ПК 4.3
методическая разработка по теме
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ ЗАСЕДАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Присутствовали 17 человек, из них:
Заместитель директора по УР Шилова О.С.;
Учителя начальных классов: Селедкина Лилия Александровна, Ситникова Елена Геннадьевна, Смолина Дарья Николаевна, Розеватова Татьяна Олеговна, Каримова Марина Геннадьевна, Кадочникова Марина Ивановна, Дериглазова Наталья Викторовна, Димитрова Алёна Валерьевна, Миляева Анастасия Вячеславовна, Сокова Екатерина Павловна, Казакова Татьяна Вячеславовна, Фетисова Татьяна Александровна, Валеева Ольга Михайловна, Искандерова Мария Александровна, Удачина Инна Викторовна, Улахович Екатерина Александровна.
На повестке дня были следующие вопросы:
1. Подготовка к школьно-практической конференции;
2. Проектная деятельность учащихся;
3. Подготовка к городским диагностическим работам в 3-их классах.
Ход заседания:
По 1-му вопросу выступила Шилова О.С., сообщила регламент проведения школьной научной конференции.
По 2-му вопросы выступили Селедкина Л.А. и Розеватова Т.О., поделились опытом работы с проектами.
По 3-му вопросы выступила Шилова О.С. поделилась опытом проведения диагностических работ прошлых лет. Ситникова Е.Г. и Удачина И.В. предложили задания для эффективной подготовки к диагностическим работам.
По итогу заседания МО постановили:
1. Провести школьную научно-практическую конференцию согласно регламенту;
2. Активно использовать работу над проектами в деятельности учителя;
3. Провести качественную подготовку к диагностическим работам в 3-их классах.
Содержание заседания МО учителей начальных классов соответствует его целям и достигнутым результатам. Все вопросы, поставленные на повестку дня, были решены.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил , Курт Мередит . Представляет собой систему стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы .
Позволяет добиваться таких образовательных результатов, как: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим ; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе ; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата». В рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо данные этапы получили несколько иные названия и функции (стадии).
Первая стадия – вызов (побуждение) определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется , что дети уже знают об этом или думают, что хотят узнать, или что нужно узнать, и для чего это нужно знать. С этой целью используются разные приемы обучения, например составление кластера или ассоциации , в котором наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями или явлениями. Роль учителя на этом этапе невелика, дети должны чувствовать себя комфортно. На этой стадии используется прием « мозгового штурма », который активизирует внимание всех учеников (и слабых, и сильных). У детей появляется интерес к предмету разговора. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определить цели познавательной деятельности на данном уроке.
Вторая стадия – осмысление (поиск ответов ) поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Ребенок больше работает самостоятельно, в парах или группах. Если что-то не понятно, то он может обратиться за помощью к учителю. Это этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, связать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание. Для этого используются самые разнообразные приемы: чтение текста с остановками ; составление таблиц ; изложение в паре , « инсерт » – чтение текста с пометками и т. д.
Третья стадия – размышление (рефлексия) позволяет выяснить, насколько ребенок понял тему. З адаются как закрытые (выражающие одно мнение), так и открытые (выражающие несколько мнений) вопросы. Ответы должны быть по возможности полными и расширенными. Учащиеся осмысливают все то, что они изучали на уроке, выражают мысли и понятия через информацию, которую они получили. Эта стадия реализуется также с помощью различных приемов (стратегий ): написания мини-сочинения или эссе , пятистишия – синквейна , кластера . Происходит целостное осмысление, обобщение и присвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного.
Каждому этапу работы на уроке присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, можно планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости своих учеников, целями урока и объемом учебного материала.
«Мозговой штурм » (Вызов) Цель использования: 1) выяснение того, что знают дети по теме; 2) набрасывание идей, предположений по теме; 3) активизация имеющихся знаний.
«Корзина идей» (Вызов) 1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты ). 2. Обмен информацией в парах или группах. 3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного . 4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны . 5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
«Лови ошибку» (Вызов) Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки . Важно , чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: явные , которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний и скрытые , которые можно установить, только изучив новый материал . Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
« Инсерт » (Осмысление) + - ? … … … Чтение текста с пометками: + я это знал, - я этого не знал, ! это меня удивило ? хотел бы узнать подробнее. При составлении таблицы, выписываются основные положения из текста
«Ключевые слова» (Осмысление) Выписываются из текста "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
Перепутанные логические цепи (Осмысление или Рефлексия) Отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку.
Синквейн (Рефлексия) Пятистишие : - 2 прилагательных, описывающих тему - 3 глагола, характеризующих действие - фраза из 4 слов, содержит основную мысль - синоним к теме. В синквейне отражается суть понятия, не должно быть однокоренных слов, главное - выразить типичные черты понятия .
« Психорисунок » (Рефлексия) Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло, счастье и т.д., и затем объяснить свои рисунки.
