ПК 4.3.
методическая разработка на тему

Гырдымова Анна Сергеевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области общего образования на основе изучения самоанализа и анализа деятельности других педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроке музыки.

Класс: 1

Тема урока: «Но на свете почему-то торжествует доброта»

Тип урока: Урок первичного изучения знаний

Планируемые результаты:

Метапредметные: анализ, синтез, обобщение, сравнение, взаимосвязь музыки и кинематографа.

Предметные: развивать культуру слушателя, уметь анализировать прослушанные произведения

Личностные: прививать любовь к русской музыке, мультфильмам, формировать эстетические чувства у ребенка.

Оборудование: фортепиано, компьютер, музыкальный центр, видеофрагменты советских мультфильмов, аудиозапись песни «Ели с другом вышел в путь», аудиозапись произведения «Балет невылупившихся птенцов» (М.П. Мусоргский)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1. Организационный

(2 мин)

2.Актуализация знаний (4 мин)

3. Моделирование проблемной ситуации (6 мин)

4. Физминутка (5 мин)

5 Организация слушательской деятельности

6. Организация исполнительской деятельности

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о самом любимом вашем жанре — мультфильмах. Я, думаю, что вы со мной согласитесь, что мультфильмы любят все — и взрослые, и дети. Они любят их за юмор, веселье, любят за доброту. А как вы думаете, какую роль играет музыка в мультфильмах?

- Хорошо. А какие мультфильмы вы смотрели?

- Насколько музыка сосуществует с действием на экране?

- Отлично. Скажите мне, ребята, а какой бы мультфильм вам хотелось создать?

- Кому-то хочется веселый, а кому-то грустный. А почему так?

- Верно, ребята. А о чем бы рассказывал это мультфильм?

- А какая бы музыка в нем звучала?

- Но создавать мультфильм очень трудная работа, вы, наверняка все устанете.  Поэтому мы сейчас с вами проведем гимнастику. Встаем на ноги и повторяем за мной.

- «Мы хлопаем в ладоши.

Хлоп, хлоп, хлоп.

Мы топаем ногами.

Топ, топ, топ.

Покачали головой

Раз, два, три.

Мы подняли руки вверх.

Опустили руки вниз.

Аккуратно наклонились

Встали и повеселились!»

- Молодцы! Как вам всем известно, чтобы вы смогли увидеть мультфильм, его сначала рисуют: всех его персонажей. Вот и сейчас я предлагаю вам нарисовать одного персонажа произведения, которые мы прослушаем. Называется оно - «Балет невылупившихся птенцов» М.П. Мусоргского. Ваша задача нарисовать такого птенца, какого вы представите во время прослушивания.

- А теперь давайте посмотрим, у кого какие птенцы получились.

- Отлично! Кто-то из вас сегодня говорил о мультфильме «Кот Леопольд». Это было очень кстати, поскольку на сегодняшнем уроке мы будем разучивать из этого мультфильма. Называется она «Если с другом вышел в путь». Но сначала мы сделаем небольшую дыхательную гимнастику.

1.Вдох и выдох через нос.

(Вдох - глубокий, выдох - длительный, плавный).

2.Вдох через нос, выдох через рот.

(Если выдох через рот не получается, зажать нос пальцами).

3.Вдох через рот, выдох через нос.

4.Вдох и выдох через рот.

5.Комбинированный вдох.

Задержка дыхания, выдох через нос.

Задержка дыхания, выдох через рот

слегка приоткрытый).

- Молодцы, а теперь распеваемся. Первое распевание на одном звуке.

- Хорошо. Следующая распевка - «ми ре до». Спускаемся словно по ступенькам (учитель показывает) Теперь повторяем.

- Отлично. Дальше мы будем петь следующее слово: «Визория». Послушайте. (учитель показывает). Теперь вы.

- Молодцы, ребята. Наш голосовой аппарат готов к работе!

 Большую. Она помогает главным героям раскрыться, а также помогает нам понять, какое действие сейчас происходит.

- «Кот Леопольд», «Ну, погоди!».

- Она характеризует героев, их действия и поступки.

- Очень веселый, смешной.

- Грустный.

- У каждого свое представление мультфильма. Потому люди не могут думать одинаково.

- О жизни насекомых.

- О друзьях, которые помогают друг другу.

- Веселая, были бы песни о дружбе.

Дети встают и повторяют за учителем.

Пока звучит музыка дети рисуют. Технология Арт-терапия

Дети демонстрируют классу свои рисунки.

Дети подготавливают свой голосовой аппарат к пению с помощью дыхательной гимнастики (для правильного дыхания во время пения) и распевания (для ровного ведения звука и правильной интонации)

П (получение новых знаний)

К (сотрудничество с учителем, ответы на вопросы)

-



Предварительный просмотр:

Проблемно-диалоговая технология

Класс: 5

Тема урока: Опера-былина «Садко»

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний

Планируемые результаты:

Метапредметные:  мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности; проследить взаимосвязь литературного текста и музыкального сопровождения

Предметные: выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; завершить разучивание песни «Маленький принц» (Таривердиев).

