ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
методическая разработка на тему

Искандярова Каралина Алексеевна

Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения исследовательской работы

 в начальной школе

І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)
1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.

ІІ этап. Планирование исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.

ІV этап. Выводы
1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

V этап. Отчет и защита работы
1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;
2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопросы.

VІ этап. Оценка процесса и результатов работы
1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.



Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения проекта в начальной школе

Этапы работы над проектом

I этап: выбор темы проекта

II этап: сбор  информации

III этап: обдумывание плана работы над проектом

IV этап: реализация проекта

V этап: подготовка к защите проекта (оформление портфолио, подготовка презентации, поделки, репортажа о проделанной работе, листовки, газеты, и так далее)

разрабатывают электронную презентацию и т.д.

VI этап: презентация и защита  проекта в классе

VII этап: рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления от работы над проектом)

Проект – это «Пять П»

Проблема

Проектирование

Поиск информации

Продукт

Презентация



Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя по организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

  1. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников. Управление современной школой.
  2. Глазкова К.Р. Уроки-исследования: формирование творческой, критически мыслящей личности.
  3.  Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования.
  4. Прокофьев Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников.
  5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.



Предварительный просмотр:

Темы исследовательских работ в области начального образования

Для 1 класса


Бабочки и их роль в жизни человека.
Вечнозелёная красавица леса.
Жизнь леса
Знак Зодиака и учебная деятельность.
История лампочки
История пуговицы.
Кто красит листья в зеленый цвет?
Кто такие кошки?
Лес - наш друг.
Мир лошадей
Мир собак
Мобильный телефон: друг или враг?
Мой волнистый друг
Мой любимый вид спорта.
Мой любимый фрукт апельсин.
Мои пернатые друзья.
Мой сад
Мой цветник
Насекомые. Какие они?
О пауках
Очень длинношеее животное под чудным названием — жираф.
Поведение домашних свиней.
Поведение кошек
Породы собак: терьер.
Потерянный мир динозавров.
Почему кусают комары?
Почему морская вода соленая?
Почему у елки колкие иголки?
Роль собак в жизни человека.
Тайны бабочек
Цветок для мамы.
Чем питаются растения.

Для 2 класса


Автомобили современные и старинные.
Аквариум и его обитатели
Война и наша семья
Выращивание кристалла
Генеалогическое дерево моей семьи.
Далеко ли от нас до солнца
Детские фантазии
Жизнь и гибель динозавров на планете Земля.
Защита поступка
Здоровый образ жизни
Здравствуй, школа!
Как мне выбирали имя
Как устроена наша школа
Кактус – колючий друг
Календарь семейных профессий.
Корабли
Лента времени моей семьи.
Любимый мультфильм.
Магия цвета
Мальчики и девочки.
Мое увлечение – старинные автомобили.
Мой город
Мой кот
Моя родословная
Награда в нашем доме
Наш дом. Наш двор
Новогодняя красавица.
Осевая симметрия
Полезная вещь для дома.
Почему высохла лужа
Праздники моей семьи
Профессии нашей мечты.
Профессии наших родителей.
Птицы – наши друзья
Рассказ моей бабушки.(Письмо внуку)
Родной город глазами ребенка
Российские железные дороги
Семейные реликвии
Семейные традиции
Соломенное чудо
Хлеб – всему голова
Цветок, поставленный в шкаф, листок на окне, прикрытый на половину.
Шоколад – вред или польза
О чем может рассказать школьная библиотека.
Символика нашего класса.
Спортивная жизнь семьи.