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока Окружающего мира
УМК «Школа России», 2 класс
Тема: Ты и твои друзья
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Что значит выражение «У дружбы свои законы»? - Какие правила нужно соблюдать, чтобы с другом не было ссор? Сформулируйте правила дружбы. (Оформляем цветок с лепестками. Лепесток – правило). - Так что же значит «дружить»? - Мы с вами пришли к выводу, что дружить - это значит делать вместе дела, проводить вместе досуг, помогать друг другу в учёбе, настоящие друзья не оставят в беде, а если ты совершил плохой поступок, то они не отвернутся от тебя, а помогут тебе исправить ошибку. - Настоящую дружбу ничто не разрушит. Как найти друзей? Ответ очень простой - будь хорошим другом сам. - Предлагаю выполнить следующее задание в паре, вам необходимо составить синквейн к слову «Дружба». - Вспомним правила написания синквейна: 1 строка – одно слово – название стихотворения, тема. 2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна; 3 строка – три глагола, описывающих действие по теме синквейна; 4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая ваше личное отношение автора синквейна к теме. 5 строка – синоним, итог. | Закон – это правило. У дружбы есть свои законы, значит, правила. Правила дружбы:
1.Дружба. 2. Верная, настоящая. 3. Приходит, помогает, выручает. 4.Друг познаётся в беде. 5.Взамопомощь. |
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока Русского языка
УМК «Школа России», 2 класс
Тема: «Собственные и нарицательные имена существительные»
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Обратите внимание на доску. Перед вами 2 слова. Прочитайте их внимательно. (Надя, велосипед) Сейчас мы постараемся указать все признаки каждого слова по отдельности. Что можем сказать про слово «Надя»? (ответы детей записываются на доске под словом) Отлично! Теперь работаем со словом «велосипед». Какими признаками обладает это слово? (ответы детей записываются на доске под словом) Великолепная работа! Все ли признаки данных слов мы указали? Попробуйте найти отличия у этих слов. Что между ними разного? Попробуйте ответить на вопрос «Почему слово «Надя» написано с заглавной буквы, а слово «велосипед» со строчной?» Какие ещё слова всегда могут быть записаны с заглавной буквы? Со строчной? В русском языке для обозначения этих существительных давно придуманы специальные термины. Это - имена существительные собственные и нарицательные. Предлагаю познакомиться с правилом в учебнике. «Собственные имена существительные выделяют предмет из числа одинаковых и пишутся всегда с заглавной буквы, а нарицательные имена существительные называют предметы в числе одинаковых и пишутся со строчной буквы». | 4 буквы, 4 звука, 2 слога, Отвечает на вопрос «кто?», Имя существительное, Единственное число, Женский род, Одушевлённое, 1 есклонение 9 букв, 9 звуков, 4слога, Отвечает на вопрос «что?», Имя существительное, Единственное число, Мужской род, Неодушевлённое, 2е склонение. Разное количество букв, звуков, слогов; Разный род, Отвечают на разные вопросы, разное склонение, пишутся по-разному: слово «Надя» с заглавной, слово «велосипед» – со строчной. Москва, Россия, Волга, Байкал, Ваня, Тузик. Лимонад, вёсла, зима, горка, метель. Знакомство с правилом. Чтение правила хором. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое языковой портфель учащегося? ЯП для начальной школы представляет собой пособие – иллюстрированный Дневник, который ярко оформлен и содержит ясные задания, понятные и интересные детям; при этом удовлетворяется потребность младших школьников в изобразительной деятельности. В этом Дневнике Успехов ученик фиксирует свои достижения и опыт в овладении неродными языками.
Плюсы работы с Языковым Портфелем: 1. ученику важно осознание успеха, который может быть «осязаем», который можно подержать в руках; 2. ЯП предоставляет возможность взаимодействия ребёнка со взрослыми в оценке своих результатов; 3. помогает маленькому ученику увидеть смысл в том, что он делает, развивать свою ответственность; 4. развитие всех психич. процессов детей – восприятие, мышление, внимание, память и воображение.
Цели, реализуемые с помощью технологии «ЯП» для начальной школы: – повысить свою мотивацию в изучении неродного языка и осознать ценность межкультурного общения; – оценить свой уровень владения неродными языками и сопоставить его с европейскими нормами; – определить способы совершенствования своих знаний и умений.
Если учитель планирует использовать технологию ЯП, рекомендуется провести специальное собрание для родителей , посвящённое ЯП, где важно рассказать о его целях , содержании , значимости для детей . Учитель сообщает родителям о том, на какие темы дети будут задавать им вопросы, и дает рекомендации, как они могут помочь своим детям. Учитель может раздать родителям специальные письма-памятки.
Языковый портфель представлен в виде отдельной тетради и содержит материал, который ученики будут использовать по мере прохождения всего курса: Языковой Языковая Досье паспорт биография
Основные составляющие «Языкового паспорта» : Личные данные (имя, фамилию, дату и место рождения, национальность) Языки обучения и общения в семье Информацию о пребывании за границей Информация об участии в проектах Свидетельства, дипломы, сертификаты Таблица самооценки.
Языковая биография содержит контрольные листы самооценки всех видов речевой деятельности (аудирования, говорения, чтения, письма), которые составлены в соответствии с кодификаторами Программы и УМК, где учащиеся пытаются ответить на вышеперечисленные вопросы и оценить свои знания.
Досье: фиксирует любые практические примеры достижений в изучении иностранного языка. Например, самостоятельные работы, переводы художественных текстов, материалы учебных проектов. В «Досье» также могут быть включены справки и дипломы об окончании языковых курсов.
Языковой портфель является собственностью учащихся. Он может включать в себя любые проекты, рисунки, поделки, сертификаты