Личностные: Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России и других стран.

Оборудование: проигрыватель, флеш – накопитель, видеопроектор, экран, презентация, компьютер, аудиозапись песни «Маленький принц» (Таривердиев), аудиозапись произведений «Ой ты, тёмная дубравушка», «Зайграйте мои гусельки»,  «Колыбельная Волховы», «Океан-море синее», «Появление лебедей и их сказочное превращение», Песни заморских гостей, ноты песни «Маленький принц» (Таривердиев),  фортепиано.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

4.Изучение нового материала (6 мин)

5. Организация слушательской деятельности. (20 мин)

Сегодня мы с вами поближе познакомимся с его оперой былиной «Садко». Именно о ней мы будем сегодня говорить и о произведениях, прозвучавших в ней. Итак, как будет называться тема нашего урока?

- В первую очередь перед прослушиванием оперы мы знакомимся с либретто к ней. Кто знает что такое либретто?

- Верно. Это краткое содержание оперы. Оно представляет собой литературно-драматическую основу оперы. Прослушав либретто, мы можем услышать вступление к опере. Называется оно «Океан-море синее». Николай Андреевич очень любил море. И не только он, многие художники очень часто изображают на своих полотнах морские пейзажи(на слайде картины Айвазовского «Волна», «Девятый вал», Л. Лагорио «Маяк», У. Тернера «Последний рейс корабля «Отважный»). А сейчас мы послушаем, как Римский-Корсаков видел море. А вы потом мне скажете, какая  это была музыка? Каким вы представили себе океан-море? Бушующим, взволнованным, грозным, опасным? Или тихим, спокойным, плавным, неторопливым?

- Итак, ребята. Каким же вы представили себе океан-море?

- А какую динамику использует композитор, чтобы показать это?

- Верно, ребята. А было ли что-то таинственное в этой музыке?

- Сейчас мы с вами еще раз прослушаем это произведение, но не просто так. Постарайтесь понять, как композитор изображает волны? С помощью чего? Слушайте внимательно главную мелодию.

- Итак, ребята, с помощью чего композитор изображает волны?

- Верное. Этот прием можно назвать «звуковые волны», когда композитор использует три рядом стоящих звука, чтобы изобразить море и волны. Послушайте, как это звучит (играю)

- Напомните-ка мне, кем был Садко?

- А кто такой гусляр?

- Верное. Посмотрите на экран. Что из этих инструментов является гуслями?

- Хорошо. Сейчас мы с вами прослушаем песнь Садко, которая называется «Заиграйте, мои гусельки». Вашей задачей будет внимательно ее послушать и составить синквейн, который сможет ее описать. Напоминаю, что синквейн будет состоять из одного существительного, двух глаголов, и трех прилагательных.

- Что у вас получилось?

- Сейчас мы с вами попробуем пропеть мелодию этой песни. Слушайте внимательно и смотрите на мою руку, а потом мы попробуем спеть под музыку. Молодцы.

- «Опера-былина «Садко»»

- Краткое содержание.

Дети слушают вступление к опере «Океан-море синее»

- Бушующим, взволнованным, опасным, грозным.

- От пиано до форте. Крещендо и диминуэндо.

- Да, было.

- С помощью плавного движения мелодии, с помощью звуков, стоящих рядом друг с другом.

- Гусляром.

- Тот, кто играет на гуслях.

 Гусли под номером три.

Дети слушают «Заиграйте, мои гусельки»

Дети рассказывают синквейны, составленные во время прослушивания.

П (структурирование знаний — общеучебные действия)

К ( планирование  учебного сотрудничества с учителем)

К (постановка вопросов и сотрудничество с учителем)

П (изучение нового музыкального материала)П (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)

П(структурирование знаний)



Предварительный просмотр:

Игровая технология «Угадай инструмент» на уроке музыки.

Класс: 2

Тема урока: В музыкальной гостиной: С.С. Прокофьев, симфоническая сказка для детей «Петя и Волк».

Тип урока: Урок-закрепление знаний

Планируемые результаты:

Метапредметные: характеризовать образцы творчества русского композитора С.С. Прокофьева, активно участвовать в обсуждении сущности музыкального искусства и его роли в жизни человека; выражать эмоционально - ценностное отношение к музыке как живому, образному искусству;

Предметные: прослушать и проанализировать темы: «Дедушки», «Волка», «Охотников». Познакомить и разучить с детьми песню «Все мы просто дети». Поработать над ВХТ данной песни.

Личностные: формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие музыкально - эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

 

Оборудование: муз. центр, фортепиано, компьютер, проектор, флеш-накопитель, ноты песни «Все мы просто дети» (А. Ермолов), аудиозапись произведений «Тема Дедушки», «Тема Волка», «Тема Охотников», аудиозапись песни «Все мы просто дети» (А. Ермолов).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1. Организационный момент (1 минута)

2. Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (5 минут)

3. «Открытие нового знания». (7 мин)

4. Организация слушательской деятельности (10 мин)

- Здравствуйте, ребята.  На прошлом уроке познакомились с творчеством еще одного великого русского композитора, кто назовет мне его имя?

