ПК 4.3.
методическая разработка на тему
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области общего образования на основе изучения самоанализа и анализа деятельности других педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесберегающие технологии на уроке музыки | 25 КБ |
Проблемно-диалоговая технология на уроке музыки | 19.55 КБ |
Игровая технология на уроке музыки | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на уроке музыки.
Класс: 1
Тема урока: «Но на свете почему-то торжествует доброта»
Тип урока: Урок первичного изучения знаний
Планируемые результаты:
Метапредметные: анализ, синтез, обобщение, сравнение, взаимосвязь музыки и кинематографа.
Предметные: развивать культуру слушателя, уметь анализировать прослушанные произведения
Личностные: прививать любовь к русской музыке, мультфильмам, формировать эстетические чувства у ребенка.
Оборудование: фортепиано, компьютер, музыкальный центр, видеофрагменты советских мультфильмов, аудиозапись песни «Ели с другом вышел в путь», аудиозапись произведения «Балет невылупившихся птенцов» (М.П. Мусоргский)
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1. Организационный (2 мин) 2.Актуализация знаний (4 мин) 3. Моделирование проблемной ситуации (6 мин) 4. Физминутка (5 мин) 5 Организация слушательской деятельности 6. Организация исполнительской деятельности | - Ребята, сегодня мы с вами поговорим о самом любимом вашем жанре — мультфильмах. Я, думаю, что вы со мной согласитесь, что мультфильмы любят все — и взрослые, и дети. Они любят их за юмор, веселье, любят за доброту. А как вы думаете, какую роль играет музыка в мультфильмах? - Хорошо. А какие мультфильмы вы смотрели? - Насколько музыка сосуществует с действием на экране? - Отлично. Скажите мне, ребята, а какой бы мультфильм вам хотелось создать? - Кому-то хочется веселый, а кому-то грустный. А почему так? - Верно, ребята. А о чем бы рассказывал это мультфильм? - А какая бы музыка в нем звучала? - Но создавать мультфильм очень трудная работа, вы, наверняка все устанете. Поэтому мы сейчас с вами проведем гимнастику. Встаем на ноги и повторяем за мной. - «Мы хлопаем в ладоши. Хлоп, хлоп, хлоп. Мы топаем ногами. Топ, топ, топ. Покачали головой Раз, два, три. Мы подняли руки вверх. Опустили руки вниз. Аккуратно наклонились Встали и повеселились!» - Молодцы! Как вам всем известно, чтобы вы смогли увидеть мультфильм, его сначала рисуют: всех его персонажей. Вот и сейчас я предлагаю вам нарисовать одного персонажа произведения, которые мы прослушаем. Называется оно - «Балет невылупившихся птенцов» М.П. Мусоргского. Ваша задача нарисовать такого птенца, какого вы представите во время прослушивания. - А теперь давайте посмотрим, у кого какие птенцы получились. - Отлично! Кто-то из вас сегодня говорил о мультфильме «Кот Леопольд». Это было очень кстати, поскольку на сегодняшнем уроке мы будем разучивать из этого мультфильма. Называется она «Если с другом вышел в путь». Но сначала мы сделаем небольшую дыхательную гимнастику. 1.Вдох и выдох через нос. (Вдох - глубокий, выдох - длительный, плавный). 2.Вдох через нос, выдох через рот. (Если выдох через рот не получается, зажать нос пальцами). 3.Вдох через рот, выдох через нос. 4.Вдох и выдох через рот. 5.Комбинированный вдох. Задержка дыхания, выдох через нос. Задержка дыхания, выдох через рот слегка приоткрытый). - Молодцы, а теперь распеваемся. Первое распевание на одном звуке. - Хорошо. Следующая распевка - «ми ре до». Спускаемся словно по ступенькам (учитель показывает) Теперь повторяем. - Отлично. Дальше мы будем петь следующее слово: «Визория». Послушайте. (учитель показывает). Теперь вы. - Молодцы, ребята. Наш голосовой аппарат готов к работе! | Большую. Она помогает главным героям раскрыться, а также помогает нам понять, какое действие сейчас происходит. - «Кот Леопольд», «Ну, погоди!». - Она характеризует героев, их действия и поступки. - Очень веселый, смешной. - Грустный. - У каждого свое представление мультфильма. Потому люди не могут думать одинаково. - О жизни насекомых. - О друзьях, которые помогают друг другу. - Веселая, были бы песни о дружбе. Дети встают и повторяют за учителем. Пока звучит музыка дети рисуют. Технология Арт-терапия Дети демонстрируют классу свои рисунки. Дети подготавливают свой голосовой аппарат к пению с помощью дыхательной гимнастики (для правильного дыхания во время пения) и распевания (для ровного ведения звука и правильной интонации) | П (получение новых знаний) К (сотрудничество с учителем, ответы на вопросы) |
-
Предварительный просмотр:
Проблемно-диалоговая технология
Класс: 5
Тема урока: Опера-былина «Садко»
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний
Планируемые результаты:
Метапредметные: мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности; проследить взаимосвязь литературного текста и музыкального сопровождения
Предметные: выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; завершить разучивание песни «Маленький принц» (Таривердиев).
