ПК. 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
методическая разработка по теме
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Алгоритм выполнения исследовательской работы в начальной школе
І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)
1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.
ІІ этап. Планирование исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.
ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.
ІV этап. Выводы
1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).
V этап. Отчет и защита работы.
1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы: защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;
2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопросы.
VІ этап. Оценка процесса и результатов работы
1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.
Предварительный просмотр:
Этапы работы над проектом | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Проблема | Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи | Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач |
Проектирование (планирование) | Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность. Знакомлю с различными формами презентации результатов | Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов |
Поиск информации | Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов | Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, «добывают» недостающие знания, готовят презентацию результатов |
Продукт | Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат. | Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности |
Презентация | Представление готового продукта. Рефлексия выполненной работы. |
Шестое «П» проекта — его Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Международный конкурс «КЕНГУРУ» http://mathkang.ru/
Международный блицтурнир по математике «Математические ступеньки» https://www.farosta.ru/
Всероссийский конкурс « Найди свой ответ в WWW» http://search.infoznaika.ru/
Межпредметная онлайн-олимпиада Учи.ру — Дино -олимпиада https://uchi.ru/
Игра-конкурс «Русский медвежонок-языкознание для всех» rm.kirov.ru
Российский конкурс по информатике «КИТ» konkurskit.org
Международный игровой конкурс по английскому языку British Bulldog (Британский бульдог) runodog.ru
Игровой конкурс по истории мировой культуры « Золотое руно» runodog.ru
Всероссийский конкурс по ОБЖ «Спасатели» infoznaika.ru
Международный игровой конкурс по естествознанию «Человек и Природа» ( ЧиП ) konkurs-chip.ru
Предварительный просмотр:
Список конкурсов исследовательских работ младших школьников
1.Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки» - URL: http://pedakademy.ru/?page_id=119
Цель конкурса: повышения качества образования и эффективности обучения учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности.
Задачи конкурса:
- развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся;
- предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательного учреждения и региона;
- выявление одаренных детей через проектную и исследовательскую деятельность.
2. Международный конкурс исследовательских и творческих работ младших школьников "ОТКРЫТИЕ" - URL: https://kpfu.ru/psychology/mezhdunarodnyj-konkurs-issledovatelskih-i-323841.html
Цель конкурса: стимулирование познавательной, творческой, экспериментально – исследовательской, проектной, интеллектуальной деятельности младших школьников.
Задачи конкурса:
- повышение уровня творческой и исследовательской активности младших школьников;
- развитие у младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
- ознакомление научной и педагогической общественности с результатами исследовательской и творческой деятельности учащихся младших классов;
- обмен опытом работы и установление творческих контактов между обучающимися и педагогами образовательных учреждений России и зарубежных стран.
Участниками конкурса могут стать учащиеся в возрасте от 7 до 12 лет, проживающие в Российской Федерации, в странах ближнего и дальнего зарубежья.
3. VI областной фестиваль-конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я познаю мир» - URL: http://you28.ru/bio/index.php?option=com_content&task=view&id=178&Itemid=1
Цель конкурса - содействие развитию интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через вовлечение его в проектно-исследовательскую деятельность, выявление особо одаренных детей в каждой общеобразовательной школе
Задачи конкурса:
- создание условий для поддержки и развития творческой проектно-исследовательской активности детей;
- развитие навыков исследовательского поведения и формирования опыта индивидуальных достижений;
- привлечение интеллектуально одаренных детей младшего школьного возраста к решению социальных проблем города;
- предоставление учащимся возможности самореализации в интеллектуальной соревновательной деятельности конкурса;
- формирование сообщества обучающихся, учителей, специалистов в различных областях знаний через создание единого образовательного пространства.
Участники Конкурса.
3.1.Участниками Конкурса могут стать юные исследователи в возрасте от 7 до 11 лет.
3.2. На Конкурс принимаются работы учащихся, выполненные индивидуально или проект может быть групповым.
3.3. В качестве слушателей на конференции могут присутствовать научные руководители (учителя, подготовившие участника) и родители учащихся.
4. Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Учусь исследовать. Учу исследовать» - URL: https://idfedorov.ru/contests/article=6078/
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА
Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Учусь исследовать. Учу исследовать» проводится с целью развития у детей познавательных потребностей, способностей, умений и навыков исследовательской и проектной деятельности.
