Организационный проект Дней осени в начальной школе
методическая разработка по теме
Организация проектной недели в начальной школе, когда все классы работают над определенной темой, в особом, необычном режиме. Каждый класс сам выбирает тему своего проекта.
Цели проектной недели: формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsionnyy_proekt_dney_oseni_v_nachalnoy_shkole.docx | 40.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
организации проектной деятельности обучающихся в рамках системы мероприятий «Тропой юного эколога»
(по предмету «Окружающий мир»), 2013/2014 учебный год
Разработчик: Денискина Елена Валерьевна
Пояснительная записка
Концептуальная идея: организуемая проектная деятельность должна носить
1) краеведческую направленность;
2) краткосрочный характер (это обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников: учащиеся обычно
утрачивают интерес к длительным исследованиям, требующим постоянного наблюдения и фиксации результатов);
- групповой характер (это будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т. д.);
- должна осуществляться в школе, дома или около дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдаленных объектов, например леса, луга, водоема и т. п., что связано с обеспечением безопасности обучаемых.
Цель работы над проектами в начальной школе:
Развивать личность и создавать основы творческого потенциала учащихся.
Задачи:
- Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
- Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
- Формирование умения решать творческие задачи.
- Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Форма организации: проектная неделя
Методическая азбука Проектная неделя — это неделя, когда вся начальная школа работает над определенной темой, в особом, необычном режиме. Каждый класс сам выбирает тему своего проекта.
Цели проектной недели:
- Формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- Развивать общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- Формировать общие компетенции;
- Развивать познавательный интерес учащихся;
- Реализовывать принцип связи обучения с жизнью
Проектная неделя направлена на получение результата: внешнего и внутреннего.
- Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
- Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
№ п/п | Направления деятельности по реализации воспитательной программы | Форма | Уровень Ожидаемый воспитательный результат |
1 | Интерактивные игры на формирование навыков сотрудничества | интерактив-ная игра | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
2 | Основы проектной деятельности | беседа | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
тренинг | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. | ||
3 | Работа над проектом | работа над проектом | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
консультация преподавателя | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. | ||
презентация готового продукта | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. | ||
III уровень Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия. |
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
- Знакомство класса с темой.
- Выбор подтем (областей знания).
- Сбор информации.
- Выбор проектов.
- Работа над проектами.
- Презентация проектов. Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть опыт работы учителя по этой теме, богатство разнообразных источников информации по конкретной теме, желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия (может оказаться, что там работает кто-то из родителей).
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека по теме.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители.
Технологическая карта
КЛАССЫ | СОДЕРЖАНИЕ и РЕЗУЛЬТАТ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | СРОКИ | ПРИМЕЧАНИЕ |
Знакомство с темой: «Животный и растительный мир заповедников мира» Выбор подтем (областей знания). Сбор информации (рисунки, записи, фотографии) Выбор проектов. Работа над проектами. Презентация проектов. Результатом могут быть творческие проекты: - поделки (книги-малышки, сборник «Красная книга мира»); - мероприятия (инсценировка). Предложенные формы не являются окончательными. Выбор форм проектов зависит от квалификации педагога и особенностей класса. | Учитель находит повод для знакомства школьников с общей темой, стремится заинтересовать их. Учитель готовит листки с предложенными темами и раздаёт детям для выбора (ученики могут предложить свою собственную узкую тему в рамках общей). Форма листка на усмотрение учителя. Учитель составляет список выбранных тем. Учитель знакомит родителей с предстоящей работой над проектами и даёт советы, как можно помочь детям. Учитель обращает внимание на возможность помощи взрослых при необходимости. Учитель обращает внимание учеников на важность правильного оформления собранной информации в едином стиле. Учитель собирает