ПК 4.3.
презентация к уроку по теме
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игровые технологии | 1.15 МБ |
технологии проблемно-диалогического обучения | 15.3 КБ |
технологии гуманно-личностного обучения | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В. А. Сухомлинский)
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Функции игровой деятельности : - развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); - коммуникативная: освоение диалектики общения; - игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; - диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения; - функция коррекции : внесение позитивных изменений ; - социализация: включение в систему общественных отношений.
Отличительные черты: свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата ; импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»); эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п; наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Игровая деятельность используется в следующих случаях: - в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; - как элементы более обширной технологии; - в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); - как технология внеклассной работы.
удовольствие от контактов с партнерами по игре; удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока; азарт, от ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры; необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях; удовлетворение от успеха – промежуточного и окончательного; если игра ролевая, то удовольствие от процесса – перевоплощение в роль. Факторы способствующие возникновению игрового интереса:
Педагогические игры имеют следующую классификацию: По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические; По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др. По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;
По характеру педагогического процесса: 1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; 2. познавательные, воспитательные, развивающие; 3. репродуктивные, продуктивные, творческие; 4. коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;
Расставьте карточки, начиная с самой большой Постройте пирамидку Игры и игровые упражнения на уроках математики
Игровое упражнение «Реши правильно и прочти» 6 – 1 5 + 2 10 – 8 5 + 2 7 – 4 6 + 3 5 + 5 М О Л О Д Е Ц 1 И 2 Л 3 Д 4 А 5 М 6 К 7 О 8 Р 9 Е 10 Ц
Материал для игры: Закрыть, смотреть, ходить, пришить, уехать, читать, отпилить, прочитать, рисовать, плавать, написать, ехать, построить, шить, открыть, ставить, принести, строить, нарисовать, возить.
Игры и игровые упражнения на уроках русского языка
Игра “Аукцион” Цель. Закрепление понятия о неопределённой форме глагола. Содержание. В игре участвует весь класс. За определённое время учащимся предлагается записать как можно больше глаголов в неопределённой форме, состоящих из одного слога (дать, пить, бить, вить, петь, мыть, лить, и т.д.) или из двух слогов (рубить, писать, читать, пилить, сидеть и др.). Победителем считается тот, кто правильно запишет наибольшее число глаголов за указанное время.
Игра “Что делать? Что сделать?” Цель. Закрепление понятия о глаголах, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать? Содержание. Играют 2 команды (мальчики и девочки). Одна команда записывает глаголы, отвечающие на вопрос “что делать?”, а другая – глаголы, отвечающие на вопрос “что сделать?” Учитель диктует глаголы, а затем производится проверка записи. Побеждает команда, допустившая наименьшее число ошибок.
Материал для игры: Закрыть, смотреть, ходить, пришить, уехать, читать, отпилить, прочитать, рисовать, плавать, написать, ехать, построить, шить, открыть, ставить, принести, строить, нарисовать, возить.
Игры и игровые упражнения на уроках окружающего мира ЛЕТАЕТ - НЕ ЛЕТАЕТ Задача: знать летающих и не летающих представителей животного мира. Игровые действия: В этой игре учитель будет называть птиц, животных, а ученики, если летает, поднимают руку, если не летает, то руки складывают на коленях.
Съедобное и несъедобное Задача: учить распознавать по внешним признакам съедобные и несъедобные грибы. Игровые действия: учитель показывает грибы, если съедобные, то ученики хлопают в ладоши, и учитель кладет съедобные грибы в корзину. Если несъедобные, то дети не хлопают в ладоши.
ДОМАШНИЕ И ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ Задача: знать признаки деления животных на домашних и диких, знать отдельных представителей обеих групп. Игровые действия: учитель показывает изображение животного, а ученик говорит, к какой группе оно относится. Для усложнения игры можно использовать загадки. Например: «Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла.» (корова)
Игры и игровые упражнения на уроках литературного чтения Игра «Скажи в рифму» Я читаю стихотворение, а дети договаривают последнее, подходящее по смыслу слово, обязательно в рифму. На ромашку у ворот Опустился вертолет- Золотистые глаза. Кто же это? (стрекоза)
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока по русскому языку
(Общеобразовательная система «Школа России»)
Технология проблемно-диалогического обучения.
Русский язык 3 класс.
Тема: «Непроизносимые согласные»
На уроке русского языка в 3 классе по теме «Непроизносимые согласные» проблемная ситуация на минутке чистописания. На доске даны сочетания букв с транскрипцией.
рдц стн здн вст
(рц) (сн) (зн) (вт)
Транскрипционные знаки в тетрадь не пишутся. Они служат подсказкой.
