Доклад «Пути формирования гармоничной личности в семье».
учебно-методический материал на тему
Материал доклада может быть использован как для учителей, так и для проведения родительского собрания.Роль семьи в жизни ребёнка неизмеримо велика по своей важности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
К докладу прилагаю презентацию. | 71 КБ |
rol_semi_v_formirovanii_lichnosti_0.ppt | 2.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
муниципального образования г.Саяногорск Лицей 7
Всестороннее и гармоничное развитие личности ребёнка
на всех уровнях общего образования.
Доклад «Пути формирования гармоничной личности в семье».
Автор:
учитель начальных классов
Федорова Наталья Петровна
Саяногорск, 2018
Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика по своей важности. В семье должна проходить вся его жизнь. Ребенок, живя в семье, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений в ней. Даже в самой «плохой» семье вырабатывается нечто, незаменимое для ребенка.
Ребенок изучает мир через семью, в свете семейных отношений. Семья является могучим воспитательным средством.
Ян Амос Каменский рассуждал: «Если родители научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, то тем более они должны позаботиться о передаче детям мудрости». А в «мудрости» важнейшим является, во-первых, познание действительного мира, во-вторых - «умение осторожно и разумно управлять самим собой»
Первые уроки социального воспитания маленький человечек получает не в детском саду и не в школе, а в стенах родного дома.
Роль семьи в формировании личности неоспорима: традиции и образцы поведения, которые родители передают своему ребенку, остаются с ним на всю жизнь. Исходя из этого, взрослые должны помнить, что процесс адекватного семейного воспитания носит сознательный характер, то есть духовные и физические качества малышу нужно прививать целенаправленно.
По сути, ребенок является отражением своих родителей. Возможно, чтобы воспитать достойного члена общества, родителям нужно сначала проанализировать и оценить себя с точки зрения морали и нравственности?
В первый год жизни ребенка основная забота родителей заключается в том, чтобы создать нормальные условия для физического развития, обеспечить режим питания и всей жизни, нормальные санитарно-гигиеничекие условия. В этот период ребенок уже заявляет о своих потребностях, и по-своему выражает свои желания. Задача взрослых состоит в том, чтобы научиться различать потребности и капризы, так как потребности должны удовлетворяться, а капризы пресекаться. Таким образом, в семье ребенок получает свои первые нравственные уроки, без которых у него не может быть выработана система нравственных привычек и понятий.
На втором году жизни ребенок начинает ходить, стремиться все потрогать своими руками, достать недостижимое. Воспитание в этот период должно строиться на разумном включении ребенка в разные виды деятельности, следует ему все показывать, объяснять, учить наблюдать, вместе с ним играть, рассказывать и отвечать на вопросы. Но, если его действия выходят за пределы дозволенного, надо приучить ребенка понимать и беспрекословно подчиняться слову « нельзя».
В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребенка является игра. Ситуации для игр ребенок берет из жизни. Мудрость родителей заключается в том, чтобы незаметно подсказывать малышу, как должен поступить в игре герой. Тем самым они приучают его понимать, что хорошо, а что плохо, какие нравственные качества ценятся и уважаются в обществе, а какие порицаются.
Школьное обучение потребует от ребенка сосредоточенности, усидчивости, прилежания. Поэтому важно еще в дошкольном возрасте приучать ребенка к тщательности выполняемых поручений, учить его доводить начатое дело или игру до конца, проявлять при этом упорство и настойчивость.
Таким образом, можно сделать вывод, что семья - это первая школа общения ребенка. В семье ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу. В общении с близкими ребенку людьми, в совместном бытовом труде у него формируется чувство долга, взаимопомощи.
В семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.
Эффективное формирование личности в семье зависит, в первую очередь, от того, какая атмосфера царит в этой ячейке общества. По степени принятия ребенка как равноправного партнера родственных отношений и уровню контроля семьи бывают разных типов:
- Безразличная семья. Ее отличительные качества – низкий уровень контроля, отсутствие заинтересованности, натянутые отношения.
- Либеральная семья. Контроль практически отсутствует, но отношения теплые, доверительные.
- Авторитарная семья. Контроль здесь превыше всего, отношения при этом холодные.
- Авторитетная семья. Ее главные характеристики – высокий уровень контроля и теплые дружеские отношения, взаимоуважение.
