ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
методическая разработка (3 класс) по теме

Мальцева Олеся Дмитриевна

Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения исследовательской работы с младшими школьниками

Методическая сторона исследований может быть условно поделена на шесть относительно самостоятельных этапов:

– ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования);

– предлагает возможные варианты решения;

– собирает материал;

– делает обобщения;

– оформляет результаты в виде доклада, макета, проекта и др.;

– проводит защиту результатов исследования.

Работа по организации долговременных исследований требует от педагога больших усилий. А. И. Савенков рекомендует педагогам, занимающимся данной работой, соблюдать ряд определенных правил. (Они представлены далее.)

1. Как выбрать тему исследования

Ответь на вопросы:

Что мне интересно больше всего?

Чем я хочу заниматься в первую очередь?

Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?

Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Какими могут быть темы:

• фантастические

• эмпирические

• теоретические

2. Цель и задачи исследования

Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги. Задачи исследования уточняют цель.

3. Гипотеза исследования

Предположим

Допустим

Возможно

Что, если

4. Организация исследования

• Подумать самостоятельно

Что я знаю об этом?

Какие суждения я могу высказать по этому поводу?

Какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования?

• Просмотреть книги по теме

Запиши важную информацию, которую узнал из книг

• Спросить у других людей

Запиши интересную информацию, полученную от других людей

• Просмотреть телематериалы

Запиши то необычное, что узнал из фильмов

• Использовать Интернет

Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера

• Провести наблюдение

Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы

• Провести эксперимент

Запиши план и результаты эксперимента

5. Подготовка 
к защите исследовательской работы

1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения:

а) разъяснение посредством примера;

б) описание;

в) характеристика;

г) сравнение;

д) различие.

2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.

4. Ранжировать основные идеи по важности.

5. Предложить сравнения и метафоры.

6. Сделать выводы и умозаключения.

7. Указать возможные пути изучения.

8. Подготовить текст доклада.

9. Сделать схемы, чертежи, макеты



Предварительный просмотр:

Алгоритм работы над проектом

1. Выбор темы.

 Тема – предмет рассмотрения; это то главное, о чём сообщается, что обсуждается, исследуется, изображается.

 Возможно, на помощь придут следующие вопросы:

*Что мне интересно больше всего?

 *Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

2. Формулировка темы проекта.

 Примеры тем: «Любимый портфель», «Язык и речь – это одно и то же?», «Какими были школы в древности?», «Что может компьютер?» и др.

3. Определение цели проекта.

 Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить, решить; это главная задача. Но для того, чтобы была решена эта главная задача (то есть была достигнута цель), нужно много всего выполнить, нужно решить много разных задач.

 Формулировка цели - это одно предложение, являющееся ответом на вопрос: зачем нам нужен этот проект?

 Обычно формулировка цели начинаться с таких слов: «узнать», «выяснить», «обобщить», «разработать» (например, разработать алгоритм …), «расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить».

4. Постановка задач проекта.

 Задача – это то, что необходимо решить, выполнить. В задачах определяется, как достичь цели.

 В формулировках задач выражается то, что надо сделать по порядку, чтобы достичь цели.

 Обычно формулировка задач начинаться с таких слов: «изучить», «собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить», «придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод».

5. Высказать одну или несколько гипотез.

 Гипотеза (греч. ) – это предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом.

 Обычно гипотезы начинаются такими словами: «предположим, что …», «допустим, что…», «возможно, что…», «что, если …».

 Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную поставит на первое место, менее важную - на второе и т. д.

 Варианты гипотез к проекту «Как возник язык».

  1. Предположим, что прилетели инопланетяне и научили людей разговаривать.
  2. Допустим, что люди нашли волшебный говорящий камень.
  3. Возможно, что в джунглях люди встретили говорящего попугая.
  4. Люди договорились друг с другом дать названия разным предметам.

Образец

Тема проекта: «Мир слов».

Цель: Выяснить, как толковый словарь помогает в жизни.

