ПК 4.5.
материал по теме
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Олимпиады для начальных классов | 2.47 МБ |
алгоритм выполнения проекта в начальной школе | 17.5 КБ |
список литературы для учителя начальных классов | 6.12 КБ |
список тем исследовательских работ | 18 КБ |
проектная деятельность в начальной школе | 656 КБ |
конкурсы исследовательских работ | 538 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Любые конкурсы или школьные олимпиады – это, прежде всего, способ самовыражения и самореализации для ребенка. Поэтому если ребенок проявляет интерес к интеллектуальным соревнованиям, его обязательно нужно в этом поддержать. Ребенку важно почувствовать не только дух соперничества, но и принять себя как часть интеллектуального сообщества, сравнив свои успехи с успехами сверстников.
rm.kirov.ru «Русский медвежонок — языкознание для всех» — международный конкурс по языкознанию (в основном русскому) среди школьников. Проводится с 2000 года.
emu.cerm.ru Международный мониторинговый проект для учащихся 1-4 классов . При помощи «ЭМУ» многие школы и даже регионы ГОТОВЯТ своих учеников К ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ МОНИТОРИНГ позволяет школе отслеживать развитие учеников, сравнивать их достижения со средними и принимать управленческие решения УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ по формированию метапредметных результатов образования помогают эффективнее выстроить процесс обучения Для детей «ЭМУ» – это увлекательные конкурсы с захватывающим СЮЖЕТОМ
russian-kenguru.ru Кенгуру — один из самых популярных конкурсов школьников по математике в мире. Каждый год в нём участвуют более шести миллионов школьников, из них около двух — в России. Каждый желающий, вне зависимости от уровня знания математики, может поучаствовать в конкурсе-игре «Кенгуру».
konkurskit.org Конкурс «Кит» — самый популярный конкурс в России по информатике среди школьников. Начиная с 2008 года, игровой конкурс собирает порядка 300 000 школьников ежегодно, в нём участвуют жители РФ, а также 4 стран Европы и Азии.
runodog.ru «Золотое Руно» – международный конкурс по истории мировой художественной культуры, один из проектов Института продуктивного обучения Российской академии образования (Санкт-Петербург) под руководством академика М.И. Башмакова.
syndychok-znaniy.ru Дистанционные мероприятия в СМИ «Котофей» для школьников, студентов и педагогов
mir-olimpiad.ru Портал «Мир олимпиад» в 2017 - 2018 учебном году проводит олимпиады для школьников, олимпиады для студентов, олимпиады по спецдисциплинам, олимпиады для педагогов, олимпиады и конкурсы для воспитателей ДОУ, онлайн олимпиады, конкурсы для школьников, студентов и педагогов, конференции для школьников, студентов, педагогов. Победители и призеры конкурсов получают сертификаты и дипломы в электронном виде, а педагоги, задействованные в подготовке и проведении олимпиад - благодарственные письма.
olympiadonline.ru Дистанционные конкурсы и олимпиады для школьников и учителей .
cleve.ru Интересные мероприятия для больших и маленьких учеников .
mega-talant.com Массовые олимпиады и конкурсы для школьников и учителей .
yi-erudit.ru Всероссийская дистанционная олимпиада по отдельным предметам для учащихся 1-11 классов .
tavika.ru
runodog.ru British Bulldog — всероссийский конкурс по английскому языку. К участию приглашаются все школьники, без какого-либо предварительного отбора.
Предварительный просмотр:
Алгоритм выполнения проекта в начальной школе.
Приступая к началу роботе над проектом, лучше ориентироваться на план, который обычно состоит из таких этапов:
- Определение проблемы. Здесь важно определить актуальную проблему для исследования, которая соответствовала бы возрасту, способностям и знаниям младших школьников, была интересна для детей.
- Определение цели и задач. Учитель помогает детям определить цели исследования, направить их на достижение результата.
- Подготовка и планирование. Здесь важно помочь ученику подобрать форму выполнения проекта в соответствии с тематикой, а также определить средства и методы организации деятельности. Важным является и определение, в течение какого времени будет выполняться проект. Если это проект групповой, то учитель должен составить инициативные (рабочие) группы учеников, которые будут совместно работать над проектом. Важно сориентировать учеников в поиске нужных материалов, помочь в обработке информации.