Существует несколько типов семейных взаимоотношений:
диктат - в семье проявляется в систематическом подавлении одним членом семьи инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Безоглядная авторитарность родителей - это гарантия серьезных неудач в формировании личности ребенка.
опека - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом все потребности ребенка, ограждают его от каких-либо забот, принимая их на себя. В дальнейшем такие дети оказываются неприспособленными к жизни в коллективе, у них отсутствует самостоятельность, они не способны проявлять инициативу.
невмешательство - это предполагает, что могут существовать два мира: взрослые и дети, и не тем, и не другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
сотрудничество предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему учат ребенка в семье, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
.Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни. От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.
Адекватное представление - здесь существует гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания. В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг к другу. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей - поддержание престижа. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни, или вообще мало что волнует - школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Роль семьи в воспитании подрастающего поколения определяется индивидуальностью, оригинальностью, глубоким учетом особенностей детей, которые родители знают лучше других субъектов воспитания. Однако положительные результаты воспитания в семье сами по себе не гарантируются. Для достижения таких результатов необходимо учитывать некоторые факторы семейного воспитания.
Внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности. Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии ребенка обусловлено как тем, что они являются первым специфическим образцом общественных отношений, с которыми сталкивается человек с момента рождения, так и тем, что в них как бы фокусируется и находит своеобразное выражение все богатство общественных отношений, а стало быть, создается возможность раннего включения ребенка в их систему.
Как строить воспитывающий диалог? Главное в установлении диалога - это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуации, общность в направлении совместных действий. Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого. Помимо диалога, для внушения ребенку ощущения родительской любви необходимо выполнять ещё одно чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребенка. Что это значит? Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка, значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами.
При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.
В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье - это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.
Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека - все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.
Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Именно поэтому будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей своей собственной личности.
Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и
наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.
В своей работе с родителями, особенно в 1 классе, я провожу собрания, на которых рассказываю о возрастных и индивидуальных особенностях младшего школьного возраста, привлекаю родителей для решения школьных проблем, совместно организуем праздники для детей, родители активно участвуют в проектной деятельности Лицея. При посещении семей уделяю особое внимание взаимоотношениям между родителями и детьми, совместно разбираем спорные ситуации, обязательно выслушиваем ребёнка и тогда выбираем способ решения, учитывая обе стороны: и родителя, и дитя. В этом учебном году мы решили проводить родительские собрания по параллелям в один день, темы для родительских собраний тоже едины. На протяжении нескольких лет родители и дети моего класса с удовольствием участвуют в спортивных соревнованиях «Папа, мама, я – спортивная семья».и обязательно занимают только призовые места. В этом учебном году отличилась семья Олейник Игоря, завоевали Iместо, а сколько было радости, переживаний, но члены семьи выступали слаженно, дружно, переживая друг за друга, дети и родители всего класса поздравили победителей, грамота долго находилась в школьном уголке. Вместе с родителями мы устраиваем новогодний праздник для ребят, мамы и папы с удовольствием исполняют роли, шьют костюмы, а детям очень приятно принимать участие в театрализованном представлении рядом с ними.
В своей работе я стараюсь проводить 2-3 собрания родителей с детьми. В наше время очень трудно заставить детей читать книги, поэтому я провожу во 2 классе собрание с участием детей на тему «Роль семьи и школы в формировании у ребёнка интереса к учению» .Дети и родители делятся на команды, получают задания, связанные с произведениями детских писателей, а независимое жюри оценивает знания родителей и детей по данным произведениям. Ребята работают с данными заданиями рука об руку с родителями, а это очень важно не только для детей, но и их родителей. В конце собрания награждаются победители грамотами и медалями.
А сколько удовольствия и радости доставило родителям и детям проведение собрания «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых всегда, везде хранит меня…» Каждая семья приготовила о себе рассказ в рисунках, фотографиях. Ребята приготовили концерт, кто-то пел и играл на гитаре, аккордеоне, читали стихи, а в конце собрания каждый ребёнок вручил маме или папе памятную открытку со словами благодарности. Лица родителей светились от радости.
Процесс воспитания в семье носит характер обратной связи и ,воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. В зависимости от характера воспитания (модели воспитания), отношения родителей к ребенку, происходит формирование определенных (порой достаточно устойчивых) взаимоотношений между ними.
