ПК 4.1.
календарно-тематическое планирование по теме

Семёнова Дарья Сергеевна

Выбирать УМК, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы - КТП) на основе нового образовательного стандарта и применять программы с учётом вида образовательного учреждения, особенности класса и отдельных обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 1-4 класс.

Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

1 класс

№ п/п

Тема урока

Цель урока

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

«У каждого свой музыкальный инструмент»

Познакомить детей с разнообразием музыкальных инструментов

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев)

Анализ, сравнение, синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, осознанные построение речевых высказываний

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре России.

«Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев),  «У каждого свой музыкальный инструмент» (эстонская народная песня)

2.

«Музыкальные инструменты»

 Познакомить детей с инструментом фортепиано, динамическими оттенками («форте», «пиано»)

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев).

 Анализ, сравнение, синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, осознанные построение речевых высказываний

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре России.

«Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев), «Итальянская песенка» (П. И. Чайковский)

3.

«Мамин праздник»

Познакомить детей с историей праздника 8 марта

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев).

Анализ, сравнение, синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, осознанные построение речевых высказываний

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре России.

«Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев),  «Колыбельная медведицы» (Е. Крылатов)

4.

«Эта чудесная лютня»

Познакомить с разными тембрами инструментов; формировать эмоциональный отклик на прослушиваемую музыку; воспитывать духовные и нравственные принципы через любовь к музыке. 

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев).

Анализ, сравнение, синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, осознанные построение речевых высказываний

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре других стран.

«Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев), «Кукушка» (Л.К. Дакен), «Менуэт» (И.Г. Конради), «Тамбурин» (Ж.Ф. Рамо)



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 1-4 класс.

Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

2 класс

№ п/п

Тема урока

Цель урока

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

«Опера «Руслан и Людмила»

Познакомить детей с музыкальным миром оперы «Руслан и Людмила»

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Все мы просто дети» (А. Ермолов).

 Сравнение, анализ, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре России.

«Все мы просто дети» (А. Ермолов),  «Марш Черномора» (М.И. Глинка), «Первая песня Баяна»  (М.И. Глинка), заключительный хор оперы «Слава великим богам!» (М.И. Глинка)

2.

«Петя и Волк»

 Продолжить знакомство с творчеством С.С. Прокофьева и его симфонической сказкой «Петя и Волк», анализ фрагментов «Тема дедушки», «Тема охотников», «Тема Волка»,

Прослушать и проанализировать темы: «Дедушки», «Волка», «Охотников». Познакомить и разучить с детьми песню «Все мы просто дети». Поработать над ВХТ данной песни.

Охарактеризовать образцы творчества русского композитора С.С. Прокофьева, активно участвовать в обсуждении сущности музыкального искусства и его роли в жизни человека; выражать эмоционально - ценностное отношение к музыке как живому, образному искусству;

Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие музыкально - эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

«Все мы просто дети» (А. Ермолов), аудиозапись произведений «Тема Дедушки», «Тема Волка», «Тема Охотников»,

3.

«Звучит нестареющий Моцарт!»

Познакомить детей с В.А. Моцартом и его творчеством.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Все мы просто дети» (А. Ермолов).

Сравнение, анализ, обобщение, синетз.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре других стран.

«Все мы просто дети» (А. Ермолов),  «Симфония №40» (В.А. Моцарт), увертюра к опере «Свадьба Фигаро»  (В.А. Моцарт)

4.

«Картинки с выставки»

Познакомить детей с циклом фортепианных пьес «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Все мы просто дети» (А. Ермолов).

Сравнение, анализ, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре России.

«Все мы просто дети» (А. Ермолов), аудиозапись произведений «Балет невылупившихся птенцов» (М.П. Мусоргский), «Богатырские ворота»  (М.П. Мусоргский)



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 1-4 класс.

Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

3 класс

№ п/п

Тема урока

Цель урока

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

«Музыкальное состязание»

Познакомить детей с жанром инструментального концерта

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Все мы просто дети» (А. Ермолов).

Синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и литературы, анализ, сравнение.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России и других стран.

«Все мы просто дети» (А. Ермолов),  «Концерт №1. Часть 1» (П. И. Чайковский), «Концерт №1. Часть 3» (П.И. Чайковский)

2.

«Музыкальные инструменты. Флейта»

Познакомить детей с музыкальным инструментом — флейтой, рассказать о ее происхождении.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Все мы просто дети» (А. Ермолов).

Сравнение, анализ, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, решение творческих задач.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре России и других стран.

«Все мы просто дети» (А. Ермолов), «Тема Птички» из симфонической сказки «Петя и Волк» (С.С. Прокофьев), «Шутка»  (И.С. Бах)

3.

«Музыкальные инструменты. Скрипка»

 Познакомить детей с музыкальным инструментом — скрипкой, рассказать о ее происхождении

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Все мы просто дети» (А. Ермолов).

Сравнение, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре других стран.

«Все мы просто дети» (А. Ермолов),  «Каприс» (Н. Паганини)

4.

«Сюита «Пер Гюнт»

познакомить детей с симфонической сюитой «Пер Гюнт»

выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Все мы просто дети» (А. Ермолов).

сравнение, анализ, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, музыки и изобразительного искусства, решение творческих задач.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре других стран.

«Все мы просто дети» (А. Ермолов),  «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» (Э. Григ) «В пещере горного короля»  из сюиты «Пер Гюнт» (Э. Григ)



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 1-4 класс.

Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

4 класс

№ п/п

Тема урока

Цель урока

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

«Балет «Петрушка»

Познакомить детей с балетом «Петрушка» И.Ф. Стравинского, с помощью теста выявить уровень сформированности нравственных ценностей

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Если с другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский).

Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ, синтез, сравнение, решение творческих задач.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России и других стран, формировать нравственный ценности

«Если с другом вышел в путь» (В.Шаинский, М.Танич), «1 картина из балета «Петрушка» (И.Ф. Стравинский), фрагменты оперы Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» (Тема Петушка, Тема царя Дадона)

2.

«Театр музыкальной комедии»

Познакомить детей с понятием «оперетта», «мюзикл», через знакомство с творчеством И. Штрауса и Ф. Лоу. Продолжить работу по формированию нравственных ценностей у детей

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Если с другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский).

Сравнение, анализ, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, решение творческих задач.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре России и других стран, продолжать формировать нравственный ценности, уметь различать добро и зло.

«Если с другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский),  «Вальс» из оперетты «Летучая мышь» (И. Штраус), «Я танцевать хочу» сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди» (Ф. Лоу), ноты песни «Если с другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский), видеофрагменты из мультфильма с использованием музыки Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (Тема Ткачихи, Поварихи, сватьи бабы Бабарихи, тема Гвидона)

3.

«Прелюдия. Исповедь души»

Познакомить детей жанром прелюдии, через знакомство с произведениями С.В. Рахманинова и Ф. Шопена, продолжить формирование нравственных ценностей через обращение к сказкам Пушкина в русской музыке.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Если с другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский).

Проследить взаимосвязь музыки и истории, анализ, сравнение, осмысленное построение речевых высказываний.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России и других стран.

«Если  другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский),  «Прелюдия до-диез минор» (С.В. Рахманинов), «Прелюдия №7», «Революционный этюд №12» (Ф. Шопен)

4.

«Мастерство исполнителя»

Познакомить детей с разными образами, созданными музыкой разных композиторов с позиции: композитор-исполнитель-слушатель; продолжить формирование нравственных ценностей через обращение к сказкам Пушкина в русской музыке.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Если с другом вышел в путь» (М.Танич, В. Шаинский).

Анализ, синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, решение творческих задач.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России и других стран, формировать нравственные ценности

«Если с другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский),  «Шутка» (И.С. Бах), «Симфония №40» (В.А, Моцарт), ноты песни «Если с другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский), фрагменты оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» (Ария Руслана, Марш Черномора)

5.

«В интонации спрятан человек»

Проверить знания детей о нравственности и нравственных ценностях, через музыкальную викторину по материалу музыкальных сказок Пушкина

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; проанализировать прослушанные музыкальные произведения; проанализировать персонажей пушкинских сказок, завершить разучивание песни «Если с  другом вышел в путь» (М.Танич, В. Шаинский).

Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, музыки и кинематографии, анализ, сравнение, решение творческих задач, осмысленное построение речевых высказываний.

 Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России, закрепить формирование нравственных ценностей.

«Если с другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский), «Тема Петушка», «Тема царя Дадона» из оперы «Золотой петушок» (Н.А. Римский-Корсаков), «Ариозо Наташи», «Каватина Князя», «Ария Царицы Днепра» из оперы «Русалка» (А. С. Даргомыжский), «Марш Черномора», «Ария Руслана» из оперы «Руслана и Людмилы» (М. И. Глинка), видеофрагменты «Сказка о царе Салтане» (Н.А. Римский-Корсаков)



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 5-7 класс.

Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

5 класс

№ п/п

Тема урока

Цель урока

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

«Колокольность в музыке»

Познакомить детей с истоками русской профессиональной музыки, видами колокольного звона

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Мир похож на цветной луг».

Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ, обобщение, сравнение, решение творческих задач, осознанное построение речевых высказываний.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России.

«Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский, М. Пляцковский), «Сюита для двух фортепиано» (фрагменты) (С. Рахманинов), Фрески Софии Киевской. «Концертная симфония для арфы с оркестром» (фрагменты) (В. Кикта)

2.

«Портрет в музыке и изобразительном искусстве»

Познакомить детей с историей развития скрипки как инструмента через обращение к произведениям Н. Паганини.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мир похож на цветной луг».

Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ, обобщение, сравнение, осознанное построение речевых высказываний.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России и других стран

«Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский, М. Пляцковский),  «Чакона» (И.С. Бах), «Каприс №24»  (Н. Паганини), «Вариации на тему Паганини» (фрагменты) (С. Рахманинов)

3.

«Волшебная палочка дирижера»

Познакомить детей с профессией «дирижер», со знаменитыми дирижерами мира

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мир похож на цветной луг».

 Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ, обобщение, сравнение, осознанное построение речевых высказываний

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России.

«Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский, М. Танич), аудиозапись произведений «Траурный марш» из Симфонии №3 (Л.В. Бетховен)

4.

«Образы борьбы и победы в искусстве»

Познакомить детей с одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры – Симфонией №5 Л. Бетховена и раскрыть ее образный строй

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мир похож на цветной луг».

Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ, обобщение, сравнение, решение творческих задач, осознанное построение речевых высказываний.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре других стран.

«Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский), аудиозапись произведений «Симфония №5» фрагменты Часть 3 и Часть 1 (Л.В. Бетховен)

5.

«Застывшая музыка»

Раскрыть взаимообогащающие связи между различными сферами искусства на примере синтеза музыки и архитектуры.

 Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; завершить разучивание песни «Мир похож на цветной луг».

Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ, обобщение, сравнение, осознанное построение речевых высказываний.

 Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре других стран.

«Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский, М. Танич), аудиозапись произведений «Аве Мария»  (Дж. Каччини), «Богородице, дево радуйся» (С.В. Рахманинов), «Прелюдия Соль-минор» (И.С. Бах)



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 5-7 класс.

Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

6 класс

№ п/п

Тема урока

Цель урока

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

«Инструментальный концерт. Итальянский концерт»

Познакомить детей с жанром инструментального концерта, разобрать, что такое программная музыка

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Мир похож на цветной луг».

 Синтез, анализ, проследить взаимосвязь музыки и истории

Развивать культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре других стран.

«Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский),  «Зима» из цикла «Времена года» (А. Вивальди) в аранжировке джаз-оркестра Р. Фола, «Весна»  (А. Вивальди) в аранжировке джаз оркестра Р. Фола, «Итальянский концерт» (С.И.С. Бах)

2.

«Инструментальная баллада»

Познакомить детей с жанром инструментальной музыки «баллада»

  Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мир похож на цветной луг».

Синтез, анализ, проследить взаимосвязь музыки и истории

 Развивать культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре других стран.

«Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский), аудиозапись произведений «Баллада №1» (Ф. Шопен)

3.

«Ночной пейзаж»

Познакомить детей с жанром инструментальной музыки «ноктюрн»

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мир похож на цветной луг».

 Синтез, анализ, проследить взаимосвязь музыки и истории

Развивать культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре России и других стран.

«Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский), аудиозапись произведений «Ноктюрн №20» (Ф. Шопен), ноктюрн «Двое в кафе» (М. Таривердиев»

4.

«Космический пейзаж»

Познакомить детей с оркестровой пьесой Ч. Айвза «Космический пейзаж»

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мир похож на цветной луг».

 Синтез, анализ, проследить взаимосвязь музыки и истории

Развивать культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре других стран.

«Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский), аудиозапись произведений «Космический пейзаж» (Ч. Айвз)

5.

«Г. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»

Познакомить детей с музыкальными иллюстрациями Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мир похож на цветной луг».

 Синтез, анализ, проследить взаимосвязь музыки и истории, музыки и литературы.

 Развивать культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре России

«Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский), аудиозапись произведений «Тройка» (Г. Свиридов), «Вальс» (Г. Свиридов)

6.

«Г. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»

Продолжить знакомство детей с музыкальными иллюстрациями Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мир похож на цветной луг».

Синтез, анализ, проследить взаимосвязь музыки и истории, музыки и литературы.

Развивать культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре России.

«Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский), аудиозапись произведений «Весна и осень» (Г. Свиридов), «Романс» (Г. Свиридов),  «Побудь со мною» (Н. Зубов)



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 5-7 класс.

Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

7 класс

№ п/п

Тема урока

Цель урока

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

«Религиозная и светская музыка»

Познакомить детей с двумя направлениями музыкальной культуры: религиозной и светской музыкой.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Маленькие и большие».

 Анализ, синтез, обобщение, сравнение, осознанное построение речевых высказываний

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России и других стран.

«Маленькие и большие» (Барбарики), хор «Kyrie, eleison!» из «Высокой мессы» (И.С. Бах), «Не отвержи мене во время старости»  из 1-ой части духовного концерта (М. Березовский), «Каприс №24» (Н. Паганини), «Вальс №7» (Ф. Шопен)

2.

«Камерная музыка»

Познакомить детей с камерной инструментальной музыкой и такими жанрами как этюд и транскрипция

 Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Маленькие и большие».

Анализ, синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и литературы.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре других стран.

«Маленькие и большие» (Барбарики),  «Революционный этюд №12» (Ф. Шопен), «Метель» (Ф. Лист),  «Чакона» (И.С. Бах), транскрипция «Чакона» (Ф. Бузони), транскрипция «Лесной царь» (Ф. Лист), «Каприс №24» (Паганини)

3.

«Симфоническая музыка»

Проверить знания детей о жанре «симфония» в инструментальной музыке через обращение к произведениям В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена

 Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Маленькие и большие».

 Анализ, синтез, обобщение, сравнение, осознанное построение речевых высказываний

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре других стран.

Маленькие и большие» (группа Барбарики), аудиозапись произведений «Симфония №40» (В. Моцарт), «Симфония №5» (Л. Бетховен)

4.

«Циклические формы инструментальной музыки»

Познакомить детей с циклическими формами инструментальной музыки через обращение к произведениям А. Шнитке

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Маленькие и большие».

 Анализ, синтез, обобщение, сравнение, осознанное построение речевых высказываний

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре других стран.

«Маленькие и большие» (Барбарики), аудиозапись произведений «Кончерто гроссо» (А. Шнитке), «Сюита в старинном стиле» (А. Шнитке)

5.

«Соната»

Проверить знания детей о жанре «соната», через обращение к произведениям Л.В. Бетховена, В.А, Моцарта, С.С. Прокофьева.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Маленькие и большие».

 Анализ, синтез, обобщение, сравнение, осознанное построение речевых высказываний

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России и  других стран.

«Маленькие и большие» (группа Барбарики), аудиозапись произведений «Патетическая соната №8» (Л. Бетховен), «Соната №11» (В. Моцарт), «Соната №2» (С.С. Прокофьев)



Предварительный просмотр:

Выполнила: студентка 40 группы

Семёнова Дарья

«Основные методы работы по развитию

музыкальной памяти у учащихся»

   

Челябинск,2018

 Проблемы памяти  и в частности музыкальной памяти на протяжении нескольких столетий находятся в центре внимания многих учёных, драматических актёров, музыкантов всех специальностей, педагогов. В последнее время были сформулированы все аспекты работы памяти, дано огромное количество рекомендаций и советов. Но как эффективно применить весь этот опыт к каждому человеку? Универсального рецепта по запоминанию музыкального произведения не существует. По этому поводу есть хорошее высказывание И.Гофмана: «Никакое правило или совет, данные одному не могут подойти никому другому, если не пройдут сквозь сито его собственного ума и не подвергнутся в этом процессе таким изменениям, которые сделают их пригодным для данного случая». Все учащиеся обладают индивидуальными особенностями, и поэтому решения, связанные с проблемами памяти, каждый педагог должен находить для себя и применять в практической деятельности исходя из индивидуальных психологических качеств учащегося.

         Большое значение  для развития  слуховой музыкальной памяти имеет пропевание  музыкальных фраз. Нет лучшего руководителя в искусстве фразировки, чем собственный голос. Пением вслух инструменталисту следует пользоваться, чтобы понять фразировку, и  оно должно предшествовать игре, нежели аккомпанировать ей. Физическое дыхание придаёт протяженность звукам и если учащийся следует за голосом, - он инстинктивно чувствует, на каких звуках сделать ударение, какие сгруппировать вместе и где сделать паузу. Музыкально мыслить ноту – значит поместить её в контекст, и в этом случае звуку неизбежно будет уделяться больше внимания. В музыке, также как и в речи, звуки отличаются по силе ударений, а некоторые и вовсе являются безударными. Однако ни одна нота, как бы она ни была коротка, не должна исполняться небрежно. Учащийся должен мысленно представить звуки, пропевая их про себя, а затем сыграть их. Вокальная интонация подскажет ученику инструментальную, а включённое  внимание  поможет подключить и процесс запоминания [1].

     Грамотная группировка нот даёт более глубокое представление о произведении. «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает» (А. Шопенгауэр). Внутри общего движения часто находится ряд лиг, как больших, так и  малых. Конец одной лиги может быть началом другой. Иногда их расположение указывает на необходимость определённого музыкального дыхания. В нотном тексте встречаются обозначенные и необозначенные лиги; музыкально развитые ученики их невольно чувствуют. С учащимися, лишенными такого дара, преподаватель должен провести кропотливую работу, так как помимо запоминания здесь будет развиваться и музыкальное мышление [5].

     Решающее значение в воспитании музыкальной памяти имеет умение сосредотачиваться. Дети, особенно малыши, во время занятий могут быть рассеянными, не могут направлять в определённое русло свои мысли. Устойчивость внимания зависит от физического состояния. Если ребенок устал, надо дать ему отдых и поиграть хорошо знакомые пьесы. Полная сосредоточенность в течение целого урока невозможна. Даже очень дисциплинированный ум время от   времени должен отвлекаться. Тут нужны минуты переключений: можно просто пообщаться с учеником, рассказать ему веселую  историю или устроить для него физкультминутку[3].

     При заучивании на память необходимо препятствовать тому, чтобы ученик руками запомнил раньше, чем слухом: всё, что запоминается моторной памятью, непрочно. Многократные повторения заучиваемого материала должны быть осмысленными и сопровождаться многоплановой деятельностью, связанной с отысканием оптимальных средств и способов работы над ним.

     Будет правильным, если  работу по запоминанию делить на куски и задачи, то есть учить по частям, особенно если произведение велико, объединяя потом эту работу в комплекс, ибо нельзя взять ряд деталей и построить из них образ[4].

Нужно всегда точно знать, над чем идёт работа в данный момент, во имя чего она осуществляется, и центр внимания будет постепенно расширяться. Нельзя работать над куском, оторвавшись мысленно от того места, которое он занимает в целом. Умение мыслить целостно – очень трудное умение, и к владению им нужно стремиться постоянно.

     Для развития эмоциональной памяти необходимо анализировать точность, искренность чувств, правильную их меру, логику. Это сложно даже взрослому исполнителю, а детям это сложнее вдвойне. Известно, что музыка не имеет конкретного внутреннего содержания и расшифровывается с помощью жизненных ассоциаций, и перевод музыкальной информации в образы, картинки облегчает задачу по запоминанию. Музыкально  -  ассоциативные основы надо закладывать с детства. Любое эмоциональное состояние должно иметь своё выражение в туше[2].

     Другое важное условие для запоминания – разучивание в медленном темпе. Как бы ни была сильна музыкальная память учащегося, он не может перескочить этапа медленного упражнения на память. Лишь тогда его память усвоит точно и прочно все музыкально – технические элементы сочинения. Даже когда произведение, казалось бы, прочно выучено, надо проигрывать его в медленном темпе, чтобы освежить музыкальные представления. Уяснить все, что могло с течением времени ускользнуть от контроля сознания.

          Уверенному запоминанию помогает установление опорных точек, которым можно давать названия. Они особенно полезны при концертном исполнении, и, в первую очередь, для учеников, склонных волноваться при игре на публике.

     Прочность запоминания необходимо проверять. Особенно велика польза от мысленного исполнения. Оно может осуществляться двумя методами: ученик смотрит в ноты и со всеми подробностями слышит, как звучит сочинение, или представляет себе его мысленно, не глядя в ноты. Существуют и другие более трудные  способы проверки: внезапно убрать руки с клавиатуры, затем представить точно, что следует дальше, и  продолжить игру или переписать произведение на память без помощи инструмента.

     Давно выученные сочинения имеют свойства забываться. Забывается то, к чему нет интереса, что не повторяется и то, что не находит применения.  Поэтому не надо давать произведениям залеживаться, а время от времени их проигрывать, поддерживать интерес к ним - это поможет справиться с забыванием. Не нужно их играть много, зато чаще. Большое количество произведений, осмысленных, эмоционально  окрашенных создаёт ученику запас, увеличивает объём его памяти. Чем этот запас больше, тем легче создавать художественные образы во вновь выучиваемой пьесе.