Задачи:

  1. Изучить строение словаря.
  2. Определить, когда и где можно использовать словарь.
  3. Придумать рекламу для толкового словаря.

Гипотеза: В наше время невозможно обойтись без толкового словаря.

6. Работа с информацией.

Информация – это сведения об окружающем мире, сообщения о чём - либо.

1) Сбор информации.

Постараться узнать как можно больше о предмете исследования.

Может быть устная информация. Например, вам кто – то о чём – то рассказал, сообщил (родители, одноклассники, учителя, соседи, продавец в магазине и т.д.).

Но может быть и письменная информация, или текстовая информация (статья в журнале или газете, рекламные листы, книги и др.)

К информации относятся не только устные сообщения и тексты, но и изображения – фотографии, картинки, графика. Это визуальная информация.

2) Методы исследования.

Зададим себе вопрос: как мы можем узнать что – то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку.

Метод (греч.) – способ, приём познания явлений окружающего мира; способ действия.

Методов много. Для своего исследования выбирайте только те, которые нужны.

Методы исследования:

  • Эксперимент – это опыт, ставится для изучения, исследования чего – либо.
  • Изучение источника исследования.
  • Опрос.
  • Интервью.
  • Поиск информации (в книгах, словарях, энциклопедиях, интернете и т.д.).
  • Анализ информации.
  • Наблюдение. Наблюдение может включать в себя три возможных действия: описание, измерение, сравнение, а также сравнение явлений между собой.
  • Мозговой штурм.
  • Сравнение.
  • Тестирование.

3) Результаты исследования.

Все проекты предполагают создание информационного или творческого продукта.



Предварительный просмотр:

Темы исследовательских работ для начальных классов о семье:

Влияние компьютера на детей

Волшебство красок

Война и наша семья

Генеалогическое дерево моей семьи

Из истории детских обязанностей

Имя в жизни человека

Моя родословная

Лента времени моей семьи

Награда в нашем доме

Праздники нашей семьи

Письмо моей бабушки внуку

Семейные традиции

Семейные реликвии

Спортивная жизнь моей семьи

Наш дом. Наш двор.

Темы исследовательских работ для начальной школы о природе:

А у нас ананас!

"Белая береза под моим окном"

Береза моя, березонька!

Вечнозелёная красавица леса

Жизнь леса

Кто красит листья в зеленый цвет?

Лес - наш друг

Мой райский сад

Мой любимый фрукт апельсин

Новогодняя красавица

Отчего осенью листья меняют цвет?

О вершках и корешках, или Почему ветви тянутся к солнцу, а корни в землю

Полезные свойства калины

Портрет яблони

Почему в яблоке не прорастают семена?

Путешествие косточки

Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?

Почему у елки колкие иголки?

Русская берёзка

Что мы знаем о древесной коре?

Что такое береста?

Что такое листопад?

Этот мексиканский незнакомец – авокадо

Яблоня и яблоко

Янтарь — волшебные слезы деревьев

Я садовником родился

Темы проектных работ начальной школы о комнатных растениях:

Выращивание кактусов в домашних условиях

Зелёный подоконник в школе

Кактус – колючий друг

Кто ты, кислый лимон?

Лечат ли комнатные растения простуду?

Мир кактусов

Мир растений на подоконнике

Можно ли вырастить в домашних условиях кактус большого размера?

Можно ли вырастить растение в закрытой стеклянной банке?

Мои зеленые друзья

Мой любимый цветок - бегония

Мой цветник

Мой сад

Мой чудо-цветок

Моё увлечение — кактусы

О комнатных растениях

Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?

Секреты "бабушкиной герани"

Удивительные кактусы

Фиалка для мамы

Фиалки в подарок бабушке

Что мы знаем о лимоне?

В гостях у белой кувшинки

Можно ли использовать растение одуванчик в пищу?

Мой маленький мир дикорастущих растений

Одуванчик — маленькое солнышко

Портрет земляники

Посмотрите, одуванчик!

Почему не из каждого семени зарождается новая жизнь?