листы с кратким изложением, чтобы объединить их в один альбом-книжку «Копилку информации по теме» – первый детский коллективный проект по общей теме. Добавляет название и оглавление. Учитель объясняет детям, что такое проекты и какими они бывают. Учитель подводит ребят к выбору темы одного общего проекта. Учитель следит за работой детей, корректирует её по необходимости. Учитель помогает подготовить выступление (защиту проекта). Учитель подводит итоги работы над проектом. | с 24.10.13г. по 30.10.13г. 12.11.13г. 15.11.13г. 21.11.13г. 22.11.13г. | Важно следить за тем, чтобы работа над каждым этапом проекта была доведена до конца. Зрителями на защите проекта (проектов) выступают одноклассники, учащиеся других классов, родители (братья и сёстры, дедушки и бабушки), учителя. | |
2 | Знакомство с темой: «Животный и растительный мир заповедников мира» Выбор подтем (областей знания). Сбор информации (рисунки, записи, фотографии) Выбор проектов. Работа над проектами. Презентация проектов. Результатом могут быть творческие, информационные и технические проекты: - поделки (сборник «Красная книга мира», газета, коллаж, виртуальный заповедник, макет, модель и т.п.); - мероприятия (спектакли, концерты). Предложенные формы не являются окончательными. Выбор форм проектов зависит от квалификации педагога и особенностей класса. | Учитель находит повод для знакомства школьников с общей темой, стремится заинтересовать их. Учитель готовит листки с предложенными темами и раздаёт детям для выбора (ученики могут предложить свою собственную узкую тему в рамках общей). Форма листка на усмотрение учителя. Учитель составляет список выбранных тем. Учитель знакомит родителей с предстоящей работой над проектами и даёт советы, как можно помочь детям. Учитель обращает внимание на возможность помощи взрослых при необходимости. Учитель обращает внимание учеников на важность правильного оформления собранной информации в едином стиле. Учитель собирает листы с кратким изложением, чтобы объединить их в один альбом-книжку «Копилку информации по теме» – первый детский коллективный проект по общей теме. Добавляет название и оглавление. Учитель объясняет детям, что такое проекты и какими они бывают. Учитель подводит ребят к выбору темы одного общего проекта. Учитель следит за работой детей, корректирует её по необходимости. Учитель помогает подготовить выступление (защиту проекта). Учитель подводит итоги работы над проектом. | с 24.10.13г. по 30.10.13г. 12.11.13г. 15.11.13г. 21.11.13г. 22.11.13г. | Важно следить за тем, чтобы работа над каждым этапом проекта была доведена до конца. Зрителями на защите проекта (проектов) выступают одноклассники, учащиеся других классов, родители (братья и сёстры, дедушки и бабушки), учителя. |
3 | Знакомство с темой: «Животный и растительный мир заповедников России» Выбор подтем (областей знания). Сбор информации (рисунки, записи, фотографии) Выбор проектов. Работа над проектами. Презентация проектов. Результатом могут быть творческие, информационные, исследовательские и технические проекты: - поделки ( альманах «Красная книга Рос-сии», видеоролик, газета, макет, модель и т.п.); - мероприятия (КВН, викторина); - исследования. Предложенные формы не являются окончательными. Выбор форм проектов зависит от квалификации педагога и особенностей класса. | Учитель находит повод для знакомства школьников с общей темой, стремится заинтересовать их. Учитель готовит листки с предложенными темами и раздаёт детям для выбора (ученики могут предложить свою собственную узкую тему в рамках общей). Форма листка на усмотрение учителя. Учитель составляет список выбранных тем. Учитель знакомит родителей с предстоящей работой над проектами и даёт советы, как можно помочь детям. Учитель обращает внимание на возможность помощи взрослых при необходимости. Учитель обращает внимание учеников на важность правильного оформления собранной информации в едином стиле. Учитель собирает листы с кратким изложением, чтобы объединить их в один альбом-книжку «Копилку информации по теме» – первый детский коллективный проект по общей теме. Добавляет название и оглавление. Учитель объясняет детям, что такое проекты и какими они бывают. Учитель подводит ребят к выбору темы одного общего проекта. Учитель следит за работой детей, корректирует её по необходимости. Учитель помогает подготовить выступление (защиту проекта). Учитель подводит итоги работы над проектом. | с 24.10.13г. по 30.10.13г. 12.11.13г. 15.11.13г. 21.11.13г. 22.11.13г. | Важно следить за тем, чтобы работа над каждым этапом проекта была доведена до конца. Зрителями на защите проекта (проектов) выступают одноклассники, учащиеся других классов, родители (братья и сёстры, дедушки и бабушки), учителя. |