- Молодцы. На прошлом уроке вы познакомились с его известным произведением для детей, кто помнит, что это было и как называется?

- Верно.  Это симфоническая сказка для детей «Петя и Волк». Сегодня мы с вами вспомним то, что вы слушали на прошлом уроке и познакомимся с новыми героями этой сказки.

- Итак, ребята, кто помнит о ком эта сказка или о чем?

- Хорошо. Молодцы. Посмотрите на экран, кого вы видите? (на экране изображен Петя)

- Верно. А кто помнит, какие инструменты используются в сказке, чтобы изобразить Петю?

- Верно, композитор для изображения пионера использовал скрипки. А кто же теперь у нас изображен на экране? (на слайде Птичка)

- А какие композитор использовал инструменты для птички?

- Верно, ребята. А флейта — это один из древнейших музыкальных инструментов, в виде трубки, с отверстиями, издающий мягкие звуки.(иллюстрация флейты на слайде)

- И снова мы смотри на экран. Кого же мы видим теперь?

- Верно, ребята, это утка. Какие инструменты изображают утку в сказке?

- Верно, гобой (на экране — иллюстрация гобоя).

- Молодцы, ребята. Но это далеко не все инструменты, которые используются в сказке для изображения героев. Вот, например, фагот (иллюстрация). Это язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент нижнего и среднего регистров.

Так же композитор использует литавры (иллюстрация) Это ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания.

А вот еще один известный инструмент — валторна (иллюстрация). Это медный духовой музыкальный инструмент тенорового регистра.

Что ж, вернемся к нашим героям. Все они: Петя, Птичка и Утка появляются в самом начале сказки: Утка идет к пруду, чтобы поплавать, а Птичка, увидев Петю, спускается к нему.

- А вот что происходит дальше? Дальше появляется дедушка Пети, посмотрите-ка(на экране иллюстрация дедушки). Ребята, сейчас мы с вами прослушаем тему «Дедушки» из сказки, а вы потом мне скажете, каким вы представили его себе? Добрым, веселым, или сварливым, мрачным и строгим?

(прослушивание)

- Итак, ребята, каким же вы представили себе дедушку Пети?

- Молодцы, ребята, правильно сказали. А сейчас мы с вами прослушаем еще раз эту тему и вы мне попробуете сказать, какой звучал инструмент, и в каком регистре: низком, среднем или высоком? Прослушивание)

- Итак, кто мне ответит, что это был за инструмент и в каком регистре он звучал?

- Совершенно верно, это фагот, именно он изображает дедушку. Дедушка ругает Петю за то, что он гуляет рядом с лесом совсем один и уводит домой.

- Сейчас я вам предлагаю прослушать следующую тему, а вы мне скажете, кто был на этот раз — охотники или волк? И почему вы так считаете? (прослушивание темы «Волка»)

 Ребята, как вы думаете, кто это был? Волк или охотники?

- А как вы догадались?

- Молодцы, ребята, все верно. Волк выходит из леса и видит утку с птичкой, но птичка успевает улететь и волк проглатывает утку. Сейчас мы прослушаем тему еще раз, а вы попытаетесь догадаться, какие звучали инструменты.(прослушивание)

- Итак, кто мне скажет, что это были за инструменты? Или он был один?

- Верно, это были валторны.

- Сейчас, ребята, мы прослушаем еще одну тему. Это тема «Охотников». Потом вы мне скажете, почему эта тем называется именно так? С как с помощью инструментов композитор передает образ охотников? (прослушивание)

- Ребята, что вы услышали? Как композитор передает этот образ?

- Молодцы, все верно. А теперь мы прослушаем тему еще раз, а вы попробуете угадать, что же это был инструмент.(прослушивание)

- Что вы услышали? Какой это был инструмент?

- Да, это были литавры. И не только. Чтобы изобразить Охотников композитор использует не только литавры, но и большой барабан (иллюстрация). Охотники с помощью Пети поймали Волка, на это, собственно, сказка и заканчивается.

Дети заходят в класс и садятся на места.

- С.С. Прокофьев

- Симфоническая сказка «Петя и Волк»

 

- О пионере, который помог охотникам поймать большого серого Волка.

- Это Петя.

- Смычковые струнные инструменты, в основном скрипки.

- Это птичка.

- Флейта.

 

- Утку

- Гобой

- Строгим, сварливым, мрачным.

- Это был фагот

- Волк

- Громкое звучание, грозные и страшные звуки, будто идет большой серый волк.

- Инструментов было много. Это были валторны.

- Кто-то словно крадется, как делают охотники, выслеживая зверей в лесу.

- Это были литавры.

П (получение новых знаний)

К (сотрудничество с учителем, ответы на вопросы)

П (новый материал по теме)

Л (развитие воображения и фантазии школьников)

-