Работа с текстом на уроках литературного чтения
презентация к уроку на тему
В презентации описывается технология продуктивного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie.zip | 677.36 КБ |
Подписи к слайдам:
«Чтение заложено в основу обучения и является одним из самых необходимых навыков в жизни. Люди, которые умеют хорошо читать, вносят вклад в создание процветающего, трудоспособного общества. В то же время они живут более насыщенной жизнью…» Цитата из « The World Book Encyclopedia »
Задача учителя - научить ребенка читать «правильно», эффективно, продуктивно.
Технология продуктивного чтения - технология формирования типа правильной читательской деятельности
Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника понимание информации, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментированное чтение.
Задачи: Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями. Введение детей через литературное чтение в мир человеческих отношений, нравственно-эстетических ценностей.
Этапы работы с тексом Работа с текстом до чтения Работа с текстом во время чтения Работа с текстом после чтения
Работа с текстом до чтения Цель этапа развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста (урока) и др. Приемы работы Выделение ключевых слов темы (запись на доске, нахождение выделенных слов в тексте) Составление вопросов к теме Высказывание предположений по новой теме на основе уже имеющихся знаний, иллюстративного материала Исторический комментарий Организация проблемной ситуации и др.
Работа с текстом во время чтения Цель этапа понимание текста и создание его читательской интерпретации Приемы работы Чтение текста «с карандашом» Определение основных понятий (без чтения всего текста) Составление таблиц (выборочное чтение) Составление плана текста (для пересказа) Поиск пропущенных слов
Работа с текстом после чтения Цель этапа достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли Приемы работы постановка концептуального вопроса (почему?) повторное обращение к ключевым словам, вопросам, иллюстрациям выполнение творческих заданий
Традиционный урок До чтения. Учитель говорит: «Сейчас я расскажу вам о писателе» или «Сегодня узнаем…» Во время чтения. Учитель сам читает вслух новый текст, дети слушают. После чтения. Ученики отвечают на вопрос учителя и перечитывают текст, по заданиям учителя. Продуктивное чтение До чтения. Ученики прогнозирую содержание текста: «Предположите о чём этот текст, по названию…А иллюстрация подтверждает это?» Возникает мотивация к чтению. Во время чтения. «Читаем и ведём диалог с автором: задаём вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту» Возникает читательская интерпретация. После чтения. Беседуем и уточняем позицию автора.
Таким образом, технология продуктивного чтения направлена на формирование предметных и метапредметных универсальных учебных действий, умения осознанно читать вслух и про себя, анализировать прочитанное, извлекать все виды текстовой информации: не только фактуальную (о чем сообщается), а концептуальную (основную идею), подтекстовую (чтение «между строк»).
басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица» на 1 этапе работа в группах 1 2 3 по иллюстрации пробует высказать свои предположения о том, что может произойти в тексте? используя ключевые слова (Ворона, Лисица, сыр, ель), высказывает свое предположение о происходящих событиях. пытается предположить, о чем пойдет речь в рассказе по его названию и автору.
на 2 этапе 1.Первичное (самостоятельное) чтение текста - Подтвердились ли наши предположения? 2.Перечитывание текста. «Диалог с автором» - Что заставило Лисицу льстить Вороне? - Проследите по тексту, какие глаголы использует автор для описания действий Вороны. - Вспомните последовательность действий, совершаемых Лисицей? С какой целью она это делает? (вертит хвостом; на цыпочках подходит; говорит так сладко, чуть дыша; глаз не сводит; была такова) - Кому из главных героев подходят для описания слова? (неуклюжая, глупая, задумчивая, доверчивая, хитрая, расчётливая, коварная, плутовка, растяпа, простофиля) Обоснуйте свой ответ. - Деление текста на части: завязка, кульминация, развязка, мораль. 3. Выборочное чтение частей произведения: «…бог послал кусочек сыру» «…сырный дух Лису остановил» «Сыр выпал…» «Уж сколько раз твердили миру…»
На 3 этапе - Проблемный вопрос ко всему тексту. «Что означают слова: «И в сердце льстец всегда отыщет уголок» - Какие из пословиц подходят к басне: «Верь своим очам, а не чужим речам» «На языке медок, а на сердце - ледок» «У лести нет чести»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
виды работ с текстом на уроках литературного чтения
В работе представлена подборка видов работ на уроках чтения и представлен словарь настроений , предназначенный обучающимся для составления устных высказываний о характере произведения, для характерист...
Виды работ над текстом на уроках литературного чтения
Много труда вкладывает учитель, обучая детей читать. Но не секрет, что уже перво¬классники, только-только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению и урок чте¬ния считают одним из нелюбимых. ...
КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Организация работы с текстом на уроках литературного чтения, как средство формирования типа правильной читательской деятельности»
Почему сегодня надо уделять внимание проблеме чтения? В связи с развитием телевидения, компьютерных технологий происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В п...
Работа с текстом на уроках литературного чтения
Данные работы помогут учителям оценить умения учеников читать текст, понимать написанное и отвечать на поставленные вопросы....
статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...
Мастер-класс «Технология продуктивного чтения. Работа с текстом на урока литературного чтения»
Цель:- совершенствование профессиональных компетенций в использование приёмов работы с текстом.Задачи:-освоить приёмы работы над текстом, способствующими формированию универсальных учебных действий.- ...
Мастер – класс (форма изложения – доклад) Тема « Работа с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения»
Цель: распространение опыта работы с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтени...