ПК. 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
методическая разработка по теме

Бураншина Аида Зуфаровна

Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения исследовательской работы в начальной школе

І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)
1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.

ІІ этап. Планирование исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.

ІV этап. Выводы
1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

V этап. Отчет и защита работы.
1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы: защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;
2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопросы.

VІ этап. Оценка процесса и результатов работы
1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.



Предварительный просмотр:

Этапы работы над проектом

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Проблема

Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи

Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач

Проектирование (планирование)

Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность.

Знакомлю с различными формами презентации результатов

Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов

Поиск информации

Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов

Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию,  «добывают» недостающие знания, готовят презентацию результатов

Продукт

Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат.

Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности

Презентация

Представление готового продукта.

Рефлексия выполненной работы.

Шестое «П» проекта — его Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Олимпиады для учащихся начальной школы

Слайд 2

Международный конкурс «КЕНГУРУ» http://mathkang.ru/

Слайд 3

Международный блицтурнир по математике «Математические ступеньки» https://www.farosta.ru/

Слайд 4

Всероссийский конкурс « Найди свой ответ в WWW» http://search.infoznaika.ru/

Слайд 5

Межпредметная онлайн-олимпиада Учи.ру — Дино -олимпиада https://uchi.ru/

Слайд 6

Игра-конкурс «Русский медвежонок-языкознание для всех» rm.kirov.ru

Слайд 7

Российский конкурс по информатике «КИТ» konkurskit.org

Слайд 8

Международный игровой конкурс по английскому языку British Bulldog (Британский бульдог) runodog.ru

Слайд 9

Игровой конкурс по истории мировой культуры « Золотое руно» runodog.ru

Слайд 10

Всероссийский конкурс по ОБЖ «Спасатели» infoznaika.ru

Слайд 11

Международный игровой конкурс по естествознанию «Человек и Природа» ( ЧиП ) konkurs-chip.ru



Предварительный просмотр:

Список конкурсов исследовательских работ младших школьников

1.Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки» - URL: http://pedakademy.ru/?page_id=119 

Цель конкурса: повышения качества образования и эффективности обучения учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности. 

  

Задачи конкурса:

- развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся;

- предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательного учреждения и региона;

- выявление одаренных детей через проектную и исследовательскую деятельность.

2. Международный конкурс исследовательских и творческих работ младших школьников "ОТКРЫТИЕ" - URL: https://kpfu.ru/psychology/mezhdunarodnyj-konkurs-issledovatelskih-i-323841.html 

Цель конкурса: стимулирование познавательной, творческой, экспериментально – исследовательской, проектной, интеллектуальной деятельности младших школьников.  

Задачи конкурса:  

  • повышение уровня творческой и исследовательской активности младших школьников;  
  • развитие у младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;   
  • ознакомление научной и педагогической общественности с результатами исследовательской и творческой деятельности учащихся младших классов;
  • обмен опытом работы и установление творческих контактов между обучающимися и педагогами образовательных учреждений России и зарубежных стран.  

Участниками конкурса могут стать учащиеся в возрасте от 7 до 12 лет, проживающие в Российской Федерации, в странах ближнего и дальнего зарубежья.  

3. VI областной фестиваль-конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я познаю мир» - URL:  http://you28.ru/bio/index.php?option=com_content&task=view&id=178&Itemid=1 

Цель конкурса  - содействие развитию интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника  через вовлечение его в проектно-исследовательскую деятельность, выявление особо одаренных  детей в каждой общеобразовательной школе

Задачи конкурса:

 - создание условий для поддержки и развития творческой проектно-исследовательской активности детей;

- развитие навыков исследовательского поведения и формирования опыта индивидуальных достижений;

- привлечение интеллектуально одаренных детей  младшего школьного возраста к решению социальных проблем города;

- предоставление учащимся возможности самореализации в интеллектуальной соревновательной деятельности конкурса;

- формирование сообщества обучающихся, учителей, специалистов в различных областях знаний через создание единого образовательного пространства. 

Участники Конкурса.

3.1.Участниками Конкурса могут стать юные исследователи в возрасте от 7 до 11 лет.

3.2. На Конкурс принимаются работы учащихся, выполненные индивидуально или проект может быть групповым.

3.3. В качестве слушателей на конференции могут присутствовать научные руководители (учителя, подготовившие участника) и родители учащихся.

4. Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Учусь исследовать. Учу исследовать» - URL: https://idfedorov.ru/contests/article=6078/ 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА

Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Учусь исследовать. Учу исследовать» проводится с целью развития у детей познавательных потребностей, способностей, умений и навыков исследовательской и проектной деятельности.

Основными целями и задачами конкурса являются:
- поддержка интеллектуального, исследовательского и проектного творчества детей и педагогов;
-содействие обмену опытом учителей;
-формирование у учащихся и педагогов представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
-содействие развитию творческой исследовательской активности;
-содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с младшими школьниками;
- пропаганда лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников и младших школьников.

5. Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся 1-11 классов и дошкольников старших групп « Свет познания - весна 2018» - URL:  https://open-hands.ru/svet-poznaniya#2 

Конкурс исследовательских работ «Свет познания – весна 2018» проводится с целью развития интеллектуально-творческого потенциала школьников и совершенствования их исследовательских навыков.

Наш конкурс дает возможность каждому ученику совместно с научным руководителем представить свой труд не только одноклассникам или учащимся других школ города, но и заявить о себе, своей школе, городе, регионе на мероприятии всероссийского масштаба.

В конкурсе может принять участие каждый ученик с 1-го по 11-й класс совместно с педагогом-научным руководителем.

Итоги конкурса подводятся 5-го числа каждого месяца (кроме января).



Предварительный просмотр:

Темы исследовательских работ начальной школы рассчитаны для ребят с 1 по 4 класс, выбираются и выполняются с консультациями учителя и помощью родителей. Главное, чтобы ребенок выбрал тему по своим интересам и увлечениям.

Примерные темы исследовательских работ для учащихся 1-4 классов:

  • Как зимует воробей
  • Кто же в гнёздышке живёт?
  • Кто такие птицы?
  • Курица - птица не простая!
  • Комар: казнить нельзя, помиловать…
  • Кто живет в компьютере?
  • Кто как приспосабливается к окружающему миру
  • Кто такая медведка
  • Кто такие пауки?
  • Достопримечательности нашего города
  • Есть ли будущее у нашей деревни?
  • Есть ли в воздухе вода?
  • Как рождается снежинка
  • Кто в Африке живет?
  • Полезно ли мороженое
  • Здоровый образ жизни
  • История лыж
  • Мой режим питания
  • Молоко полезно детям



Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя

  1. Горячев А.В. Проектная деятельность в начальной школе // Начальная школа плюс До и После. – 2004. - №5.
  2. Лукьянова Т. Н. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 5. – С. 50–55.
  3. Максименко Н.А. Учебные проекты младших школьников // Спутник классного руководителя. – Волгоград: Учитель, 2007.
  4. Островская,  А. А. Диагностика исследовательских умений и навыков младших школьников / А.А. Островская // Пачатковая школа. – 2012. — №3.
  5. Савенко А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: учебная литература, 2006.
  6. Соболева О.В. Обучение пониманию текста // Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №8.
  7. Чечет, В.В.  Учебно-исследовательская деятельность как способ формирования творческой личности педагога и обучающегося / В.В. Чечет // Пачатковая школа. – 2013. — № 9. – С. 8 – 13.
  8. Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших   школьников //    Исследовательская работа школьников. – 2003. №1



Предварительный просмотр:

Социальные проекты:

  • «Здоровый досуг» - развитие спортивных способностей воспитанников
  • «Правоведение» - правовое просвещение
  •  «Журналистика» - художественно-эстетическое развитие
  • «Малая Родина» - социальный туризм
  • «Школа безопасности» - формирование безопасного поведения

Творческие проекты:

  • «Костюм жителя планеты "Земля"»
  • «Бабушкины рецепты»
  • «Техника Эбру - краски, танцующие на воде»
  • «Сказка ложь, да в ней намек» - оформление книги сказок
  • «Генеалогическое древо моей семьи»

Информационные проекты:

  • «Вегетарианские блюда – польза или вред?»
  • «Жизнь птиц в зимнее время»  
  • «Насколько мы зависимы от телефона»
  • «Выбор профессии»
  • «Аквариум и его обитатели»

Учебные проекты:

  • «Кармашек для мелочей»
  • «Современная школьная форма»
  • «Органическое земледелие»
  • «Вулкан в домашних условиях»
  • «История рядом с нами»

Исследовательские проекты:

  • «Экскурсионный маршрут трамвая»
  • «Символика нашего города»
  • «Как мне выбирали имя»
  • «Вода - вещество или живой организм?»
  • «Наш друг Зуб!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....