- Реализация проекта. Работа над проектом всегда начинается со сбора информации, анализа (обсуждения), выдвижения идей. Как только нужная информация будет собрана и проведены все экспериментальные работы, осуществляется оформление проекта. На этом этапе педагог должен оказывать консультационную помощь ученикам, учить их анализировать и обобщать факты, учить оформлению и презентации, при необходимости находить способы стимулирования их интереса к творческому процессу, развивать умственные способности. Необходимо также проверять промежуточные результаты проектной работы.
- Подведение итогов. Итогом проекта является презентация. Она может проходить в виде оформления стенгазет или стендов, выступления с докладом, подготовки отчёта или защиты проекта. Желательно — обсуждение, что вышло, а что нет, какие проблемы возникли при работе над проектом.
«Совет. Особое внимание уделите презентации результатов. Расскажите детям о том, как правильно выступать перед публикой».
Предварительный просмотр:
1. Алейникова И. Интеллект будущего / И. Алейникова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2007. - № 1. - С. 25-27.
2.Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.
3.Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117
4. Баранова Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью / Е. В. Баранова, М. И. Зайкин // Математика в школе. - 2004. - N 2. - С. 7-10.
5. Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы / В. С. Безрукова. - М.: Сентябрь, 2002. - 160 с. - ISBN 5-88753-051-0.
6. Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода / В. П. Белогрудова // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 8. - С. 6-11.
7. Бельфер М. Несколько слов об исследовательских работах школьников / М. Бельфер // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2006. - N 17. - С. 13-15.
8. Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А. А. Богомолова // Биология в школе. - 2006. - N 5. - С. 35-38.
9. Борисенко Н.А. Как мы работали над проектом, или Технология исследовательской деятельности учащихся: метод проектов / Н. А. Борисенко // Литература в школе. – 2002. - №7. - С. 39.- N7.
10. Брыкова О. Сотворчество учителя и ученика / О. Брыкова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 20. - С. 33-36.
11. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе / О. В. Брыкова, Т. В. Громова. - М. : Чистые пруды, 2006. - 32 с. - (Б-чка "Первого сентября"). - ISBN 5-9667-0230-6.
12. Вечтомова Е.Г. Норма жизни лицея - исследование / Е. Г. Вечтомова, Н. А. Макаркина // Директор школы. - 2006. - № 8. - С. 102-103.
13. Волков С. Чтобы не было скучно / С. Волков // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2006. - С. 17-19.
14. Гайфитулин М.С. Проект "Исследователь" / М. С. Гайфитулин // Школьные технологии. - 2005. - № 3. - С. 102-104.
15. Гильмеева Р.Х. Роль исследовательской деятельности учителя начальных классов в реализации идей развивающего обучения / Р. Х. Гильмеева // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 4. - С. 58-60.
16. Глазкова К.Р. Уроки-исследования: формирование творческой, критически мыслящей личности / К. Р. Глазкова, С. А. Живодробова // Физика: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 24. - С. 29-31.
17. Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни. – 2014. - № 1. – С. 36-41
18. Кудрова И.А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода / И. А. Кудрова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 5. - С. 14-21.
19. Мухина В. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. Мухина // Народное образование. - 2006. - № 7. - С. 123-127.
20. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004.
Предварительный просмотр:
Список тем проектов по направлениям.
Социальный проект — это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет
способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем.
Социальные:
1)«Помоги братьям нашим меньшим»
2)«Украсим городскую ёлку»
3)«Старшим нужно помогать»
4) «Береги лесную жизнь»
Интересные темы для проектов – залог того, что работа будет увлекательной для школьника. Если проект является исследовательским, он должен включать в себя элементы научного труда – гипотезу, ее проверку, лабораторное исследование, анализ полученных на выходе результатов. Дома школьник может подготовиться заранее – прочесть нужный материал по природоведению; провести эксперимент – прорастить бобы; сделать фотографии растения на каждом из этапов.
Творческие:
1)«Кулинарный мастер-класс »
2)«Вся жизнь - игра»
3)«Весёлая азбука»
4)«Волшебное слово»
Информационные проекты направлены на сбор информации, о каком – либо объекте, явлении на ознакомление участников проекта этой информацией, её анализ и обобщение фактов.
Информационные:
1)«Страны мира»
2)«Дети войны»
3)«Профессии моих родителей»
4)«Наша планета Земля»
Учебный проект — совместная учебно-познавательная деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Учебные:
1) «История моей страны»
2) «Круговорот воды в природе»
3) «Экология и экономика»
4) «Древний мир и современность»
Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространённых форм данного вида деятельности.
Исследовательские:
1)«Родной край»
2)«Я познаю себя»
3)«Моё семейное древо»
4)«Школа моей мечты»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История возникновения метода проектов Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859-1952). Согласно его суждениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Принцип прагматической педагогики: «обучение посредством делания» .