4 | Знакомство с темой: «Животный и растительный мир заповедника Куршская коса» Выбор подтем (областей знания). Сбор информации (рисунки, записи, фотографии) Выбор проектов. Работа над проектами. Презентация проектов. Результатом могут быть творческие, информационные, исследовательские и технические проекты: - поделки (газета, макет, модель и т.п. ); - мероприятия (флешмоб в д/с, на Куршской косе) - социальная акция и решение проблем (общественно-полезные дела для заповедника, рекламно-туристический проспект и т.п.). Предложенные формы не являются окончательными. Выбор форм проектов зависит от квалификации педагога и особенностей класса. | Учитель находит повод для знакомства школьников с общей темой, стремится заинтересовать их. Учитель готовит листки с предложенными темами и раздаёт детям для выбора (ученики могут предложить свою собственную узкую тему в рамках общей). Форма листка на усмотрение учителя. Учитель составляет список выбранных тем. Учитель знакомит родителей с предстоящей работой над проектами и даёт советы, как можно помочь детям. Учитель обращает внимание на возможность помощи взрослых при необходимости. Учитель обращает внимание учеников на важность правильного оформления собранной информации в едином стиле. Учитель собирает листы с кратким изложением, чтобы объединить их в один альбом-книжку «Копилку информации по теме» – первый детский коллективный проект по общей теме. Добавляет название и оглавление. Учитель объясняет детям, что такое проекты и какими они бывают. Учитель подводит ребят к выбору темы одного общего проекта. Учитель следит за работой детей, корректирует её по необходимости. Учитель помогает подготовить выступление (защиту проекта). Учитель подводит итоги работы над проектом. | с 24.10.13г. по 30.10.13г. 12.11.13г. 15.11.13г. 21.11.13г. 22.11.13г. | Важно следить за тем, чтобы работа над каждым этапом проекта была доведена до конца. Зрителями на защите проекта (проектов) выступают одноклассники, учащиеся других классов, родители (братья и сёстры, дедушки и бабушки), учителя. |
Оценка результатов
Результат работы обучающихся по теме проекта рекомендуется оценивать с использованием карты оценки (Приложение 2)
Для оценки качества деятельности учителя по организации проектной деятельности обучающихся «Тропой юного эколога» используется карта самооценки, разработанная в 2012/2013 учебном году (Приложение 3)
Приложение №1
№ | ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ |
1 | Правила поведения в экосистеме Куршская коса. |
2 | Редкие и исчезающие виды растений и животных своего региона. |
3 | Природоохранная деятельность человека в своем регионе. |
4 | Связь между состоянием природы и здоровьем человека. |
5 | Редкие и исчезающие виды растений и животных России. |
6 | Редкие и исчезающие виды растений и животных мира. |
Приложение №2
Отчёт о работе над проектом (для учащихся начальной школы)
1. Название проекта: _______________________________________________________________________________________
2. Почему я начал работу над проектом? _______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Для чего я работал над проектом? __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
4. Какой продукт я хотел получить? __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
5. Как я работал над проектом:
Дата | Что делал | Затрачено времени | Вопрос, затруднение | Консультант | Помощь |
6. Какой продукт я получил в результате работы над проектом?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Что нового я узнал, чему научился?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Мои впечатления от работы над проектом:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».
Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».
Современные педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Метод проектов как о...
Организационный момент в начальной школе.
Очень важное значание имеет начало урока, особенно в начальной школе. Организованое начало определяет дальнейший ход и успех всего урока....
Занимательные организационные моменты в начальной школе
Данный материал представляет собой сборник занимательных организационных моментов, которые можно использовать в начальной школе на каждом уроке....
Исследовательский проект учащихся начальной школы для комлекса детский сад - начальная школа
Коллективная исследовательская работа выполнена учащимися 2 класса "А" НОУ ВПО Тольяттинская академия управления в 2012-2013 уч. году, представлена для воспитанников и учащихся комплекса д...
Проект в начальной школе "Какой формы бывают листья" (работа+паспорт проекта)
Введение1. Теоретическая часть1.1 Общая характеристика листьев растений1.2 Функции листьев, их роль в жизнедеятельности растений1.3 Строение и виды листовой пластины1.4 Формы пластины листа2. Практиче...
Проект в начальной школе "Очищающие свойства кока-колы" (презентация+работа+паспорт проекта)
Введение1. Теоретическая часть1.1 История создания кока-колы1.2 «Классический» состав кока-колы и ее возможный вред2. Практическая часть2.1 Проведение эксперимента и наблюдениеВыводыСписок использован...