ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
учебно-методический материал по теме
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Алгоритм выполнения исследовательской работы в начальной школе
І этап. Подготовка к исследовательской работе
1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать;
2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.
ІІ этап. Планирование исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперемента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.
ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и оборудование для эксперимента, опыта, наблюдения и т.д.
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую исследовательскую работу, поисковую работу, научно-исследовательскую работу.
3. При использовании лабораторного оборудования, инструментов, при выходе на природу и т.д. соблюдай правила техники безопасности, пожарной безопасности, будь внимателен и осторожен.
ІV этап. Выводы
1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).
V этап. Отчет и защита исследовательской работы (проекта)
1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;
2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопросы.
VІ этап. Оценка процесса и результатов проекта
Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.
Предварительный просмотр:
Список конкурсов исследовательских работ младших школьников
Название конкурса | Электронный адрес |
Региональный конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников "Я - исследователь" | https://www.ctrigo.ru |
Всероссийский конкурс реферативных работ учащихся «Новый горизонт» | http://pedakademy.ru/?page_id=2703 |
Всероссийский конкурс научно-практических и исследовательских работ обучающихся «лестница наук» | https://roskonkurs.com/konkursyi-i-konferenczii/vserossijskij-konkurs-lestnicza-nauk-dlya-shkolnikov-i-studentov.html |
Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Учусь исследовать. Учу исследовать» | |
Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки» | http://pedakademy.ru |
Всероссийский интернет-конкурс детских проектов «Моя исследовательская работа» | http://www.klassnye-chasy.ru/konkursy/deiskih-proektov-moya-issledovatelskaya-rabota |
Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся «Свет познания - весна 2018» | https://open-hands.ru |
Всероссийский заочный конкурс «юный исследователь» | http://www.future4you.ru |
Международный конкурс исследовательских и творческих работ младших школьников "ОТКРЫТИЕ" | http://kpfu.ru/psychology/mezhdunarodnyj-konkurs-issledovatelskih-i-323841.html |
Международный конкурс научно-исследовательских работ «Старт в науке» | https://school-science.ru |
Дистанционный конкурс научно-исследовательских работ для школьников, студентов и педагогов «Блестящая идея» (К участию в конкурсах допускаются граждане Российской Федерации, стран СНГ, Балтийского региона и Грузии) | http://konkursgrad.ru |
Предварительный просмотр:
Список тем исследовательских работ в области начального образования
1класс | 2класс | 3класс | 4класс |
Кто красит листья в зеленый цвет? | Что мы знаем о древесной коре? | Отличие в поведении больших и маленьких собак | |
Бабочки и их роль в жизни человека. | Кулинарные пристрастия белочки | Почему высохла лужа? | "Тайны муравейника" |
Секреты слов с большой буквы | Сезонные игры народов разных регионов России | Образ Родины в картинах художников | Существуют ли в наше время родственники динозавров? |
История лампочки | Обитатели пресных водоемов | Что подсказали изобретателю животные | Почему не из каждого семени зарождается новая жизнь? |
Витаминный калейдоскоп | Каким воздухом мы дышим | Профессии, требующие хорошей математической подготовки | Мои ровесники в литературных произведениях |
Прощание с Азбукой | О чем может рассказать школьная библиотека | Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором? | Может ли вода течь вверх |
Секреты сложения чисел | Её величество запятая | Падежи в нашей жизни | Приемы быстрого счета |
Книги, которые мы читаем | Спортивная жизнь семьи | Применение навыков сложения и вычитания в нашей жизни. | Шоколад – вред или польза |
Числа в загадках | Коллаж «Заселим улицу сказочными домиками» | Приспособления для шифрования | О дюймах, вершках и сантиметрах |
Моя малая Родина | Потешки и прибаутки как малые жанры устного народного творчества | Героический эпос народов моего края | Приставки, которые ходят парами |
Предварительный просмотр:
Алгоритм выполнения проекта в начальной школе
Этапы работы над проектом | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап Инициирующий | Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи | Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач |
2 этап Основополагающий | Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность. Знакомлю с различными формами презентации результатов | Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов |
3 этап Прагматический | Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов | Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, «добывают» недостающие знания, готовят презентацию результатов |
4 этап Заключительный | Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат | Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности |
5 этап Итоговый | Представление готового продукта. Рефлексия выполненной работы. |
Предварительный просмотр:
Список конкурсов, фестивалей проектов в начальной школе
Название | Электронный адрес |
VI региональный Фестиваль проектов "Планета Знаний – 2018» | http://www.openclass.ru/node/534150 |
Областной конкурс художественного чтения для учащихся начальной школы «Читалочка» | |
Областной конкурс детского литературного творчества «Вдохновение» | |
Всероссийский конкурс проектов для школьников и студентов | http://obrazshkola.ru |
Всероссийский конкурс по истории Задания составлены для четырёх возрастных групп: 3-4, 5-6, 7-8 и 9-11 классы (участие 2-х классов допускается по желанию). | http://drschool.ru/contests/contest/golden-fleece.html |
Всероссийский конкурс социально-значимых проектов учащихся «Изменим мир к лучшему!» | |
Всероссийский фестиваль проектов «Созидание и творчество» | http://future4you.ru |
Международная олимпиада по основам наук | |
http://iq-champion.ru/rus/ | |
Международный конкурс проектов в сфере образования Interclover-2018 | http://scipro.ru/contest/interclover.html |
Предварительный просмотр:
Список тем проектов по направлениям
Социальные проекты:
- «Помоги птицам перезимовать» ;
- «Ветеран живет рядом»;
- «Хоровод друзей»;
- «Будьте здоровы».
Творческие проекты:
- «Литературно-познавательный журнал для детей младшего школьного возраста»;
- «Создание азбуки. Моя любимая буква»;
- «Создание страниц древнерусской рукописной книги»;
- «Русская народная игрушка.
Исследовательские:
- Моя будущая профессия;
- «История материалов(металл, ткань) ;
- Роль косметики в жизни человека;
- «Математика на кухне».
Учебные:
- Треугольники;
- Самоцветы Челябинской области;
- История самовара;
- «Моя малая Родина» ;
- Чудеса света.
Информационные проекты:
- «Жалобная книга природы»;
- «Русский народ – суеверия, предания»;
- «Как мы фронту помогали…»;
- «Грибы- часть живой природы».
Предварительный просмотр:
Список рекомендуемой литературы для учителя
- Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
- Бородкина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форм соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2013. - № 3. – С. 50-57
- Лукьянова Т. Н. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 5. – С. 50–55.
- Максименко Н.А. Учебные проекты младших школьников // Спутник классного руководителя. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Островская, А. А. Диагностика исследовательских умений и навыков младших школьников / А.А. Островская // Пачатковая школа. – 2012. — №3.
- Савенко А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: учебная литература, 2006.
- Соболева О.В. Обучение пониманию текста // Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №8.
- Чечет, В.В. Учебно-исследовательская деятельность как способ формирования творческой личности педагога и обучающегося / В.В. Чечет // Пачатковая школа. – 2013. — № 9. – С. 8 – 13.
- Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников // Исследовательская работа школьников. – 2003. №1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...
ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...
ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....