Список используемой литературы

  1.   Баренбойм  Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л. Музыка, 1974 г.
  2.  Голубовская  Н.И. Статья  «Работа  пианиста» из книги «Диалоги,      Избранные статьи». СПб, 1994 г.
  3.  Гофман  И. Фортепианная игра. Вопросы и ответы. – М.  Искусство, 1961 г.
  4.  Коган  Г.М. У врат мастерства:  Психологические предпосылки успешности пианистической работы. 3-е доп. Изд. – М. Музыка, 1969 г,

Работа пианиста – М. Классика XXI век, 2004 г.

  1. Маккиннон  Л.  Игра наизусть. – Л. Музыка, 1967 г.

 



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкального  образования

Семёнова Дарья Сергеевна

СОЛЬФЕДЖИО – ЭТО ИНТЕРЕСНО!

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Челябинск, 2018


Семёнова Д.С. Сольфеджио-это интересно! / Методическое пособие —Челябинск, 2018 — 29 c.

Тема данного методического пособия: Сольфеджио-это интересно!.

В нем подробно указано, виды, формы занятий, а также упражнения и дидактический материал.

Сборник адресован учителям музыки, студентам музыкальных отделений педагогический колледжей, а также всем интересующимся данной темой.

Оглавление

Введение

ГЛАВА I. ОСТРОВ «СОЛЬФЕДЖИО»-ЭТО?

1.1. Информационный сундук

1.2. Сундук упражнений

1.3. Сундук развития ладового чувства

ГЛАВА II. КЛАД ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

2.1. Сундук с формами работы

2.2. Сундук методических рекомендаций

2.3. Сундук понятийного содержания

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

В настоящее время многие дети учатся в музыкальной школе, а также студенты, которые поступают в ЧПК№1- не имеют музыкального образования, мое методическое пособие поможет разобраться в данной дисциплине, а также  поможет преподавателям СОЛЬФЕДЖИО.

        Сольфеджио всегда считалось обязательным учебным предметом в ДШИ/ДМШ, необходимым как для профессионального обучения, так и для общего всестороннего развития каждого ученика во всех звеньях музыкального образования. Кроме того, оно всегда вызывало много дискуссий: как сделать этот предмет востребованным и интересным, какими методическими приёмами должен владеть педагог, чтобы работа над развитием музыкального слуха стала интенсивной и увлекательной?

          Необходимо помнить, что именно в начальном звене музыкального образования от каждого педагога зависит - будет ли ученик в дальнейшем заниматься музыкой или нет, сохранит ли он любовь к музыке на всю жизнь, продолжит ли своё образование как профессиональный музыкант?

        Сегодня, когда в соответствии с Федеральными государственными требованиями ДМШ/ДШИ реализуют программы предпрофессионального обучения, положительные ответы на все эти вопросы особенно важны.

     Каждый ученик ДМШ и ДШИ должен научиться применять полученные на уроках сольфеджио знания, умения и навыки для практического музицирования, стремиться к всестороннему развитию музыкального слуха, к пониманию закономерностей музыкального языка, к восприятию музыки разных эпох и стилей. Гармонично развитая творческая личность всегда найдёт свою дорогу, будет открытой к восприятию и созданию красоты, как в жизни, так и в искусстве.

     Роль педагога-музыканта в воспитании такого творческого отношения к жизни является определяющей. Именно поэтому каждый педагог должен много читать и анализировать свою работу, хорошо разбираться в психологии, быть восприимчивым к новой информации, творческим и интересным для своих учеников.

ГЛАВА I. ОСТРОВ «СОЛЬФЕДЖИО»-ЭТО?

1.1. Информационный сундук

       Для многих «сольфеджио» звучит непонятно, а для малышей, которые впервые приходят в музыкальную студию даже пугающе. Играть на фортепиано - это понятно, можно коснуться клавиши пальцами и услышать звук. Петь в хоре - тоже понятно, тем более в детском саду у детей есть музыкальные занятия.

          А что такое «сольфеджио» не знают и многие родители, хотя, всего-навсего, это пение по нотам. Звучит очень просто, получается, выучил ноты и пой себе на здоровье. 
Но на деле все не так. В данном методическом пособии вы можете ознакомится с данной дисциплиной,  информация  расположена в сундуках,

         Сольфеджио - это учебная дисциплина, предназначенная для развития музыкального слуха, и музыкальной памяти, включающая сольфеджирование, музыкальный диктант, анализ на слух, и др.

        6-7-летние дети в силу своих физиологических особенностей еще не могут набраться терпения и высидеть на уроке полтора часа, поэтому приходится строить урок так, чтобы все виды работы проходили в действии:

•      не просто спеть мелодию, а прохлопать и прошагать метр и ритм;

•      выложить пуговицами на пособии «Лесенка» услышанные ступени;

•      сочинить при помощи карточек, подготовленных к уроку, мелодию и нарисовать к ней рисунок.

       Самое важное условие урока – это чтобы все дети были заняты работой. А чтобы работа не утомляла, я стараюсь использовать на уроке игровые ситуации. Но здесь надо учитывать и особенности детской психики. Каждый ребенок стремится стать лидером, скрытым или явным - это уже зависит от особенностей характера. Например, надо сочинить мелодию или спеть музыкальный номер.

        В такой игре ребенок выступает сам за себя, часть детей участвуют в своеобразном жюри, а часть просто зрители. В этих ситуациях дети очень требовательны друг к другу, стараются не допускать промахов, а самое главное, в таких ситуациях мы учимся общаться, быть объективными и доброжелательными, не смеяться над отстающими. Поэтому преподавание любого специального предмета и этика находятся в неразрывной связи.  

