ПК 4.1.
календарно-тематическое планирование по теме
Выбирать УМК, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы - КТП) на основе нового образовательного стандарта и применять программы с учётом вида образовательного учреждения, особенности класса и отдельных обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Календарно – тематический план реализации рабочей программы по музыке 1 класс
(Программа Е. Д. Критской)
№ | Тема | Цель | Планируемые результаты | Музыкальный репертуар | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1 | Поэт, художник, композитор | Формировать представление о музыкальной культуре, как неотъемлемой части духовной культуры человека; с помощью разнообразной деятельности на уроке подвести учащихся к осознанию связи всех видов искусства. | Научатся: находить общее в стихотворном и художественном и музыкальном пейзаже; понимать, что виды искусства имеют собственные средства выразительности | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы;, обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения | Э. Григ «Утро», Я. Дубравин «Добрый день» |
2 | Музыка утра | Раскрыть перед учащимися выразительные и изобразительные возможности разных видов искусств в передаче чувств, мыслей, настроения человека от утренней природы. | Научатся: проводить интонационно-образный анализ ин-струментального произведения – чув-ства, характер, настроение | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи | П. И. Чайковский «Зимнее утро», Э. Григ «Утро», А. Ермолов «Новый день» |
3 | Музыка вечера | Расширить художественные представления детей о жанре вечернего пейзажа в музыке, живописи, поэзии. | Научатся: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого человека | В. Гаврилин «Вечерняя музыка», «Колыбельная Медведицы», В. Салманов «Вечер», А. Хачатурян «Вечерняя сказка» |
4 | Музыкальные портреты | Расширить знания детей об изобразительных возможностях музыкального искусства. | Научатся: проводить интонационно-образный анализ на примере музыки С. Прокофьева «Болту-нья», передавать раз-говор-диалог героев, настроение | Регулятивные: пре-образовывать прак-тическую задачу в познавательную. По-знавательные: узна-вать, называть и определять героев музыкального про-изведения. Комму-никативные: зада-вать вопросы; стро-ить понятные для партнёров высказы-вания | Развитие эмоцио-нального восприя-тия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической дея-тельности | П.И. Чайковский «Баба-Яга», С. С. Прокофьев «Болтунья» |
5 | Разыграй сказку | Воспитание интереса и уважения к своим истокам и к национальным особенностям своего народа через русский фольклор. | Научатся: вырази-тельно исполнять колыбельную песню, песенку-дразнилку, определять инстру-менты, которыми можно украсить сказка и игру, выде-лять характерные интонационные му-зыкальные особен-ности музыкального сочинения | Регулятивные: вы-бирать действия в соответствии с по-ставленной задачей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные спосо-бы решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятель-ности | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельно-сти и реализация творческого потен-циала в процессе коллективного му-зицирования | А. К. Лядов – «Баба Яга»; «Баба-Яга» - П. И. Чайковский – «Баба Яга», песенка-дразнилка «Баба Яга» обр. М. Иорданского |
6 | У каждого свой музыкальный инструмент | Формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | Научатся: исполнять песню по ролям и играть сопровождение на воображаемых инструментах, далее на фортепиано с учителем; понимать характер музыки, сочетание песенности с танцевальностью | Регулятивные: применять установленные правила. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задачРазвитие эмоционального восприятия произведений искусства. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности | «Полянка», «Трио рожечников», «У каждого свой музыкальный инструмент», видеоролик «Игра на волынке», «Зимняя сказка», «Народная плясовая» |
7 | Музы не молчали | Сформировать представления обучающихся о музыкальных произведениях, посвященных истории России, защитникам Отечества. | Научатся: объяснять понятия солист, хор, оркестр, отечество, память, подвиг, выразительно исполнять песни | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: ставить и формулировать проблемы Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки Регулятивные: предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа. Понимание значения музыкального искусства в жизни человека | Д. Трубачев «Будущий солдат», Главная тема из I части «Богатырская» симфония А. П. Бородина, А. Новиков «Учил Суворов», «Солдатушки, бравы ребятушки» |
8 | Музыкальные инструменты | Знакомство с тембрами музыкальных инструментов, умение проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, формулировка выводов. | Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы | Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности | Д. Кабалевский «Клоуны», звучание инструментов: фортепиано, балалайка, скрипка, барабан, волынка, «Веселый музыкант» Т. Попатенко, песня «Будущий солдат» |
9 | Мамин праздник | Развитие у детей позитивных эмоциональных реакций на образ матери в музыкальном искусстве. | Научатся: анализировать музыкальные сочинения, импровизировать на музыкальных инструментах, выразительно исполнять песни | Регулятивные: предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Этические чувства, уважительное отношение к родным: матери, бабушке. Положительное отношение к музыкальным занятиям | Песни М. Парцхаладзе (сл. М. Пляцковского) «Мамина песенка», «Песенка про папу» В. Шаинского, «Песенка Мамонтенка» из мультфильма «Мамонтёнок» В. Шаинского |
10 | Музыкальные инструменты | Учить различать разные виды инструментов: познакомить с тембрами русских народных инструментов. | Научатся: определять старинные, современные инструменты, определять на слух звучание лютни и гитары, клавесина и фортепиано | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; принимать участие в групповом музицировании | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования | Д. Кабалевский «Клоу-ны», звучание инстру-ментов: фортепиано, балалайка, скрипка, барабан, волынка, «Веселый музыкант» Т. Попатенко, песня «Будущий солдат» |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематический план реализации рабочей программы по музыке 2 класс
(Программа Е. Д. Критской)
