ПК 4.4
статья на тему

Загретдинова Диляра Гайфитдиновна

Оформлять педагогические разработки в виде рефератов, отчетов, выступлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_vypusknomu_issledovaniyu1.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ СБОРНИКА ОПОР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГУ ЧЕРЕЗ ТЕКСТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Д.Г. Загретдинова, руководитель И.В.Курбатова

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Роль говорения в процессе обучения иностранному языку постоянно меняется. Это во многом связано с потребностями общества в использовании иностранного языка.

Сегодня речь идёт о подготовке учащихся к диалогу культур, где навыки диалогического и монологического общения очень важны. Совершенно очевидно, что при изучении иностранных языков устная практика является наиболее эффективным средством овладения языком. Монологическая речь в отличие от диалогической, характеризуется своей развёрнутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространённых конструкций.

Реальное общение, будь то диалоги, высказывания по какой-либо теме, дискуссии, обсуждения и так далее, предполагает в любом случае продуктивные и персептивные речевые акты, определяемые личностными мотивами и деятельностными целями участников общения и направленные на реализацию речевого воздействия. [1, с. 40]

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся. Формирование этого сложного умения – как считают известные методисты Колкова М.К., Соловова Е.Н. – должно протекать с помощью опор, которые могут быть связаны, как с содержанием, так и с формой изложения, а также и с тем и с другим.

Сегодня высоко ценятся способности рассуждения, высказывания личного отношения по какой-либо проблеме; всё большее распространение получают методические приёмы, направленные именно на организацию общения учащихся друг с другом и учителем в учебном процессе. Учащиеся школ должны уметь легко переходить в разговоре на новую тему, используя языковые средства с учётом ситуации общения. Недостаточная беглость, случайные неточности и неадекватное использование языковых средств не должны препятствовать естественному речевому общению. [2, с. 245]

Наглядный материал служит как бы внешней опорой внутренних действий, совершаемых учеником под руководством учителя. Наглядность обеспечивает усиление эмоционального воздействия на учащихся, открывает дополнительные варианты пополнения знаний и расширяет возможности воспитательного воздействия самого познавательного акта. К данной проблеме исследования обращались такие методисты как Пассов Е. И., Соловова Е. Н., Гальскова Н. О., Колкер Я. М., Гез Н. И. [3, с. 140]

На основании актуальности проблемы нами определена тема исследования: «Создание сборника опор для обучения монологу на уроках английского языка в начальной школе».

Целью нашего исследования является на основе изучения методики обучения монологической речи разработать сборник опор для уроков английского языка в начальной школе и определить эффективность использования их для развития у учащихся умения говорить.

В соответствии с целью  обозначены ряд задач:

  • на основе современной литературы описать возможности для формирования монологической речи;
  • проанализировать методическую литературу по обучению монологу на уроках английского языка в начальной школе;
  • на основе анализа методической литературы провести и отобрать наиболее интересные и познавательные опор;
  • скомплектовать сборник опор;
  • провести апробацию на практике и обосновать эффективность по использованию в процессе обучения младших школьников.

В процессе исследования нами был использован комплекс методов, взаимообогащающих друг друга, а именно:

  • отбор литературы;
  • анализ литературы;
  • систематизация;
  • обобщение материалов исследования;
  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • апробация.

В первой главе мы изучили краткую характеристику говорения, понятие «монолог», трудности, которые испытывают обучающиеся при составлении монологического высказывания, каким бывает монологическое высказывание, уровни монологического высказывания, методику обучения монологу. Так же рассмотрели значение опор для обучения монологу и типы опор.

Проанализировав материал, можно сделать вывод о том, что опоры для обучения монологу способствуют творчески мыслить на языке, использовать грамматические формы, строить самостоятельные речевые высказывания, не копируя предложенный текст, обогащая его со своими жизненными представлениями и опытом.

Во второй главе мы раскрыли особенности структуры, содержания и методики использования комплекса опор. Так же мы определили задачи и практическую методику апробации сборника опор. Представили характеристику класса, в котором проводилось наше исследование и представили ход и результаты апробации сборника опор.

Применение опор в процессе обучения монологической речи позволяет интенсифицировать усвоение учащимися учебного материала. Опоры позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создать наглядные эффектные образы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций.

Нам удалось достигнуть цели поставленной в начале исследования.

Список использованной литературы

  1. Методика начального обучения иностранным языкам. Под редакцией И.В. Карпова, И.В. Рахманова. – М.: Издательство АПН РФ 2014 – 346 с.
  2. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. Под редакцией Роговой Г.В., Верещагиной И.Н.  – второе изд. – М.: Просвещение, 2013 - 325 с.
  3.  Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. Учебное пособие для студентов. Под редакцией Филатова В.М.  Ростов-на-Дону «Феникс» 2014 -   268 с.