ПК 4.3.
материал по теме
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Анализ заседания методического объединения учителей начальных классов
1. Сбор и обработка необходимой информации, анализ собственного педагогического опыта или опыта коллег.
2. Целесообразность и актуальность повестки заседания МО.
1. Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста
(«круглый стол»).
2. Работа с направлением «Основы светской этики» 4 класс; проектная и исследовательская деятельность в начальной школе; средства и методы формирования навыков выразительного чтения в художественных произведениях; знакомство с комплектом учебников для начальной школы издательства Академкнига «Перспективная начальная школа:
- «Основы светской этики» в 4 классе по ФГОС выступила Дятлова Елена Леонидовна. Она предложила изучить дополнительную литературу по предмету, изучаемому в 4 классе. Это «Как научить детей любить Родину» Ю.Е.Антонова, Л.В.Левина, «Школа вежливых наук» Г.Н.Дятлова, «Традиционные российские религии». Искусство и литература» Е.В.Беляева, «Этика и её значение в жизни человека» А.А.Гусейнова.
- Исследование, как тип учебной деятельности представляет собой познание окружающего мира посредством теоретических конструкций – методов, организующих мышление и деятельность познающего. Исследовательская деятельность предусматривает «захват» фрагмента окружающего мира системно-организованными исследовательскими средствами, в результате чего возникают представления о мире.
Под учебным проектом понимается совместная обоснованная спланированная и осознанная деятельность обучаемых-партнеров, которая организована на основе телекоммуникационных технологий, имеет общую проблему, цель, согласованные методы и которая направлена на формирование у них определенной системы интеллектуальных и практических умений.
- Перед учителем встает важная задача – формировать речевую и читательскую деятельность детей. Успешность овладения речью непосредственно связана с мотивами. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождаются определенными побуждениями. В основе высказывания ребенка должен лежать непосредственный речевой мотив, т.е. желание сообщать другим о своих впечатлениях, чувствах. Именно такой речевой мотив порождается ситуацией живого общения с детьми во время изучения произведений поэтического жанра. Поэтические произведения помогают развивать творческое воображение детей, учить их видеть картины природы, героев, о которых они читают. На уроках поэзии развивается эмоционально – чувственная сфера личности. Качество чтения улучшается за счет развития чтения, как одного из видов речевой деятельности. Читательские умения развиваются в единстве с речевыми.
- Концептуальные положения программы «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), в основе которого лежит системно-деятельностный подход.
Основное содержание системы обучения «Перспективная начальная школа» складывается из таких образовательных областей, как филология, математика, информатика, естествознание и обществознание, искусство, музыкальное образование. Учебная программа каждого предмета базируется на интегрированной основе, отражающей единство и целостность научной картины мира.
Основная идея программы «Перспективная начальная школа» — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
- Основные принципы концепции «Перспективная начальная школа»:
- - Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка.
- - Принцип целостности картины мира.
- - Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников.
- - Принципы прочности и наглядности.
- - Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.
3. Структура мероприятия.
1. Выступление педагога по вопросу.
2. Оценка результатов деятельности в электронном виде.
3. Выступление следующего педагога по следующему вопросу.
4. Выступление следующего педагога по следующему вопросу.
5. Принятие решения относительно каждого вопроса освещенных на заседании.
Заседание проходило в форме круглого стола, беседы, в ней «на равных» участвуют до 10 учителей, которые делятся своим опытом, высказывают свое мнение по общей проблеме.
4.. Действия администратора, руководителя МО, педагогов.
Принятие общего решения по всем вопросам и определение дальнейшей работы МО
5. Содержание заседания МО соответствует его целям и достигнутым результатам. Решили:
На каждом заседании ШМО продолжать изучение новинок методической литературы по предметам и их обсуждение.
Подготовить проект и его защиту в рамках Проектной деятельности в начальной школе МКОУ «СОШ №1»
Продолжить работу над формированием навыков выразительного чтения художественных произведений на уроках литературного чтения и внеклассного чтения в начальных классах.
Изучить демо-версии учебников комплекта Перспективная начальная школа, с целью подробного знакомства с программой.
6. Выводы. Заседание методического объединения - продуктивная форма обмена педагогами опыта работы, повышающая мотивацию к профессиональному росту и позволяющая получить консультацию по интересующему вопросу у педагога, который опробовал эту педагогическую технологию, прием, методику на практике.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Концептуальная (основная идея текста, его главные смыслы) Фактуальная (о чем в тексте сообщается в явном виде) Подтекстовая (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)
до чтения Ученики прогнозируют содержание текста: «Предположите, о чём этот текст, по его названию… А иллюстрация подтверждает это?» Возникает мотивация к чтению. во время чтения «Читаем и ведём диалог с автором: задаём вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту». Возникает читательская интерпретация. После чтения Беседуеми уточняем позицию автора.