№ | Тема | Цель | Планируемые результаты | Музыкальный репертуар | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1 | Русские народные инструменты | Познакомить с русскими народными инструментами, сформировать интерес к общению с музыкой, исполняемой на русских музыкальных инструментах, расширение кругозора, словарного запаса. | Научатся определять плясовые наигрыши, тембр музыкальных инструментов оркестра русских народных инструментов | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способов решения задач. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог | Наличие эмоционального отношения к искусству | «Во поле берёза стояла» (запись, оркестр русских народных инструментов), «Как на тоненький ледок», «Яблочко» (запись, балалайка и гитара), Г. Струве «Моя Россия» |
2 | Разыграй песню | Развитие умений и навыков вокального пения, формирование коммуникативной компетенции школьников через вокально-хоровую деятельность. | Научатся: разыгрывать народные игровые песни, песни-диалоги, песни-хороводы | Регулятивные: осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности Познавательные: оценивать процесс и результат деятельности Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности | «Светит месяц» русская народная плясовая, «Рукавички», «Свищет вьюга», «Ворон», «Калинка» |
3 | Музыка в народном стиле | Углубление в мир русской культуры с помощью русской народной и композиторской музыки в народном стиле. | Научатся: сопоставлять народную музыку с композиторской, уважать народные традиции | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: ставить и формулировать проблему Коммуникативные: строить монологическое высказывание, учитывать настроение других людей | Продуктивное сотрудничество, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих задач | «Светит месяц» русская народная плясовая, «Камаринская» – из «Детского альбома» П. И. Чайковского |
4 | Проводы зимы | Познакомить обучающихся с традициями празднования Масленицы. | Научатся: выявлять особенности традиционных праздников народов России. Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой деятельности | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника | Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности | «Проводы зимы» Л. Зыкина, «Как вставала я ранешенько», «Блины», Частушки |
5 | Сказка будет впереди | Знакомство с музыкальным театром, с оперой М. Коваля «Волк и семеро козлят». | Научатся: понимать музыкальную драматургию произведения. Развивать творческие способности. | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения. | Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений | Музыкальные фрагменты произведений главных героев оперы «Волк и семеро козлят» |
6 | Театр оперы и балета | Формирование целостного представления у школьников о театре оперы и балета, о его возможностях, средствах, способах, формах в процессе свободного творческого развития ребёнка в рамках урока. | Научатся: иметь представление о крупном музыкальном жанре - балет | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения | Внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого человека | «Марш» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева, «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки |
7 | Волшебная палочка | Формирование целостного пред-ставления у школьников о театре оперы и балета, о его воз-можностях, сред-ствах, способах, формах в процес-се свободного творческого раз-вития ребёнка в рамках урока. | Научатся: связывать жизненные впечатления с музыкальными образами | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности | «Марш» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева, «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки |
8 | Опера «Руслан и Людмила» | Познакомить учащихся с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила», раскрыть через художественный образ общечеловеческую тему добра и зла. | Научатся: определять героя, опираясь на его музыкальную характеристику | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования | Фрагменты из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила»: Речитатив и ария из II действия, «Марш Черномора», «Песня Баяна», «Песня о маме» |
9 | Какое чудное мгновенье! | Познакомить учащихся с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила», раскрыть через художественный образ обще-человеческую тему добра и зла. | Научатся: слушать увертюру и определять в ней характеристики главных героев | Регулятивные: применять установленные правила. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников. | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач. | Фрагменты из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила»: Речитатив и ария из II действия, «Марш Черномора», «Песня Баяна», «Песня о маме» |
10 | Симфоническая сказка «Петя и волк» | Создать условия для формирования у учащихся систематизированного представления о симфоническом оркестре, как о ярком явлении в музыкальной культуре. | Научатся: определять жанровые признаки и особенности музыкального языка, которые положены в основу музыкальных характеристик | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения. | Музыкальные фрагменты главных героев Симфонической сказки «Петя и волк» |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематический план реализации рабочей программы по музыке 3 класс
(Программа Е. Д. Критской)
№ | Тема | Цель | Планируемые результаты | Музыкальный репертуар | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1 | Святые земли Русской | Формирование представления образа Александра Невского в музыке, изобразительном искусстве. | Научатся выразительно, интонационно-осмысленно исполнить величания и песнопения; проводить разбор музыкального произведения; анализировать картину (икону). | Регулятивные: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; корректировать собственное исполнение; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: знакомиться с жанрами церковной музыки (величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты. Коммуникативные: участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов; строить монологическое высказывание; высказываться в процессе анализа музыки; участвовать в коллективном пении. | Приобщение к духовно-нравственным идеалам, к историческому прошлому своей Родины. | «Добрый день, вам» (мелодия « Величания»), Величание князю Владимиру и княгине Ольге, «Величание А. Невскому», Хор « Вставайте, люди русские!»
