ПК 4.3.
методическая разработка на тему

Галенко Анастасия Андреевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области общего образования на основе изучения самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фрагмент здоровьесберегающей технологии на уроке музыки (Музыкотерапия). Учебник Е. Д. Критской

Класс: 1

Тема урока: «Разыграй сказку. Баба - Яга»

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний

Планируемые результаты:

Метапредметные: сравнение, анализ, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства

Предметные: выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Шёл по лесу музыкант»  (С. Суэтов)

Личностные: Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре России.

Оборудование: проигрыватель, флеш – накопитель, видеопроектор, экран, презентация, компьютер, аудиозапись песни «Шёл по лесу музыкант»  (С. Суэтов), аудиозапись произведений А.К.Лядова «Баба - Яга»; Иоганнес Брамс «Колыбельная»; Римский-Корсаков «Полет шмеля»; Дмитрий Дмитриевич Шостакович «Ленинградская симфония»; Вольфганг Амадей Моцарт «Душа»; Фредерик Шопен «Зимняя сказка»,  фортепиано.

4. Изучение нового материала

(4 минут)

Сегодня Муза обратилась к нам за помощью. Ей подарили музыкальную коробочку и она хочет узнать кто же там спрятался?  

Что нам необходимо сделать для того, чтобы узнать, кто же спрятался в коробочке?

Совершенно верно. Чтобы вам легче было угадывать, я загадаю вам загадку.

В дремучем лесу затерялась избушка.

В избушке живет непростая старушка -

Берет помело, да в ступу садится,

И тут же над лесом взлетает, как птица! (Баба – Яга)

Узнали вы, кто же спрятался в коробочке?

-Скажите, пожалуйста, это персонаж добрый или злой?

.

5. Организация Слушательской деятельности

(8 минут)

 

  Ребята, давайте послушаем фрагмент из симфонической картины «Баба-яга», написанной А.К.Лядовым. Напомню, что значительная часть сочинений Лядова – это инструментальная музыка, а большая часть произведений написана в жанре миниатюра.

(Слушают произведение)

-Ребята, скажите, когда вы слушали это произведение, что вы представляли?

-Какой был характер у этого произведения?

-Какое настроение вы испытывали когда прослушали это произведение?

Посмотрите внимательно на слайд и скажите, какая из двух картин больше всего соответствует нашей Бабе – Яге?

Ребята, а сейчас я хочу провести с вами небольшие упражнения.

Пчелка в цветке (Кинезитерапия)

Пчелка летает по полянке. (1 произведение) Садится то на один цветок, то на другой. Ребенок имитирует полет пчелы, машет крылышками, садится на цветы (на диван, кресло, стул) Но вот пчелка налеталась, устала и уснула на красивом цветке. Наступила ночь. (2 произведение) Накидываем на ребенка плотный платок. Наступило утро, взошло солнышко, пчелка проснулась и снова полетела с цветка на цветок.(Платок убираем, музыку меняем)

Волшебные ножницы

(1 произведение)

Взрослый предлагает ребенку нарисовать себя.  Затем вокруг этого портрета наклеивает или рисует черные кляксы. Это страхи ребенка. Взрослый и ребенок  обозначают каждый страх: «Это темнота, это Баба-яга, это одиночество» (2 произведение)

После этого ребенку предлагают вырезать свой портрет и наклеить на чистый лист бумаги. Взрослый дает ребенку заранее приготовленные цветные кружочки, которые обозначают родителей, близких ребенку людей, друзей. Он должен наклеить их рядом с портретом по своему усмотрению, называя каждого.  А отрезанные кляксы ребенок рвет на мелкие кусочки и выбрасывает.

Снеговики.(Психогимнастика на снятие стрессовых ситуаций)

Взрослый предлагает ребенку превратиться в Снеговика.  Встать прямо, руки в стороны, щеки надуть, замереть и оставаться в таком положении 10 секунд.

(Слушают произведение) Но вот выглянуло солнышко, солнечные лучики дотянулись до Снеговика и он начал таять. Ребенок  опускает руки, приседает, ложится на пол, расслабляется.



Предварительный просмотр:

Технология оценивания на уроке музыки. Учебник Е. Д. Критской

Класс: 4

Тема урока: «Русский восток. Сезам откройся!»

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний

Планируемые результаты:

Метапредметные: сравнение, анализ, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства

Предметные: выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни песню  В.Локтев «Песня о России»

Личностные: Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре России.

Оборудование: проигрыватель, флеш – накопитель, видеопроектор, экран, презентация, компьютер, аудиозапись песни песню  В.Локтев «Песня о России» аудиозапись произведений  Н.А Римский – Корсаков тема Шахриара и Шехеразады,  фортепиано.

 Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

4. Организация слушательской деятельности

(9 минут)

Сегодня мы с вами приоткрыли дверь в сказочный мир Востока, который не перестает удивлять нас во все времена.