Для 3 класса


Выращивание мха
Герои нашего времени
Записки с фронта
Здоровый образ жизни
Здравствуй, школа!
Как человек осваивает космос.
Кем работают мои родители
Компьютеры в моём доме.
Компьютеры вокруг нас.
Масленица
Мое увлечение
Мой домашний питомец
Награда в нашем доме
Наш дом. Наш двор
Наша планета в космосе
Новогодняя красавица
О моем имени
Полезная вещь для дома
Почему высохла лужа
Почему летает самолёт.
Праздники моей семьи
Профессия моей мечты
Птицы – наши друзья
Самолеты России
Семейные реликвии
Хлеб – всему голова
Школа – второй дом!
Я выращиваю цветы
Ателье «Дюймовочка».
Атом – помощник и разрушитель.
Война и наша семья
Выращивание плесени
Где живет книга?
Генеалогическое древо нашей семьи
Кактус – колючий друг
Когда появилось авто?
Космонавты России.
Лунный город.
Мой родной город
Наши подводные друзья
Почему идет дождь
Правила поведения джентельмена
Самые скоростные машины.
Семейные традиции
Символика нашего класса
Символика нашей школы
Тайна шоколадки
Топливо будущего.
Человек в подводном мире.
Что делать с мусором.
Что подсказали изобретателю животные.
Этикет для юной леди
Я – изобретатель.
Я выбираю спорт.

Для 4 класса


Как человек укрощал природные стихии: ветряные и водяные мельницы.
История шариковой ручки.
История фотоаппарата.
История часов
Телескоп и микроскоп.
История телевизора, радио, видео.
История парового двигателя.
Традиции мастерства (местные ремёсла).
Бабушкин сундучок (история семейных реликвий).
История нашего Кремля.
Исторические здания моего города.
Выращивание кристалла из медного купороса.
Выращивание кристаллов в домашних условиях.
Почему планеты не сходят со своей орбиты.
Как считали наши предки
Детские музыкальные инструменты.
Профессии наших родителей
Спать или не спать? Вот в чём вопрос
Влияние напитка «Кока-кола» на организм.
Молоко? Это здорово!
Влияние экологии на жизнь человека.
Зачем беречь зрение.
Удивительная поваренная соль.
Может ли вода течь вверх
Жевательная резинка – друг или враг нашему здоровью.
Влияние физических упражнений на биологический возраст человека.
Картофель – второй хлеб.
Далеко ли от нас солнце?
Как влияет вес рюкзака на осанку?
Влияет ли зубная паста на прочность зубов?
Почему кровь красная?
Есть ли у человека хвост?
Вредное влияние микроволновой печи на здоровье человека.
Чупа-чупс – любимое лакомство
Любят ли зубы жвачку?
Где лето круглый год босиком ходит? (на полюсах нет тепла?)
Изучение путей распространения микробов в классе.
Почему попугаи разговаривают?
Почему осенью деревья разного цвета?
Существуют ли в наше время родственники динозавров?
Все ли йогурты полезны?
Русское ткачество.



Предварительный просмотр:

Список конкурсов исследовательских работ младших школьников

  1. Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки»

http://pedakademy.ru/?page_id=119.

  1. КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И НАУЧНЫХ РАБОТ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «НАЧАЛО»

https://multiurok.ru/blog/konkurs-issliedovatiel-skikh-i-nauchnykh-rabot-mladshikh-shkol-nikov-nachalo.html.

  1. Региональный конкурс проектно - исследовательских работ  младших школьников "Аленький цветочек"  2016-2017 учебный год

https://infourok.ru/polozhenie-konkursa-proektnoissledovatelskih-rabot-dlya-mladshih-shkolnikov-1694285.html.

  1. Региональные конкурсы исследовательских работ

http://www.pippkro.ru/3413/regionalnye-konkursy-issledovatelskikh-rabot.

  1. Региональный конкурс исследовательских работ дошкольников и младших школьников «Юный исследователь – Дальний восток»

http://ospu.ru/ru/article/mezhregionalnij-konkurs-issledovatelskih-i-tvorcheskih-rabot-dinozavrik.



Предварительный просмотр:

Темы проектов в начальной школе

Социальные: «Мой город», «Символика нашего класса», «Сделаем участок школы еще чище», «Мы помним - мы гордимся!», «Спасем животных из красной книги».

Творческие: «Мой кот», «Детские фантазии», «Волшебный клубок», «Елочные игрушки».

Исследовательские: «Автомобили современные и старинные», «Магия цвета», «Далеко ли от нас до Солнца»,  «История имени моей улицы».

Информационные: «Как стать здоровым?»,  «Компьютер или книга – что лучше?», «Как живут растения?», «Как помогать людям?».

Учебные: «Аквариум и его обитатели», «Моя родословная», «Пословицы и поговорки о труде», «Необычные растения в природе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....