|
2 | Настрою гусли на старинный лад | Познакомить учащихся со значением гуслей в русском фольклоре; с образами русских богатырей в искусстве. | Научатся: напевно, используя цепное дыхание, исполнить былину и песню без сопровождения; исполнять аккомпанемент былины на воображаемых гуслях. | Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций. Познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; анализ текста; овладение логическими действиями сравнения, анализа. | Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности | «Русские гусли» (звучание), 1 часть «Богатырской» симфонии №2 А. П. Бородина. |
3 | Певцы русской старины | Раскрыть сущность выражения «певцы русской старины» на примерах произведений русских композиторов (М. Глинки, Н. Римского-Корсакова). | Научатся: воплощать музыкальные образы во время разыгрывания песни, импровизации | Регулятивные: формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия. Познавательные: расширение представлений о жанрах народной музыки, особенностях их исполнения, тембрах народных инструментов; понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами; выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке. Коммуникативные: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных образов национального фольклора. | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. | Вступление к опере-былине « Садко» Океан море синее», песня Садко «Ой ты, темная дубравушка», Хороводная песня Садко «Заиграйте мои гусельки», «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» |
4 | Народные традиции и обряды | Воспитание любви и уважения к фольклору (масленичные песни, частушки), как к источнику народной мудрости, знакомство с традициями древнейшего праздника Масленицы. | Научатся: воплощать музыкальные образы во время разыгрывания песни, импровизации | Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций. Познавательные: выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания из рабочей тетради. Коммуникативные: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов национального фольклора. | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования | Музыкальный ряд: русские народные песни, Н. А. Римский-Корсаков – отрывок из оперы «Снегурочка» |
5 | Звучащие картины | Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений, к творчеству, образного мышления и творческих способностей. | Научатся: воплощать музыкальные образы во время разыгрывания песни, импровизации | Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций; формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия. Познавательные: понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами; выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа. Коммуникативные: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных образов национального фольклора; разыгрывать народные песни по ролям. | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. | П. И. Чайковский «Времена года. Март», песня «Кап-кап» |
6 | Опера «Орфей и Эвридика» | Знакомство с содержанием древнегреческого мифа об Орфее и Эвридике, либретто оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка, понятиями «либретто» и «фурии»; углубление знаний об особенностях музыкальных жанров (опера, увертюра) | Научатся: воплощать музыкальные образы в пении, музицировании. | Регулятивные: составлять исполнительский план и последовательность действий. Познавательные: обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, об особенностях оперного спектакля; овладение логическими действиями сравнения, анализа. Коммуникативные: осуществлять поиск необходимой информации. | Формирование уважительного отношения к истории и мировой культуре. | «Хор фурий», «Мелодия» из 2-го действия оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюк, песня «Черепашонок» М. Протасов |
7 | Опера «Руслан и Людмила» | Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой М.И. Глинки « Руслан и Людмила» - шедевром русского оперного искусства. | Научатся: понимать музыкальную драматургию произведения. Развивать творческие способности. | Регулятивные: составлять исполнительский план и последовательность действий. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: осуществлять поиск необходимой информации. | Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений | Фрагменты из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила»: Речитатив и ария из II действия, «Марш Черномора», «Песня Баяна» |
8 | «Океан – море синее» | Сформировать представление учащихся о выражении в музыке образа морской стихии на примере темы «Океан – море синее» из оперы - былины «Садко». | Научатся: создавать «живую картину», формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности. | Регулятивные: составлять исполнительский план и последовательность действий. Познавательные: : накопление слуховых впечатлений и знаний о средствах и формах (вариационная) музыкальной выразительности; умение выполнять задания из рабочей тетради. Коммуникативные: формирование навыков коммуникации, сотрудничества; участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация); рассуждать о смысле и значении вступления к опере. | Формирование смыслов учебной деятельности ребенка через развитие его творческого потенциала в игровой музыкальной деятельности. | Н.А. Римский – Корсаков - фрагменты из оперы-былины «Садко» |
9 | Балет «Спящая красавица» | Формирование эмоционально-осознанного восприятия художественных образов балета, укрепление понимания взаимосвязи музыки, хореографии, изобразительного искусства, литературы. | Научатся: проводить интонационно-образный анализ | Регулятивные: умение самостоятельно выполнять задания из рабочей тетради; реализовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа; сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи; исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из балета. Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; рассуждать о смысле и значении вступления к опере. | Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений | Вальс из балета «Спящая красавица» П. И. Чайковского, фрагмент балета «Спящая красавица» - «Две феи», Сцена на балу из второго действия балета «Спящая красавица», песня «Улыбнись весне», музыка и слова Т. Боровик. |