         Педагог должен быть терпеливым, внимательным, доброжелательным, чтобы дети не теряли веру в свои духовные силы, не получали психической травмы, чтобы у них не пропадало желание учиться. Надо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, не требовать от него невыполнимых результатов, а чаще замечать положительные сдвиги и поощрять их.

          Со 2-го и последующего годов обучения дети, естественно, растут, взрослеют, у них начинает вырабатываться собственное мировоззрение. Чтобы не оттолкнуть их «сухостью» предмета сольфеджио, я стараюсь не терять атмосферу доброжелательности на уроке и вырабатывать, и поддерживать интерес к этому предмету. Со 2-го года обучения на уроках сольфеджио вводится тестирование на компьютере. Компьютерное тестирование разработано для нескольких групп учащихся: I класс, 2 класс, 3 класс. Для старших классов - сольфеджио и музыкальная литература. Перед проведением тестов учащиеся, особенно младшие классы, знакомятся с основами компьютерной грамотности. В младших классах применяются учебные тесты, которые отражают уровень достигнутых знаний, построены они по игровому принципу: из нескольких предлагаемых вариантов ответов выбрать один правильный.

       В старших классах, кроме учебных тестов, предлагаются познавательные задания, которые предполагают наличие не только специальных знаний, полученных в процессе обучения, но и умение проверять свою эрудицию.

      Компьютерное тестирование формирует у учащихся четкость мышления, внимание, наблюдательность, умение пользоваться полученными знаниями вырабатывает у детей интерес к контрольным заданиям.

       С 4-го года обучения в курс дисциплин, изучаемых в музыкальной студии, вводится предмет музыкальная литература. На этих занятиях дети знакомятся с биографиями отечественных и зарубежных композиторов, с музыкальными произведениями разных жанров. Эти уроки я стараюсь строить так, чтобы не держать детей в пассивном слушании, а вовлечь их в активное наблюдение, осознание услышанного.

      Дети отгадывают музыкальные кроссворды, сочиняют произведения на заданную тему, используя знания, полученные на уроках сольфеджио. Например, в последней четверти дети исполняют свои импровизации на тему «Кронштадт весной».

      Каждый ученик довольно эмоционально сыграл свое сочинение, дал ему образное объяснение, объяснил детали музыкальной речи, оттенки исполнения. Таким образом, уроки сольфеджио и музыкальной литературы, наряду с занятиями по хору и фортепиано, являются составной частью единой системы слухового развития детей.

1.2. Сундук упражнений

         На начальном этапе освоения программы следует уделять внимание игровым формам музыкально-речевой стимуляции и включить в постоянную работу логопедические и «пальчиковые» упражнения:

1.Ветер дует, задувает, пальмы в стороны качает.

(Руки прижаты друг к другу от кисти до локтя, пальцы растопырены, раскачиваем руками в такт музыке)

А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит.

(Ладони прижаты друг к другу боковыми частями, шевелим пальцами-клешнями)

2. Чайка над водой летает и за рыбками ныряет.

(Большие пальцы соединены боковыми сторонами, остальные прижаты друг к другу, разведены в сторону, как крылья, машем ими в воздухе. Ладони сомкнуты, выполняем волнообразные движения.)

А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит.

3. Под водой на глубине крокодил лежит на дне.

(Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты – зубы, пасть. Открываем и закрываем пасть.)

А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит.

Паук - паучина паутину сшил. (Потираем указательные пальцы о большие пальцы)

Вдруг закапал дождик, паутину смыл. (Бьем указательным пальцем по ладони другой руки, потираем руки)

Выглянуло солнышко, стало припекать. (Соединяем запястья рук, растопыриваем пальцы, качаем из стороны в сторону «солнышком»)

Паук - паучина трудится опять (Снова потираем указательные пальцы о большие пальцы)

Лиса

СУ-СУ-СУ-СУ, не пускают в дом лису.

СА-СА-СА-СА, ждет у дома два часа.

СЫ-СЫ-СЫ-СЫ, очень хочет колбасы.

СИ-СИ-СИ-СИ, ей кусочек отнеси.

Гора

РА-РА-РА-РА, на горе стоит гора.

РЫ-РЫ-РЫ-РЫ, за горою комары.

РО-РО-РО-РО, потерял петух перо.

РУ-РУ-РУ-РУ, а барсук унес в нору.

          Восприятие и усвоение элементов лада и само ладовое чувство эффективнее всего развиваются через формирование вокально-интонационных навыков.

         Исправление интонации требует индивидуального подхода, заниматься этим необходимо последовательно, внимательно и терпеливо.

        Ученикам с плохо развитым ладовым слухом полезно некоторое время не принимать участия в общем пении, а внимательно слушать. При наличии большой заинтересованности и восприимчивости такие ученики вскоре включаются в общую работу.

       Сложнее с теми детьми, у которых отсутствует координация между слухом и голосом. Таким ученикам можно предложить короткие попевки из двух- четырех звуков и, добившись чистого интонирования от какого-то одного звука, пробовать постепенно расширять диапазон, повторяя попевку на полутон, тон выше или ниже.

         Встречаются дети - «гудошники», которые поют только в малой октаве. Им можно предложить упражнения имитирующие пение маленькой птички, кошечки, что поможет им выбраться из тисков низкого регистра. Через некоторое время такие дети начинают петь довольно чисто в первой октаве.

         Работа над чистой интонацией у детей связана с выработкой вокальных навыков.

           Необходимо учитывать возможности детского голоса: детям обычно удобно петь в диапазоне сексты «ре — си» первой октавы; звучание голоса в этом звуковом объеме наиболее легкое, естественное; звук «до» первой октавы звучит тяжело, напряженно, поэтому на первых порах его надо избегать.