Цель : прогнозирование будущего чтения. Задание: предположите, о чем данный текст (его направленность) по: названию имени автора; иллюстрациям (перед текстом); выделенным словам (просмотровое чтение); привлекая предшествующий читательский опыт.
Изучающее чтение (вслух / про себя; индивидуально / классом) в сочетании с разными приемами (комментированное чтение, диалог с автором, словарная работа и т.д.). ПРИЕМ: диалог с автором. Видеть в тексте прямые и скрытые Вопросы (выход на подтекстовый смысл). Прогнозировать Ответы на эти вопросы. Проверять свои прогнозы, по ходу чтения.
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. -Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту; 2. Знакомство с писателем; 3. Работа с заглавием; иллюстрациями; 4. Творческие задания.
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий
Тема урока: «Правописание безударных гласных в корне слова».
Оздоровительная цель: развивать мелкую моторику рук для стимуляции коры головного мозга.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
На доске записано предложение: Наступила весна. – Какие изменения в природе произошли с приходом весны? – Давайте покажем деревья. Поднимаем обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы. – А еще что произошло в природе с приходом весны? – Давайте покажем, как летят птицы, как они машут крыльями. Руки поднять. Ладони обеих рук повернуть к себе тыльной стороной. Производим движения ладонями вверх-вниз. – Давайте покажем гнездо птицы. Пальцы обеих рук слегка согнем и приложим друг к другу. | - Стало тепло на улице, тает снег, скоро на ветках деревьях появятся листочки. Поднимать руки ладонями вверх, широко расставив пальцы. - Прилетают птицы с тёплых краёв. Выполнять махи руками, повернуть ладони обеих рук тыльной стороне к себе. Сгибать пальцы обеих рук и прикладывать друг у другу. |
Предварительный просмотр:
Викентий Вересаев «Братишка»
Этапы урока, деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Здравствуйте. Начнем мы с вами работу с I этапа – Работа с текстом до чтения. 1)Антиципация. Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением. Откроем учебники на с. 161. Прочитайте имя автора и название произведения. Рассмотрите иллюстрацию к данному тексту. Как вы думаете, соответствует ли иллюстрация названию рассказа? Почему вы так думаете? Прочитайте ключевые слова и словосочетания на экране. Значение каких слов вам непонятно? Как вы думаете, что обозначает это слово? Где мы можем найти значение этого слова? (Можно заранее приготовить презентацию с фотографиями и определением значения слов.) Предположите, о чем будет текст? Конечно, чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитать все произведение, и мы увидим, насколько точны были наши предположения. 2) Постановка целей урока. Какие задачи мы поставим себе на урок? Дальше мы переходим ко II этапу – Работа с текстом во время чтения. 1)Первичное чтение текста. Наш текст разделен на части. Посмотрите, сколько частей? Прочитаем 1 часть рассказа. Как правило, это делает педагог или подготовленный ребенок. А сейчас я попрошу Вас прочитать 1 часть. Дальше учитель задает уточняющие вопросы, например: Где происходят события? Познакомились ли мы с героями? 2)Перечитывание текста, более осознанное. После чего следуют вопросы к автору, только теперь уже от детей. Какие вопросы у вас возникли после чтения этой части? Можем ли мы ответить на эти вопросы? А как бы вы на них ответили? Сделайте предположения? Встретились ли слова, значение которых вам непонятно? (обращение к словарю, или учитель объясняет значение слов) Чтобы узнать, что же произошло дальше, прочитаем 2 часть. Что мы узнали нового о наших героях? Какие вопросы у вас возникли к автору? Как бы вы ответили на них? Это ваши предположения, а как автор решил, узнаем дальше. Прочитаем 3 часть рассказа. Получили ли мы ответы на ваши вопросы? Что конкретно узнали? Чье предположение подтвердилось и совпало с авторским? Появились ли у вас новые вопросы? Давайте будем читать дальше и узнаем, чем закончилась эта история. Прочитайте 4 часть. Что произошло с младшим братом? Сразу ли он попил воды? Почему? Добился ли старший брат своего? Есть ли в этой части сложные слова, значение которых вам непонятно? Давайте объясним их значение. И следующим, очень важным этапом, является - III этап – Работа с текстом после чтения. 