10 | В современных ритмах | Сформировать представление о жанре мюзикла как об одном из музыкально-сценических жанров музыки. | Научатся: воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений. | Регулятивные: мотивированный выбор форм участия в исполнении фрагментов оперы (вокализация, драматизация, инсценирование); Познавательные: постижение интонационно-образной выразительности музыки, особенностей ее развития, музыкальной драматургии в целом при знакомстве с жанром мюзикла; готовность к логическим действиям; исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер. | Осознание триединства композитор-исполнитель-слушатель и роли каждого из них в создании и бытовании музыки; участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. | Аудиозаписи, видеозапись мультфильм «Волк и семеро козлят» |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематический план реализации рабочей программы по музыке 4 класс
(Программа Е. Д. Критской)
№ | Тема | Цель | Планируемые результаты | Музыкальный репертуар | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1 | Зимнее утро. Зимний вечер | Сформировать и развить у учащихся представления о красоте окружающего мира через произведения искусства. | Научится эмоционально выражать свое отношение к искусству, соотносить выразительные и изобразительные интонации. | Регулятивные: развернутость анализа музыкального сочинения. Познавательные: владение словарем музыкальных терминов в процессе размышлений о музыке. Коммуникативные: поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе исполнения музыки. | Понимание жизненного содержания классической музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к ней. | П. И. Чайковский «Зимнее утро», М. Яковлев «Зимний вечер» |
2 | Опера «Иван Сусанин» | Знакомство учащихся с понятием «опера» на примере оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин» | Научится определять характер, чувства, внутренний мир человека через прослушивание арии. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. | Фрагменты из оперы «Иван Сусанин» - «Бал в замке польского короля», «Полонез», «Мазурка» М. И. Глинки |
3 | Исходила младёшенька | Сформировать представление о роли русской народной песни в произведениях русский композиторов. | Научится наблюдать за развитием драматургии оперы | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. | Вступление к опере «Хованщина» М. П. Мусоргский, «Рассвет на Москве реке», Песня Марфы «Исходила младёшенька» из оперы «Хованщина» |
4 | Русский восток. Восточные мотивы | Формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей культуры. | Научится слышать восточные интонации в музыке русских композиторов: М. И. Глинки и М. П. Мусоргского | Регулятивные: планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа. Познавательные: наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произведений. Коммуникативные: совершенствование представлений учащихся о толерантности к культуре других народов. | Готовность выражать свое отношение к искусству. | Фрагменты из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»: Каватина Людмилы (из 1-го д.), Речитатив и ария Руслана (из 2-го д.), Персидский хор (из 3-го д.), Восточные танцы в замке Черномора: Турецкий, Арабский (из 4-го д.); Симфоническая сюита Н. Римского-Корсакова «Шехеразада» (1часть, фрагмент). |
5 | Балет «Петрушка» | Знакомство с балетом И.Ф. Стравинского «Петрушка». Формирование музыкального образа ярмарки на примере русского фольклора и творчества И. Ф. Стравинского. | Научится распознавать художественный смысл музыки, понимать роль музыки в жизни человека. | Регулятивные: Использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: узнавать, называть знакомые интонации. Коммуникативные: продуктивно сотрудничать со сверстниками при инсценировании сцены из балета. | Реализация творческого потенциала, готовность выражать свое отношение к искусству. | Аудиофрагменты балета «Петрушка» |
6 | Театр музыкальной комедии | Расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся, связанных с «путешествиями» в музыкальный театр. | Научится ориентироваться в разнообразии музыкального искусства. | Регулятивные: оценка воздействия музыкального сочинения на собственные чувства. Познавательного: узнавать, называть жанры. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Реализация творческого потенциала, готовность выражать свое отношение к искусству. | Аудиофрагменты балета «Петрушка» |
7 | Исповедь души | Познакомить учащихся с творчеством композитора Ф. Шопена и учится понимать чувства, выраженные в музыке. | Научится размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. | Регулятивные: планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа. Познавательные: наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произведений. Коммуникативных: продуктивно сотрудничать со сверстниками. | Уважительное отношение к истории и культуре польского народа. | Ф. Шопен «Прелюдия №7», «Этюд №12» |
8 | Мастерство исполнителя | Передать ценный духовный опыт в связи литературных и музыкальных произведений, на примере басни И. А. Крылова “Квартет” и определить роль музыки в литературном жанре “басня”. | Научится называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. | Регулятивные: проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки. Познавательные: владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке. Коммуникативные: определение способов взаимодействия. | Расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой. | А. П. Бородин - музыкальные фрагменты |
9 | Музыкальные инструменты | Познакомить учащихся с историей зарождения и развития музыкальных инструментов России оркестра русских народных инструментов. | Научится воспринимать музыку инструментальных жанров, Возможность научиться реализовывать собственные творческие замыслы в пении. | Регулятивные: оценка собственной музыкально-творческой деятельности и работы одноклассников в разных формах взаимодействия. Познавательные: наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произведений различных стилей. Коммуникативные: участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства. | Формировать фонотеку, библиотеку, видеотеку. | Музыкальные фрагменты звучания русских инструментов |
