ПК 4.2. Предметно-развивающая среда учебного кабинета начальных классов
презентация к уроку на тему

Субачева Надежда Анатольевна

Создавать предметно - развивающую среду в кабинете

«Чтобы сделать ребёнка

  умным и рассудительным,

                                                                             сделайте его крепким

                                                              и здоровым».

                                                                                       Ж.-Ж. Руссо

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Методические рекомендации по оформлению и содержанию учебного кабинета начальной школы»

     А. Дистервейг подчеркивал необходимость «… принимать во внимание различные моменты или предметы, определяющие преподавательскую деятельность. А именно: 1) человека, подлежащего обучению, ученика-субъекта; 2) предмет учения и обучения – учебный предмет – объект; 3) внешние условия, в которых находится ученик, время, место и т.д.; 4) обучающего учителя».

     Подробнее остановимся на третьем направлении в этой классификации – «внешние условия, в которых находится ученик», т.е. комфортная внутришкольная среда как внутреннее пространство школы или учебного класса, а также система ее (среды) условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся; способствующих их оптимальной вовлеченности в образовательную деятельность (ОД) и успешной самореализации.

     Поэтому, работа по оформлению и содержанию учебного кабинета для младших школьников возможна по следующим направлениям:

     Эстетическое оформление кабинета:

    а) цветовое:

  • 6,5 – 8 лет – предпочитают красный, пурпурный и розовый цвета;
  • 9-11 лет – оранжевый и желто-зеленый цвета.
  • зеленый цвет – успокаивает, клонит ко сну;
  • желтый цвет – веселое и радостное настроение;
  • коричневый – жесткий;
  • фиолетовый и синий – неуверенность, мрачный настрой;
  • голубой – легкий;
  • желтый и красный цвета желательно использовать в небольших дозах;
  • зеленая передняя стена при желтых боковых стенах создает благоприятные условия

для работы;

  • красный – сила, активность;

б) Зеленая зона:

  • многообразие декоративных цветов, желательно в отдельно отведенном месте;
  • информационные карты о цветах (название цветка, семейство и т.д.).

По данным психологов и медицинских работников – Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 544 с.

     Уголок здорового образа жизни:

     - Здоровый образ жизни.

     - ПДД.

     - ОБЖ.

     Содержание направлений:

  • наличие соответствующих стендов, информационных уголков, видеотеки,

справочных материалов, рекомендаций, наглядных пособий, инвентаря;

  • наличие тренажеров для глаз (в электронном и бумажном варианте), софитов

над доской;

  • мебель в соответствии с ростом (цветовая маркировка);
  • правила поведения в чрезвычайных ситуациях (плакаты, схема эвакуации из

здания и т.п.).

     Документация кабинета:

     Паспорт кабинета:

     1) Функциональное назначение имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и т.д.

     2) Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование.

     3) Правила пользования учебным кабинетом для учащихся.

     4) План работы на учебный год и перспективу (для учащихся, родителей, коллег).

     Соблюдение санитарно-гигиенических норм:

  • освещенность, состояние мебели;
  • размеры проходов, расстояния между предметами: между рядами двухместных

столов – не менее 60 см, от столов до продольной стены – не менее 50-70 см, от первой парты до учебной доски – 2,4-2,7 м, наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски – 860 см, высота нижнего края учебной доски над полом–80-90 см.

     Источник: СанПиН 2.4.2.1178-02, утвержденные и введенные в действие Постановлением главного санитарного врача РФ от 28.11.2002 г. № 44, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 г., рег. № 3997.

      Кабинет позволяет развивать общеучебные умения и навыки:

     Учебно-организационные: оптимальная организация ученических мест, места педагога, наличие ТСО (может входить и Интерактивная доска).

     Учебно-интеллектуальная: схемы, модели, занимательные стенды по предметам или темам; ребусы, кроссворды, уголок «Почемучка», «Вопросы и ответы», «Занимательная математика» (и др. предметы), «А знаете ли вы?..».

     Учебно-информационные: 

     Наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов:

  • рекомендации по планированию учебной деятельности;
  • по организации и выполнению домашней работы;
  • по тестированию, контролю и оценке;
  • доска результативности;
  • Памятки для учащихся, справочники, энциклопедии.

     Учебно-коммуникативные: 

  • памятки или стенды по формированию речевых стереотипов;
  • памятки по написанию сочинений, изложений, работе с текстом и т.д.

     Кабинет позволяет активизировать содержание образования на разных уровнях:

     Репродуктивном: раздаточный систематизированный материал для упражнений тренировочного характера.

     Редуктивном (частично-поисковом): разнообразный систематизированный дидактический и раздаточный материал.

     Продуктивном (творческом): разнообразный систематизированный дидактический и раздаточный материал.

     Самостоятельная работа: материалы для организации дифференцированной работы на уроках и во внеурочное время, организации самоподготовки в ГПД, дома.

     Организация деятельности во внеурочное время (ГПД, кружки, факультативы):

     Библиотека «Почемучки»:

  • классификация по жанрам или по темам;
  • рекомендации, привлекающие учеников к чтению литературы («Прочитай, это

интересно…», «Из книги … ты сможешь узнать…», «Чтение по интересам» и т.п.;

  • доступное, удобное пользование библиотекой.

     Зона релаксации (отдыха): 

  • наличие специально отведенного места в классе;
  • создание условий (мягкая мебель (желательно из кожи или кожзаменителя для

удобства обработки, ковровый настил или ковер, игровые наборы, музыкальная   релаксация (муз. центр и подборка кассет, дисков, пластинок по  темам), питьевая вода (куллер, обработка посуды!), цветы, рыбки и т.д.).

