Мой "Экокалендарь"
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

В последние десятилетия человечество стало уделять особое внимание экологическим проблемам. Появились новые экологические праздники и даты, которые отмечаются во многих странах мира. Список экологических дат достаточно широк и постоянно пополняется. Мной предложен "Экокалендарь",в котором выбраны даты, доступные для понимания детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_ekokalendar.docx34.74 КБ

Предварительный просмотр:

 «Мой ЭКОкалендарь»

    В настоящее время экологическое образование и воспитание в начальной школе становится всё более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Экологическое воспитание должно начинаться с раннего детства, ведь дети очень любознательны, они восприимчивы к добру. Именно в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Младший школьный возраст – этап формирования этих основ. Базовым в развитии экологической культуры первоклассника выступает уровень, приобретённый им в дошкольном возрасте, а новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта. Это и наблюдения  различных состояний окружающей среды, сопровождающиеся разъяснениями учителя или воспитателя. Это и выполнения предложенных правил поведения и обращения с представителями животного и растительного мира. Свои эмоциональные переживания и впечатления дети воплощают в устных рассказах,  в своих рисунках и поделках.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  включение учащихся в разностороннюю деятельность; создание условий для реализации основных образовательных целей; оптимизации учебной нагрузки учащихся; формирование способностей  к успешной социализации в обществе, воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности             и настойчивости в достижении результата.

Экологический календарь – это не только способ привлечь внимание школьников к существующим на сегодняшний день экологическим проблемам, но и напоминание  об уникальности и красоте природы, о том, что мы можем потерять навсегда. Календарь - это ритм, который призван объединить внешнее мироздание с внутренним человеком в некое гармоничное целое.

Таким образом, передо мною встала задача наметить методику совершенствования работы по воспитанию экологической культуры у детей, создания программы, в которой освещались бы многие экологические даты.

Содержание программы «Мой ЭКОкалендарь»:

Дата календаря

Характеристика событий

Тип/форма занятия

и  характеристика деятельности обучающихся

1.

15 сентября- День рождения Гринпис

Гринпис – Greenpeace – «Зелёный мир» – самая известная международная общественная организация. Гринпис борется против ядерных испытаний, загрязнения среды промышленными отходами, уничтожения редких видов животных и растений, вырубки лесов.

Вводное занятие.

Что такое экология?

«Жалобная книга природы» - путешествие по страницам Красной книги.

Экологическая сказка:

«Природные стихии планеты Земля»

2.

День Байкала

Пресные воды – наше богатство. Использование пресной воды человеком. Основные источники загрязнения водоёмов. Вода и производство. Проблемы, возникающие в крупных городах, где есть заводы. Самоочищение водоёмов. Как влияет близость завода на состояние реки?

Беседа, практическая работа.

Организация похода на ближайший водоём с целью ознакомления состояния водной среды данной местности.

3.

22 сентября -  Всемирный День без автомобилей

Цель такого мероприятия – обратить внимание на проблемы загрязнения атмосферного воздуха транспортными средствами, понизить уровень концентрации выхлопных газов в городском воздухе, уменьшить шумовую нагрузку, содействовать развитию альтернативных видов передвижения.

Просмотр презентации. Познавательная беседа «Земля наш общий дом».

Познавательная беседа: «Воздух-невидимка»

Экологическая сказка:

«Волшебные сказки космоса»

Отгадывания кроссворда.

4.

День работников леса

День лесника – профессиональный праздник людей, которые своим благородным трудом преумножают наши лесные богатства и способствуют их рациональному использованию.

Познавательная игра по творчеству В.В. Бианки

«Отчего я пишу про лес».

Игра викторина по произведениям  Н. Сладкова «В лес по загадки».

«Путешествие по лесной тропе»- экологическая тропа.

5.

4октября-Всемирный день защиты животных

Природа наш общий дом. Каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе, как они сами влияют на природу? Сегодня в человеческой защите нуждаются многие виды диких животных. В этот день рекомендуется обратить особое внимание и на своих домашних питомцев.

Этот день призван заставить нас задуматься, насколько мы гуманны по отношению к нашим меньшим братьям и сделать все возможное для их защиты и помощи им.

Сбор информации о том, какому животному, в каком городе и за какие «заслуги» поставлен памятник.

Работа с информацией, Презентация «Уроки о животных».

Беседа по творчеству

Е. Чарушина

«Ребятам о зверятах»

6.

