ПК 4.2. Предметно-развивающая среда учебного кабинета начальных классов
презентация к уроку на тему
Создавать предметно - развивающую среду в кабинете
«Чтобы сделать ребёнка
умным и рассудительным,
сделайте его крепким
и здоровым».
Ж.-Ж. Руссо
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации по оформлению и содержанию учебного кабинета | 48 КБ |
Здоровьесберегающие технологии | 22.39 КБ |
Модель предметно - развивающей среды | 850.2 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методические рекомендации по оформлению и содержанию учебного кабинета начальной школы»
А. Дистервейг подчеркивал необходимость «… принимать во внимание различные моменты или предметы, определяющие преподавательскую деятельность. А именно: 1) человека, подлежащего обучению, ученика-субъекта; 2) предмет учения и обучения – учебный предмет – объект; 3) внешние условия, в которых находится ученик, время, место и т.д.; 4) обучающего учителя».
Подробнее остановимся на третьем направлении в этой классификации – «внешние условия, в которых находится ученик», т.е. комфортная внутришкольная среда как внутреннее пространство школы или учебного класса, а также система ее (среды) условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся; способствующих их оптимальной вовлеченности в образовательную деятельность (ОД) и успешной самореализации.
Поэтому, работа по оформлению и содержанию учебного кабинета для младших школьников возможна по следующим направлениям:
Эстетическое оформление кабинета:
а) цветовое:
- 6,5 – 8 лет – предпочитают красный, пурпурный и розовый цвета;
- 9-11 лет – оранжевый и желто-зеленый цвета.
- зеленый цвет – успокаивает, клонит ко сну;
- желтый цвет – веселое и радостное настроение;
- коричневый – жесткий;
- фиолетовый и синий – неуверенность, мрачный настрой;
- голубой – легкий;
- желтый и красный цвета желательно использовать в небольших дозах;
- зеленая передняя стена при желтых боковых стенах создает благоприятные условия
для работы;
- красный – сила, активность;
б) Зеленая зона:
- многообразие декоративных цветов, желательно в отдельно отведенном месте;
- информационные карты о цветах (название цветка, семейство и т.д.).
По данным психологов и медицинских работников – Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 544 с.
Уголок здорового образа жизни:
- Здоровый образ жизни.
- ПДД.
- ОБЖ.
Содержание направлений:
- наличие соответствующих стендов, информационных уголков, видеотеки,
справочных материалов, рекомендаций, наглядных пособий, инвентаря;
- наличие тренажеров для глаз (в электронном и бумажном варианте), софитов
над доской;
- мебель в соответствии с ростом (цветовая маркировка);
- правила поведения в чрезвычайных ситуациях (плакаты, схема эвакуации из
здания и т.п.).
Документация кабинета:
Паспорт кабинета:
1) Функциональное назначение имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и т.д.
2) Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование.
3) Правила пользования учебным кабинетом для учащихся.
4) План работы на учебный год и перспективу (для учащихся, родителей, коллег).
Соблюдение санитарно-гигиенических норм:
- освещенность, состояние мебели;
- размеры проходов, расстояния между предметами: между рядами двухместных
столов – не менее 60 см, от столов до продольной стены – не менее 50-70 см, от первой парты до учебной доски – 2,4-2,7 м, наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски – 860 см, высота нижнего края учебной доски над полом–80-90 см.
Источник: СанПиН 2.4.2.1178-02, утвержденные и введенные в действие Постановлением главного санитарного врача РФ от 28.11.2002 г. № 44, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 г., рег. № 3997.
Кабинет позволяет развивать общеучебные умения и навыки:
Учебно-организационные: оптимальная организация ученических мест, места педагога, наличие ТСО (может входить и Интерактивная доска).
Учебно-интеллектуальная: схемы, модели, занимательные стенды по предметам или темам; ребусы, кроссворды, уголок «Почемучка», «Вопросы и ответы», «Занимательная математика» (и др. предметы), «А знаете ли вы?..».
Учебно-информационные:
Наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов:
- рекомендации по планированию учебной деятельности;
- по организации и выполнению домашней работы;
- по тестированию, контролю и оценке;
- доска результативности;
- Памятки для учащихся, справочники, энциклопедии.
Учебно-коммуникативные:
- памятки или стенды по формированию речевых стереотипов;
- памятки по написанию сочинений, изложений, работе с текстом и т.д.
Кабинет позволяет активизировать содержание образования на разных уровнях:
Репродуктивном: раздаточный систематизированный материал для упражнений тренировочного характера.
Редуктивном (частично-поисковом): разнообразный систематизированный дидактический и раздаточный материал.
Продуктивном (творческом): разнообразный систематизированный дидактический и раздаточный материал.
Самостоятельная работа: материалы для организации дифференцированной работы на уроках и во внеурочное время, организации самоподготовки в ГПД, дома.
Организация деятельности во внеурочное время (ГПД, кружки, факультативы):
Библиотека «Почемучки»:
- классификация по жанрам или по темам;
- рекомендации, привлекающие учеников к чтению литературы («Прочитай, это
интересно…», «Из книги … ты сможешь узнать…», «Чтение по интересам» и т.п.;
- доступное, удобное пользование библиотекой.
Зона релаксации (отдыха):
- наличие специально отведенного места в классе;
- создание условий (мягкая мебель (желательно из кожи или кожзаменителя для
удобства обработки, ковровый настил или ковер, игровые наборы, музыкальная релаксация (муз. центр и подборка кассет, дисков, пластинок по темам), питьевая вода (куллер, обработка посуды!), цветы, рыбки и т.д.).