В заключении можно сказать, что в жизни каждого человека его родители играют одну из главных ролей. От отношения отца и матери к своему ребенку во многом зависит процесс формирования его личности. Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями. А зависит этот процесс во многом от того, как удовлетворяются в семье основные потребности ребенка, насколько правильно с точки зрения его развития и воспитания проявляются родительские позиции. И для того, чтобы сформировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на формирование личностных особенностей ребёнка необходимо учитывать внутрисемейные факторы, имеющие воспитательное значение.
Как известно, все великие истины могут быть выражены очень кратко, несколькими словами. Такими словами в вопросе о том, как вести себя с ребенком, как сделать из него не размазню, а достойного человека, как привить ему любовь к знаниям, стремление к совершенствованию и помощи людям могут служить слова : “Искренне любите дитя свое – остальное приложится ”. Хочется, чтобы настоящие и будущие родители поняли это, поняли великую силу любви чистой, искренней, очищающей и прислушались к приводимому здесь совету.
Использованная литература.
1.Л.А.Кулик, Н.И.Берестов «Семейное воспитание» М.,Просвещение 1990г.
2.Ди Снайдер. Практическая психология для подростков или Как найти свое место в жизни. –М.,АСТ-ПРЕСС,1999.
3.Козлов Н.И. Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни. – М.,АСТ-ПРЕСС,.2000.
4.Блохина С. А. Роль семьи в развитии личности / С. А. Блохина // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.) - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 124-127.
5.Винникотт Д.В. Разговор с родителями. - М.: Класс, 2011. - 94 с.
6.Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
7.Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2011. - 353 с.
8.Сивашинская Е.Ф. Педагогика. - Брест: Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина, 2009.
9.Эльконин Д. Б. Детская психология. - М.: Академия, 2007. - 384 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». В.А. Сухомлинский
Обратиться к словам Есть много разновидностей любви : Любовь умиления Любовь деспотическая Любовь откупа
Любовь умиления —самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.
Деспотическая любовь . Эта форма—одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренний мир, силы, желания быть хорошим.
Любовь откупа . Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отдалённое забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один родитель не уделяет достаточно внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие .
Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Каким вырастет ребенок, во многом зависит какое он занимает положение в семье.
Благополучное , когда семья проявляет разумную заботу о ребенке с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он уважает других; Неблагополучное, когда он баловень семьи, а затем нередко—деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он—«квартирант».
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети--свидетели. А может они учатся жить у жизни….
Игра «Закончи предложение». Если: Ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть). Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным). Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины). Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других). Ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным). Ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым). Ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей). Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя). Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым). Живет в понимании и дружбе, он учится ... (находить любовь в мире).
Родительский Дом, Начало начал, Ты в жизни моей Надежный причал. Родительский дом Пускай добрый свет Горит в твоих Много лет!
У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас зависит каким вырастет ваш ребенок. Школа—что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано. Реальные поступки—вот что формирует поведение ребенка, а не слова и нравоучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути формирования успешной личности младшего школьника в условиях модернизации начального образования.
Материал прочитан на районных секционных занятиях учителей начальных классов. В этом выступлении освещались вопросы,касающиеся реализации формирования успешной личности....
Доклад "Пути формирования здорового образа жизни учащихся начальных классов"
В докладе отражены все стороны работы учителя начальных классов по этому направлению, даны названия классных часов для 1-4 классов....
Доклад на тему: "Сотрудничество семьи, школы и социума в воспитании гармоничной личности"
Для полноценного гармоничного развития учащихся необходимо наладить сотрудничество семьи, школы и социума....
Статья для методического сборника "Внеурочная деятельность в начальной школе-одна из составляющих формирования гармоничной личности школьника"
Внеурочная деятельность в начальной школе - одна из важных составляющих формирования гармоничной личности школьника....
Доклад "Пути формирования гармоничной личности в семье"
Первые уроки социального воспитания маленький человечек получает не в детском саду и не в школе, а в стенах родного. Роль семьи в становлении личности ребёнка невозможно переоценить....
Формирование гармоничной личности в начальной школе
Воспитание человека всегда было сложной задачей. Этот процесс должен иметь такое содержание, благодаря которому человек адаптируется в современном ему мире, реализует свои возможности и в будущем внес...
доклад"Пути формирования функциональной грамотности"
Функциональная грамотность в начальной школе в наше время - путь к успеху в дпльнейшем...