10 | Праздников праздник, торжество из торжеств | Познакомить детей с пасхальными песнями, традициями; пробудить интерес к старинным русским традициям. Формировать представление о народной художественной культуре, показать ее национальное своеобразие. | Научится воспринимать пасхальное песнопение. Получит возможность научиться владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения. | Регулятивные: проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки. Познавательные: наличие устойчивых представлений о музыкальном языке жанров религиозной музыки. Коммуникативные: Совершенствование представлений о русской музыкальной. культуре. | Понимание жизненного содержания религиозной музыки | Молитва «Ангел вопияще» П. Чесноков, тропарь «Иисус Воскрес», Песни Н.Тананко «Только добротой сердец» и «Христос Воскрес», русская народная песня «Не шум шумит» |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематический план реализации рабочей программы по музыке 5 класс
(Программа Е. Д. Критской)
№ | Тема | Цель | Планируемые результаты | Музыкальный репертуар | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1 | Третье путешествие в музыкальный театр | Сформировать представление учащихся о мюзикле, как жанре музыкально-литературного искусства. | Слушание музыкальных произведений. Анализировать музыкальные фрагменты. Словесное рисование. Вокально-хоровая работа. | Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через театр, кино, телепередачи. | Уметь определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства. Развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования. | Э. Ллойд: Мюзикл «Кошки» |
2 | Что роднит музыку с изобразительным искусством | Показать на примере произведений музыки и изобразительного искусства общность понятий и терминов этих видов искусств. | Выделить средства музыкальной выразительности. Сравнивать, формулировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям. Умение анализировать музыкальные фрагменты. Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. | Формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну. Развитие музыкально эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. | Знать понятия, что роднит музыку и изобразительное искусство. Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства. | О. Лассо «Эхо», Г. Струве «Веселое эхо», М. Мусоргский «Два еврея, богатый и бедный», «Моя Россия» Г. Струве |
3 | «Небесное и земное» в звуках и красках | Сформировать интерес к высшим достижениям музыкального и изобразительного искусства. | Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. | Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. | Расширить представления обучающихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы. | «Ave Maria» Ф. Шуберт, Г. Струве «Матерям погибших героев» |
4 | Звать через прошлое к настоящему | Сопоставить образ Александра Невского в музыке и изобразительном искусстве через триптих П. Корина и кантату С. Прокофьева. | Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. Анализировать и обобщать многообразие связей между музыкой и изобразительным искусством. Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и искусства. Самостоятельно подбирать сходные произведения изобразительного искусства к изучаемой теме. | Показать, что музыка может изображать картины жизни, что у неё есть свои краски, тембр. Дать возможность почувствовать учащимся, что каждый может услышать в мыслях то, что на самом деле не звучит в этот момент, сопоставив разные по настроению картины. | Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить своё впечатление. | С. С. Прокофьев кантата «Александр Невский» части: «Песнь об Александре Невском», «Вставайте люди русские», видеофрагмент из кинофильма С. Эйзенштейна «Александр Невский» |
5 | Музыкальная живопись и живописная музыка | Развитие музыкального, образно – ассоциативного мышления учащихся через выявление общности и живописи в образном выражении состояний души человека. | Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства. Знать определение понятия «музыкальный пейзаж». Уметь выразить цветом в рисунке свои музыкальные ощущения и передать настроение композитора. | Одухотворенность природы в произведениях искусства. Черты общности и отличия в воплощении пейзажа в изобразительном искусстве и муз зыке. Передача настроения весенней радости в пьесе П. Чайковского «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года». | Формирование уважения к истории, культурным и историческим деятелям. Формировать уважение к природе. | Фрагменты из оперы «Садко» Римского-Корсакова, песни «Волшебный мир искусства» муз. А. Ермолова, сл. К. Кряжевой, песня «Всюду музыка живёт» Я. Дубравина |
6 | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве | Дать представление о колокольном звоне, как явлении музыкального и изобразительного искусств. | Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. Анализировать и обобщать многообразие связей между музыкой и изобразительным искусством. Знать музыкальные и живописные средства выразительности. Исполнять эмоционально и слажено песню. | Расширение представлений обучающихся о жизненных прообразах и народных истоках музыки (на примере произведений отечественных композиторов – С. Рахманинова и В. Кикты. Показать взаимосвязь музыки и живописи через песенность природы и пейзажность русской народной песни. | Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей. | С. Рахманинов 3 и 4 части сюиты, русская народная песня «Вечерний звон», колокольный звон, Г. Свиридов музыкальная иллюстрация «Тройка». |
7 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве | Способствовать формированию у обучающихся интереса к классическому искусству. | Расширение представлений о выразительных возможностях скрипки, её создателях и исполнительском мастерстве скрипачей. | Личностные: расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства. Познавательные: сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох. Регулятивные: самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров. Коммуникативные: самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки. | Освоение духовно-нравственных ценностей – через восприятие образцов музыкальной и художественной культуры. | И. С. Бах «Чакона», П. И. Чайковский «Мелодия», А. Шнитке «Concerto grosso» |