Примерно также, давным-давно, увлек Восток и русского композитора Николая Римского-Корсакова. Он написал симфоническую сюиту “Шехеразада” в четырех частях всего лишь за два месяца.

Эти сказки создавались многими поколениями разных народов Востока: арабами, персами, индусами, турками. В России перевод сборника сказок появляется лишь в начале 19 века.

Свое сочинение Н.Римский – Корсаков предваряет небольшим программным вступлением.

Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен, но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая ему их на протяжении тысячи и одной ночи, так что побуждаемый любопытством Шахриар постоянно откладывал её казнь и наконец совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.

Итак, слушаем фрагмент из первой части сюиты, который начинается с показа главных героев Шахриара и Шехеразады.

-Представите, какими они показаны?

-Какие чувства испытывают?

1)Какой нрав восточного повелителя? Каким вы его представляете?

2)А какую картину в вашем воображении рисуется тема Шахеразады?

3)Какой инструмент помог нам все это почувствовать?

Скрипка и арфа поют нам пленительную мелодию: редкого обаяния напев вьется тонким, извилистым узором и умиротворяет все вокруг. Пожалуй, это самая поэтическая восточная мелодия в русской музыке.

-Ребята, как вы думаете, почему, русские композиторы в соих произведениях часто используют восточные мотивы?

1)Ответы детей:

Жестокий, надменный

2)Ответы детей:

Плавная, изящная, лёгкая

3)Ответы детей:

Скрипка

6. Рефлексия деятельности

(5 минуты)

Заканчивая урок, я хочу сказать спасибо вам ребята за хорошую работу на уроке.

Назовите несколько композиторов – сказочников?

-Что же объединило сегодня на уроке музыку и литературу?

-Нужна ли сказка музыке, а музыка сказке?

-Как назывались произведения которые мы с вами сегодня слушали?

Если бы вы рисовали красками настроение урока, то какие бы цвета преобладали?

Перед вами на партах лежат три карточки (Красный, Белый, Жёлтый). Оцените свою работу на уроке (или настроение в конце урока).

Поднимите Белую карточку те, кто оценивает себя на - 5

А теперь поднимите Жёлтую карточку те, кто оценил себя на – 4

И Красная карточка, кто оценивает себя на - 3

Домашнее задание: Нарисовать рисунок героини симфонической сюиты.

Ответы детей:



Предварительный просмотр:

Проблемно-диалоговая технология на уроке музыки. Учебник Е. Д. Критской

Класс: 6

Тема урока: «Космический пейзаж»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: изучить космический пейзаж; Познакомиться с музыкальным творчеством Чарльза Айвза.

Метапредметные: понимать поставленную задачу урока, развитие коммуникативных умений, развитие умения планировать, оценивать свои действия.

Предметные: формирование образного и ассоциативного мышления, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; Слушать вопрос, отвечать на поставленный вопрос

Личностные: эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; проявлять творческую инициативу.

Оборудование: компьютер, фортепиано, проектор, доска, видеоклипы музыкальных произведений

 Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

4. Организация слушательской деятельности

(9 минут)

Еще в начале 20 века  американский композитор Чарльз Айвз 

по - своему услышал музыку космоса, написав оркестровую пьесу, с названием «Космический пейзаж».

Сейчас прозвучит  фрагмент этого произведения.

-Послушайте, насколько своеобразна, необычна музыка, как сама Вселенная, представьте этот необычный пейзаж.

Слушание «Космический пейзаж».

-Сколько вы услышали образов?

Как вы это объясните?

Ребята, послушаем с вами еще раз.

В этой музыке два образа.

первый- образ неизвестной планеты (струнные инструменты)

второй- образ исследователей космоса (деревянно-духовые инструменты).

У трубы - повторяющаяся интонация вопросительного характера.

Космос недоступен множеству людей. Каждый человек в душе художник и он видит свою версию космоса.

-Как меняется музыка?

-Какие инструменты вы услышали?

- Есть ли в музыке повторяющаяся интонация?

Почему автор решил сделать повторы в музыке?

Послушайте, что пишет Бальмонт:

Быть может, вся природа – мозаика цветов?

Быть может, вся природа – различность голосов?

Быть может, вся природа - лишь числа и черты?

Быть может, вся природа – желанье красоты?

Композитор Эдуард Николаевич Артемьев российский композитор, который в своей музыке создает образы Вселенной, используя новые краски, тембры, ритмы музыки. Его творчество – уникальный пример масштабного развития направления электронной музыки, наполнение ее ярким, эмоциональным содержанием.

Он писал: Музыка – состояние души, выраженное в звуке, и в этом смысле неважно какими средствами оно достигается…

Как бы вы называли свою музыку космоса?

А какая динамика была в прослушанном нами произведении?

Молодцы ребята! Нам пришлось поработать на славу.

Дети: Слушают, анализируют

Ответы детей: Один образ; Есть повторяющиеся интонации у трубы.

«Космический пейзаж»

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л -проявление эмоциональной отзывчивости;

Л -личностное отношение при восприятии музыки.