         Большое внимание следует уделять подбору учебного музыкального материала, он должен быть художественно интересным, убедительным, структурно ясным. В равной степени должны присутствовать песни, исполняемые a cappella и с аккомпанементов педагога. Одно из обязательных условий - выразительное исполнение, основанное на предварительном зрительном анализе текстового и мелодического содержания, вычленения ключевых интонаций, кульминационных точек, распределения динамических оттенков и т. д.

1.3. Сундук развития ладового чувства

          Навык устного транспонирования стимулирует развитие ладового чувства. Ибо длительное пение только в одной тональности приводит к обеднению музыкально-слуховых представлений, вызывает слуховую пассивность и ограничивает мыслительную активность детей, а самое главное, тормозит становление сольфеджийных навыков.    

Последовательность прохождения материала может быть следующей:

1. Короткие мелодии-попевки узкого диапазона: ля1 - ми1 (центральная зона звучания детского голоса

2. Попевки, включающие устойчивые ступени лада с прилегающими к ним звуками, т. е. песни, помогающие освоению мажорного звукоряда в пределах тонической квинты:

3. Постепенное расширение диапазона мелодий, усложнение внутри ладового содержания:

         Дальнейшее изучение мажорного лада базируется на практическом освоении и осознании проявлений ладовой организации и центров ладо образования: понятия тяготения, устойчивости и неустойчивости, центра лада, ощущения вводнотоновости, тонико-доминантовых соотношений, понятия «интервал», знакомство с пентатоникой мажорной. Опираясь на принципы метода «опережающего восприятия», эти сложные понятия педагог вводит после большой практической работы: пения песен, прослушивания музыкальных примеров, слухового анализа.

          Знакомство с минором происходит на уровне активного восприятия и освоения песенного репертуара, пока это только «накопление» слухового материала, позволяющее в дальнейшем осознать сложные ладовые процессы, происходящие в миноре.

            В прохождении тональностей следует придерживаться двух направлений: тональности, над которыми происходит работа по всем уровням метода «опережающего восприятия», и тональности; с которыми дети только знакомятся, зная ключевые знаки, умея определять их в нотном тексте, подбирая на инструменте пройденные песенки-попевки. К первому направлению можно отнести до мажор, ре мажор, ко второму- соль мажор, фа мажор, ля минор.

          Одной из итоговых форм работы над ладовым чувством является сольфеджирование, которое сопровождает каждый этап формирования ладовых ощущений. Эта форма закрепляется в домашних заданиях и находит свое продолжение в работе над чтением с листа. При подборе примеров для чтения с листа нужно строго придерживаться принципа от простого к сложному, причем в соответствии с пройденной темой.

        Следует также помнить, что эта форма — наиболее сложная для дошкольника, требующая достаточного развития целого комплекса навыков, а поэтому несет итоговый характер для каждой пройденной темы.

ГЛАВА II. КЛАД ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

2.1. Сундук с формами работы

1. Пение приветственных песенок-распевок.

2. Пение песни со словами a cappella, или с гармонической поддержкой  педагога.

3. Пение песенок-попевок: интонация на одном, двух соседних звуках, I-II-III, III-II-I, I-III, III-I, IV-III-II-I, III-IV-III-I, I-II-III-IV-V, V-IV-III-II-I.

4. Пение интонации тон и полутон.

5. Пение «лого-песенок» с повторяющимися мотивами.

6. Пение песен с гармонической поддержкой педагога.

7. Пение «интервальных песенок» (мелодии со словами на данный интервал)

8. Пение песни с пропеванием некоторых мелодических элементов «про себя».

9. Пение песни по фразам «цепочкой».

10. Пение песни с похлопыванием ритмического рисунка (ритм-слоги), с отстукиванием метрических долей, с дирижированием.

11. Подбор короткой песенки-попевки на фортепиано от разных звуков и пение ее со словами или с названием нот.

12. Сольфеджирование песни по нотной записи.

13. Транспонирование песенок-попевок в тональностях до, ре, фа, соль мажор.

14. Определение пройденных песен по ручным знакам, по наглядным пособиям: «Столбица», «Лесенка».

15. Интонирование звукоряда мажорных гамм: до мажор, ре мажор.

16. Интонирование следующих ладовых оборотов: движение по устойчивым звукам, опевание устойчивых звуков, вводные звуки; тоны и полутоны; восходящее и нисходящее движение в объеме тонической квинты с прилегающей VI ступенью; верхний, нижний тетрахорды; повторность звука, скачки с V СТ. на I ст. вверх и вниз.

17. Пение интервалов в ладу: терции от I и III ст.; кварта от V ст., квинта от I ст., секста — от III и V ст.

18. Пение гаммы с пропуском одного-двух звуков; определение на слух пропущенного звука.

19. Допевание до тоники:

- пение «дорожек домой» от V ст. вверх и вниз: по ручным знакам, по «Лестнице», «Столбице»;

- сочинение ответных построений и пение их со словами.

20. Пение песни со своим аккомпанементом:

- выдержанной тонической квинтой;

- интервалами, в которые входят устойчивые ступени лада;

- тонико-доминантовыми басами.

21. Пение мини-канонов по группам с поддержкой педагога.

   Воспитание чувства метроритма

2.2. Сундук методических рекомендаций.

           Организация во времени - одна из важнейших задач на начальном этапе обучения детей музыке.

           Развитию чувства метроритма необходимо уделять особое внимание, так как ритмический слух обладает своими специфическими свойствами.

          Процесс формирования и развития этой музыкальной способности включает в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов.       Обучение ритмическим величинам только путем абстрактных объяснений наносит ущерб музыкальному развитию детей.