8 | Волшебная палочка дирижёра | Показать особое значение роли дирижёра при исполнении симфонической музыки; познакомить с историей возникновения дирижерской палочки. | Раскрытие особого значения дирижёра в исполнении симфонической музыки. | Личностные: вхождение в мир духовных ценностей музыкального искусства. Познавательные: формирование интереса к специфике деятельности дирижёра. Регулятивные: оформление жизненно-музыкальных впечатлений в речевой деятельности. Коммуникативные: осуществление исследовательской деятельности, посвящённой творчеству разных исполнителей, музыкантов, дирижёров. | Коммуникативная компетентность в различных видах деятельности: пении, слушании музыки, дирижировании. | Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А.Римского – Корсакова, 4 часть симфонии №4 П. И.Чайковского, вальс цветов из балета «Щелкунчик» П. И Чайковского, увертюра к мюзиклу «Кошки» Э. Л.Уэббера, нотный текст песни «Песенка о прекрасных вещах» из мюзикла «Звуки музыки». |
9 | Образы борьбы и победы в искусстве | Раскрыть художественный образ одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры – Симфонии №5 Л. Бетховена. | Раскрытие образного строя Симфонии №5 Бетховена. | Личностные: развитие культуры восприятия, творческого отношения к музыкальной деятельности. Познавательные: формирование умений устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Регулятивные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей. Коммуникативные: умение оценивать собственные возможности решения учебной задачи. | Патриотическое отношение к Отечеству. | Песня «Крым» музыка и слова А. Ермолова, Л. В. Бетховен «Симфония №5» (I-я часть), А. Бородин «Симфония №2» «Богатырская» (I-я часть). |
10 | Застывшая музыка | Раскрытие взаимообогащающих связей между различными сферами искусства на примере синтеза музыки и архитектуры. | Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. | Личностные: вхождение в мир духовных ценностей музыкального и изобразительного искусства. Познавательные: стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с новыми произведениями различных жанров. Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки. Коммуникативные: владение навыками работы с учебниками, словарями, Интернетом. | Восприятие духовной музыки и архитектуры. Полюбить великое прошлое родной земли. | А. Вивальди «Времена года. Осень», «Греческий распев 17 века. Богородице Дево, радуйся», И. С. Бах Органная прелюдия Соль-минор, С. Рахманинов «Богородица Дева, радуйся», П. И. Чайковский «Богородице Дево, радуйся!» |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематический план реализации рабочей программы по музыке 6 класс
(Программа Е. Д. Критской)
№ | Тема | Цель | Планируемые результаты | Музыкальный репертуар | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1 | Образы скорби и печали | Развитие музыкальной культуры учащихся. | Знать основные факты из жизни и творчества В. А. Моцарта и Дж. Перголези, связанные с написанием кантаты и реквиема; Понятия: кантата, реквием, полифония Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере). | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере). | Д. Б. Перголези «Stabat Mater» Кантата, В. А. Моцарт: «Реквием» |
2 | Фортуна правит миром | Формировать представление о стилевом многообразии музыки XX века. | Знать особенности творчества К. Орфа; -понятие фортуна; - кто такие ваганты. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ; Приобретение навыков работы с сервисами Интернета. | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера | Фрагменты сценической кантаты «Кармина Бурана» К. Орфа |
3 | Авторская песня: прошлое и настоящее | Осознание связи музыки с жизнью: жизнь – источник музыки, на знакомстве с одним из видов отечественной музыкальной культуры – авторская песня. | Знать историю развития авторской песни; -особенности и жанры авторской песни Уметь называть имена исполнителей авторской песни. | Формирование навыков сотрудничества, совместной работы в парах или группы; Совершенствование видов речевой деятельности; умений выражать ценностные суждения и/или свою позицию по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и личностных ценностях, нравственно-эстетических нормах, эстетических ценностях, навыка рефлексии, анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий. | Формирование ориентиров для социальной, культурной самоидентификации, осознания своего места в окружающем мире; Знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества. | «Посвящение друзьям» слова и музыка Б. Окуджава, «Гаудеамус» международный студенческий гимн |
4 | Джаз - искусство ХХ века | Сформировать у учащихся представление о джазе, как об одном из современных направлений в музыке. | Знать историю развития джаза; -отличительные особенности блюза и спиричуэла -понятия: импровизация, обработка Уметь называть имена джазовых музыкантов. | Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения джазовой музыки; Сравнение изложения одних и тех же сведений об искусстве джаза в различных источниках, включая Интернет. | Понимание социальных функций джазовой музыки в жизни людей разных стран. | «Господи, что за утро», «Вернёмся с Иисусом» (спиричуэлс), «Сегодня я пою блюз» (блюзовая композиция), Дж. Гершвин. «Любимый мой», «Караван» (Д. Эллингтон, Л. Утёсов), М. Минков «Старый рояль» |
5 | Вечные темы искусства и жизни | Развитие эстетической, эмоциональной отзывчивости к произведениям. | Знать понятия: Вокальная и инструментальная музыка; -камерная и симфоническая музыка; -программная и непрограммная музыка; | Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности | Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности. | Д. Б. Перголези «Stabat Mater» Кантата, В. А. Моцарт: «Реквием» |
6 | Могучее царство Ф. Шопена | Познакомить учащихся с творчеством Фредерика Шопена и осознание стилистических особенностей его музыки. | Знать основные моменты творчества Ф.Шопена, повлиявшие на создание тех или иных музыкальных произведений; различные жанры фортепианной миниатюры Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации | Формирование уважительного отношения к музыкальной культуре и ценностям другого народа; | Видеоряд: фрагмент Вальса №7 Ф. Шопена в исполнении Д. Мацуева, Ноктюрн №20 Ф. Шопена, отрывок из х/ф «Пианист» Романа Полански, песня Е. Ваенги «Шопен», отрывки из фильма «Гордость и предубеждение» Джо Райта, «Русский вальс» А. Пахмутовой |
