ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования.
презентация к уроку по теме

Березина Анна Александровна

Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения исследовательской работы в начальной школе

І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)
1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.

ІІ этап. Планирование исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.

ІV этап. Выводы
1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

V этап. Отчет и защита работы
1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;
2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопроссы.

VІ этап. Оценка процесса и результатов работы
1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.



Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения проекта в начальной школе

Вид работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Разработка проектного задания

1.1.

Выбор темы проекта.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Предлагает совместно выбрать тему проекта.

Участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися.

Обсуждают и принимают общее решение по теме.

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения.

Самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения.

  1.  Выделение подтем

в проекте.

Выделяет подтемы и передаёт их учащимся.

Вместе с учащимися проводит эту работу

Каждый ученик выбирает себе подтему.

Активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый выбирает одну из них для себя.

1.3 Формирование творческих групп.

Проводит объединение школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности.

Школьники определили свои роли и комплектуются в соответствии с ними в малые группы.

1.4.

Подготовка материалов к исследовательской деятельности: формулирование вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для групп, подбор литературы.

Если проект большой, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и подбирает литературу.

В зависимости от возраста степень участия обучающихся будет разная.

Привлечение учащиеся старших и средних классов к разработке заданий. Вопросы для поиска ответов могут вырабатываться  в группах с последующим обсуждением всем классом.

1.5.

Определение форм подведения итогов проектной деятельности.

Принимает участие в обсуждении и предлагает: альбом, экскурсия, музыкально-литературная композиция, спектакль и т.д.

Использование наглядного плана схемы деятельности.

В группах и всем классом обсуждают формы представления результатов исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты и т.д.

Разработка проекта

Консультирует, координирует работу, стимулирует деятельность учащихся, предлагает задания школьникам и их родителям.

Осуществляют поисковую деятельность.

3.

Оформление результатов.

Консультирует, координирует работу, стимулирует деятельность учащихся.

Вначале отдельно по группам, а затем во взаимодействии оформляют результаты.

4.

Презентация.

Организует экспертизу, приглашает в качестве специалистов старших школьников или параллельный класс.

Докладывают о результатах своей работы.

5.

Рефлексия.

Оценивает свою работу по педагогическому руководству деятельностью детей.

Осуществляют самооценку результатов с учётом оценки других. Желательно групповая рефлексия.



Предварительный просмотр:

Список конкурсов, фестивалей проектов в начальной школе

  1. Фестиваль проектов учащихся начальной школы «Юные исследователи»
  2. Городской фестиваль исследовательских проектов учащихся начальной школы «Юные Ньютоны»
  3. Всероссийский фестиваль проектов "Как много в мире интересного!"
  4. РОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ПРОЕКТОВ «СОЗИДАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО»
  5. Окружной фестиваль проектов младших школьников "Первоцвет"



Предварительный просмотр:

Список конкурсов исследовательских работ младших школьников 

  1. Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников "Я-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ"

URL: https://www.oodi.ru/single-post/2018/04/02

  1. Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки»

URL: http://pedakademy.ru/?page_id=119

  1. Международный конкурс исследовательских и творческих работ младших школьников "ОТКРЫТИЕ"

Для участия в конкурсе принимаются исследовательские и творческие работы детей младшего школьного возраста, выходящие за рамки школьной программы, по следующим номинациям:

  • юный натуралист;
  • юный писатель;
  • юный краевед;
  • юный математик;  
  • юный художник;
  • юный языковед;
  • юный психолог.

URL: https://kpfu.ru/psychology/mezhdunarodnyj-konkurs-issledovatelskih-i-323841.html

  1. Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся 1-11 классов и дошкольников старших групп «Свет познания - весна 2018»

URL: https://open-hands.ru/svet-poznaniya

  1. Городской конкурс исследовательских и проектных работ учащихся 1-х – 8-х классов «Интеллектуалы XXI века» (г. Челябинск.)

Организаторами конкурса являются:

 - Комитет по делам образования города Челябинска;

- Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской г. Челябинска» (МАУДО «ДПШ»);

- вузы города Челябинска.

URL: https://www.chel-dpsh.ru/index.php/meropriyatiya-munitsipalnogo-urovnya



Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя

  1. Бабина Н.Ф. Выполнение проектов. - Воронеж: ВОИПКРО, 2005. - 64с.
  2. Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе – Волгоград: Учитель, 2011
  3. Ляхова Л. В. Организация научно – исследовательской деятельности учащихся. Начальная школа.№7. 2009.
  4. Н. В. Калинина - доктор психологических наук , профессор «Технология организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников»
  5. Румянцева, Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Ю.Румянцева. – М.:Просвещение, 2001. – С.34
  6. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников – Волгоград: Издательство «Учитель», 2011г. -142 с.
  7. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании. М,2005
  8. Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.
  9.  Савенков А.И, Психологические основы исследовательского обучения школьников // Школьные технологии. – 2008. - № 1.
  10.  Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
  11.  Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  12.  Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2006.



Предварительный просмотр:

Список тем исследовательских работ в области начального образования

  1. Задачи в рисунках
  2. Как спасти нашу реку?
  3. Семь чудес света
  4. Достопримечательности нашего города.
  5. Вечнозелёная красавица леса
  6. Жизнь леса
  7. Лес - наш друг
  8. Полезные свойства калины
  9. Мой маленький мир дикорастущих растений
  10.  Роль растения в жизни человека
  11.  Мир кактусов
  12.  Мир растений на подоконнике
  13. О комнатных растениях
  14.  Жизнь и гибель динозавров на планете Земля
  15.  Мир забавных животных
  16.  Нора – это дом. Жилища животных
  17.  Потерянный мир динозавров
  18.  Удивительное царство грибов
  19.  Аквариум и его обитатели
  20.  Достопримечательности нашего города
  21. Семь чудес России
  22. Цвет и названия морей
  23. Бездомные животные – проблема каждого из нас



Предварительный просмотр:

Список тем проектов по направлениям

Социальные

  1. Жизнь птиц в зимнее время
  2. Насколько мы зависимы от телефона
  3. Спешите делать добро
  4. Подарок ветеранам
  5. Умный дом

Творческие

  1. Вторая жизнь пластиковым бутылкам
  2. Мягкая игрушка
  3. Моя сказка
  4. Рамки для фотографий

Информационные

  1. Олимпийские игры в древности и современности
  2. Металлы
  3. Дети Сталинграда
  4. Олимпийские боги-герои древнегреческих мифов

Учебные

  1. Как музыка влияет на рост растений
  2. Возрождение старых спортивных игр
  3. Проактивность – моя жизненная позиция
  4. Питание растений водой 

Исследовательские

  1. Автомобили современные и старинные.
  2. Тайна школьного портфеля
  3. Выращивание кристалла.
  4. Полезная вещь для дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....