Представляет собой способы организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата и ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности обучающегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы. Метод проектов
Она состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты, предполагает: проживание учеником конкретных ситуаций преодоления трудностей; приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов. Суть проектного обучения
Требования к учебному проекту Наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Важная часть плана - пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Каждый проект требует исследовательской работы учащихся. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
ПРОЕКТ проблема проектирование (планирование) поиск информации продукт портфолио (папка-отчёт) презентация В современном понимании проект – это шесть «П»
виды классификаций проектов по доминирующей деятельности выделяют : исследовательские, творческие, практико-ориентированные, информационные, приключенческие, игровые, телекоммуникационные.
Исследовательские проекты Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования; обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространённых форм данного вида деятельности.
Творческие проекты Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, детская конференция и т.д.
Приключенческо-игровые проекты Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения происходит в игровой ситуации. Участники выбирают себе определённые роли. Результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия.
Информационные проекты Информационные проекты направлены на сбор информации, о каком – либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов. Распространение компьютеров и мобильные технологии позволяют включить в образовательный процесс различные открытые площадки за стенами школы. Парки, площади и улицы городов теперь становятся такими же учебными аудиториями, где с помощью новейших приборов можно извлекать и использовать данные в ходе прогулок и путешествий. Новые средства постепенно меняют наше мировоззрение, позволяют видеть мир с новой точки зрения.
Практико-ориентированные проекты Практико-ориентированные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.
Персональные или групповые проекты Преимущества персональных проектов: план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью; у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него; учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии; формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом;
Преимущества групповых проектов: в проектной группе формируются навыки сотрудничества; проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне; на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер; в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы.
По продолжительности мини-проекты (укладываются в 1 урок); краткосрочные (4-6 уроков); среднесрочные; долгосрочные.
По характеру контактов между участниками : внутриклассные; внутришкольные; межрегиональные; международные.
Формы продуктов проектной деятельности видеофильм; выставка; газета, журнал; игра; коллекция; модель; музыкальное произведение; мультимедийный продукт; оформление кабинета; постановка; праздник; прогноз; система школьного самоуправления; справочник, учебное пособие; экскурсия.
Что является критериями успеха работы над проектом? Достигнут конечный результат. Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем. Результат проекта может быть использован другими коллективами. Информация о проекте широко распространена. Получено удовольствие от своей деятельности.
Общие подходы к структурированию проекта: 1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. 2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением. 3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. 5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, пр.). 6. Защита проектов, оппонирование. 7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Учебный проект - это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Учебный проект с точки зрения учителя это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Учебный проект с точки зрения учащегося это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов : Ученик Учитель Определяет цель деятельности Помогает определить цель деятельности Открывает новые знания Рекомендует источники получения информации Экспериментирует Раскрывает возможные формы работы Выбирает пути решения Содействует прогнозированию результатов Активен Создаёт условия для активности школьника Субъект обучения Партнёр ученика Несёт ответственность за свою деятельность Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки
Несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние: а) исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение); б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направить ее в нужное русло); в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других); г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявить, какой информации или каких умений не достает); д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности); е) рефлексивные (отвечать на вопросы: « Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?», адекватно выбирать свою роль в коллективном деле); ж) менеджерские (проектировать процесс, планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решения; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную деятельность, должна быть в области познавательных интересов учащихся в зоне их ближнего развития. Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом требуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки- наблюдения.
Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности- презентация (защита) проекта. Защита проекта часто осуществляется в форме выставки тех изделий, которые ученики создали. Для этого они готовят небольшое выступление с рассказом о своём проекте. Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая в начальной школе должна нести стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами, памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, выполнявший проект. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. А лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект победил в какой-нибудь номинации.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого–физиологические особенности младших школьников. “ Существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов”. Необходима системность в использовании активных методов, постепенное увеличение степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшение различных видов учительской помощи.
Общие правила для педагогов – руководителей проектов .Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь с банальными решениями. • Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат. • Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности. • Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, • Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать. • Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно. • Не сдерживайте инициативы детей. Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций. • . Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде. • Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.
Вывод : проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Предварительный просмотр:
Список конкурсов проектов в начальной школе
| ||
Международный конкурс проектов для учащихся в рамках конкурса «Interclover-2018» | ||
Всероссийский конкурс исследовательских проектов. «Весна 2018 г.» | ||
| ||
Международный конкурс «ФортУНа» |