6 октября-

Всемирный день охраны мест обитания

Привлечь внимание человечества к проблеме сохранения среды обитания животных на планете. На Земле практически не осталось мест, где бы не ступала нога человека. Бесконтрольное вмешательство людей в законы природы привели к необратимому исчезновению многих видов животных и растений.

По данным Всемирного фонда дикой природы за последние 25 лет биологическое разнообразие Земли сократилось на треть и множество видов животных до сих пор находится на грани полного исчезновения.

Экологическая викторина: «Земля наш общий дом»

Изготовление поделок с использованием ненужных предметов (мусора).

Организация выставки «Вторая жизнь ненужных вещей».

7.

12 ноября– Синичкин день. 

Отмечается по инициативе Союза охраны птиц. В народном календаре эта дата значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника. По приметам именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к человеческому жилью и ждали помощи от людей.

Одна кормушка может спасти от смерти до 50 синиц за зиму. Одна синица спасает от вредителей до 10 деревьев в сезон. Одно небольшое дерево обеспечивает кислородом трёх человек.

Игра –викторина «Птичьи голоса».

Проведение акции «Покормите птиц!». Изготовление кормушек из бросового материала.

8.

15 ноября - День вторичной переработки.

Бомба замедленного действия – мусор. Мусор на улицах нашего города. Отбросы – крысы – чума. Время разложения разных материалов в природной среде. Куда деть мусор? Выход – вторичное использование. Способы раздельного сбора и переработки мусора.

Просмотр видеофильма. Беседа, обсуждение, обмен мнениями, примерами личных наблюдений.

Изготовление поделок с использованием ненужных предметов (мусора).

Организация выставки «Вторая жизнь ненужных вещей».

9.

30 ноября - День домашних животных

Данный праздник посвящается всем одомашненным человеком животным и служит напоминанием всему человечеству обответственности за «братьев наших меньших».  Уделять внимание проблемам большого количества бездомных и одичавших животных необходимо всегда. С этой целью создаются специальные питомники для кошек и собак.

Девизом этого Дня стали слова Маленького Принца из произведения «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери: «Ты всегда будешь в ответе за того, кого ты приручил». 
Выступление детей и рассказы о своих питомцах.
Игра- викторина «Узнайте знаменитостей» ( о домашних животных, которые хорошо знакомы по книгам и мультфильмам)

10

11 января -Всемирный день заповедников.

Первые национальные парки России, статус национальных парков, парки отдыха, памятники природы, заповедники, заказники. Примеры активных действий человека по охране живого мира.

Просмотр презентации, с обсуждением.

Экскурсия по ООПТ «Сергиевка».

Проблема вырубки ёлок в новогодние праздники. Конкурс на лучшую идею по изготовлению экоёлки.

11

19 февраля -День кита 

Эта экологическая дата считается днем защиты не только китов, но и всех морских млекопитающих и разных других живых существ, обитающих в морях и океанах нашей планеты.
Киты – самые чуткие индикаторы состояния морских систем планеты и важное звено в цепях питания Мирового океана, они создают стабильность биологического круговорота веществ в экологической системе. Поэтому сокращение численности китов и других морских животных ведет к нарушению биологического равновесия в морских экосистемах. Ведь каждый исчезнувший вид – это невосполнимая потеря – все, что исчезает в животном мире, – исчезает навсегда.


«В гостях у жителей подводного царства» — беседа-игра.

«Человек находит друга»- беседа и викторина.

Рассказ В.Танасейчук «Отчего погибли киты».

12

1марта – День кошек.

Любовь к кошкам во всем мире оказалась настолько велика, что их владельцы просто не могли обойтись без специального праздника для своих любимцев. Каждый год в очень многих странах мира отмечается Всемирный день кошки, ведь они испокон веков были и остаются самыми популярными домашними животными во всем мире.

Беседа о котах: «Кто такой блокадный кот Василий?».

Эрмитажные коты, эрмики, как их ласково называют работники музея. Они уже стали живой историей и культурным достоянием.

Просмотр фильма «Эрмитажные коты».

Конкурс рисунков.

13

20 марта – День Земли.

Символ Дня Земли – флаг Земли с изображением одной из первых фотографий нашей планеты из космоса. Это знак осознания, что только совместными усилиями можно решать глобальные экологические и социальные проблемы на Земле.

Выставка рисунков, поделок из природных материалов.

Игра –викторина.

