ПК 4.5
учебно-методический материал по теме
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Алгоритм выполнения исследовательской работы | 31.5 КБ |
Исследовательские конкурсы 2018г | 15.63 КБ |
Примерные темы исследовательских работ | 16.05 КБ |
Алгоритм выполнения проекта | 16.7 КБ |
Актуальные мероприятия проектного характера | 17.18 КБ |
Примерные темы проектов в начальной школе | 16.49 КБ |
Список рекомендуемой литературы для учителя | 14.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм выполнения исследовательской работы с младшими школьникам.
1. Найти проблему - что надо изучать.
2. Тема — как это назвать.
3. Актуальность — почему эту проблему нужно изучать.
4. Цель исследования — какой результат предполагается получить.
5. Гипотеза — что не очевидно в объекте.
6. Новизна — что нового обнаружено в ходе исследования.
7. Задачи исследования — что делать — теоретически и экспериментально.
8. Литературный обзор — что уже известно по этой проблеме.
9. Методика исследования — как и что исследовали.
10.Результаты исследования — собственные данные.
11.Выводы - краткие ответы на поставленные задачи.
12.Значимость — как влияют результаты на практику.
Характеристика этапов исследования
Проблема должна быть выполнима, решение еѐ должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать —тема. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать — это актуальность. В исследовательской работе должна быть сформулирована цель — какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений. В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза— это предвидение событий, это вероятное знание, ещѐ не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож — она просто не доказана. Защищаемые положения это то, что исследователь видит, а другие не замечают. Положение в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается. Гипотеза должна быть обоснованной, т.е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями. После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели — не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной. В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас. Затем описывается методика исследования. Еѐ подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы. Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования. 3 Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов. Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако, нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение. Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста. Всегда ставьте себя на место читателя. И завершается работа выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы — это краткие ответы на вопрос — как решены поставленные исследовательские задачи
Предварительный просмотр:
Актуальные мероприятия исследовательского характера для младших школьников
- Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся 1-11 классов и дошкольников старших групп «Свет познания - весна 2018»
https://open-hands.ru/svet-poznaniya
- Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки»
http://pedakademy.ru/?page_id=119
- Всероссийский заочный конкурс «юный исследователь»
http://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5027&Itemid=3185
- Всероссийский конкурс научно-практических и исследовательских работ обучающихся «Лестница наук»
- Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников "Я-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ"
Предварительный просмотр:
Темы исследовательских работ и проектов для начальной школы общей тематики:
Искусство создания книги
Компьютерные игры – хорошо это или плохо?
Краски в нашей жизни
Маленькая история о моей большой семье
Математика на кухне
Метеоцентр «Народные приметы» сообщает...
Мультфильмы: что это?
Мир ребёнка: взгляд сквозь время
Молодежный жаргон в речи современных школьников
Темы исследовательских работ для начальных классов о семье:
Генеалогическое дерево моей семьи
Из истории детских обязанностей
Имя в жизни человека
Моя родословная
Лента времени моей семьи
Награда в нашем доме
Праздники нашей семьи
Темы исследовательских работ для начальной школы о природе:
Жизнь леса
Кто красит листья в зеленый цвет?
Лес - наш друг
Мой райский сад
Мой любимый фрукт апельсин
Новогодняя красавица
Отчего осенью листья меняют цвет?
Темы исследовательских работ начальной школы об огороде:
Загадки про овощи и фрукты
Кто его раздевает, тот слезы проливает
Любимая картошка в жизни нашей семьи
Лук от семи недуг
Наблюдение за развитием лука
Наш друг — лук порей
Нужна ли подкормка рассаде кабачков?
Обитатели приусадебного участка
Опыт с фасолью. Проращивание
Органическое земледелие
Темы исследовательских работ начальной школы по экологии:
Живая вода
Живи, родник!
Как спасти нашу реку?
Какую воду мы пьём
Каким воздухом мы дышим
Как мультфильмы влияют на психику ребенка
Охранять природу - значит охранять мир
Предварительный просмотр:
Алгоритм выполнения проекта с младшими школьниками.
1-й этап. Погружение в проект
Выбор и формулирование проблем, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися; выдвижение гипотезы, требующей доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта. Для третьеклассников или четвероклассников термин «гипотеза» должен быть уже понятен: «Если мы сделаем "это", то получится "то", «Если "это" заменить на "то", то получится новое, а именно...» и т. д.
