ПК 4.3
методическая разработка по теме

Загретдинова Диляра Гайфитдиновна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология продуктивного чтения

Фрагмент урока литературного чтения 4 класс («Школа России»)

Тема: М. М. Пришвин «Выскочка»

Этап, методы и приёмы

Хро-номе-траж

Содержание урока

Планируемые результаты

(УУД)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

3.

Решение частных задач

Словесный:

 учебный диалог

Прием:

Дешифратор

Прием:

Предположение

Наглядный:

иллюстрация

Прием:

Предположение

Практич.:

чтение стихотворения;

анализ;

Практический: 

чтение стихотворения и анализ;

Прием:

Дерево предсказаний

Прием:

Антиципация,

Приём:

Дерево предсказаний

Практический:

Анализ стихотворения;

Прием

Учебный диалог;

4

5

7

6

Рассказ М. М. Пришвина продолжает новый раздел – «Природа и мы». У М. М. Пришвина есть очень интересный рассказ о своих наблюдениях за природой. А вот название прочитайте на карточке, которую вы видите на доске. Прочитайте только буквы, и вы узнаете название рассказа.

84В568Ы391С47К577О430Ч471К444А544

- С каким произведением мы сегодня с вами познакомимся?

- Предположите, о чем будет это произведение?

- Кого в народе называют выскочкой?

- Давайте посмотрим значение этого слова в толковом словаре Ожегова (выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным) слишком быстро или занял видное общественное место не по заслугам)

- Я нашла к этому произведение следующую иллюстрацию:

- Предположите, о ком будет идти речь?

Работа с текстом во время чтения.

  • Чтение стихотворения учителем.
  • Выявление первичного восприятия.

- Назовите главных героев

- Кто из героев вам понравился больше других?

- Какие незнакомые слова вы встретили? (бдительность – постоянное настороженное внимание, улучила – нашла подходящее время, поскакала дуром -не по порядку, как попало, не думая, с заскоком и пыльцом в голове – не умная, глуповатая, полено – кусок распиленного бревна для растопки, сородичи – родственники, выводок – птенцы, живущие с матерью, срам – стыд и позор)

  • Чтение вслух по смысловым частям

 (комментированное чтение, диалог с автором).

- Проследите, как менялась кличка собаки? Почему?

… и опустила его вниз поленом …

- Для чего она это сделала?

… на кости есть много охотников …

- Как вы думаете, какие это охотники? Что произошло дальше? Как развивались события?

… а я как мне хочется …

- Как вы думаете, зачем она так поступает?

… наступали шесть умных сорок …

- Как вы думаете, кому же все-таки достанется кость?

… только бы ещё одно мгновеньшко …

Обсудите в парах, что же произойдет дальше? Давайте с вами проверим, правильно ли мы предположили, продолжим чтение.

Работа с текстом после чтения.

– Прочитайте описание Вьюшки.

– Какой знакомый литературный прием вы увидели в описании?

– Прочитайте, как она проявила себя с сорокой?

– Как автор относится к Вьюшке?

– В каких словах выражено отношение автора?

– Что вы узнали о Выскочке?

– Что о сороке думает автор?

– А как к ней относится?

– Найдите в тексте противопоставление.

– Найдите в тексте метафору.

– Какую роль играет метафора?

– На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке?

– Какой момент в рассказе самый напряженный? Почему вы так считаете? Прочитайте.

– Найдите эпизод, где автор поясняет крылатое выражение «В семье не без урода». А можно ли в жизни применить?

– Прочитайте тот эпизод, когда сорока пошла на воровство.

– Как вы думаете, понравилось ли это сородичам?

– Что они ей сказали?

– Попробуйте передать это настроение при чтении.

– А как ответила им сорока? С каким настроением нужно читать ответ сороки?

– Какой же эпизод рассказа изобразил художник?

– Прочитайте описание сороки после этого случая.

– Соотнесите черты характера с героями.

– Прочитайте слова, которые автор выбрал для описания Выскочки.

– Как вы думаете, какое чувство испытала Выскочка в конце рассказа? Почему?

– Почему эта история, которую рассказал Пришвин, закончилась именно так?

- Можно ли сравнить поведение птицы с поведением человека?

- Как относятся к выскочкам в обществе?

- Какой вывод делает М.М.Пришвин? О чем предупреждает?