1)Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Давайте вернемся к тем предположениям, которые вы высказали в начале урока. Подтвердились ли они? Ожидали ли вы такого развития действия? Что вас удивило в рассказе? Что было самым интересным? После ответов детей можно перейти к вопросам в учебнике, направленных на формирование УУД. В методическом аппарате учебников, соответствующих ФГОС, такие задания маркированы точками разного цвета в зависимости от того, на какие результаты они нацелены (личностные – красным, регулятивные – оранжевым, познавательные – синим, коммуникативные – зеленым). 1.Чем привлекли писателя два обыкновенных воробья? Почему он решил написать о них? Что вы скажете о старшем воробье? Какой он? А какой его братишка? Также к учебнику прилагается рабочая тетрадь, в которой ребята выполняют разные задания. (рабочая тетрадь - №4, определение главной мысли текста) 2.Как относится писатель к живой природе? Это были ваши предположения относительно позиции автора. А как вы относитесь к природе? 2)Знакомство с писателем. Рассказ о писателе, его портрет. Учитывая, что этот писатель для детей новый, то мы знакомимся с ним после подробного анализа текста. Если писатель знаком, то учащиеся выдвигают свои предположения на 1 этапе не только по опорным словам, но и по портрету писателя, опираясь на особенности его творчества. 3) Работа с заглавием, иллюстрацией. Почему автор выбрал такое заглавие к своему тексту? Можно ли как-нибудь по-другому озаглавить рассказ? Предложите свои заголовки. 4)Творческое задание. Обратимся снова к иллюстрации к тексту. Художник изобразил только фрагмент из рассказа. А я предлагаю вам побывать в роли художников-мультипликаторов и попробовать создать диафильм по рассказу. Я предлагаю вам разбиться на группы, каждая команда нарисует 4 иллюстрации ко всем частям текста, рисунки можно подписать предложением из текста. Затем вы работы соедините, и у вас получится диафильм. Итог урока. С какой целью был написан рассказ? Чему он вас может научить? Приведите примеры из жизни, когда приходилось столкнуться с ситуацией, когда вам или кому-то была необходима помощь. | Кадушка, хотелось пить, ободряет, поглядывал на брата, неуверенно сел, напился. Кадушка. В толковом словаре, спросить у учителя (Варианты детей) Познакомиться с текстом. Совпадут ли наши предположения относительно текста? 4 части. На даче, во дворе. 2 воробья. Что значит бок о бок? Для чего воробьи сюда прилетели? Бузина, пазухи. Воробьи хотели пить. Один подлетел к кадушке, а второй остался на ветке. Почему воробей, который хотел пить, не подлетел к кадушке? Подлетит ли брат или нет? Добился брат своего или не добился? Младший подлетел к кадушке и попил воды. Нет, испугался. Да, своим примером. Порхнул, трепыхая. Внимательный, заботливый, терпеливый, уверенный. Боязливый, нерешительный. И у птиц есть братская дружба и взаимопомощь. |
Предварительный просмотр:
Технологии проблемно-диалогического обучения | |||
Название технологии | Тема | Фрагмент урока | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
Технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л. Мельникова) Сообщение темы с мотивирующим приёмом «Яркое пятно» | «Что такое кровь?» | -Ребята, отгадав загадку, вы узнаете тему нашего урока. Разных групп у нас она, На цвет у всех одна. -Кто догадался, что это? -Какая же тема нашего урока? И что узнаем сегодня? | -Кровь -Тема урока «Кровь». Узнаем из чего состоит, для чего нужна. |
Технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л. Мельникова) Сообщение темы с мотивирующим приёмом «Актуальность» | «Что такое кровь?» | -Кто знает, что является очень важной составляющей человеческого организма? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите фрагмент фильма (видеоролик) -Так что же за важная жидкость без которой невозможна жизнедеятельность организма? -О чём же сегодня будем говорить? | -Кровь -Узнаем что такое кровь, для чего нужна. |
Технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л. Мельникова) Подводящий к теме диалог | «Что такое кровь?» | -Давайте прочитаем, что же изображено на слайде? -Объединяясь в одно целое, что же получается, кто догадался? (если не догадались) -Какие клетки увидели? -Предположите, что составляют эти клетки? -Как вы думаете, на какой главный вопрос мы сегодня должны ответить? | Читать хором (плазма, красные кровяные клетки..) -Кровь -Красные кровяные, белые кровяные -Кровь, т.к. увидели прилагательное «кровяные» -Что же такое кровь и из чего она состоит. |