ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования.
методическая разработка по теме

Саитхужина Виктория Сергеевна

Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения исследовательской работы в начальной школе

І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)
1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.

ІІ этап. Планирование исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперемента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.

ІV этап. Выводы
1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

V этап. Отчет и защита работы
1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;
2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопросы.

VІ этап. Оценка процесса и результатов работы
1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конкурсы исследовательских работ для младших школьников

Слайд 2

https:// open-hands.ru/svet-poznaniya

Слайд 4

Оргвзнос 248 рублей (с отправкой электронных наградных документов); 418 рублей (с отправкой Почтой России наградных документов на бумажном носителе).

Слайд 5

http://konkursgrad.ru /

Слайд 6

ДЛЯ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ НЕОБХОДИМО ОПЛАТИТЬ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ВЗНОС. Размер оргвзноса зависит от выбираемых Вами опций : • Диплом/грамота в электронном виде 140 рублей • Диплом/грамота в бумажном виде 250 рублей (отправляется Почтой России) • Медаль и сертификат 650 рублей (отправляется Почтой России) • Сборник тезисов " Наукоград " периодический в электронном виде 200 рублей

Слайд 7

https:// roskonkurs.com/konkursyi-i-konferenczii/vserossijskij-konkurs-lestnicza-nauk-dlya-shkolnikov-i-studentov.html Оргвзнос 1000 рублей.

Слайд 8

Всероссийский конкурс исследовательских работ «Талант. Наука. Интеллект.» http://obrazshkola.ru/? page_id=839

Слайд 9

http:// www.klassnye-chasy.ru/konkursy/deiskih-proektov-moya-issledovatelskaya-rabota-2018 Оргвзнос 200-300 рублей



Предварительный просмотр:

Список тем исследовательских работ в начальной школе:

  1. История улиц родного города
  2. История школы, в которой я учусь
  3. Моя фамилия
  4. Любимый семейный праздник
  5.  Отношения в семье
  6.  Обязанности членов семьи
  7.  Мы приглашаем гостей
  8. Мы идем в гости
  9. Экологические проблемы водоемов
  10.  Воздух. Проблемы воздуха в родном крае (городе, селе)
  11.  Кто работает на родной земле?
  12.  Мир растений родного края
  13.  Мир животных родного края
  14.  По страницам Красной книги
  15.  Зачем животным нужны хвосты
  16.  Как экономить электроэнергию дома?
  17.  Почему не тонут корабли?
  18.  История открыток
  19.  Телевидение и дети;
  20.  Как в разных странах учат в школе;



Предварительный просмотр:

Стадия работы над проектом

Содержание работы

  1. Проблема
  1. Определение целей и темы проекты, его исходного положения;
  2. Подбор рабочей группы.
  1. Планирование
  1. Определение источников информации ;
  2. Определение способов сбора и анализа информации;
  3. Определение способа представления результатов;
  4. Установление процедур и критериев оценки результатов проекта;
  5. Распределение задач между детьми в группе.
  1. Поиск информации
  1. Сбор и уточнение информации;
  2. Выявление  и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта;
  3. Выбор оптимального варианта хода проекта;
  4. Поэтапное выполнение проектных задач.
  1. Продукт
  1. Анализ информации;
  2. Формулирование выводов;
  3. Формулирование продукта.
  1. Презентация и рефлексия
  1. Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов;
  2. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.



Предварительный просмотр:

Список конкурсов, фестивалей проектов в начальной школе

  1. Всероссийский интернет-конкурс детских проектов «Моя исследовательская работа»

Положение о всероссийском интернет-конкурсе детских проектов «Моя исследовательская работа»

Всероссийский интернет-конкурс детских проектов «Моя исследовательская работа» проводится порталом Классные-часы.ру. От участников принимаются рефераты, доклады, проекты, научно-исследовательские работы, в которых исследуется какая-либо проблема или проверяется научная гипотеза.

Цель конкурса: способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей школьников и дошкольников.

Задачи конкурса «Моя исследовательская работа»:

  • формирование у детей исследовательских умений и навыков;
  • развитие критического и аналитического мышления при исследовании теоретического вопроса, при поиске путей решения конкретной проблемы;
  • поддержка творческой активности детей;
  • предоставление возможности всем участникам конкурса проявить творчество, стимулировать творческую активность.

  1. Всероссийский конкурс проектных и исследовательских работ учащихся "ГОРИЗОНТЫ ОТКРЫТИЙ 2017"

Цель: развитие  культуры  проектной и  исследовательской  деятельности и инновационной   инфраструктуры  ее  реализации.

  1. Всероссийский конкурс проектов для школьников и студентов «Проекториум»

Цели и задачи Конкурса: содействие формированию и развитию универсальных учебных действий учащихся, раскрытие способности к саморазвитию в процессе исследовательской деятельности; создание условий для развития мышления учащихся, их самообразования, стимулирования самостоятельной познавательной деятельности.

Участники Конкурса: обучающиеся общеобразовательных учреждений всех ступеней образования, студенты колледжей: школьники в 4-х возрастных категориях: 1-4 кл, 5-6 кл., 7-8 кл., 9-11 кл.; студенты колледжей, попадающие в возрастную категорию 9-11 классы

  1. II Всероссийский интернет-конкурс «Детский исследовательский проект»

Главные задачи проведения конкурса:

  • стимулирование познавательного интереса воспитанников ДОУ и учащихся начальной и средней школы, совершенствование их исследовательских способностей;
  • выявление и информационная поддержка детей, проявивших способности в области создания исследовательских проектов;
  • выявление, обмен и распространение педагогического опыта в области создания детских  исследовательских проектов 

  1. II Всероссийский конкурс детских исследовательских проектов "Первые шаги в науку"

Цели конкурса:

  • развитие творческих и интеллектуальных способностей детей дошкольного и школьного возрастов;
  • формирование исследовательских и коммуникативных умений и навыков;
  • формирование аналитического и критического мышления в процессе творческого поиска;
  • формирование способности самоутверждения и самоанализа через достижение поставленных целей и полученных результатов;
  • воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности.



Предварительный просмотр:

Темы возможных проектов в начальной школе:

Творческие проекты:

«Волшебное тесто».

Использованная бумага — мусор или добро?

История русской игрушки.

Мир в открытках.

Загадки. Где живут отгадки?

Информационные проекты:

Экономика Челябинской области.

Что такое витамины?

Почему вымери динозавры?

Профессия будущего.

Мир новой начальной школы .

Учебные проекты:

Весёлая азбука.

Моя будущая профессия.
Зачем нужны жаргонизмы?

Куда зимой улетают птицы?

В царстве чисел-великанов.

Исследовательские проекты:

Мобильный телефон: друг или враг?

Далеко ли от нас солнце?

Почему кровь красная?

Может ли вода течь вверх?

Как животных цвет защищает?



Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя

  1. Меренкова, О.А. научно-исследовательская работа в школе: в помощь учителю, классному руководителю. Методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2011.
  2. Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование». 
  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2006.
  4. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Составитель Щербакова С.Г. - Волгоград: ИТД "Корифей".
  5. Макаров Ю. Метод проектов//Начальная школа. Первое сентября, 2006, №10, с.4-7
  6. Савенков А.И. Исследования на дому. Методические рекомендации // Исследовательская работа школьников, 2002, №1 с.34-45, №2 с.73-78.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....