Работа с текстом на уроках литературного чтения
презентация к уроку на тему

Дювина Юлия Валентиновна

В презентации описывается технология продуктивного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon chtenie.zip677.36 КБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология продуктивного чтения Дювина Ю.В.

Слайд 2

«Чтение заложено в основу обучения и является одним из самых необходимых навыков в жизни. Люди, которые умеют хорошо читать, вносят вклад в создание процветающего, трудоспособного общества. В то же время они живут более насыщенной жизнью…» Цитата из « The World Book Encyclopedia »

Слайд 3

Задача учителя - научить ребенка читать «правильно», эффективно, продуктивно.

Слайд 4

Технология продуктивного чтения - технология формирования типа правильной читательской деятельности

Слайд 5

Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника понимание информации, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментированное чтение.

Слайд 6

Задачи: Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями. Введение детей через литературное чтение в мир человеческих отношений, нравственно-эстетических ценностей.

Слайд 7

Этапы работы с тексом Работа с текстом до чтения Работа с текстом во время чтения Работа с текстом после чтения

Слайд 8

Работа с текстом до чтения Цель этапа развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста (урока) и др. Приемы работы Выделение ключевых слов темы (запись на доске, нахождение выделенных слов в тексте) Составление вопросов к теме Высказывание предположений по новой теме на основе уже имеющихся знаний, иллюстративного материала Исторический комментарий Организация проблемной ситуации и др.

Слайд 9

Работа с текстом во время чтения Цель этапа понимание текста и создание его читательской интерпретации Приемы работы Чтение текста «с карандашом» Определение основных понятий (без чтения всего текста) Составление таблиц (выборочное чтение) Составление плана текста (для пересказа) Поиск пропущенных слов

Слайд 10

Работа с текстом после чтения Цель этапа достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли Приемы работы постановка концептуального вопроса (почему?) повторное обращение к ключевым словам, вопросам, иллюстрациям выполнение творческих заданий

Слайд 11

Традиционный урок До чтения. Учитель говорит: «Сейчас я расскажу вам о писателе» или «Сегодня узнаем…» Во время чтения. Учитель сам читает вслух новый текст, дети слушают. После чтения. Ученики отвечают на вопрос учителя и перечитывают текст, по заданиям учителя. Продуктивное чтение До чтения. Ученики прогнозирую содержание текста: «Предположите о чём этот текст, по названию…А иллюстрация подтверждает это?» Возникает мотивация к чтению. Во время чтения. «Читаем и ведём диалог с автором: задаём вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту» Возникает читательская интерпретация. После чтения. Беседуем и уточняем позицию автора.

Слайд 12

Таким образом, технология продуктивного чтения направлена на формирование предметных и метапредметных универсальных учебных действий, умения осознанно читать вслух и про себя, анализировать прочитанное, извлекать все виды текстовой информации: не только фактуальную (о чем сообщается), а концептуальную (основную идею), подтекстовую (чтение «между строк»).

Слайд 13

басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица» на 1 этапе работа в группах 1 2 3 по иллюстрации пробует высказать свои предположения о том, что может произойти в тексте? используя ключевые слова (Ворона, Лисица, сыр, ель), высказывает свое предположение о происходящих событиях. пытается предположить, о чем пойдет речь в рассказе по его названию и автору.

Слайд 14

на 2 этапе 1.Первичное (самостоятельное) чтение текста - Подтвердились ли наши предположения? 2.Перечитывание текста. «Диалог с автором» - Что заставило Лисицу льстить Вороне? - Проследите по тексту, какие глаголы использует автор для описания действий Вороны. - Вспомните последовательность действий, совершаемых Лисицей? С какой целью она это делает? (вертит хвостом; на цыпочках подходит; говорит так сладко, чуть дыша; глаз не сводит; была такова) - Кому из главных героев подходят для описания слова? (неуклюжая, глупая, задумчивая, доверчивая, хитрая, расчётливая, коварная, плутовка, растяпа, простофиля) Обоснуйте свой ответ. - Деление текста на части: завязка, кульминация, развязка, мораль. 3. Выборочное чтение частей произведения: «…бог послал кусочек сыру» «…сырный дух Лису остановил» «Сыр выпал…» «Уж сколько раз твердили миру…»

Слайд 15

На 3 этапе - Проблемный вопрос ко всему тексту. «Что означают слова: «И в сердце льстец всегда отыщет уголок» - Какие из пословиц подходят к басне: «Верь своим очам, а не чужим речам» «На языке медок, а на сердце - ледок» «У лести нет чести»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

виды работ с текстом на уроках литературного чтения

В работе представлена подборка видов работ на уроках чтения и представлен словарь настроений , предназначенный обучающимся для составления устных высказываний о характере произведения, для характерист...

Виды работ над текстом на уроках литературного чтения

Много труда вкладывает учитель, обучая детей читать. Но не секрет, что уже перво¬классники, только-только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению и урок чте¬ния считают одним из нелюбимых. ...

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Организация работы с текстом на уроках литературного чтения, как средство формирования типа правильной читательской деятельности»

Почему сегодня надо уделять внимание проблеме чтения? В связи с развитием телевидения, компьютерных технологий происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В п...

Работа с текстом на уроках литературного чтения

Данные работы помогут учителям оценить умения учеников читать текст, понимать написанное и отвечать на поставленные вопросы....

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

Мастер-класс «Технология продуктивного чтения. Работа с текстом на урока литературного чтения»

Цель:- совершенствование профессиональных компетенций в использование приёмов работы с текстом.Задачи:-освоить приёмы работы над текстом, способствующими формированию универсальных учебных действий.- ...

Мастер – класс (форма изложения – доклад) Тема « Работа с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения»

Цель: распространение опыта работы  с текстом на уроках литературного чтения с использованием            технологии продуктивного чтени...