Личностные: Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России и других стран.
Оборудование: проигрыватель, флеш – накопитель, видеопроектор, экран, презентация, компьютер, аудиозапись песни «Маленький принц» (Таривердиев), аудиозапись произведений «Ой ты, тёмная дубравушка», «Зайграйте мои гусельки», «Колыбельная Волховы», «Океан-море синее», «Появление лебедей и их сказочное превращение», Песни заморских гостей, ноты песни «Маленький принц» (Таривердиев), фортепиано.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
4.Изучение нового материала (6 мин) 5. Организация слушательской деятельности. (20 мин) | Сегодня мы с вами поближе познакомимся с его оперой былиной «Садко». Именно о ней мы будем сегодня говорить и о произведениях, прозвучавших в ней. Итак, как будет называться тема нашего урока? - В первую очередь перед прослушиванием оперы мы знакомимся с либретто к ней. Кто знает что такое либретто? - Верно. Это краткое содержание оперы. Оно представляет собой литературно-драматическую основу оперы. Прослушав либретто, мы можем услышать вступление к опере. Называется оно «Океан-море синее». Николай Андреевич очень любил море. И не только он, многие художники очень часто изображают на своих полотнах морские пейзажи(на слайде картины Айвазовского «Волна», «Девятый вал», Л. Лагорио «Маяк», У. Тернера «Последний рейс корабля «Отважный»). А сейчас мы послушаем, как Римский-Корсаков видел море. А вы потом мне скажете, какая это была музыка? Каким вы представили себе океан-море? Бушующим, взволнованным, грозным, опасным? Или тихим, спокойным, плавным, неторопливым? - Итак, ребята. Каким же вы представили себе океан-море? - А какую динамику использует композитор, чтобы показать это? - Верно, ребята. А было ли что-то таинственное в этой музыке? - Сейчас мы с вами еще раз прослушаем это произведение, но не просто так. Постарайтесь понять, как композитор изображает волны? С помощью чего? Слушайте внимательно главную мелодию. - Итак, ребята, с помощью чего композитор изображает волны? - Верное. Этот прием можно назвать «звуковые волны», когда композитор использует три рядом стоящих звука, чтобы изобразить море и волны. Послушайте, как это звучит (играю) - Напомните-ка мне, кем был Садко? - А кто такой гусляр? - Верное. Посмотрите на экран. Что из этих инструментов является гуслями? - Хорошо. Сейчас мы с вами прослушаем песнь Садко, которая называется «Заиграйте, мои гусельки». Вашей задачей будет внимательно ее послушать и составить синквейн, который сможет ее описать. Напоминаю, что синквейн будет состоять из одного существительного, двух глаголов, и трех прилагательных. - Что у вас получилось? - Сейчас мы с вами попробуем пропеть мелодию этой песни. Слушайте внимательно и смотрите на мою руку, а потом мы попробуем спеть под музыку. Молодцы. | - «Опера-былина «Садко»» - Краткое содержание. Дети слушают вступление к опере «Океан-море синее» - Бушующим, взволнованным, опасным, грозным. - От пиано до форте. Крещендо и диминуэндо. - Да, было. - С помощью плавного движения мелодии, с помощью звуков, стоящих рядом друг с другом. - Гусляром. - Тот, кто играет на гуслях. Гусли под номером три. Дети слушают «Заиграйте, мои гусельки» Дети рассказывают синквейны, составленные во время прослушивания. | П (структурирование знаний — общеучебные действия) К ( планирование учебного сотрудничества с учителем) К (постановка вопросов и сотрудничество с учителем) П (изучение нового музыкального материала)П (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме) П(структурирование знаний) |
Предварительный просмотр:
Игровая технология «Угадай инструмент» на уроке музыки.
Класс: 2
Тема урока: В музыкальной гостиной: С.С. Прокофьев, симфоническая сказка для детей «Петя и Волк».
Тип урока: Урок-закрепление знаний
Планируемые результаты:
Метапредметные: характеризовать образцы творчества русского композитора С.С. Прокофьева, активно участвовать в обсуждении сущности музыкального искусства и его роли в жизни человека; выражать эмоционально - ценностное отношение к музыке как живому, образному искусству;
Предметные: прослушать и проанализировать темы: «Дедушки», «Волка», «Охотников». Познакомить и разучить с детьми песню «Все мы просто дети». Поработать над ВХТ данной песни.
Личностные: формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие музыкально - эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Оборудование: муз. центр, фортепиано, компьютер, проектор, флеш-накопитель, ноты песни «Все мы просто дети» (А. Ермолов), аудиозапись произведений «Тема Дедушки», «Тема Волка», «Тема Охотников», аудиозапись песни «Все мы просто дети» (А. Ермолов).