7 | Ночной пейзаж | Познакомить учащихся на примере произведений композиторов, поэтов и художников с жанром камерной музыки – Ноктюрн. | Знать понятие ноктюрн; Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки; Выявлять средства художественной выразительности | Установление аналогий, классификация, самостоятельный выбор критериев для классификации, установления причинно-следственных связей, построения логических рассуждений, умозаключений, выводов об особенностях жанра ноктюрна. | Актуализация имеющихся знаний и слуховых представлений о жанре ноктюрна в творчестве различных композиторов. | Ноктюрны: В. А. Моцарт, А. П. Бородин, Ф. Шопен |
8 | Инструментальный концерт | Дать представление о жанре инструментального концерта, о том, когда и как он возник, как развивался. | Знакомство с жанром инструментального концерта, расширение представлений о программной музыке. | Личностные: совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и художественной информацией. Познавательные: оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности. Усвоение словаря музыкальных терминов. Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки. Коммуникативные: формирование адекватного поведения в различных учебных, социальных ситуациях в процессе музицирования. | Духовное многообразие современного мира. Восприятие природы как эстетическая, нравственная составляющая жизни человека | Музыкальные фрагменты из сюиты Г. Свиридова «Метель» |
9 | Космический пейзаж | Сформировать у детей представление о космосе, через музыку А. Н. Скрябина, Э. Н. Артемьева, картины Чюрлёниса, поэзию русских поэтов. | Осмысление «звукового мира» Ч. Айвза и Э. Артемьева. Осознание функций современной музыки в жизни общества. | Личностные: осмысление новых средств музыкальной выразительности в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа Познавательные: осмысление новых средств музыкальной выразительности в процесс интонационно-образного жанрово-стилевого анализа. Регулятивные: развитие умений речевого высказывания.. Коммуникативные: формирование устойчивых умений работы с различными источниками информации о музыке. | Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в природе, в искусстве. | Космический пейзаж Ч. Айвз, «Мозаика» Э. Артемьев, «Трава у дома» В. Мигуля |
10 | Образы симфонической музыки | На примере музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» рассмотреть возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. | Овладение основами музыкальной грамотности, способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью. Расширение представлений о связях музыки и литературы на примере музыкальных иллюстраций Свиридова. | Личностные: эмоционально-ценностное отношение к явлениям жизни и искусства. Познавательные: формирование собственной позиции, рефлексия, смысловое чтение. Регулятивные: оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней. Коммуникативные: формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции. | Нравственно-эстетическое восприятие родной природы. Воспитание нравственно - духовных ценностей: семья, долг, честь, нравственный выбор, развитие патриотических чувств. | Симфония №5 оркестр, видео-клип к симфонии №5, песня «Ты человек» |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематический план реализации рабочей программы по музыке 7 класс
(Программа Е. Д. Критской)
№ | Тема | Цель | Планируемые результаты | Музыкальный репертуар | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
1 | Сюжеты и образы духовной музыки | Познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов. | Прочувствовать общность и разницу духовных, христианских сочинений на примере «Высокой мессы» И.-С. Баха и «Всенощного бдения» С.В. Рахманинова. | -в приведённых музыкальных примерах духовной и светской музыки, распознать какие из них относятся к светской музыке, а какие к духовной. -жанрово-стилевой анализ духовной музыки, выбор способов интонационно-образного восприятия произведений, логически-сравнительный анализ сочинений, саморегуляция волевых усилий в процессе слушания и разучивания произведений. -самостоятельно дать оценку себе самому и своему однокласснику в процессе выполнения заданий музыкальной викторины на определение светской и духовной музыки. | Вокализировать знакомые мотивы духовных сочинений «Реквием» В.-А. Моцарта, «Духовный концерт» М. С. Березовского, песни иеромонаха Романа и Б. Ш. Окуджавы. Через личное отношение к духовным сочинениям, осознать сопричастность к сохранению и востребованности культурного наследия. Через музыку соприкоснуться с множеством противоречий, самых различных оттенков людских переживаний и страстей. | С. Рахманинов «Всенощное бдение», И. С. Бах «Высокая месса» | |
2 | Музыка к драматическому спектаклю Д. Кабалевского «Ромео и Джульетта» | Познакомить учащихся с творчеством композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского, его музыкальными зарисовками к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта» | Выявлять контрастности образных сфер театральной музыки; понимать музыкальные характеристики главных героев спектакля или его сюжетные линии | -выявлять (распознавать) особенности музыкального языка, музыкальной драматургии и средств выразительности. Поиск ответа на вопрос: «О каких проблемах жизни современного человека заставляет задуматься музыка «Гоголь - сюита»?» -размышлять о модификации жанров, используя наработанные навыки и музыкальный словарь. -обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. - увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ. | Понимать социальные функции музыки (познавательная, коммуникативная, эстетическая, практическая, воспитательная, зрелищная и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни. Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны. | Музыкальные фрагменты спектакля «Ромео и Джульетта» | |