Узнать название рассказа

Высказывать свои предположения

Определять значение слова

Высказывать свои предположения

Извлекать информацию

Читать слова и объяснять их значения

Анализировать

Читать комментировано

Отвечать на вопросы

Высказывать свои предположения

Отвечать на вопросы

Высказывать свои предположения

Отвечать на вопросы

Находить эпизод

Читать эпизод

Отвечать на вопросы

Соотносить черты характера

Высказывать свои предположения

Формулировать вывод

К: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

К: аргументация своего мнения и позиции;

учет разных мнений;

П: читать в соответствии с целью чтения:

выразительно;

П: умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;

П: поиск и выделение необходимой информации;

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

П: умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

П: умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;

К: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология проблемно-диалогического обучения.

Слайд 2

1 . Потребности самого учебного процесса (в связи с переходом на новые ФГОС ). 2. Социальная потребность в активной, самостоятельной, творческой и саморазвивающейся личности. Причины возникновения теории проблемно-диалогического обучения:

Слайд 3

Традиционное обучение- непосредственное побуждение ( учитель интересно рассказывает, показывает и т.д.) Проблемно-диалогическое обучение- интеллектуальные ( учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от преодоления сложностей и найденных догадок) МОТИВЫ

Слайд 4

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога .

Слайд 6

Побуждающий от проблемной ситуации диалог 1) создание проблемной ситуации; 2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждение к формулированию учебной проблемы; 4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. Методы постановки учебной проблемы

Слайд 7

«с удивлением» Приём 1 . Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Приём 2. Педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал. Приём 3. Между житейским представлением учащихся и научным фактом: шаг 1. Учитель обнажает житейское представление ученика вопросом или заданием « на ошибку»; шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. Приёмы создания проблемной ситуации

Слайд 8

Весть, известие, вестник, известный, известно - Сравните произношение и написание - Что вы можете сказать об этих словах (осознание противоречия) - Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы) (Здесь используется побуждающий диалог ) - Какие есть предположения? Разрешение ПС - В 1 столбик выпишем слова, где звук "т" произносится, а в другой, где не произносится - Какие есть предположения? (Здесь возникают различные гипотезы и каждая проверяется, например, дети могут сказать, что нужно смотреть на приставку) - Вы согласны? (учитель дает подсказку): Все слова 2 столбика имеют приставку? - Значит, дело не в приставке. Какие есть еще идеи? Если нет предположений, 2 подсказка: - Где стоит непроизносимая согласная? - Подчеркнем буквы, между которыми стоит непроизносимая согласная -Что вы заметили? - Так когда же согласный не произносится? - Сверьте свой вывод с правилом в учебнике. Если подсказка не помогает, учитель дает правильный ответ. Т.о. при побуждающем диалоге ребята выдвигают различные гипотезы и каждая из них проверяется. Прием 1. Тема: "Непроизносимые согласные"

Слайд 9

Мухоловка Дается практическое задание - Выделите корень Ученик выделяет 1 корень - Все согласны? Дети удивляются тому, что здесь может быть 2 корня. - Сколько мнений в классе? - Какой вопрос возникает? Здесь используется побуждающий диалог Прием 2. Тема «Сложные слова»

Слайд 10

На доске записаны слова: Кенгуру, кафе, меню, шимпанзе, шоссе, кофе. –Что объединяет эти слова? (часть речи – им. сущ.) -Выделите окончания у этих имён существительных. (Ученики выделяют в каждом слове последнюю букву, полагая, что она будет являться окончанием) -Вспомните, как найти в слове окончание?(изменить форму слова) -Докажите, что вы правильно определили окончания, изменяя форму каждого слова и наблюдая за изменяющейся частью на конце.(Не получается изменить форму слова.) Прием 3. «Неизменяемые имена существительные»

Слайд 11

«с затруднением» Приём 4. Учитель даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос) Приём 5. Учитель даёт практическое задание, не сходное с предыдущими Приём 6. шаг 1. Учитель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим шаг 2. Доказывает, что задание всё-таки не выполнено. Приёмы создания проблемной ситуации