Почему подсолнух называют цветком солнца?

Почему растёт растение

Про вершки и корешки

Природное сообщество – луг

Роль растения в жизни человека

Что за ягода малина?

Что мы знаем о подсолнухе?

Ягодная азбука

Ягода Арбуз.

Темы исследовательских работ начальной школы об огороде:

Аптека на грядке: бабушкина капуста

Ах, картошка, картошка!

Ах, морковка, объедение!

Без окон, без дверей полна горница людей

"Весёлая фасоль"

Где лучше растет лук?

Где растут мочалки?

Загадки про овощи и фрукты

Кто его раздевает, тот слезы проливает

Любимая картошка в жизни нашей семьи

Лук от семи недуг

Наблюдение за развитием лука

Наш друг — лук порей

Нужна ли подкормка рассаде кабачков?

Обитатели приусадебного участка

Опыт с фасолью. Проращивание

Органическое земледелие

Откуда к нам пришли помидоры и почему их так назвали

Подбор растений для альпинария

Польза картофеля для здоровья человека

Помидор — плод здоровья

Праздник картофеля — Бульба

Сеньор-помидор

Фасоль - хороший или плохой сосед на грядке?

Раз горох, два горох…

Что наша жизнь? Игра? Нет – кабачковая икра!

Ступеньки жизни. История жизни фасолевого семечка

Темы исследовательских проектов начальных классов о лекарственных растениях:

Бабушкина аптека

Крапива. Что я знаю о ней?

Лекарства- сорняки

Лечат ли комнатные растения простуду?

Нежность ромашки — для души и тела

Отчего крапива жжется?

Польза алоэ

Я не степью хожу, я хожу по аптеке...

Темы исследовательских работ младших школьников о цветах:

Выгонка гиацинта к 8 Марта — "Подарок маме"

Вырастим тюльпаны сами, а потом подарим маме

Мои любимые розы

Чудо цветы – бархатцы

Подари цветок маме

Наблюдение за ростом и развитием садовых и сортовых тюльпанов

Подсолнух – солнечный цветок

Почему пахнут цветы?

Почему цветы разноцветные

Почему у бабушки на даче самые красивые цветы

Путешествие по царству цветов. Ландыш

Путешествие по царству цветов. Лотос

Путешествие по царству цветов. Одуванчик

Путешествие по царству цветов. Подснежник

Сохрани ландыш майский!

Тюльпан для мамы

Цветок Солнца

Цветок для мамы

Цветы для дома и души

Цветы в саду и дома

Чудесный мир ароматов

Я маме букет подарю…

Темы исследовательских работ начальной школы о животных:

Жизнь и гибель динозавров на планете Земля

Зачем ежу яблоко?

Крокодиловы слезы

Кролики

Кто живет у нас в лесу?

Кто как приспосабливается к окружающему миру

Кто под бугорком живёт?

Кто строит дом на реке?

Кто такие ежи и что мы знаем об их жизни?

Кто такой слон?

Кто ты, собака?

Кулинарные пристрастия белочки

Любимое домашнее животное

Люблю тебя, мой друг мохнатый!

Любознательный зверёк — белка

Люди и кошки.

Люди и дельфины

Мамонты — древние и могучие

Медведь сказочный и настоящий

Мир забавных животных

Мир зебр

Мир китов

Мир лошадей

Мир собак

Может ли хомяк заменить байбака, а байбак хомяка?

Мой пудель

Мой кот

Мое домашнее животное — немецкая овчарка

Мое любимое животное — дельфин

Можно ли подружиться с лошадью?

Мои домашние питомцы

Мои загадочные кошки

Мои кошки

Мои любимые кролики

Мои любимые лошадки

Мои любимые хомячки

Мои питомцы

Мои четвероногие друзья

Мой верный друг - собака

Мой домашний питомец — сирийский хомячок

Мой домашний питомец — скотч-терьер

Мой любимчик — морская свинка

Мой пушистый ласковый кот Рыжик

Мой рыжий непоседа — кот

Мой щенок: первый месяц жизни

Морская свинка — идеальное животное для детей любого возраста

Моя любимая кошка

Моя любимая собака

Наблюдение за золотистыми хомячками

Наблюдение за развитием крольчонка при искусственном вскармливании

Наблюдения за домашними и дикими мышами

Нам не страшен серый крыс!