Кабинет должен помогать реализовывать цель:
Образовательную и развивающую: наличие комплекта дидактических материалов, тестов, раздаточных материалов, таблиц, учебников.
Воспитательную: Российская атрибутика, материалы и стенд по кубановедению, информационный материал по нравственным темам;
Предварительный просмотр:
«Здоровьесберегающие технологии в школе»
Современные образовательные стандарты предъявляют к учащимся школ высокие требования, увеличивая на них нагрузку. Кроме того, в школьный период дети интенсивно растут, им свойственны усталость и утомляемость. Регулярно пополнять энергию, заботиться о самочувствии детей призваны здоровьесберегающие технологии в школе.
Что такое здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии – это условия, принципы, методы образовательного процесса, призванные сохранить и укрепить здоровье учащихся.
Цель этих технологий – сбережение здоровья учеников в период обучения, усвоение знаний, навыков, привычек сохранения здоровья. В итоге дети должны научиться пользоваться полученными навыками в дальнейшей жизни.
Задачи здоровьесберегающей деятельности в школе:
Формирование у детей устойчивой мотивации к воспитанию и обучению.
- Расширение возможностей учеников.
- Формирование нравственности, волевых качеств, трудолюбия.
- Развитие эмоциональной и эстетической сфер личности.
- Укрепление и поддержание физического здоровья.
- Профилактика заболеваний.
- Обучение умениям и навыкам взаимодействия с окружающими.
- Формирование безопасного поведения во время игр, в быту, на природе.
Принципы здоровьесохраняющих технологий.
В решении поставленных задач нужно придерживаться следующих принципов.
Принципы, которые помогают выбрать правильное направление решения задач и подходящие методы для этого. Несоблюдение даже одного принципа вредит технологиям и снижает их эффект.
Согласно принципам учителя должны:
- Не причинять вред.
- Отдавать предпочтение эффективной заботе о здоровье учеников.
- Понимать под здоровьем физическое, психическое и психологическое благополучие.
- Использовать технологии непрерывно и с учетом преемственности.
- Взаимодействовать с учениками как с субъектами.
- Учитывать возрастные особенности учеников в процессе обучения.
- Сочетать охрану здоровья и обучение здоровым привычкам.
- Формировать ответственность за свое здоровье.
- Научить действовать на перспективу.
- Контролировать результаты.
Решение задач с соблюдением всех принципов требует создания специальной здоровьесберегающей среды в школе.
Создание здоровьесберегающей среды на уроке
Соответствующую среду на уроках создает учитель и окружающая обстановка. Администрация школы должна оказывать учителям в этом поддержку.
Для создания среды, сохраняющей здоровье, считаю, учитель должен:
- Поддерживать выполнение санитарно-гигиенических условий в учебном помещении.
- Менять активные и пассивные формы и методы урока, использовать динамические паузы.
- Менять виды деятельности учеников в течение урока.
- Не допускать перегрузок на занятиях.
- Анализировать уроки с валеологической точки зрения.
Положительный результат здоровьесберегающих технологий в школе зависит и от соблюдения следующих условий:
- Выявление и учет показателей здоровья детей.
- Правильная организация места и времени учебных занятий.
- Применение приемлемых для учебного заведения здоровьесберегающих технологий.
- Тесное взаимодействие родителей, учителей и администрации по вопросам сбережения здоровья детей.
Благоприятные условия, поддержка со стороны родителей, искренняя заинтересованность учителя в сохранении здоровья своих подопечных помогут достичь целей технологий, сохраняющих здоровье.
Виды здоровьесберегающих технологий в школе
Технологии здоровьесбережения делятся на несколько групп.
Общие здоровьесберегающие технологии на уроках:
- Физкультминутки для тела и глаз.
- Тематические вставки о здоровье на каждом предмете.
- Отслеживание эмоционального настроя.
- Походы классом, школой.
- Цветотерапия.
- Смена деятельности 5-7 раз за урок.
- Употребление слов и выражений, не унижающих ребенка, а помогающих поверить в себя.
- Классные и родительские собрания по теме здоровья.
На конкретных предметах используются определенные методы здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие технологии в школе должны применяться с первого класса, а еще лучше начинать их использовать с детского сада. Чем раньше приучить детей заботиться о своем здоровье, тем больше шансов, что они будут делать это на протяжении всей жизни.
Будьте здоровы !
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПК 4.2. Предметно - развивающая среда учебного кабинета начальных классов
Предметно-развивающая среда в кабинете начальных классов....
ПК 4.2. Предметно - развивающая среда учебного кабинета начальных классов
Работу по оформлению и оборудованию закончить нельзя. Надо постоянно обновлять и совершенствовать свой учебный кабинет – это пространство для творчества!...
ПК 4.2. Предметно-развивающая среда учебного кабинета начальных классов
Создать в кабинете предметно - развивающюю среду...
ПК 4.2 Предметно-развивающая среда учебного кабинета начальных классов
Большое внимание в стандарте уделяется предметно - пространственной среде, которая должна соответствовать запросам современного общества и удовлетворять потребности всех участников образовательного пр...
ПК 4.2 Предметно-развивающая среда учебного кабинета начальных классов
Создавать в кабинете предметно-развивающую среду....
ПК 4.2. Предметно-развивающая среда учебного кабинета начальных классов
Создавать в кабинете предметно-развивающую среду...
ПК 4.2. Предметно - развивающая среда учебного кабинета начальных классов
Предметно-развивающая среда кабинета....