        Восприятие музыкального ритма – активный слуходвигательный процесс. И очень важно, чтобы первоначальное восприятие музыки вызывало у детей двигательные реакции.

        Следует начинать изучение соотношения длительностей не с арифметического расчета, а с представления об их временной взаимосвязи и связи с движением: четвертная длительность - шаг, восьмые - бег, половинная — остановка. В названии длительностей желательно использовать ритмослоги: «ти-ти» («бе-гом») - восьмые, «та» («шаг») - четвертная, «ту» («стой») - половинная, при этом обозначать длительности условными движениями («умными» ладошками): восьмые — хлопки в ладошки, четвертные — ладошки на стол или движение сверху вниз ребром ладони, половинные - ручки на пояс. Вводить понятия «четверть», «восьмая», «половинная» следует лишь тогда, когда дети будут свободно ощущать временную соразмерность звуков.

         При письме ритма на начальном этапе целесообразно использовать графическую запись палочками: короткие палочки соответствуют восьмым, длинные — четвертным нотам.

         Также важным является рассматривание ритма внутри определенного метра, а не как расплывчатое, не обусловленное музыкальным смыслом, чередование музыкальных звуков определенной длительности; в ритмическом задании должно присутствовать ощущение метра как внутренней пружины, направляющей течение музыки от одной сильной доли к другой.

          Для развития чувства метра можно использовать равномерное движение: хождение под песню, под инструментальное музыкальное произведение; подражательные движения, которые дети делают во время игры. Важное условие: метр необходимо отбивать, (отхлопывать) без остановок, без каких-либо отклонений от темпа.

        Ритмическим занятиям легче всего придавать форму игры, и привлекать к ней всех без исключения детей.

       Уже с первых шагов необходимо воспитывать у ученика умение охватить взором ритмическую фразу в целом и научить осознавать ее внутреннюю структуру, начиная с наиболее простых построений и постепенно продвигаясь к более сложным.

        Ритмируя слова, мы начинаем изучение соотношения длительностей:

    «Сказка про льва» иллюстрирует ритмические группы в двудольном размере: ЛЕ-ЕВ - половинная, БЕ-ЛОЧ-КА – четверть и две восьмые, КРО-КО-ДИЛ - две восьмые и четверть, ПО-РО-СЕ-НОК – четыре восьмые, Ё-ЖИК – две четвертных ноты.

       Далее это могут быть знакомые детям стихи, которые они читают, «проговаривая» ручками или ножками ритмический рисунок (ровное движение восьмыми и остановка в конце фразы):

«Наша Таня громко плачет...»,

« Раз-два-три-четыре-пять, вышел зайчик…»,

«Гуси, гуси, га-га-га…».

Затем песни, содержащие ритмическое движение только из восьмых и четвертей в размере 2/4:

песня-игра «Гости » К.Орф,

В.Калинников «Тень-тень»,

Украинская народная песня «Весёлые гуси»,

Французская народная песня «Большой олень»,

Т.Потапенко «Грибы»,

А.Филиппенко «Две лягушки»,

А.Филлипенко «Весёлый музыкант»,

Благ «Танец»,

Котляревский «Весёлый жук».

       Только когда дети смогут свободно, уверенно и выразительно отхлопывать, узнавать, выкладывать карточками ритмический рисунок знакомых песен, состоящий из восьмых и четвертей, можно ставить перед ними новую задачу осознания ритмических закономерностей.

Новая половинная длительность:

«Маляр» Лещинской,

«Уточка» Арцибашевой;

Затакт:

считалка «Серый волк пришел из сказки»,

«Зимняя пляска» Старокадомского;

Шестнадцатые:

«Соловейко» Филиппенко,

«Часы» Метлова,

«Котята» Чичкова;

Пауза:

«Две лошадки» Лешинской,

«На лошадке» Лепина.

   При ознакомлении детей с новым ритмическим материалом очень важно использовать наглядные пособия, понятные ребенку - карточки ритмов, схемы, так как зрительные образы облегчают восприятие музыкального ритма.

2.3. Сундук понятийного содержания

Звуки высокие, низкие, средние. Регистры

Клавиатура, клавиши. Октавы.

Нотоносец. Ноты.

Ключи: скрипичный, басовый.

Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар.

Лады: мажор, минор.

Тон, полутон. Строение мажорной гаммы.

Звукоряд, тональность. Ключевые знаки.

Гамма, ступени. Тоника, вводные звуки.

Устойчивые ступени. Опевание.

Устойчивое, неустойчивое окончание фраз.

Трезвучие мажорное, минорное.

Унисон, интервал, аккорд.

Интервалы: Прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, октава.

Заключение

Методический сборник поможет изучать данную сольфеджио как интересную, познавательную, увлекательную  дисциплину. В данном методическом пособии находятся шпаргалки с 1 по 8 класс, упражнения для разных этапов изучения,  а так же   о  дисциплине в целом.

Список литературы

1. Абдуллина, Г. В. Систематический курс занятий по сольфеджио. Методическое пособие для музыкальных факультетов педагогических вузов / Г.В. Абдуллина. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2004. - 116 c.

2. Далматов, Н. А. Музыкальная грамота и сольфеджио. Часть 2 / Н.А. Далматов. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 245 c.

3. Камозина, О. П. Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил - песенки, картинки, и разные истории! / О.П. Камозина. - М.: Феникс, 2012. - 816 c.

4 .Методическая разработка «Наглядно – игровые пособия на уроках сольфеджио в ДШИ»  https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-naglyadno-igrovie-posobiya-na-urokah-solfedzhio-v-dshi-428862.html