14

22 марта –Всемирный день водных ресурсов

(День воды)

День Балтийского моря

Без воды не будет жизни. Об этом необходимо помнить всем и каждому. Бережное отношение к природным ресурсам позволит продлить жизнь на нашей чудесной планете. Пора человечеству задуматься о том, что мы оставим в наследство нашим внукам и правнукам.

Проводятся международные видеоконференции, выставки, конкурсы школьных и студенческих работ, посвященных экологическим проблемам Балтийского моря, и прочие мероприятия, призванные сохранить уникальный исторический природный и культурный ансамбль — Балтийское море.

Игра–викторина «Вода– источник жизни».

Интерактивное занятие «Путешествие капельки».

Санкт-Петербург – один из старейших российских городов, расположенных на побережье Балтийского моря. Именно в нем соединены традиции российской и западной культуры, именно он является российским окном в Европу.

Кроссворд «Водоёмы».

15

Час Земли (последняя суббота марта)

Это ежегодное международное событие, проводимое Всемирным фондом дикой природы (WWF). призывает всех — частных лиц, организации, школы, муниципальные образования, коммерческие учреждения — выключить свет и другие не жизненно важные электроприборы на один час (кроме лифтов), чтобы стимулировать интерес к проблеме изменения климата, энергетического объединения человечества.

Беседа.  Обсуждения.

Сегодня Час Земли — это самая массовая экологическая акция на планете. В ней принимают участие более 2 млрд. человек по всему миру из более чем 175 стран и почти 7000 городов, она

поможет понять многим жителям нашей планеты, что экономия электроэнергии позволит снизить вредные выбросы в атмосферу Земли, и даст возможность каждому неравнодушному человеку внести свой вклад в сохранение здоровья нашей планеты.

16

7 апреля – Всемирный день охраны здоровья.

В этот день организаторы праздника рекомендуют вспомнить об ответственности каждого человека по поддержанию своего здоровья, позаботиться о нем, понять, как много оно значит в жизни человека, и решить, что нужно сделать, чтобы здоровье людей во всем мире стало лучше.

От чего зависит здоровье? Правила личной гигиены. Закаливание. Режим- путь к здоровью. Пирамида для здорового питания.

Просмотр презентации, беседа, обсуждение, обмен мнениями. Игры- физкультминутки.

17

19 апреля – День подснежника

Именно этот красивый и очень нежный цветок является настоящим символом пришедшей весны. Только один раз в году можно увидеть настоящее чудо – когда сквозь холодный лед к солнышку пробивается этот маленький и такой красивый цветок. Многие виды этого растения внесены в Красную Книгу.

Конкурс рисунков и  загадок.

«К нам Весна шагает, теплыми шагами»

Спектакль  «Снегурочка»

(изготовление элементов декорации своими руками)

Экс        курсия  с родителями в заказник ООПТ «Дудергофские высоты»

18

22 апреля - Международный день Земли

«День Земли – это специальное время, которое предназначено, чтобы привлечь внимание всех людей к осознанию планеты Земля как их общего дома, ощутить нашу всеземную общность и взаимную зависимость друг от друга».

Также стоит отметить, что по сложившейся традиции, ежегодно в рамках Дня Земли в подавляющем большинстве стран непременно принято в течение одной минуты звонить в Колокол Мира, который является символом мирной жизни, дружбы и солидарности всех народов, и призывом к действию во имя сохранения культуры и лучших достижений человечества.

В этот день были посажены около миллиона деревьев,  он был назван Днем Дерева.

Акция «Посади дерево».

19

26 апреля - День памяти погибших в радиационных авариях.

В этот день 26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции произошла крупнейшая в мире ядерная катастрофа. В атмосферу было выброшено около 190 тонн радиоактивных веществ. Опасные радиоактивные вещества выделялись в окружающую среду из-за пожара, длившегося почти две недели. Население Чернобыля подверглось облучению в 90 раз большему, чем население Хиросимы после падения атомной бомбы.

Просмотр фильма «Чернобыль. Рассказ детям»

Обсуждение.

20

3 мая - День Солнца.

Сегодня Солнце прежде всего – это возобновляемая энергия, которая постоянно окружает нас и которую легко использовать. Ее не надо добывать из земли, она не приводит к образованию радиоактивных и токсичных отходов. При этом, отводя часть солнечной энергии себе, мы не изменяем энергетического баланса планеты.

Лекция представителя Планетария «Звезда по имени Солнце»

Флешмоб на участке школы

«Да здравствует Солнце!»