3 | «Гоголь-сюита» из музыки А. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» | Познакомить обучающихся с творчеством А. Шнитке на примере «Гоголь-сюиты». | Выявлять контрастности образных сфер театральной музыки; понимать музыкальные характеристики главных героев спектакля или его сюжетные линии | -выявлять (распознавать) особенности музыкального языка, музыкальной драматургии и средств выразительности. Поиск ответа на вопрос: «О каких проблемах жизни современного человека заставляет задуматься музыка «Гоголь - сюита»?» -размышлять о модификации жанров, используя наработанные навыки и музыкальный словарь. -обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. - увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ. | Понимать социальные функции музыки (познавательная, коммуникативная, эстетическая, практическая, воспитательная, зрелищная и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни. Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны. | «Гоголь-сюита» Альфреда Шнитке: «Увертюра», «Завещание», «Шинель» | |
4 | Музыкальная драматургия - развитие музыки | Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки. | Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки. | -Вокализация музыкальных тем: «Ты река ль, моя реченька», «У зори-то, у зореньки», «Реченька». Определить общие и различные интонации народных мотивов, используя «цветик-семицветик». -самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач (У. стр. 90-91) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ. | Продолжать постигать мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности, через закономерности музыкальной драматургии целого произведения и составляющих его частей. | Фуга ля минор для органа И. С. Баха, «Высокая месса» - месса си минор И. С. Баха: ария «Aqnus Dei» из «Высокой мессы» си минор, песня «Родина моя» Д. Тухманова, Р. Рождественского. | |
5 | Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка | Познакомить обучающихся с двумя направлениями музыкальной культуры: светской и религиозной музыки на примерах знакомых уже произведений. | Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки. | -Умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства. -оценивание добытой информации с точки зрения ее качества, полезности, пригодности, значимости для усвоения учебной темы, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности. | Продолжать постигать мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности, через закономерности музыкальной драматургии целого произведения и составляющих его частей. | П. Чесноков «Да исправится молитва моя», И. Бах «Kyrie, eleison!» из «Высокой мессы ми минор», И. С. Бах «Gloria in excelsis Deo», С. Рахманинов «Придите, поклонимся», П. И. Чайковский «Ноктюрн до-диез минор» | |
6 | Камерная инструментальная музыка | Показать особенности драматургии камерной инструментальной музыки. | Познакомить с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф. Лист, и Ф. Бузони; | -Актуализировать музыкальный опыт и вспомнить те классические музыкальные произведения, к которым обращались музыканты с целью их новой интерпретации. -на примерах народных мотивов и использования народных тем в симфонической музыке, проследить вариационность и рондообразность, чтобы усвоить значение секвенции и имитации. | Осмыслить некоторые черты, свойственные музыке эпохи романтизма. Предполагать и фантазировать об ушедшем и на мгновенье вернувшемся времени, соединяя иллюстрации музыкальные и живописные | Музыкальные фрагменты: М. И. Глинка – М. А. Балакирев «Жаворонок», Н. Паганини – Ф. Лист «Каприс 24»; Ф. Шуберт – Ф. Лист «Лесной царь» | |
7 | Транскрипция | Показать особенности драматургии камерной инструментальной музыки. | Раскрыть понятия «транскрипция» и «интерпретация» в музыке. Познакомиться с мастерством знаменитых пианистов Европы. | Личностные: расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства. Познавательные: понимание роли интеграции искусств в развитии музыкальной культуре мира. Регулятивные: самостоятельная оценка или анализ собственной учебной деятельности. Коммуникативные: владение навыками сбора информации о музыке. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской и других видов деятельности. | Музыкальные фрагменты: М. И. Глинка – М.А. Балакирев «Жаворонок»; Н. Паганини – Ф. Лист «Каприс 24»; Ф. Шуберт – Ф. Лист «Лесной царь» | |
8 | Циклические формы инструментальной музыки | Показать особенности драматургии камерной инструментальной музыки. | Освоение духовно-нравственных ценностей современной академической музыки, особенности развития инструментального концерта, сюиты. Представление о полистилистике на примере музыки А. Шнитке. | Личностные: осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров. Познавательные: проявление интереса к собственной творческой деятельности. Регулятивные: развитие навыков добывания информации о музыке. Коммуникативные: умение аргументировать собственную точку зрения. | Уважение к прошлому своей страны. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, способность вести диалог и достигать в нём взаимопонимания. | А. Шнитке «Concerto Grosso №1» | |
9 | Соната | Уметь дать общую характеристику музыкальному произведению сонате «Лунная» Л. В. Бетховена. | Знакомство с камерной инструментальной музыкой на примере жанра сонаты. | Личностные: нравственно-этическая ориентация. Познавательные: усвоение терминов музыкального языка и художественного языка других видов искусства, их сравнение. Регулятивные: развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения как фундамента творческого воображения. Коммуникативные: развитие навыков постановки проблемных вопросов во время поиска и сбора информации о музыке, музыкантах. | Формирование целостного мировоззрения, охватывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. | Л. В. Бетховен «Лунная соната», Э. Григ «Соната для виолончели и фортепиано» | |
10 | Симфоническая музыка | Формирование основ музыкальной грамотности о жанрах музыкального искусства. | Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. | Знакомство с шедеврами русской и зарубежной музыкальной классикой, представление о жанре симфонии как романе в звуках. | Личностные: расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства. Познавательные: сопоставление терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий. Регулятивные: проявление умений создавать презентации. Коммуникативные: способность вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной и художественной культуры. | «Трус не играет в хоккей» А. Пахмутовой, «Симфония №40» В. А. Моцарта, «Надежда» муз. А. Пахмутововой, «Пора начать урок!» Е. Попляновой |