ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
учебно-методический материал по теме
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Алгоритм
составления исследовательской работы младшими школьниками
При внедрении федерального государственного образовательного стандарта второго поколения приоритетом начального образования становится формирование у младших школьников умения учиться, создание условий, способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся и обеспечивающих их личностный рост.
Модель выпускника начальной ступени обучения – творчески развитая личность, которая обладает жизненной и нравственной культурой, осознаёт ценности образования, проявляет инициативу и творчество.
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но исследовательская практика, бесспорно, - одна из самых эффективных.
Актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы.
Научное исследование – это особый вид познавательной деятельности, отличающийся от стихийного познания, от диагностики и от познания в искусстве. Целью научного исследования является получение новых данных, либо моделирование известных решений.
Основная цель данной работы – помочь начинающим исследователям – школьникам освоить форму научного произведения при написании исследовательской работы.
Алгоритм составления исследовательской работы
Любая исследовательская работа состоит из следующих частей:
- Актуальность (почему выбрана данная тема, что заинтересовало).
- введение (где отражены цель и задачи, актуальность проблемы)
- основная часть (в которой раскрывается содержание работы: теоретическая и практическая часть)
- заключение (в котором содержатся итоги работы, выводы и рекомендации)
- список литературы (представляет собой перечень использованных книг и статей)
- приложение (наглядное представление опытных данных в виде таблиц, схем, диаграмм, и т.д.)
Если перечисленные части работы выстроить в определенной последовательности, то получится алгоритм составления научно-исследовательской работы.
Алгоритм – это определённая программа действий.
Когда у учащегося возникает интерес к какой-либо ситуации, предмету, то первое, что он делает - формулирует гипотезу, т.е. научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее подтверждения.
Тема – это предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества.
Определив тему исследования, объект и предмет изучения, формулируют гипотезу и приступают к ее проверке. Для этого необходимо поставить цель. Цель – предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить
Цель есть планируемый, ожидаемый результат.
Цель может начинаться со следующих слов:
- Выявление…
- Исследование…
- Оценка…
- Анализ…
- Разработка…
- Цель достигается через решение определенных задач.
Задачи, поставленные в научно-исследовательской работе – это план (этапы) достижения цели исследования. Формулировка задачи должна начинаться с глагола:
- Выявить…
- Разработать…
- Провести…
- Решить…
- Проанализировать…
Обобщить…
Решение задач связанно с использованием определенных методик. Методика – совокупность методов практического выполнения какой-либо работы. Метод – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо.
Любой метод изучения предполагает использование материально - технического обеспечения.
Заключительной частью работы являются выводы, к которым пришел автор и его рекомендации.
Вывод – умозаключение, содержит аналитическую оценку ситуации, намечает перспективы исследования.
И в завершении необходимо указать список источников информации.
Предварительный просмотр:
Список примерных тем исследовательских работ для младших школьников.
- Мини-исследование "Пристегните ремни"
- Мини-исследование "Как распространяется тепло в комнате?"
- Мини-исследование "Лупа и ее свойства"
- Мини-исследование "Почему не мерзнет морж?"
- Мини-исследование "Как зимой сберечь тепло?"
- "Почему вода в небольших водоемах зеленая?"
- "Почему море солёное?"
- "Почему мы плачем? Откуда берутся слезы?"
- "Почему скисает молоко?"
- "Почему стреляет попкорн?"
- "Почему сугроб полосатый?"
- "Почему чай заваривают в горячей воде?"
- "Путешествие водяной капельки"
- "Спать или не спать? Вот в чем вопрос!"
- "Чудесные превращения или сто такое сыр?"
- "Влияние компьютера на детей"
- "Полезные свойства калины"
- "Путешествие косточки"
- "Что мы знаем о древесной коре?"
- "Янтарь - волшебные слезы деревьев"
Предварительный просмотр:
Список примерных тем проектов для младших школьников.
Социальные:
1. Возрождение старых спортивных игр.
2. Проактивность - моя жизненная позиция.
3. Свайная конструкция против оползней для болот и зон вечной мерзлоты.
4. Утилизация пластиковых пакетов.
5. Помощь бедным (или больным ) людям.
Творческие:
1. "Выигра-выигра".
2.Робот манипулятор для отбора грунта с поверхности Марса.
3. Интересные фокусы по математике и русскому языку.
4.Видео-эссе.
5.Клуб общения на английском. Придумываем конкурсы для всей школы.
Учебные:
1. Как заинтересовать одноклассников в учебе
2. Школьная форма.
3. Клуб дебатов.
4. Учу публично выступать.
5. Учу писать статьи.
Исследовательские:
1. Сколько можно сэкономить, изменив шрифт в официальных документах
2. Ветроэнергетика.
3. Менора и Ханакия. В чем разница.
4. Как музыка влияет на рост растений.
5. Делай сначала то, что необходимо делать сначала.
Информационные:
1.Как стать пилотом.
2. О том как стать миллиардером.
3. "Узнай Москву".
4. Развитие средств связи. Насколько сейчас мы "быстрее" живем.
5.Учу родителей английскому - учу английский сам.
Предварительный просмотр:
Список литературы для учителя по организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.
- Пособие "Методика исследовательского обучения младших школьников" А.И.Савенковым.
- УМК "Я - исследователь" А.С.Савенков
- Пособие "Методика исследовательского и проектного обучения школьников"
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
- 2. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
Предварительный просмотр:
Ссылки на актуальные мероприятия исследовательского характера для младших школьников
- "Я-исследователь" - www.kushelg-yaltch.edu21.cap.ru
- Альбом-тетрадь "Маленький исследователь" http://idfedorov.ru/researches/article=4837/
- "Самообразование - мой путь к профессиональному мастерству". 3 Всероссийский конкурс проектов иностранном языке. - creation.miriznai.ru
- "Праздник со слезами на глазах - 2018" - creation.miriznai.ru
- Исследовательские проекты учащихся начальных классов. Всероссийский конкурс. Весна 2018 г. - creation.miriznai.ru
Предварительный просмотр:
Ссылки на актуальные мероприятия проектного характера для младших школьников.
- "Человек и Природа. Первые шаги." - teacher.msu/node/12599
- Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся "Грани науки" - pedakademy.ru/?page_id=119
- Всероссийский конкурс социально-значимых проектов учащихся "Изменим мир к лучшему!" - pedakademy.ru/?page_id=122
- Всероссийский заочный конкурс проектов "Созидание и творчество" + Российский фестиваль проектов "Созидание и творчество" (очно) -www.future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5570<emid=3427
- "Мой город - лучший город Земли" -www.future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5026<emid=3184
- Научно-практическая конференция проектно-исследовательских работ учащихся начальных классов "Планета Знаний" - sch319v.mskobr.ru/novosti/nauchno_-_prakticheskaya_konferenciya_proektno-9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...
ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...
ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....