Учитель. - Как вы думаете, почему мы писали по три буквы, а в транскрипции два звука? Что вас удивило?
Дети. – Наверное, встречаются слова, в которых подряд стоят три согласные буквы.
Учитель. – А почему могут слышаться два звука?
Дети. – Есть слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Это слова с Ь знаком.
Учитель. – А что мы знаем про «ь» (мягкий знак)?
Дети. – Эта буква звука не обозначает.
Учитель. – А какая буква в данном случае теряет звук? (Согласная.)
- Это может быть буква «ь»? (Нет, только буква, обозначающая согласный звук.)
- Если мы что - нибудь не видим, то как мы говорим? (Невидимое.)
А если мы звук не произносим, то как мы о нём можем сказать? (Непроизносимый.) Учитель. – Над чем сегодня мы будем работать на уроке? Какова будет тема нашего урока? Чему мы должны научиться?
Дети. - Непроизносимые согласные. Научимся писать слова с непроизносимыми согласными.
Неожиданное препятствие в начале урока подвело к осмыслению проблемы. Применялся для детей приём создания проблемной ситуации – одновременное предъявление противоречивых фактов, а затем с помощью побуждающего диалога побуждение к формулированию проблемы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Школа жизни» Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества , личностный подход , оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом , идеолог ей его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного принципах гуманно-личностной педагогики». Шалва Александрович Амонашвили
Идеи гуманно-личностной педагогики Гуманно-личностная педагогика во главу угла ставит воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала; способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса. Гуманно-личностная педагогика принимает идеи классической философии и педагогики о том, что ребенок есть явление в земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа. Гуманно-личностный образовательный процесс строится на понимании целостности природы ребенка, ее движущих силах, раскрытых и научно обоснованных современной психологией и определяемых нами, как стихийные устремления, страсти личности ребенка в его стремлении к развитию, взрослению, свободе.
6 особенностей образовательного процесса «Школа жизни» Первая особенность состоит во внутренней преемственности созидательной деятельности Природы и человека-воспитателя. Вторая особенность образовательного процесса в гуманной школе - его целостность, понимаемая как целостность жизни ребенка, устремленного в будущее. Третья особенность касается урока, который рассматривается как аккумулятор, как ведущая форма жизни детей, а не только их учения. Четвертая особенность педагогического процесса и состоит в том, что сотруднические взаимоотношения учителя с детьми становятся его естественным качеством. Пятая особенность гуманного педагогического процесса проявляется в развитии у детей способности к оценочной деятельности при одновременном упразднении школьных отметок, что является залогом успехов детей в учении. Шестая особенность "Школы жизни" - в особой, гуманной миссии учителя в ней. "Очеловечивание среды вокруг каждого ребенка, гуманизация социума и самого педагогического процесса есть высшая забота учителя".
Целевые ориентации • Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств. • Облагораживание души и сердца ребенка. • Развитие и становление познавательных сил ребенка. • Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений. • Идеал воспитания - самовоспитание.
Гуманно-личностный подход к ребёнку Учитель оптимистически мыслит о детях Учитель подходит к детям как к самостоятельным субъектам учения Учитель помогает обрести ребёнку свой личностный смысл, личностную значимость учения Опора педагогического процесса
Создание культурно-воспитательной среды Свободный выбор личностью способов творческой самореализации и её культурное с а моразвитие Осуществление социально-педагогической защиты, помощи и поддержки каждого ребёнка Адаптация в социуме и жизненном самоопределении Модель гуманно-личностной технологии
Особенности методики - гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания: - индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха; - мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество - вопрос, атмосфера романтики; - резервы семейной педагогики; - учебная деятельность: приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.
Основные установки учителя гуманного педагогического процесса Опоры в ребенке стремление к развитию, стремление к взрослению, стремление к свободе. Личностные качества учителя доброта, откровенность и искренность, преданность. Законы учителя любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку. Руководящие принципы учителя принцип очеловечивания среды вокруг ребенка, принцип уважения личности ребенка, принцип терпения в становлении ребенка. Заповеди учителю верить в безграничность ребенка, верить в свои педагогические способности, верить в силу гуманного подхода к ребенку.
Заключение: Гуманистический климат школы - важный и самый трудный для реализации. Он требует от педагогов и других специалистов, работающих с детьми, компетентности, преданности детям и поставленной цели, увлеченности и профессиональной гармонии. С. Френе отмечает, что необходимо "понять душу ребенка, его психологию. Каждый выберет свою дорогу, отвечающую индивидуальным склонностям, вкусам и запросам".