с информацией. На передней стене класса-кабинета (выше досок) расположен алфавит, таблицы по русскому языку и математике, экспонируемые постоянно. На боковой стене слева размещаются экспозиционные стенды со сменной информацией по предметам и символика государства, округа. Стенды по организации научной организации труда школьников: «Проектная деятельность». Информационная зона
Способствует развитию многих качеств. С раннего детства прививается любовь к природе. 1) все растения должны быть подписаны на кашпо.(будет способствовать получению новых знаний) 2) поливать нужно не реже 2 раз в неделю (способствует развитие таких личностных качеств: трудолюбие ,любовь к природе, дисциплина) 3) убирать пыль с растений необходимо убирать водой и каждый день (способствует развитию качества трудолюбия) 4) проконсультироваться с мед. Работниками на счет аллергических заболеваний детей. Зеленая зона
Должна содержать: раковину для мытья рук, санитарно-гигиенические средства(жидкое мыло), туалетная бумага, полотенце, предметы для влажной уборки кабинета(ведра, половые тряпки, веники, мусорные ведра и т.д.), место для питья детей. Бытовая зона
Творческая зона
Расстояние между рядами парт не менее 60 см, от столов до стены-50-70 см,от первой парты до доски 2 / 4-2 / 7. Правильное освещение. Положительное состояние мебели. Кабинет должен отвечать всем санитарно-гигиеническим условиям, синтетическим и техническим требованиям. Требования к кабинету начальных классов
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Каратабанская СОШ» ПАСПОРТ КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАБИНЕТА № 9 Начального образования Дата оформления паспорта:19 февраля 2018 |
ФИО заведующего кабинетом: Рыжкова Татьяна Васильевна
Учебная площадь: 51 кв. м
Число посадочных мест: 25
ПОСТОЯННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЕТА
№ п/п | Наименование | Количество | Дата укомплектования |
1 | Стол рабочий (преподавательский) | 1 | 2013 |
2 | Стол ученический 2-х местный | 12 | 2013 |
3 | Стул ученический 1 местный | 24 | 2013 |
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНАЩЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ АППАРАТУРОЙ
№ п/п | Наименование ТСО | Инвентарный номер | Дата укомплектования |
1 | ноутбук | №117368187 | 2013 |
2 | Мультимедийный проектор | №115744505 | 2013 |
3 | Экран | №110106012 | 2013 |
4 | Аудиоколонки | - | 2013 |
5 | Принтер | - | - |
ПРОГРАММНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п | Наименование | Дата утверждения (год) | Примечание |
1 | Федеральный государственный образовательный стандарт | 2012 | 1 экземпляр |
2 | Рабочие программы | 2012 | 1 рабочая программа, разработанная на основе ФГОС |
3 | Контрольно-измерительные материалы по учебным дисциплинам, МДК | 2012 | |
4 | Инструкции по технике безопасности | 2014 | |
5 | План работы кабинета на учебный год | 2014 | |
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство | Год издания | Кол-во экземпляров |
1 | Русский язык в 2 ч. Тетрадь по РЯ для 3 класса: в 2 частях | Канакина В.П. Горецкий В.Г. | Просвещение | 2014 | 1 |
2 | Литературное чтение | Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г Голованова М.В. и др. | Просвещение | 2014 | 1 |
3 | Математика в 2 ч. Тетрадь по математике для 3 класса: в 2 частях | Моро М.И. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др | Просвещение | 2015 | 1 |
4 | Окружающий мир | Плешаков А.А. | Просвещение | 2015 | 1 |
5 | Изобразительное искусство | Горяева Н.А. Неменская Л.А., Питерских А.С. | Просвещение | 2017 | 1 |
6 | Технология | Лутцева Е.А., Зуева Т.П | Просвещение | 2017 | 1 |
7 | Музыка | Критская Е. Д., Сергеева Г. П. | Просвещение | 2017 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
№ п/п | Наименование | Автор | Вид | Год разработки | Кол-во экземпляров |
1 | Русский язык | Дмитриева О.И. | Поурочные разработки по русскому языку: | 2015 | 1 |
2 | Чтение | Кутявина С.В. | Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. | 2015 | 1 |
3 | Математика | Ситникова Т.Н. С.И. Волкова | Поурочные разработки по математике: 3 класс: к учебнику М.И. Моро и др. Проверочные работы | 2015 2014 | 1 1 |
4 | Окружающий мир | Васильева Н.Ю. | Поурочные разработки по курсу окружающего мира. 3 класс. | 2015 | 1 |
5 | Изобразительное искусство | Неменский Б.М. | Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы. | 2016 | 1 |
6 | Технология | Шипилова Н.В. | Поурочные разработки по технологии: 3 класс. | 2013 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПК 4.2. Предметно - развивающая среда учебного кабинета начальных классов
Предметно-развивающая среда в кабинете начальных классов....
ПК 4.2. Предметно - развивающая среда учебного кабинета начальных классов
Работу по оформлению и оборудованию закончить нельзя. Надо постоянно обновлять и совершенствовать свой учебный кабинет – это пространство для творчества!...
ПК 4.2. Предметно-развивающая среда учебного кабинета начальных классов
Создать в кабинете предметно - развивающюю среду...
ПК 4.2 Предметно-развивающая среда учебного кабинета начальных классов
Большое внимание в стандарте уделяется предметно - пространственной среде, которая должна соответствовать запросам современного общества и удовлетворять потребности всех участников образовательного пр...
ПК 4.2 Предметно-развивающая среда учебного кабинета начальных классов
Создавать в кабинете предметно-развивающую среду....
ПК 4.2. Предметно-развивающая среда учебного кабинета начальных классов
Создавать в кабинете предметно-развивающую среду...
ПК 4.2. Предметно - развивающая среда учебного кабинета начальных классов
Предметно-развивающая среда кабинета....