ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
олимпиадные задания по теме
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Алгоритм выполнения исследовательской работы в начальной школе
Этапы выполнения исследовательской работы:
І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)
1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.
ІІ этап. Планирование исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперемента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.
ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.
ІV этап. Выводы
1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).
V этап. Отчет и защита работы
1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;
2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопроссы.
VІ этап. Оценка процесса и результатов работы
1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.
Предварительный просмотр:
Исследовательские мероприятия для младших школьников
- Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся 1-11 классов и дошкольников старших групп «Свет познания - весна 2018»
https://open-hands.ru/svet-poznaniya/polozhenie
Цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала школьников и совершенствования их исследовательских навыков.
Задачи: способствовать реализации положений п.22 ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изм. от 29 декабря 2017 года.
- пробудить интерес школьников к научным дисциплинам, сформировать устойчивую познавательную потребность;
- способствовать формированию аналитического, критического, исследовательского мышления, углублению теоретических и практических знаний по школьным предметам в процессе выполнения исследований у учащихся;
- обеспечить возможность представления и публикации школьных исследовательских работ на всероссийском уровне вне зависимости от географического положения участников;
- повысить уровень культуры исследовательской деятельности путем создания конкурентной среды с сохранением дружественной атмосферы для всех участников;
- поощрение творчески активных учителей и учащихся.
- Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки»
http://pedakademy.ru/?page_id=119
Цель: повышения качества образования и эффективности обучения учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности.
Задачи:
- развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся;
- предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательного учреждения и региона;
- выявление одаренных детей через проектную и исследовательскую деятельность.
3. Международный конкурс научно-исследовательских работ учащихся
International competition «the big progress» | «большой прогресс»
http://visioneuromedia.com/big-progress.html
Цели: выявление одаренных школьников и содействие в становлении исследовательских качеств личности современного школьника.
Категории участников:
1.1. В настоящем конкурсе могут принимать участие ученики всех видов школ, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью в области науки.
1.2. Возраст участников от 7 до 16 лет.
1.3. Каждая работа должна иметь научного руководителя.
4. Дистанционный конкурс научно-исследовательских работ для школьников, студентов и педагогов «Блестящая идея»
http://konkursgrad.ru/выберите-конкурсы/конкурс-блестящая-идея
Цели:
а) Популяризировать науку;
б) Воспитывать у школьников интерес и тягу к научным знаниям;
в) Вдохновлять на научные открытия и инновационные решения.
5. Всероссийский интернет-конкурс детских проектов «Моя исследовательская работа 2018» для учащихся, студентов и дошкольников
http://www.klassnye-chasy.ru/konkursy/deiskih-proektov-moya-issledovatelskaya-rabota-2018
Цель: способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей школьников и дошкольников.
Задачи:
- формирование у детей исследовательских умений и навыков;
- развитие критического и аналитического мышления при исследовании теоретического вопроса, при поиске путей решения конкретной проблемы;
- поддержка творческой активности детей;
- предоставление возможности всем участникам конкурса проявить творчество, стимулировать творческую активность.
Предварительный просмотр:
Темы исследовательских работ по экологии:
- Бездомные животные – проблема каждого из нас
- Какую воду мы пьём
- Каким воздухом мы дышим
- Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?
- Экология моего поселка
Темы исследовательских работ о животных:
- Жизнь и гибель динозавров на планете Земля
- Кто живет у нас в лесу?
- Кто как приспосабливается к окружающему миру
- Кто строит дом на реке?
- Кто такие ежи и что мы знаем об их жизни?
Темы исследовательских работ по физкультуре:
- Если хочешь быть здоров
- Здоровый образ жизни
- Мой режим питания
- Молоко полезно детям
- Польза и применение витаминов.
Темы исследовательских работ по географии:
- Достопримечательности нашего города
- Кто в Африке живет?
- Кто предскажет нам погоду?
- Семь чудес света
- Семь чудес России
Предварительный просмотр:
Алгоритм выполнения проекта с младшими школьниками.
- Определение проблемы. Здесь важно определить актуальную проблему для исследования, которая соответствовала бы возрасту, способностям и знаниям младших школьников, была интересна для детей.
- Определение цели и задач. Учитель помогает детям определить цели исследования, направить их на достижение результата.
- Подготовка и планирование. Здесь важно помочь ученику подобрать форму выполнения проекта в соответствии с тематикой, а также определить средства и методы организации деятельности. Важным является и определение, в течение какого времени будет выполняться проект. Если это проект групповой, то учитель должен составить инициативные (рабочие) группы учеников, которые будут совместно работать над проектом. Важно сориентировать учеников в поиске нужных материалов, помочь в обработке информации.