     Кабинет должен помогать реализовывать цель:

     Образовательную и развивающую: наличие комплекта дидактических материалов, тестов, раздаточных материалов, таблиц, учебников.

     Воспитательную: Российская атрибутика, материалы и стенд по кубановедению, информационный материал по нравственным темам;



Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии в школе»

Современные образовательные стандарты предъявляют к учащимся школ высокие требования, увеличивая на них нагрузку. Кроме того, в школьный период дети интенсивно растут, им свойственны усталость и утомляемость. Регулярно пополнять энергию, заботиться о самочувствии детей призваны здоровьесберегающие технологии в школе.

  1. Что такое здоровьесберегающие технологии

 Здоровьесберегающие технологии – это условия, принципы, методы образовательного процесса, призванные сохранить и укрепить здоровье учащихся.

         Цель этих технологий – сбережение здоровья учеников в период обучения, усвоение знаний, навыков, привычек сохранения здоровья. В итоге дети должны научиться пользоваться полученными навыками в дальнейшей жизни.

Задачи  здоровьесберегающей  деятельности  в школе:

         Формирование у детей устойчивой мотивации к воспитанию и обучению.

  • Расширение возможностей учеников.
  • Формирование нравственности, волевых качеств, трудолюбия.
  • Развитие эмоциональной и эстетической сфер личности.
  • Укрепление и поддержание физического здоровья.
  • Профилактика заболеваний.
  • Обучение умениям и навыкам взаимодействия с окружающими.
  • Формирование безопасного поведения во время игр, в быту, на природе.

  1. Принципы здоровьесохраняющих технологий.

В решении поставленных задач нужно придерживаться следующих  принципов.

Принципы, которые помогают выбрать правильное направление решения задач и подходящие методы для этого. Несоблюдение даже одного принципа вредит технологиям и снижает их эффект.

Согласно принципам учителя должны:

  • Не причинять вред.
  • Отдавать предпочтение эффективной заботе о здоровье учеников.
  • Понимать под здоровьем физическое, психическое и психологическое благополучие.
  • Использовать технологии непрерывно и с учетом преемственности.
  • Взаимодействовать с учениками как с субъектами.
  • Учитывать возрастные особенности учеников в процессе обучения.
  • Сочетать охрану здоровья и обучение здоровым привычкам.
  • Формировать ответственность за свое здоровье.
  • Научить действовать на перспективу.
  • Контролировать результаты.

Решение задач с соблюдением всех принципов требует создания специальной здоровьесберегающей среды в школе.

  1. Создание здоровьесберегающей среды на уроке

Соответствующую среду на уроках создает учитель и окружающая обстановка. Администрация школы должна оказывать учителям в этом поддержку.

Для создания среды, сохраняющей здоровье, считаю, учитель должен:

  • Поддерживать выполнение санитарно-гигиенических условий в учебном помещении.
  • Менять активные и пассивные формы и методы урока, использовать динамические паузы.
  • Менять виды деятельности учеников в течение урока.
  • Не допускать перегрузок на занятиях.
  • Анализировать уроки с валеологической точки зрения.

Положительный результат здоровьесберегающих технологий в школе зависит и от соблюдения следующих условий:

  • Выявление и учет показателей здоровья детей.
  • Правильная организация места и времени учебных занятий.
  • Применение приемлемых для учебного заведения здоровьесберегающих технологий.
  • Тесное взаимодействие родителей, учителей и администрации по вопросам сбережения здоровья детей.

Благоприятные условия, поддержка со стороны родителей, искренняя заинтересованность учителя в сохранении здоровья своих подопечных помогут достичь целей технологий, сохраняющих здоровье.

  1. Виды здоровьесберегающих технологий в школе

Технологии здоровьесбережения делятся на несколько групп.

Общие здоровьесберегающие технологии на уроках:

  • Физкультминутки для тела и глаз.
  • Тематические вставки о здоровье на каждом предмете.
  • Отслеживание эмоционального настроя.
  • Походы классом, школой.
  • Цветотерапия.
  • Смена деятельности 5-7 раз за урок.
  • Употребление слов и выражений, не унижающих ребенка, а помогающих поверить в себя.
  • Классные и родительские собрания по теме здоровья.

 На конкретных предметах используются определенные методы здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие технологии в школе должны применяться с первого класса, а еще лучше начинать их использовать с детского сада. Чем раньше приучить детей заботиться о своем здоровье, тем больше шансов, что они будут делать это на протяжении всей жизни.

Будьте здоровы !


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.2. Предметно - развивающая среда учебного кабинета начальных классов

Предметно-развивающая среда в кабинете начальных классов....

ПК 4.2. Предметно - развивающая среда учебного кабинета начальных классов

Работу по оформлению и  оборудованию закончить нельзя. Надо постоянно обновлять и совершенствовать свой учебный кабинет – это пространство для  творчества!...

ПК 4.2. Предметно-развивающая среда учебного кабинета начальных классов

Создать в кабинете предметно - развивающюю среду...

ПК 4.2 Предметно-развивающая среда учебного кабинета начальных классов

Большое внимание в стандарте уделяется предметно - пространственной среде, которая должна соответствовать запросам современного общества и удовлетворять потребности всех участников образовательного пр...

ПК 4.2 Предметно-развивающая среда учебного кабинета начальных классов

Создавать в кабинете предметно-развивающую среду....

ПК 4.2. Предметно-развивающая среда учебного кабинета начальных классов

Создавать в кабинете предметно-развивающую среду...