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1. Организационный момент (1 минута) 2. Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (5 минут) 3. «Открытие нового знания». (7 мин) 4. Организация слушательской деятельности (10 мин) | - Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке познакомились с творчеством еще одного великого русского композитора, кто назовет мне его имя? - Молодцы. На прошлом уроке вы познакомились с его известным произведением для детей, кто помнит, что это было и как называется? - Верно. Это симфоническая сказка для детей «Петя и Волк». Сегодня мы с вами вспомним то, что вы слушали на прошлом уроке и познакомимся с новыми героями этой сказки. - Итак, ребята, кто помнит о ком эта сказка или о чем? - Хорошо. Молодцы. Посмотрите на экран, кого вы видите? (на экране изображен Петя) - Верно. А кто помнит, какие инструменты используются в сказке, чтобы изобразить Петю? - Верно, композитор для изображения пионера использовал скрипки. А кто же теперь у нас изображен на экране? (на слайде Птичка) - А какие композитор использовал инструменты для птички? - Верно, ребята. А флейта — это один из древнейших музыкальных инструментов, в виде трубки, с отверстиями, издающий мягкие звуки.(иллюстрация флейты на слайде) - И снова мы смотри на экран. Кого же мы видим теперь? - Верно, ребята, это утка. Какие инструменты изображают утку в сказке? - Верно, гобой (на экране — иллюстрация гобоя). - Молодцы, ребята. Но это далеко не все инструменты, которые используются в сказке для изображения героев. Вот, например, фагот (иллюстрация). Это язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент нижнего и среднего регистров. Так же композитор использует литавры (иллюстрация) Это ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. А вот еще один известный инструмент — валторна (иллюстрация). Это медный духовой музыкальный инструмент тенорового регистра. Что ж, вернемся к нашим героям. Все они: Петя, Птичка и Утка появляются в самом начале сказки: Утка идет к пруду, чтобы поплавать, а Птичка, увидев Петю, спускается к нему. - А вот что происходит дальше? Дальше появляется дедушка Пети, посмотрите-ка(на экране иллюстрация дедушки). Ребята, сейчас мы с вами прослушаем тему «Дедушки» из сказки, а вы потом мне скажете, каким вы представили его себе? Добрым, веселым, или сварливым, мрачным и строгим? (прослушивание) - Итак, ребята, каким же вы представили себе дедушку Пети? - Молодцы, ребята, правильно сказали. А сейчас мы с вами прослушаем еще раз эту тему и вы мне попробуете сказать, какой звучал инструмент, и в каком регистре: низком, среднем или высоком? Прослушивание) - Итак, кто мне ответит, что это был за инструмент и в каком регистре он звучал? - Совершенно верно, это фагот, именно он изображает дедушку. Дедушка ругает Петю за то, что он гуляет рядом с лесом совсем один и уводит домой. - Сейчас я вам предлагаю прослушать следующую тему, а вы мне скажете, кто был на этот раз — охотники или волк? И почему вы так считаете? (прослушивание темы «Волка») Ребята, как вы думаете, кто это был? Волк или охотники? - А как вы догадались? - Молодцы, ребята, все верно. Волк выходит из леса и видит утку с птичкой, но птичка успевает улететь и волк проглатывает утку. Сейчас мы прослушаем тему еще раз, а вы попытаетесь догадаться, какие звучали инструменты.(прослушивание) - Итак, кто мне скажет, что это были за инструменты? Или он был один? - Верно, это были валторны. - Сейчас, ребята, мы прослушаем еще одну тему. Это тема «Охотников». Потом вы мне скажете, почему эта тем называется именно так? С как с помощью инструментов композитор передает образ охотников? (прослушивание) - Ребята, что вы услышали? Как композитор передает этот образ? - Молодцы, все верно. А теперь мы прослушаем тему еще раз, а вы попробуете угадать, что же это был инструмент.(прослушивание) - Что вы услышали? Какой это был инструмент? - Да, это были литавры. И не только. Чтобы изобразить Охотников композитор использует не только литавры, но и большой барабан (иллюстрация). Охотники с помощью Пети поймали Волка, на это, собственно, сказка и заканчивается. | Дети заходят в класс и садятся на места. - С.С. Прокофьев - Симфоническая сказка «Петя и Волк»
- О пионере, который помог охотникам поймать большого серого Волка. - Это Петя. - Смычковые струнные инструменты, в основном скрипки. - Это птичка. - Флейта.
- Утку - Гобой - Строгим, сварливым, мрачным. - Это был фагот - Волк - Громкое звучание, грозные и страшные звуки, будто идет большой серый волк. - Инструментов было много. Это были валторны. - Кто-то словно крадется, как делают охотники, выслеживая зверей в лесу. - Это были литавры. | П (получение новых знаний) К (сотрудничество с учителем, ответы на вопросы) П (новый материал по теме) Л (развитие воображения и фантазии школьников) |
-