- Реализация проекта. Работа над проектом всегда начинается со сбора информации, анализа (обсуждения), выдвижения идей. Как только нужная информация будет собрана и проведены все экспериментальные работы, осуществляется оформление проекта. На этом этапе педагог должен оказывать консультационную помощь ученикам, учить их анализировать и обобщать факты, учить оформлению и презентации, при необходимости находить способы стимулирования их интереса к творческому процессу, развивать умственные способности. Необходимо также проверять промежуточные результаты проектной работы.
- Подведение итогов. Итогом проекта является презентация. Она может проходить в виде оформления стенгазет или стендов, выступления с докладом, подготовки отчёта или защиты проекта. После защиты проекта проводим рефлексию проектной деятельности, в которой учащиеся отвечают на следующие вопросы:
1.Была ли достигнута цель проекта?
2. Что нового ты узнал для себя?
- Научился ли ты распределять время, когда работаешь?
- Что ты сделал бы по-другому?
- Что получилось у тебя лучше всего?
- Что для тебя было трудным в процессе работы над заданием?
- Что для тебя было лёгким в процессе работы над заданием?
Алгоритм выполнения проекта
1. Сбор информации
2. Эксперимент
3. Систематизация и структуризация информации
4. Исследование
5. Оформление работы
6.Фото и видео зарисовки
7. Интервьюирование
8. Наблюдения
9. Презентация
10.Практическое применение новых знаний
11. Публичное выступление
Предварительный просмотр:
Список конкурсов, фестивалей проектов в начальной школе
1. Международный конкурс проектов для учащихся
http://school.interclover.ru/all/project.html
Уровень: международный
Направления:
- Математический цикл
- Общественно-научный цикл
- Гуманитарный цикл
- Филологический цикл
- Трудовое обучение
- Физкультура и ОБЖ-
- Искусство
2. Всероссийский конкурс проектов для школьников и студентов «Проекториум»
http://obrazshkola.ru/?page_id=840
Уровень: федеральный
Предмет конкурса проектных работ: исследовательские, информационные и практико-ориентированные проекты учащихся.
3. Всероссийский конкурс научно-технологических проектов
https://dm-centre.ru/sirius-konkurs-projectov
Уровень: федеральный
Направления:
- современная энергетика;
- информационные технологии;
- космос, навигация, связь;
- конструирование сложных технических объектов (в том числе беспилотный транспорт, роботы);
- новые материалы: конструкционные, функциональные, квантовые, нано;
- нейротехнологии
- медицина будущего;
- агро- и биотехнологии.
4. Всероссийский конкурс социальных проектов учащихся «Изменим мир к лучшему!»
Уровень: федеральный
Предмет и содержание Конкурса: социальные проекты учащихся.
Тематика материалов не ограничивается, однако материалы должны иметь образовательный характер и не противоречить общепризнанным научным фактам, этическим нормам и законодательству Российской Федерации.
5. Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ обучающихся
«Открытие – 2018»
Уровень: федеральный
Направления:
- Гуманитарное направление.
- Физико-математическое направление.
- Естественнонаучное направление.
- Информационно-технологическое направление.
- Художественно-эстетическое направление.
- Спортивное направление.
Предварительный просмотр:
Список тем проектов для младших школьников
Творческие проекты:
«Семейные праздники и традиции»
«Кукла - оберег»
«Что можно сделать из теста»
«Сад моей мечты»
Информационные проекты:
«Города - герои»
«Пять самых редких птиц на планете»
«Чудеса света»
«Самые большие аквариумы мира»
Учебный проект:
«Писатели Южного Урала»
«Пословицы и поговорки в произведениях»
«Удивительные животные России»
«Занимательная математика»
Исследовательские проекты :
«Зачем растениям нужна вода»
«Почему листья зеленые?»
«Как двигаются насекомые»
«Камни Южного Урала»
Социальный проект:
«Поможем нищим и бездомным»
«Помоги птицам»
«Экология и чистота в окружающем мире»
«Школьная библиотека»
Предварительный просмотр:
Список рекомендуемой литературы для учителя
- Автайкина, Т. О., Власова О. С. Метод проектов как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников: Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2013.
- Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников // Начальная школа (ПС). – 2006. - № 10.
- Иванова Н., Марунина Г. «Как организовать проектную деятельность в начальной школе. Методическое пособие»
- Ильина И.Н. Исследовательская деятельность учащихся (из опыта) // Одаренный ребенок. – 2008. - № 2.
- Савенков А.И, Психологические основы исследовательского обучения школьников // Школьные технологии. – 2008. - № 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...
ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...
ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....