Основными целями и задачами конкурса являются:
- поддержка интеллектуального, исследовательского и проектного творчества детей и педагогов;
-содействие обмену опытом учителей;
-формирование у учащихся и педагогов представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
-содействие развитию творческой исследовательской активности;
-содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с младшими школьниками;
- пропаганда лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников и младших школьников.
5. Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся 1-11 классов и дошкольников старших групп « Свет познания - весна 2018» - URL: https://open-hands.ru/svet-poznaniya#2
Конкурс исследовательских работ «Свет познания – весна 2018» проводится с целью развития интеллектуально-творческого потенциала школьников и совершенствования их исследовательских навыков.
Наш конкурс дает возможность каждому ученику совместно с научным руководителем представить свой труд не только одноклассникам или учащимся других школ города, но и заявить о себе, своей школе, городе, регионе на мероприятии всероссийского масштаба.
В конкурсе может принять участие каждый ученик с 1-го по 11-й класс совместно с педагогом-научным руководителем.
Итоги конкурса подводятся 5-го числа каждого месяца (кроме января).
Предварительный просмотр:
Темы исследовательских работ начальной школы рассчитаны для ребят с 1 по 4 класс, выбираются и выполняются с консультациями учителя и помощью родителей. Главное, чтобы ребенок выбрал тему по своим интересам и увлечениям.
Примерные темы исследовательских работ для учащихся 1-4 классов:
- Как зимует воробей
- Кто же в гнёздышке живёт?
- Кто такие птицы?
- Курица - птица не простая!
- Комар: казнить нельзя, помиловать…
- Кто живет в компьютере?
- Кто как приспосабливается к окружающему миру
- Кто такая медведка
- Кто такие пауки?
- Достопримечательности нашего города
- Есть ли будущее у нашей деревни?
- Есть ли в воздухе вода?
- Как рождается снежинка
- Кто в Африке живет?
- Полезно ли мороженое
- Здоровый образ жизни
- История лыж
- Мой режим питания
- Молоко полезно детям
Предварительный просмотр:
Список рекомендуемой литературы для учителя
- Горячев А.В. Проектная деятельность в начальной школе // Начальная школа плюс До и После. – 2004. - №5.
- Лукьянова Т. Н. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 5. – С. 50–55.
- Максименко Н.А. Учебные проекты младших школьников // Спутник классного руководителя. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Островская, А. А. Диагностика исследовательских умений и навыков младших школьников / А.А. Островская // Пачатковая школа. – 2012. — №3.
- Савенко А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: учебная литература, 2006.
- Соболева О.В. Обучение пониманию текста // Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №8.
- Чечет, В.В. Учебно-исследовательская деятельность как способ формирования творческой личности педагога и обучающегося / В.В. Чечет // Пачатковая школа. – 2013. — № 9. – С. 8 – 13.
- Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников // Исследовательская работа школьников. – 2003. №1
Предварительный просмотр:
Социальные проекты:
- «Здоровый досуг» - развитие спортивных способностей воспитанников
- «Правоведение» - правовое просвещение
- «Журналистика» - художественно-эстетическое развитие
- «Малая Родина» - социальный туризм
- «Школа безопасности» - формирование безопасного поведения
Творческие проекты:
- «Костюм жителя планеты "Земля"»
- «Бабушкины рецепты»
- «Техника Эбру - краски, танцующие на воде»
- «Сказка ложь, да в ней намек» - оформление книги сказок
- «Генеалогическое древо моей семьи»
Информационные проекты:
- «Вегетарианские блюда – польза или вред?»
- «Жизнь птиц в зимнее время»
- «Насколько мы зависимы от телефона»
- «Выбор профессии»
- «Аквариум и его обитатели»
Учебные проекты:
- «Кармашек для мелочей»
- «Современная школьная форма»
- «Органическое земледелие»
- «Вулкан в домашних условиях»
- «История рядом с нами»
Исследовательские проекты:
- «Экскурсионный маршрут трамвая»
- «Символика нашего города»
- «Как мне выбирали имя»
- «Вода - вещество или живой организм?»
- «Наш друг Зуб!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...
ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...
ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....