Наш любимый зоопарк

Необычные факты про обычного ежика

Нора – это дом. Жилища животных

О леопардах

Образ жизни и поведение моего кота

Образ жизни летучих мышей

Один день из жизни хомяка

О кошках

Олени — наши друзья

Отличие в поведении больших и маленьких собак

Очень длинношеее животное под чудным названием — жираф

Поведение домашних свиней

Поведение кошек

Потерянный мир динозавров

Почему вымерли динозавры?

Почему киты всплывают на поверхность и выпускают фонтан воды?

Почему корова даёт молоко?

Почему на Земле вымерли динозавры

Почему скрипит косатка

Почему тигр полосатый?

Почему у Хомки толстые щечки?

Почему у кошки в темноте светятся глаза?

По следам уссурийского тигра

Привычки и повадки моих кошек

Про зайцев...

Пушистые чудики

Разные породы лошадей

Рядом с нами живут белки...

Свинья ли свинья?

Собака - друг человека

Собака друг человека или человек друг собаки?

Собака — настоящий друг

Содержание и воспитание щенка

"Существа, любящие нас больше, чем самих себя"

У кого длиннее хвост?

У кого язык на ноге?

Удивительные кошки

Удивительные дельфины

Удивительный мир динозавров-великанов

Умели ли динозавры летать?

Умеют ли разговаривать дельфины

Умеют ли животные считать?

Умственные способности кошки

Усы, лапы и хвост, или Что хочет сказать нам кошка?

Хвостатые гидростроители.

"Хвостик, хвост, хвостище"

Хомяк в поисках истины

Хомячки-пуховички.

Хорёк. Может ли он заменить кошку?

Царь динозавров

Чей нос лучше?

Чем заяц отличается от кролика

Чем лечатся слоны?

Что я знаю о дельфинах

Что я узнал о кошках

Что мы знаем о кошках?

Ягуар — величественный хищник

Я за любовь ко всем собакам.



Предварительный просмотр:

Список тем проектов для младших школьников

Социальные:

- Два разных мира: мальчики и девочки

- Таланты нашей школы

- Чистота нашего города

- Наши бабушки и дедушки

- Кому нужна наша помощь

- Природа просит защиты

- Мы в ответе за тех, кого приручили

Творческие:

- Мы играем

- Комиксы, как способ проявления своего «Я»

- Как сделать класс уютным и приятным

- Профессия моей мечты

- Что можно сделать из теста

Учебные:

- Наша речь

- Народный фольклор

- Задачи в стихах

- Чудесные превращения воды

- Занимательная грамматика

Исследовательские:

- Как сохранить здоровье?

- Как встречают Новый год в разных странах

- Умеем ли мы дружить?

- Бывают ли чудеса?

- В чем секрет успешной учебы?

- Как государство заботится о детях?

Информационные:

- Правильное воспитание домашних животных

- Наши права и обязанности

- Фильмы для детей

- Деньги и дети

- Реклама в нашей жизни

Список примерных тем:

  1. Вода на Земле.
  2. Мой любимый литературный герой.
  3. Праздничное оформление блюд.
  4. Как сохранить здоровье?
  5. Что мы можем без взрослых?
  6. Правильное воспитание домашних питомцев.
  7. Профессии наших родителей.
  8. Как встречают Новый год в разных странах.
  9. Мое дерево.
  10. Игрушки в нашей жизни.
  11. Красное солнышко.
  12. Для чего я живу?
  13. Мой аквариум.
  14. Мой домашний зоопарк.
  15. Умеем ли мы дружить?
  16. Мир моих увлечений.
  17. Гости в нашем доме.
  18. Микробы.
  19. Идеальный ученик.
  20. Наши права и обязанности.
  21. Школьная форма.
  22. Красота в нашей жизни.
  23. Художники-анималисты.
  24. Оригами.
  25. Наша речь.
  26. Семейная династия.
  27. Сказочное государство.
  28. Как хлеб на стол приходит.
  29. Детские песни.
  30. Как сделать класс уютным и красивым?
  31. Суеверия.
  32. Сказка ложь, да в ней намек...
  33. Бездомные животные.
  34. Легко ли стать отличником?
  35. Школьная перемена.
  36. Правильное питание.
  37. Интересный учебник.
  38. Наше настроение.
  39. Способы выражения своих мыслей.
  40. Почему звучит скрипка?
  41. Доброе дело.
  42. Волшебные слова.
  43. Мы – покупатели.
  44. Фильмы для детей
  45. Мода.
  46. Тайны живой природы.
  47. Тема Рождества в поэзии и живописи.
  48. В лесу родилась елочка.
  49. Воздух нашего города.
  50. Фейерверки - украшение праздника.
  51. Цветочные часы.
  52. Юмор в детской жизни.
  53. Мир цветов.
  54. Компьютер в нашей жизни.
  55. Доброта спасет мир.
  56. Времена года.
  57. Растительный мир школьного двора.
  58. Животные нашего леса.
  59. Веселый урок.
  60. Как развеять скуку?
  61. На что способны троечники?
  62. Умей видеть хорошее.
  63. Оптимисты и пессимисты.
  64. Детские конфликты.
  65. Конструирование.
  66. Мы - глазами окружающих людей,
  67. Для чего животным хвост?
  68. «Совы» и «жаворонки».
  69. Как сохранить зрение?
  70. Чистота - залог здоровья.
  71. Мы – пешеходы.
  72. Рифмы.
  73. Кошка и собака: как их подружить?
  74. Ребусы.
  75. Загадки.



Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя теоретического и методического характера по организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.

  • Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учащихся и педагогов // Завуч. – 2015. - № 6.
  • Витте И. Маленькая кузница большой науки (формирование навыков научно-исследовательской работы учащихся и этапы научного исследования) // Управление школой (ПС). – 2008. - № 5.
  • Гафитулин М.С. Проект «Исследователь» (исследовательская деятельность учащихся) // Школьные технологии. – 2009. - № 3.
  • Гликман И.З. Подготовка к творчеству: учебное исследование // Школьные технологии. – 2006. - № 3.
  • Гринько С.Г., Чернышева Г.А. Исследовательские проекты в практике обучения (особенности проектной деятельности) // Одаренный ребенок. – 2008. - № 3.
  • Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников // Начальная школа (ПС). – 2006. - № 10..
  • Ильина И.Н. Исследовательская деятельность учащихся (из опыта) // Одаренный ребенок. – 2008. - № 2.
  • Кропочева Т.Б. Исследовательские экскурсии в начальной школе // Начальная школа. – 2014. - № 11.
  • Михайлова О.В. Формы и методы краеведческой работы в исследовательской деятельности учащихся // Одаренный ребенок. – 2014. - № 2.
  • Новикова С. Развивающий потенциал учебного исследования // Воспитание школьников. – 2007. - № 2.
  • Озеров А.Г. Метеорологические наблюдения школьников (исследовательская деятельность учащихся в природе) // Классное руководство и воспитание школьников (ПС). – 2008. - № 11.
  • Пержинская Е.В. Как организовать исследовательскую работу в I классе // Начальная школа. – 2016. - № 5.
  • Савенков А.И., Середенко П.В. Подготовка будущих учителей к исследовательскому обучению младших школьников // Начальная школа. – 2007. - № 10.
  • Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве // Начальная школа. – 2017. - № 2


Предварительный просмотр:

Ссылки на актуальные мероприятия проектного характера для младших школьников



Предварительный просмотр:

Ссылки на актуальные мероприятия исследовательского характера для младших школьников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....