2-й этап. Организационный
На данном этапе выбираются и организуются группы (или отдельные учащиеся) участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы (учащегося), указываются способы поиска источников информации по каждому направлению. Данный этап в некоторых случаях может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа (ученик) выступает перед классом (предметным кружком, родителями) с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить, и о возможных путях решения данных задач.
3-й этап. Осуществление деятельности
Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т. д.
4-й этап. Обработка и оформление результатов
На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Возможным продуктом могут стать: творческие работы на уровне рефератов, фото- или иллюстрированные альбомы, макеты или готовые изделия, компьютерный проект (презентация со слайдами), короткометражные кинофильмы и прочее.
В настоящее время многими учителями используются так называемые проектные папки как один из обязательных выходов проекта, предъявляемый на защите (презентации) проекта. Задача папки на защите - показать ход работы проектной группы. В состав проектной папки могут входить:
— паспорт проекта, листы «портфолио» с пошаговым планом выполнения проекта и отдельных его этапов, промежуточными отчётами группы, записями всех идей, гипотезами и решениями, кратким описанием всех проблем, с которыми приходилось сталкиваться проектами, и способами их преодоления;
— вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии; результаты исследований и анализа;
— эскизы, чертежи, наброски продукта, анкетирование, опросы, результаты исследования, графики, фотографии;
— материалы к презентации (сценарий) и другие рабочие материалы, черновики группы или учащегося.
Возможно использование и паспорта проекта, который может включать в себя следующие разделы: название проекта; фамилия, имя, отчество и должность руководителя(-лей) проекта и научного консультанта(-ов) проекта; предметная область, в рамках которой проводится работа по проекту; возраст учащихся, на которых рассчитан проект; состав проектной группы (фамилия, имя учащихся, класс); предполагаемое распределение ролей в проектной группе; типология проекта; цель проекта (практическая и педагогическая); задачи проекта (акцент на развивающих задачах); гипотеза проекта (предполагаемый результат); необходимое оборудование; сроки проектной деятельности.
5-й этап. Защита проекта (презентация)
Ребята представляют свои творческие проекты (готовый продукт), демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, её актуальность и новизну, практическую и теоретическую значимость, доказательность или опровержение гипотезы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. При этом учитывается роль или доля участия в проекте каждого ученика.
6-й этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия)
Этот этап может быть как самостоятельным, так и совмещенным с 5-м этапом. Оформленные результаты представляются определенной аудитории (классному коллективу, учителям или родителям, старшим школьникам или представителям общественности) в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т. д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию (готовый продукт), делятся мнениями, задают докладчику (докладчикам) вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов на практике, проводится самоанализ работы.
Предварительный просмотр:
Актуальные мероприятия проектного характера для младших школьников
- Ежегодный Всероссийский робототехнический фестиваль МЧС России «RoboEMERCOM»
- Всероссийский конкурс социально-значимых проектов учащихся «Изменим мир к лучшему!»
http://pedakademy.ru/?page_id=122
- Всероссийский конкурс молодежных проектов «Если бы я был Президентом»
- ХV Всероссийский конкурс детских исследовательских работ и проектов «Ступени науки»
- Международный конкурс проектов для учащихся в рамках конкурса «Interclover-2018»
http://school.interclover.ru/all/project.html
Предварительный просмотр:
Список примерных тем проектов для младших школьников по направлениям:
Творческие:
-Выращивание кристалла
-Генеалогическое дерево моей семьи.
-Глиняные игрушки.
-Как муравьи строят свои дома?
-Как пишет ручка?
-Как помочь птицам перезимовать?
Социальные:
-Моя семья
-Моя родина
-Книжкин дом
-Дорогою добра
-О дружбе и друзьях
-Ветеран живёт рядом
Исследовательские:
-Профессии нашей мечты.
-Корабли.
-Детские фантазии.
-Кактус-колючий друг.
-Магия цвета.
-Шоколад-польза или вред.
Информационные:
-Дети Сталинграда
-История Олимпийских игр
-Крещение Руси
-Планета Земля
Учебные:
-Полезные фрукты и овощи
-Отчего осенью листья меняют цвет?
-Ягода Арбуз
-Волшебные слова
-Веселый математический поезд
Предварительный просмотр:
Список рекомендуемой литературы для учителя теоретического и методического характера по организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе
1)Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.
2)Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
3)Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.
4) Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
5)Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
6)Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.
7) Олейник О.В. Кабанюк Л.П. Проектная деятельность. 2-4 классы., Москва,«Вако», 2013.
8) Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.