Конкурс рисунков на панели.

21

15 мая — Международный день климата. 

Сегодня во всем мире празднуют Международный день климата, который призван обратить внимание общественности на состояние окружающей среды.

Среди проблем, которые вызывают опасения экологов: глобальное потепление, повышение содержания озона в атмосфере, а также загрязнение окружающей среды.

Два понятия: погода и климат, сходства, различия. «Хорошо ли, что климат теплеет?». Прогнозирование природных изменений по народным приметам, выявление причин несовпадения их с реальностью.

Дневник наблюдений.

22

22 мая - Международный день биологического разнообразия

Основная его цель –обратить внимание жителей планеты на необходимость сохранения биологического разнообразия жизни на Земле. В 1966 году данные об исчезнувших и исчезающих видах животных были опубликованы под названием «Красная книга».

Просмотр фильма «Путешествие по страницам Красной книги».

Выставка рисунков.

23

5 июня  — Всемирный день охраны окружающей среды.

Всемирный день окружающей среды призван побудить как можно больше людей предпринимать действия, для того чтобы не допустить, чтобы растущая нагрузка на природные системы жизнеобеспечения планеты достигла критической точки. Всемирный день окружающей среды — это событие, как для каждого человека, так и для всего мира; жители многих стран проводят многотысячные мероприятия, начиная с уборки вокруг своего дома, посадки деревьев и заканчивая борьбой с преступлениями против дикой природы.

Игра «Экологический квест». Игра проводится на территории окрестности школы. Дети преодолевают искусственно созданные препятствия, и, преодолев их, в ненавязчивой форме, выполняют задания, для ответа на которые необходимо применить знания, полученные в течение года.

Данные события экологического календаря я объединила в модули.

1.Модуль  « Войди в лес другом». Сюда вошли события связанные с заповедными территориями, днем леса и днем птиц.

2. Модуль «Знакомый и незнакомый  мир животных» объединил Синичкин день, День домашних животных и День защиты животных, дни связанные с вниманием людей к котам, моржу, киту.

3.Модуль «Живи Земля, живи Земля и Вы живите

    люди…»  объединил такие события как Час Земли, День Земли, День защиты окружающей среды.

4. В Модуль «Эта удивительная вода!» вошли  дни Балтийского моря и День Воды.

Такие модули позволяют найти нестандартную форму, объединяющую обучающихся 1-4 классов. В одних случаях это - игра,  в других - проект или праздник. В дни, связанные с защитой животных использовали акции.

Задачи программы «Мой ЭКОкалендарь»:

-образовательные - формирование системы знаний об экологических проблемах и пути их разрешения, овладение методами практической работы экологической направленности, обучение методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации современности;

-воспитательные - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, воспитание экологической культуры, которая поможет учащимся жить в гармонии с окружающей средой и убережёт их от разрушительных для экосистем действий, пропаганда здорового образа жизни;

азвивающие - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оцениванию состояния и улучшения окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.

Программа внеурочной деятельности «Мой ЭКОкалендарь» построена на работе по четырём основным направлениям:

 познавательное направление включает цикл познавательных мероприятий (дидактические игры, беседы, путешествия, викторины, просмотр учебных фильмов), способствующих расширению экологических знаний младших школьников;

познавательно-развлекательное направление знакомит обучающихся с компонентами живой и неживой природы, влиянием деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме;

практическая деятельность связана с посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением пришкольной территории, очисткой доступных территорий от мусора, подкормкой птиц, что способствует привитию бережного отношения младших школьников к родной природе;

исследовательское направление осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, создания экологических исследовательских проектов, фенологических наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, умения анализировать полученные результаты.

Программа «Мой ЭКОкалендарь» совмещает в себе экологическое образование и занятия художественно прикладным творчеством, направлена на интеграцию разных видов деятельности ребёнка, охватывает основные направления его развития.

Эта программа интегрирована с учебными предметами: литературным чтением, математикой, художественным трудом, музыкой, изобразительным искусством и окружающим миром. Во время экскурсий у обучающихся происходит актуализация знаний, полученных во время основных учебных занятий. В процессе работы на занятиях дети оформляют «экологический словарик», куда записывают новые понятия и термины.

Форма организации занятий – групповая. Место проведения зависит от темы занятия (классная комната, компьютерный класс, пришкольная территория).

 На занятиях предусмотрены следующие виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, трудовая, социальное творчество, туристско- краеведческая деятельность.