Слайд 12

Учитель: Прочитайте слова и образуйте от них существительные с помощью суффикса -ник-. (Выполнимое задание. Обучающиеся образуют существительные: пожар - пожарник, сапог - сапожник, чай -чайник, соус - соусник, ель - ельник.) Проделайте то же самое с другим столбиком слов. (Слова: шкаф, пол, портрет. Невыполнимое задание. Обучающие испытывают затруднение.) В чем затруднение? Ученики: От этих слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-. Учитель: Какой возникает вопрос? Ученики: С помощью каких суффиксов образовываются новые существительные? В результате выявленных закономерностей после выполнения заданий обучающиеся формулируют тему урока . Прием 4. Урок русского языка по теме «Образование имен существительных»

Слайд 13

Побуждение к осознанию противоречия Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Вопрос был один? А мнений сколько? Что вас удивило? Что интересного заметили? Почему это задание не получилось? Что мы не знаем? Побуждение к формулированию проблемы в виде темы урока Какой возникает вопрос? Какова будет тема нашего урока? Система вопросов для побуждающего диалога:

Слайд 14

Система вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся. Подводящий к теме диалог

Слайд 15

Спишите слова, поставьте ударение. Открыл, прошёл, прабабушка, порвал, забег, перевал, отпить, просмотр. Подчеркните безударные гласные - В каких частях слова находятся безударные гласные? Обозначьте их. - Какое правило о безударных гласных мы уже знаем? А какое правило мы еще не изучали? Значит, какая тема урока? Здесь используется подводящий диалог. Он не всегда имеет проблему, поэтому менее ценен. Подводящий к теме диалог. Тема: Правописание безударных гласных в приставках

Слайд 17

На доске слова: город, река, деревня, отчество, фамилия, улица, государство, океан. Выпишите их в столбик. Подберите и рядом запишите по одному подходящему названию. Какое правило написания надо вспомнить?. Какие орфограммы будем повторять сегодня? Как называются слова с такой орфограммой? Мотивирующее введение в тему урока на основе словарной работы.

Слайд 18

НА ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОМ УРОКЕ ДОСТИГАЕТСЯ ПОДЛИННОЕ ПОНИМАНИЕ МАТЕРИАЛА УЧЕНИКАМИ, ИБО НЕЛЬЗЯ НЕ ПОНИМАТЬ ТО, ДО ЧЕГО ДОДУМАЛСЯ ЛИЧНО



Предварительный просмотр:

Технология проблемно-диалогического обучения

(Е.Л. Мельникова)

Патриоты России

 (4 класс, окружающий мир,  УМК «Школа России»)

Подводящий диалог

Этап урока

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Постановка учебной задачи

Словесный – стихотворение

Прием – побуждающий диалог

4 минуты

- Переходим к теме сегодняшнего урока. Но для начала я хочу предложить Вам послушать стихотворение Екатерины Абрамчевой:

«Неугасима память поколений»

Неугасима память поколений.

Ей жечь сердца на много лет вперёд,

Той памяти российских поселений,

Той памяти, что наш хранит народ.

Неугасима память поколений…

И подвиги семьи и всей страны –

В копилке памяти великой той войны,

В тех старых письмах на полях сражений,

В тех старых фото, в редких орденах,

В живой истории, неброской и нетленной…

Героям жить и славиться в веках!

Неугасима память поколений...            

- Ребята, скажите, какие чувства у вас вызывает это стихотворение?

- Из истории мы знаем, что на долю нашей Родины выпало немало испытаний. И Россия всегда находила в себе силы выстоять и выжить в невероятных трудных условиях.

- Как Вы думаете, благодаря чему Россия смогла преодолеть все тяжёлые испытания, выпавшие на её долю?

- Можно ли сказать, что Россия выходила из всех трудных ситуаций благодаря любви народа к ней, благодаря преданности российского народа?

- Как называют человека, который любит свою Родину и предан ей?

. («Патриоты России»).

Слушать стихотворение

Отвечать на вопросы

Регулятивные – понимать и принимать тему урока.

Коммуникативные – общение и взаимодействие с учителем и одноклассникам

Екатерина Великая

(4 класс, окружающий мир,  УМК «Школа России»)

Мотивирующий диалог

Этап урока

Хронометраж

Деятельность учителя

.Деятельность учащихся

УУД

Постановка учебной задачи

Практический метод – игра. Словесный метод – мотивирующий диалог.

4 минуты

Молодцы ребята.

Ребята, а что бы определить, о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке, вам нужно разгадать кроссворд

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Город, где в университете учился Ломоносов. (Петербург.) 2. Первый учитель Ломоносова. (Дьячок.) 3. Профессия отца Ломоносова. (Рыбак.) 4. Академия наук, где он работал по возвращении на родину. (Петербургская.) 5. Страна, где за границей учился Ломоносов. (Германия.) 6. Город, около которого родился Ломоносов. (Холмогоры.) 7. Ломоносов — выдающийся .... (Химик, физик.) 8. Он открыл атмосферу на планете .... (Венера.) 9. Судно, на котором Ломоносов с отцом выходил в море. (Чайка.)

—  Какое слово получилось в выделенных клетках? (Екатерина.)

—  Назовите тему урока. («Екатерина Великая».)

—  Что вы уже о ней знаете? (Высказывания детей.)

—  Что хотели бы узнать?

Давайте с вами запишем на доске, что бы вы хотели узнать.

Разгадывать кроссворд

Определять тему урока

Регулятивные – понимать и принимать тему урока.

Коммуникативные – общение и взаимодействие с учителем и одноклассникам.



Предварительный просмотр:

Этап урока

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

II. Актуализация знаний

Практический –

игра «Слушай и считай»

3 мин.

- У каждого из вас набор карточек с числами от 1 до 10

Сейчас я буду хлопать  в ладоши, а ваша задача поднять и показать карточку с числом, соответствующее количеству хлопков.

Теперь вам необходимо услышать хлопки, затем вы поднимаете карточку с числом, недостающим до 10

Следующее правило: вам необходимо показать надо не число, соответствующее числу ударов, а два соседних числа – меньшее и большее.

Теперь задача усложняется, теперь я буду  ударять палочкой по одному предмету 8 раз, а по другому – 3 раза. Это значит, что вам необходимо от восьми отнять три и показать карточку с числом 5.

Слушать хлопки

Показать число

Познавательные: применять базовые знания для решения конкретной проблемы; понимать заданный вопрос

Личностные: воспринимать речь учителя  непосредственно обращенную к учащимся

Игровая технология

Фрагмент урока математики 1 класс («Школа России»)



Предварительный просмотр:

Анализ методического объединения учителей начальных классов

При подготовке к заседанию учителями были проведены самостоятельные работы по различным предметам и предоставлены их результаты.

Повестка заседания МО является актуальной и целесообразной, так как количество слабоуспевающих учащихся во многих школах достигает 10-15%. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа с ними всех служб образовательного учреждения совместно с родителями этих учащихся.

Структура мероприятия выстраивалась следующим образом:

  • выступление руководителя МО - ______ по теме «Особенности слабоуспевающих и неуспевающих школьников»;
  • анализы анкетирования учащихся и родителей психологом - ______ «Причины проявления отставания и неуспеваемости»;
  • опыт работы некоторых педагогов по профилактике неуспеваемости;
  • обсуждение педагогических технологий, помогающих учителю при работе со слабоуспевающими и неуспевающими учениками, а также для профилактики неуспеваемости.

В ходе обсуждения вопросов по теме МО, педагоги были разделены по группам: «руководители» (администрация школы), «учителя», «родители», «учащиеся».

В течении 10 минут каждой группе предстояло выработать рекомендации для внесения корректив в работу образовательного учреждения: какие действия стоит предпринимать данным лицам, для повышения эффективности работы со слабоуспевающими детьми. Все предложения в ходе заседания фиксировались. Полученные записи комментировали, к ним делали необходимые добавления и корректировки.

Содержание заседания МО соответствует его целям (разработать эффективный алгоритм работы педагогического коллектива со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися) и достигнутым результатам, а именно: были выяснены причины неуспеваемости учащихся, методы для профилактики неуспеваемости, рекомендации при работе с неуспевающими детьми.

Больше всего на заседании МО понравилась организация работы учителей в группах, которая показала, что педагоги заинтересованы в данной проблеме и многие из них знают пути её преодоления.

По результатам МО было принято решение:

  • контролировать деятельность всех звеньев учебного процесса по работе со слабоуспевающими обучающимися;  
  • классным руководителям в обязательном порядке выявлять причины неуспеваемости обучающихся через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к психологу, социальному педагогу;
  • составить списки слабоуспевающих и неуспевающих по классам;
  • для каждого ученика составить мониторинговую карту;
  • подготовить для учащихся и их родителей рекомендации по устранению пробелов и задания для самостоятельной работы.